ПМСМ, предложения Ольги по политическому переустройству проходят для тов. Сталина по категории не просто заблуждений, но лютейшей ереси. Ссылки на китайский опыт представляются некорректными - коллега redaresaw указывает на очевидную вещь - опыта как такового нет, процесс не завершен и идет с социальным перекосом. И не факт, что его результатом станет именно Китай. В конце концов, территориальное совпадение не означает сохранения государства как такового (древний и современный Китай, или Римская империя и Священная Римская империя германской нации - совершенно разные государства). Предложения ввести систему классических рыночных отношений для Сталина означает исчезновение СССР не территориально-политически, а идеологически-организационно, то есть - подмену. При этом СССР принципиально отказывается от двуполярного мира, который методично выстраивается с 1917 года (с некоторой сменой приоритетов, конечно же, но не идеологической основы) на основе именно идеологического несовпадения. Фактически - Ольга делает завуалированное предложение о глобализации, которое еще и отрицает возможность построения социализма в одной, отдельно взятой стране.
Khalzan написал(а):«Британское владычество в Индии» сам Иосиф Виссарионович преподавал КУТКе.
Соответственно, ИВС прекрасно понимает, что рыночная экономика западного типа предполагает эксплуатацию колоний, которых у СССР нет. И будет "железный занавес", принципиально ограничивающий доступ к этим рынкам. А это будет неизбежно - насыщение внутреннего рынка при длительном сроке эксплуатации произведенного товара, отсутствии привычки к одноразовым вещам произойдет относительно быстро. И, даже гипотетически признавая возможность развития по Ольгиному плану, явно увидит потенциал для Третьей Мировой - передел рынков будет неизбежен.
Тем более, что механизм разрушения СССР по факту начался именно с введения рыночного механизма (кооперативы). Позитивная идея о заполнении товарного вакуума быстро выродилась в торгово-закупочную деятельность (кстати, в соответствии с Марксом, его рассуждениями о процентах и преступлениях) . Доход оказалось проще получать не через снижение издержек производства, а через наращивание цены. С искусственным ограничением товарного выбора и формированием дефицита.
Введение рыночного механизма даже в условиях жесткого контроля тов. Берии Л. П. приведет к первичному накоплению капитала. Вместо "лихих 90-х" будут "лихие 50-е", или 60-е. В любом случае. Тенденция, однако, и изменить ее нельзя - давление того самого рыночного механизма, требующего создания и укрупнения первичного капитала. Сказал "А" - скажи "Б", а там и до конца алфавита быстро доберемся. И Сталин это понимает отличненько.
Вывод: для Сталина это предложение неприемлемо по множеству параметров. И не в неприятии дело - а в паллиативности и спорности. Краткосрочная выгода с крайне сомнительными перспективами. Доложить-то Ольга свои соображения доложит, тем более - с точки зрения человека переходной эпохи, максимум - начала 21 века. Но какие последуют выводы?
dobryiviewer написал(а):Я не могу сформулировать программу за Ольгу. Может кто то предложит?
Попробую. И начну с примера: чем же отличается бюджетное финансирование здравоохранения от страховой медицины? Фактически - при всех красивых словах медуслуги оплачивает государство (обязательное мед.страхование или бюджет). Разница - в методологии оплаты. Бюджет платит за еще невыполненные услуги, то есть - заранее, авансом за готовность их оказать, страховая медицина - по факту оказания. Уровень финансирования (для государства, конечно же) при этом не меняется. Но второй механизм на конкурентной основе вынуждает участников производить больше работ, при этом объем затрат со стороны государства не изменится, сменился метод финансирования, приводящий к снижению издержек (при разумно организованной системе). Обратите внимание - в систему страховой медицины у нас не входят многие отрасли медицины - эпидемиология и лечение инфекционных заболеваний, психиатрия, онкология и др. Почему? Да из-за социальной значимости государство предпочитает платить авансом, поскольку даже псевдорыночные отношения уничтожают эти отрасли на корню.
ПМСМ, классическая командно-административная система 70-80-х имеет этот дефект - она финансируется бюджетно (т.е. авансом), и результат для нее вторичен. Поэтому я предложу ввод в классическую советскую систему квазирыночных механизмов, широко применяемых в социальном секторе экономики для его расшевеливания. Которые почему-то любят называть у нас государственным капитализмом. Сохранение средств производства в руках государства, широкое использование индивидуальной трудовой деятельности и действующих на тот момент артелей, кооперативов и т.п. коллективных форм для заполнения вакуума в мелких товарах и услугах населению. Сегментирование отдельных промышленных секторов и создание системы, ставящей отдельные (!!!) производства в рамки конкурентной среды. Аналогично - с системой проектных институтов, НИИ и прочих - договорные темы, "гранты" и прочее финансирование под конкретные проекты.