Король Артур в книге Т.Х. Уайта пытался укротить Силу
Самой больной темой в конце 1930-х годов было предчувствие очередной войны, хотя, не так давно казалось, что после Первой мировой очередная «кровавая баня» грозит цивилизации нескоро.В то время, когда щупальца гитлеровской Германии постепенно наползали на страны Европы, Уайт за 1939-40 год издает целых два романа о дальнейшей истории мальчика Варта, который стал королем Артуром. Название второй книги цикла «Царица Воздуха и Тьмы» было взято из стихотворения А. Хаусмана, хотя первоначальный вариант назывался «Ведьма в Лесу» и был чуть ли не в два раза длиннее окончательного.
В этой книге юному Артуру приходится вести множество войн, усмиряя непокорных баронов. Короля, как и в первой книге, продолжает наставлять Мерлин, ставя перед коронованным учеником важные вопросы на тему «Что такое война и как ее остановить?» и приводит примеры, как из Средневековой истории, так и из более современной (не забудем, что волшебник живёт назад – из будущего в прошлое). Когда Артур говорит, что «хорошая причина для войны» – та, в которой хороший король принесёт остальным «новый образ жизни», Мерлин тотчас вспоминает одного австрийца, пытающегося свой «новый образ жизни» навязать. При этом волшебник говорит, что неверны и пацифистские идеи, модные во времена его «юности».
«– ...Одна честная причина для драки все же имеется, и состоит она в том, что драку затеял кто-то другой. Понимаешь, войны, конечно, греховны, они, может быть, греховнее всего, что творят греховные виды живых существ. Они греховны настолько, что их вообще не следует допускать. Но если ты совершенно уверен, что войну начал другой человек, значит, наступило такое время, когда остановить его – это до некоторой степени твой долг».Ведение же войн в Средние века Мерлин постоянно сравнивает со спортом, в котором в основном гибнет пехота, набранная из бедняков.
Ведение же войн в Средние века Мерлин постоянно сравнивает со спортом, в котором в основном гибнет пехота, набранная из бедняков.«– ...Лично они в этой заварухе ничего не теряют, они же в латах, – и похоже, что ты тоже наслаждаешься. Однако посмотри на страну. Посмотри на сожженные риги, на торчащие из прудов ноги покойников, на лошадей, валяющихся вдоль дорог со вздувшимися животами, на разрушенные мельницы, на зарытые деньги, на то, как никто не решается выходить на дорогу с золотом или украшениями на одежде. Вот это и есть современное рыцарство. С привкусом Утера Пендрагона. А ты еще говоришь о веселом сражении!– Я думал о себе.– Я знаю.– А надо было думать и о людях, у которых нет доспехов.– Верно.– Сильный не прав, так, Мерлин?»В конце книги Артуру удается победить своих главных врагов, он понимает, что достиг того, за что сражался, но «любители-то сражений, они ведь по-прежнему здесь, с нами». Не зная, как выкорчевать желание подавлять и подчинять других, король решает подчинить Силу Правде.
Этой теме – укрощения, готовой вновь вырваться наружу Силы, посвящена следующая книга – «Рыцарь, совершивший проступок» (1940). В ней Артура впервые покидает Мерлин, и отныне ему приходится думать самому («Идеальный совет, которому, правда, никто не в силах последовать, состоит в том, чтобы не принимать никаких советов»). Сам король отступает на задний план, а на авансцену книги выходит история Ланселота и Гвиневеры. Ланселот – идеальный и самый сильный рыцарь – оказывается в интерпретации Уайта человеком со сложным набором внутренних комплексов, одной из причин которых уродливая внешность (в артурианской традиции Ланселот – неизменно красив). В истории любовного треугольника «Артур-Гвиневер-Ланселот» наиболее сильно зазвучит горечь Уайта о превратностях судьбы, когда добрые, благородные, достойные люди оказываются волей роковых случайностей впутаны в клубок конфликтов с далеко идущими последствиями. Что касается проблемы укрощения Силы, то Артур решает ее с помощью братства Круглого стола. Раз Силу нельзя искоренить, то можно направить ее на добрые правые дела – истребление монстров, защиту слабых и т.д.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-54735/
© Shkolazhizni.ru