Эта тема началась с краткой аннотации сериала "Три дня лейтенанта Кравцова". Но ни одного слова не было произнесено по поводу этого фильма. Сегодня посмотрел данный сериал.
"Три дня лейтенанта Кравцова". 2011 год. 4 серии. Производство Украина.
Режиссер Александр Даруга.
Сценарий Алексей Тимошкин.
"Командир взвода лейтенант Кравцов прибывает в действующую армию. Военная судьба, в среднем, отмеряла таким лейтенантам всего три дня жизни. За это время, Кравцов должен стать командиром для своих солдат и повести их в безнадежную атаку, спасая наступающий полк… Сможет ли он выжить в эти три дня? Ведь это так несправедливо — умирать в восемнадцать лет".
В ролях:
Алексей Воробьев - лейтенант Кравцов.
Ксения Суркова - внучка местного жителя.
Владимир Гостюхин - местный житель.
Дмитрий Куличков - командир роты.
Николай Иванов - Особист.
Алексей Гришин - рядовой.
Кирилл Бурдихин - рядовой Березкин.
Кирилл Кяро - рядовой.
Дмитрий Гусев - рядовой.
Владимир Ямненко - сержант Пилипенко.
========================
Не могу сказать, что фильм получился отличный, на уровне лучших образцов советского военного кино. Но также не могу сказать, что сериал получился полностью провальный и антисоветский. Но обо всем по порядку.
Первым делом отмечаю очень хороший подбор актеров. Типажи, вхождение в образ - всё очень на достойном уровне. Не создается эффект одетого в военную форму беременного хипстера. На экране мы видим солдат и офицеров того времени. Не без крошечной утрированности. К примеру образ советского солдата-грузина ( в исполнении Бесо Гатаева) показался мне немного шаржированным. Совсем чуть-чуть. Впрочем, никакой претензии к актерской игре Гатаева нет. Сыграл он отлично. Очень здорово сыграна роль сержанта Пилипенко в исполнении Владимира Ямненко. Считаю, что такого великолепного образа советского солдата давно не появлялось в нашем кинематографе. Очень ярко и реально показаны взаимоотношения солдат со своим новым командиром лейтенантом Кравцовым. Мягко и ненавязчиво показано зарождение романтических чувств между молодым офицером и местной девушкой. Фильм снят с любовью и уважением к людям той эпохи. Но на мой взгляд создатели фильма всё же сильно "недожали". Это заключается и в крайней слабости боевых сцен. В современном кино так снимать боевые действия просто недопустимо. Момент первой атаки на линию окопов противника откровенно фантастический. При просмотре этого эпизода поймал себя на мысли, что совсем не сочувствую нашим солдатам. Потому что нет ни капли веры в реальность происходящего на экране.
Финальный штурм мельницы так же вызывает массу вопросов. Огромную массу. К тому же, в этом эпизоде имеются явные ляпы постановщика трюков, режиссера и даже массовки. Всё не буду комментировать, но дело дошло до того, что на земле исчезли трупы ранее убитых немцев. Сперва они находятся в кадре, а в следующем кадре их нет. В общем боевые сцены можно было снять гораздо качественнее, причем имеющимися в наличии съемочной группы силами. Не дожали. Жаль. Но эти досадные оплошности и недостатки опыта и мастерства можно было бы с легкостью простить авторам фильма. Если бы не одно "но".
Главная моя претензия к фильму состоит в том, что авторы совершили глобальную сюжетную ошибку. Которую не удается исправить, ни блестящей игрой актёров, ни по настоящему отличными сценами окопного быта. Даже с любовью выписанные образы советских солдат не могут перебить досадного ляпа сценаристов. Что же это за ляп?
По непонятной мне причине авторы сценария решили показать во всей красе конфликт командиров во время боевых действий.
Причем этот конфликт настолько запутанный, немотивированный и откровенно притянутый за уши, что я толком не смог в нем разобраться. Понял лишь, что в нелепых разборках участвуют:
1. Командир батальона.
2. Командир роты.
3. Командир взвода. (Как статист)
4. Непонятно откуда взявшийся в окопах первой линии, холеный штабной майор с двумя серьёзными боевыми орденами на кителе.
5. Начальник особого отдела батальона.
Дело доходит до рукоприкладства, угроз убийством младшему командному составу и прочему антуражу прямой дорогой ведущему всё командование батальона в штрафбат. Причем в этой вакханалии принимает самое активное участие особист. Дело заканчивается тем, что и командир роты и начальник особого отдела отправляются вместе со взводом атаковать мельницу с находящимися на ней немецкими корректировщиками.
Не понятно по какой причине сценаристы решили, что в РККА командиры занимаются только тем, что выясняют у кого из них длинней портупея. В данном эпизоде ( а он фактически ключевой по сценарию) авторы забыли про историческую реальность, здравый смысл и логику. Это крайне печально и очень сильно понижает достоверность всего фильма в целом.
Если убрать нелепую до неприличия линию конфликта всего батальонного начальства во главе с начальником особого отдела, значительно улучшить батальные сцены, то фильм бы получился великолепный. А так авторы, увы не дожали. Жаль. Очень жаль.
Ведь мог бы... впрочем, не будем говорить о том, что не произошло.
Стоит ли вообще, смотреть фильм "Три дня лейтенанта Кравцова"? Да, безусловно стоит. В нем чувствуется большая любовь и уважение к нашим фронтовикам. Уважение и любовь к советскому солдату. Надеюсь это не последний военный фильм съемочной группы. У этих людей чувствуется правильный потенциал роста.