Сельская жизнь
№ 17 (23824 ) от 30.04.2014 газета издаётся с марта 1918 года
№ 9 (23816) от 07.03.2013
Жена "Штирлица" - Элеонора Шашкова автор: Ольга ИВАНОВА
Недавно актриса, сыгравшая в знаменитом фильме Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" жену Штирлица, отпраздновала 75-летие. На сцене родного театра им. Вахтангова, в котором служит с 1963 года.
Вообще роль жены Штирлица была не первой в послужном списке актрисы ролью спутницы разведчика. До этого она уже сыграла супругу разведчика Тульева в шпионском фильме Вениамина Дормана "Ошибка резидента". Потом будут еще "Судьба резидента", "Возвращение резидента"...
Служба внешней разведки РФ уже наградила заслуженную артистку России Элеонору Шашкову за создание "образца жены разведчика". И в этот раз, поздравив актрису с юбилеем, СВР поблагодарила актрису за то, что в коротком эпизоде встречи Штирлица с женой ей удалось "передать боль от разлуки, переживание и ежедневное чувство тревоги за судьбу близкого человека, которую испытывает жена каждого разведчика".
- Сама не знаю, почему мне предлагали такие роли, - рассказала мне актриса. - Может, потому, что я однолюбка? Моим любимым произведением в юности, например, была поэма Некрасова о женах декабристов "Русские женщины". Да, я создала в кино идеальный образ жены - той, что умеет преданно любить вопреки всем трудностям, и ждать в разлуке. Представители СВР в этот мой юбилей подчеркнули, что мои героини - и в "Мгновениях", и в "Резиденте" - очень нравятся женам разведчиков. Что именно я показала, какова на самом деле их жизнь. Ведь жена разведчика, даже овдовев, не имела права снова выйти замуж: слишком много знала.
- Ваша реальная семья, наверное, не имеет отношения к разведке?
- Нет, конечно! Хотя... в отделении разведки я все-таки поработала. Дело в том, что мой отец - офицер-пограничник, он прошел всю войну, а потом всю жизнь мы мотались с ним по гарнизонам. Так, добрались до Курильских островов. На острове Кунашир, где отец служил, он меня после школы устроил на службу в штаб пограничных войск, и я стала там секретарем-делопроизводителем в отделении разведки. Я научилась печатать на машинке, заочно окончила стенографические курсы. А потом в качестве стенографистки присутствовала даже при допросах задержанных шпионов.
- Как же вы стали актрисой?
- Я всегда мечтала быть актрисой, только вот отца моя идея в восторг не приводила. Он хотел, чтобы я была педагогом. У меня был двойной оклад, и мама посоветовала мне копить деньги, чтобы ехать поступать в театральное или музыкальное училище. Навигация на Курилах была всего 4 месяца в году, поэтому мы по многу раз смотрели фильмы, завезенные с материка. Так, "Карнавальную ночь" я смотрела, наверное, раз 20, потом ее крутили в клубе даже задом наперед, чтобы как-то скоротать вечер. А я тем временем в клубе играла в разных спектаклях, дирижировала хором, играла на аккордеоне (его мы потом с моей однокурсницей Людой Чурсиной, когда совсем нечего было есть, продали и проели). Весной я заявила, что еду поступать в театральный институт. Был скандал, но мы с мамой и сестрой уехали в Москву. Это был 1959 год.
- Говорят, вы поступали сначала "на певицу"?
- Неплохой природный голос мне от мамы достался. В Москве я пришла в оперную студию, располагавшуюся на 1-м этаже Щукинского училища, которой руководил Сергей Лемешев. На прослушивании я грянула, как та Фрося Бурлакова, "Вдоль по Питерской", и Сергей Яковлевич спросил: "А у вас есть что-нибудь из женского репертуара?" "А мне, - отвечаю, - такие песни больше нравятся!" Потом выяснилось, что в студию принимают с 10-леткой, у меня же образование - 7 классов да еще музыкальная школа по классу аккордеона. Тогда Сергей Яковлевич и говорит: "Не расстраивайтесь! Поднимитесь наверх, из вас может получиться неплохая драматическая актриса". Я поднялась - и поступила.
...Похоже, о смене амплуа Элеонора Петровна совсем не жалеет. На сцене Театра им. Вахтангова она создала множество прекрасных женских характеров, отмеченных душевностью и лиризмом. Она играла в "Живом трупе" Толстого и "Идиоте" Достоевского, в пьесах Пушкина, Островского, Мольера, Эдуардо де Филиппо. И по сей день играет в комедии Старицкого "За двумя зайцами". Кроме того, она регулярно выступает на телевидении, радио, эстраде. И все же славой своей Элеонора Шашкова обязана кинематографу.
- Не обидно, что вы столько сыграли в театре, были опять же яркие и запоминающиеся роли в кино (взять хотя бы Стешку в "Тени исчезают в полдень"), а зрители все равно воспринимают вас как "жену Штирлица"?
