Девушка с косой - Юленька.
"Девушка" косой, Костя ты угадал, но не Юля.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВАНИИ ЗАПЛАЧЕК, ПРИЧИТАНИЙ, ДУХОВНЫХ СТИХОВ
Относительно образов человеческих, в которых является смерть, можно указать на образы молодой жены, красной девушки, также калеки перехожей. Подтверждение этого мы видим в плаче вдовы по мужу, где смерть идет:
По крылечку ли она да молодой женой, По новым ли сеням да красной девушкой, Аль калекой она шла да перехожей**.
Смерть, кроме того, олицетворяется еще в образе старухи с факелом в левой руке и косой в правой46.
Что же касается представления смерти в образе человеческого скелета, то в этом отношении замечательно - то обстоятельство, что народная фантазия, отождествив ее со скелетом на основании превращения вследствие кончины человеческого тела в скелет, присоединила к последнему атрибуты, заимствованные из древнейшего человеческого быта, которыми легко может быть уничтожена жизнь. Вследствие этого смерть в образе человеческого скелета представляется чрезвычайно разнообразно, то с косой в руке, серпом, граблями, заступом (указание на земледельческий быт), то стрелой и бердышом (быт охотничий), то, наконец, мечом и копьем (позднейший быт воинский).
Ани́ка-воин (греч. ἀνίκητος — «непобедимый») — герой русского народного стиха об Анике и Смерти. В переносном смысле означает человека, который хвастается лишь вдалеке от опасности.
В стихе молодой Аника-воин хвастается своей силой и разоряет беззащитных людей. В пути ему встречается Смерть и упрекает его за хвастовство. Аника воин нисколько её не боится и вызывает на поединок. Смерть быстро одолевает его и он, раскаявшись о необдуманном слове, начинает умолять её дать ему хоть сколько-нибудь времени, но Смерть убивает его. [1]
Видимо, русский стих восходит к «Повести о прении живота со смертью»[2], которая пришла (не ранее XVI века) на Русь с Запада. Имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе[3], который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos. Русские переписчики, могли посчитать эпитет за имя собственное.[4]
Аника-воин перешёл в поговорку «Аника-воин сидит да воет». Его имя упоминается в сказках, притчах, народной драме (например, в пьесе о «Царе Максимилиане», интермедии «Аника-воин»). Его нередко изображали с кратким изложением «Повести о прении живота со смертью» на лубочных картинках.
Отредактировано череп (14-05-2012 21:59:29)