Во чего нашёл по ОДАБ:
История создания боеприпасов объемного взрыва и их применение
Впервые разработку боеприпасов объемного взрыва начали американские конструкторы примерно в 1960 г. Длительное время эти работы носили лабораторный характер. Тогда же было установлено, что при взрыве бомбы, содержащей примерно 32-33 л окиси этилена, образуется облако топливовоздушной смеси радиусом 7,5-8,5 м и высотой до 3 м. После его подрыва через 125 миллисекунд образовывалась ударная волна с таким избыточным давлением по фронту, которое могло быть создано на расстоянии 8 м при взрыве 200-250 кг тротила. Такая бомба была способна в радиусе 30-40 м от места взрыва полностью вывести из строя самолет или вертолет на стоянке.
Были испытаны и признаны пригодными для использования в качестве взрывчатых веществ для бомб объемного взрыва окись этилена, окись пропилена, метан, пропилнитрат, МАРР (смесь метила, ацетилена, пропадиена и пропана).
Попытки создания более крупных боеприпасов из-за технических трудностей успеха не имели. Поэтому были созданы кассетные бомбы, когда в одной кассете размещалось несколько бомб объемного взрыва калибра 32,6 кг. Одновременное их применение увеличивало размеры облака и общую площадь поражения.
Типичная объемно-детонирующая бомба состоит из контейнера с реагентом и двух независимых зарядов взрывчатого вещества. После ее сброса первый заряд раскрывает контейнер на определенной высоте, реагент распыляется и смешиваясь с атмосферным кислородом создает взрывоопасное аэрозольное облако. При этом размер самого облака зависит от количества реагента. Образовавшаяся смесь обволакивает объекты и проникает в сооружения. Через определенное время происходит подрыв облака вторым зарядом, в результате чего образуется мощная ударная волна, которая разрушает неукрепленные здания, оборудование и поражает личный состав. Воздействие на людей усиливается в одиночных окопах или в индивидуальных средствах защиты, а также в закрытом пространстве (в горных пещерах, зданиях, блиндажах и т.п.).
Jpg 200x153, 47876 байт
В СССР аналогичное оружие было создано в короткие сроки и применялось во время пограничного конфликта с Китаем (1969 г.) и в Афганистане. В настоящее время российская армия располагает широким арсеналом объемно-детонирующих боеприпасов третьего поколения.
В настоящее время к боеприпасам данного типа относятся КАБ-500Кр-ОД (авиабомба объемно-детонирующего действия с теленаведением), ОДС-ОД БЛУ (контейнер с 8 кассетными бомбами объемно-детонирующего действия), 220 и 300-мм РСЗО 9А52-2 "Смерч" и 9П140 "Ураган", вертолетные ПТУР "Штурм" и "Атака", применяющие ракеты с головными частями объемно-детонирующего действия, а также 80-мм авиационная ракета С-8Д (С-8ДМ) с головной частью аналогичного действия.
Jpg 200x125, 56270 байт
Термобарические (объемно-детонирующие боеприпасы) могут применять противотанковый управляемый ракетный комплекс дальнего действия "Корнет-Е" и реактивный пехотный огнемет РПО-А "Шмель".
К боеприпасам объемно-детонирующего действия можно отнести боеприпасы "повышенной мощности", созданные на основе порошковых и жидких реагентов. Действие этих видов боеприпасов основано на распылении реагента в атмосфере до завершения процесса взрыва. В качестве такого реагента может использоваться порошок из смеси алюминия с нитроцеллюлозой, суспензия из твердого взрывчатого вещества и легковоспламеняющейся жидкости.
Впервые реальное применение объемно-детонирующих боеприпасов осуществили войска США во Вьетнаме летом 1969 г. для расчистки джунглей и подготовки посадочных площадок для вертолетов. Непосредственно в кабине вертолета "Ирокез" могло располагаться 2-3 таких бомбы, взрыв одной из которых обеспечивал создание пригодной посадочной площадки в любых джунглях. Вскоре эти бомбы стали применяться для расчистки джунглей вокруг опорных пунктов и вдоль путей сообщения.
По данным Разведуправления МО США (1993 г.) поражающими факторами таких боеприпасов являются ударная волна и следующее за ней высокое атмосферное разрежение, приводящее зачастую к разрыву легких. Если взрывчатый компонент просто сгорает без детонации, то жертвы получают тяжелые ожоги и поражаются при вдохе горящего вещества. Используемые в таких боеприпасах оксид этилена или оксид пропилена высокотоксичны и представляют опасность для личного состава как отравляющее вещество.
ЦРУ США отмечало, что "воздействие взрыва объемно-детонирующего боеприпаса на замкнутые пространства огромно. В точке воспламенения люди просто сгорают дотла. Находящиеся у периметра с большой долей вероятности получают внутренние, и потому невидимые, повреждения, в том числе разрыв барабанных перепонок и разрушение органов внутреннего уха, сильнейшее сотрясение мозга, разрыв легких и других внутренних органов; возможна также потеря зрения". В другом документе высказывается предположение, что поскольку "ударная волна и перепад давления вызывают минимальные повреждения ткани головного мозга, ... пострадавшие после взрыва объемно-детонирующего боеприпаса могут оставаться в сознании, испытывая страдания в течение нескольких секунд или минут, пока не наступает смерть от удушья".
Jpg 200x109, 44787 байт
Боеприпасы объемного взрыва применялись в боевых действиях 1980-90 гг.
Так, 6 августа 1982 г. в ходе войны в Ливане такой бомбой (производства США), сброшенной с израильского самолета был полностью разрушен восьмиэтажный жилой дом. От взрыва, произошедшего в непосредственной близости от здания на уровне 1-2 этажа, погибло около 300 человек (в основном находившиеся поблизости от места взрыва).
В августе 1999 г. в период агрессии Чечни против Дагестана на дагестанский аул Тандо, где скопилось значительное число чеченских боевиков, с Су-25 была сброшена крупнокалиберная бомба объемного взрыва, взрыв которой привел к очень большим потерям среди них.
По сообщениям РИА Новости и других СМИ, 11 сентября текущего года была испытана новая отечественная авиационная бомба объемного взрыва, мощность которой, по утверждениям военных специалистов, сравнима с ядерными боевыми зарядами малой мощности. До настоящего времени самая мощная в мире вакуумная авиабомба GBU-43/B MOAB (Massive Ordnance Air Burst) была на вооружении американских ВВС, которая была испытана в 2003 г.