- Что ж, театр по части известности всегда уступал кинематографу. К тому же за самую "звездную" свою роль мне не стыдно. Она действительно была сложной и мне удалась. Кстати, сразу после выхода "Семнадцати мгновений весны" народ стал узнавать буквально всех артистов, кроме меня. Меня ведь для этой роли искусственно состарили. Узнавать меня стали только после 40, когда я внешне стала походить на свою героиню...
...Сцена встречи Штирлица с женой на экране длилась 5 минут 30 секунд. На предварительном просмотре картины киношное начальство посчитало, что она затянута, предложив Лиозновой сократить ее в 10 (!) раз. Но режиссер отстояла первоначальный вариант. Она оказалась права - сцена встречи получилась одной из лучших в фильме, пронзительной, берущей за душу, признанной сегодня одной из лучших в мировом кинематографе.
- О том, как снималась знаменитая сцена в кафе "Элефант", до сих пор ходят легенды...
- Сцена с "женой" должна была сниматься без Тихонова: он работал на износ и в тот день взял первый за полгода выходной. Татьяна Лиознова, конечно, настраивала меня на роль. "Ты его очень любишь, переживаешь, как он живет без тебя, о нем ведь и позаботиться некому! - говорила она. - А самое главное - вокруг фашисты, поэтому ты ничем не должна себя выдать - ни словом, ни улыбкой. Единственное, что можешь, - просто смотреть". А у меня без партнера, глядя в стену, играть никак не получалось. Это ведь очень сложный эпизод, такая гамма чувств - и ни единой реплики. И вдруг входит Тихонов! Не смог усидеть дома, захотел взглянуть, как выглядит его "жена". Теперь во время съемки я смотрела в его необыкновенные глаза, в которые невозможно было не влюбиться. Вячеслав Васильевич был великим актером и отличным партнером, и мы уложились в один съемочный день. На другой день все произошло с точностью до наоборот. Утром мне позвонила Лиознова: "Приезжай, Тихонов отказывается сниматься без тебя". Теперь уже я сидела рядом с камерой, а он на меня смотрел...
- Кстати, потом он нередко смущал меня прилюдными заявлениями, представляя: "А это моя самая любимая жена!" Чуть позже я поняла, что это относится не ко мне, Элле Шашковой, а к сыгранному мной образу - идеальной жены. Благодаря режиссерскому гению Татьяны Лиозновой, композиторскому гению Микаэла Таривердиева, написавшего пронзительную музыку, великому актеру Вячеславу Тихонову и немножко мне получилась сцена, которую теперь помнят все.
- Вернемся к первой роли супруги разведчика Тульева из "Резидента"...
- После училища меня приняли в Театр им. Вахтангова, где я работаю по сей день. Нам с Людой Чурсиной выделили комнатку в театральном общежитии. Жить было трудно, но весело. Были надежды, были мечты. Хотелось работать, и я ездила на пробы на "Мосфильм", на "Ленфильм"... И тут меня неожиданно пригласили на пробы в картину Дормана "Ошибка резидента". Переволновалась ужасно. И перед камерой стала по привычке громогласно отвечать на реплики партнера. Георгий Степанович Жженов тут и говорит: "Стоп, перерыв, пойдем кофейку попьем". Посидели, поговорили. "Эль, нормально говори на площадке, не ори, над тобой же микрофон висит! - сказал он. - Я вижу, ты непосредственная, искренняя. Давай!" Мы сняли дубль, и Георгий Степанович тут Дорману то ли в шутку, то ли всерьез и говорит: "Веня, если она сниматься не будет, я на площадку не приду". И меня тут же утвердили. Потому Георгия Жженова я считаю своим крестным. Фильм всем понравился, имел продолжения - и это был мой дебют в кино. А на премьере "Ошибки резидента" меня увидели Краснопольский и Усков и пригласили на роль Стешки в картину "Тени исчезают в пол¬день". На тех съемках я на всю жизнь подружилась с замечательным актером Петром Вельяминовым, научилась косить, жать - мы ведь все делали сами. Но это уже совсем другая история...
...Элеонора Шашкова была замужем дважды. У нее взрослая дочь Антонина и двое внуков: Давид и Георгий. По ее словам, когда она слышит, как малой говорит: "Бабушка, я очень по тебе соскучился", то это дорогого стоит.
- Элеонора Петровна, а что у вас с кинематографом сегодня?
- Профессия наша сложная, зависимая. Для актеров страшнее всего невостребованность, застой, который я и пережила в 1990-х годах. Слава Богу, потом обо мне вспомнили - с 2002 года я снялась сначала в "Возвращении Мухтара", потом в "Утесове", "Мачехе", "Взрослых играх", сериале "Я лечу", "Грехи наши", "Гламур". К тому же создала концертную программу - и у меня теперь есть сольный концерт. Я вообще-то по жизни оптимист! Верю, что обязательно произойдет что-то хорошее, что будет работа, что все будет в порядке. Все будет хорошо!