К уникальному способу впервые обратился в 1710 г. при взятии Выборга Петр I. Трехмачтовый фрегат «Думкрат» прошел во льду, «втягивая маленькую пушку на бушприт и затем роняя ее на льдины».
Именно так. Речь шла о "Ледовом походе "Петра 1.
"ДУМКРАТ"
Описание
Длина - 33,6 м ; Ширина - 10 м ;Вооружение - 32/26 орудий ; Экипаж - 200 человек.
Заложен 9 июля 1706 на Олонецкой верфи. Спущен 8 июня 1707. Строитель В. Геренс. Вошел в состав Балтийского флота.
В 1704 перешел в Санкт-Петербург. Участвовал в Северной войне 1700-1721. В 1708-1711 ежегодно с мая по октябрь выходил в составе эскадры к Кроншлоту для защиты Санкт-Петербурга с моря (на зимовку уходил в Неву), маневрировал на рейде для обучения экипажа. В 1708 был флагманским кораблем Балтийского флота. 1-14 мая 1710 в составе эскадры Петра 1 сопровождал транспорты с войсками до Березовых островов. 6 мая оказал помощь транспортам, затертым льдами: поставив все паруса, пробился к ним и вывел изо льда. В 1712 в море не выходил. Разобран в 1713 у острова Котлин.
Командиры: Б. Эдвард (1707), Ф. Вилимовский (1709-1710).
Поставив все паруса, корабли, форсируя и раздвигая лед, успешно пробивались к дрейфующим судам. Помимо форсирования льда, был применен остроумный прием, о котором упоминает Юст Юль в своем дневнике. Фрегат «Думкрат», идя в фордевинд, ломал плавучий лед, «втягивая маленькую пушку на бушприт и затем роняя ее на льдины».
Пробившись к дрейфующим судам, фрегат «Думкрат» и бомбардирский галиот стали на якорь, а за них прицепились галеры и другие суда. Все корабли остались в целости, за исключением нескольких провиантских судов, раздавленных льдами. Но и с них часть провианта удалось спасти, перегрузив на другие суда. «И тако сим способом сие бедство
миновалось, а лед пронесло», — записано в «Журнале Петра Великого».
Дальнейшее плавание по Выборгскому заливу проходило уже по чистой воде и не представляло серьезных трудностей.
Заслуга Петра I в области строительства судов ледового плавания очевидна. Он сумел применить на практике и приумножить многолетний опыт строительства судов ледового плавания беломорскими корабелами. А разрушение льда сбрасыванием на лёд тяжелого балласта впоследствии разработал инженер Эйлер. По его проекту в 1866 г. была переоборудована канонерская лодка, в носовой части которой были установлены наклонные стрелы с подвешенными на них грузами. Эти грузы на тросах сбрасывались на лёд и крушили лёд, после чего поднимались на прежнюю высоту и снова сбрасывались. Таким образом, перед судном образовывался забитый льдом канал. Вся беда заключалась в том, что мощность паровой машины канонерки для того, чтобы раздвинуть этот битый лёд было недостаточно, поэтому идея инженера Эйлера оказалась в забытьи.
ЛЕДОВЫЕ ПОХОДЫ ПЕТРА I Виктор Сергеевич Шитарев, капитан дальнего плавания
(Окончание. Начало в № 1 - 2011)
ПЕТРОВСКИЙ ФРЕГАТ
Преобразования, произведенные Петром I в конце XVII и начале XVIII века, подготовленные всем предшествующим развитием русского государства, коснулись и отечественного судостроения. Петр I создал могучий морской флот, считавшийся одним из сильнейших в Европе. Русские «корабельных дел мастера», используя многолетний опыт своих предшественников, непрерывно совершенствовали конструкции судов. Много нового и оригинального сделали они для того, чтобы приспособить суда для ледового плавания.
Именно это и позволило Петру провести в 1710 году впервые в истории одну из крупнейших ледовых военных операций, в которой участвовало до 270 больших и малых деревянных судов. Операция была предпринята для взятия Выборга и снабжения русских войск, осаждавших крепость, артиллерией, боеприпасами и продовольствием. Русский транспортный флот под охраной корабельного и галерного флота сумел пробиться через лед толщиною 30— 35 см, тогда как флот шведов, направлявшийся на помощь осажденной крепости, был задержан льдами в центральной части Финского залива. Роль ледоколов при проводке транспортных судов в этой операции выполняли фрегаты «Думкрат», «Олифант» и др.
Разумеется, петровские фрегаты были еще далеки от современных ледоколов, но несомненно и то, что их строители использовали опыт поморов, придав корпусам своих кораблей овальную форму с суживающимися бортами, которая ослабляла боковое давление льдов, и вооружив их прочным дубовым форштевнем (наклонным брусом в носовой части корабля).
В свое время печать всех стран, в том числе и царской России, восхищалась детищем норвежского кораблестроителя Колин Арчера — судном «Фрам», на котором Фритьоф Нансен совершил знаменитый дрейф через Полярный бассейн. И до сих пор можно встретить восторженные описания этого судна, необычного якобы тем, что при постройке его Арчср впервые осуществил идею создания овальной формы корпуса для разложения силы давления льда на составляющие. Но стоит сличить чертеж корпуса «Фрама» с чертежами петровских фрегатов, чтобы убедиться в том. что «Фрам» отнюдь не был новшеством в истории судостроения. Он лишь повторил давно известный русским кораблестроителям принцип, применявшийся ими еще более чем 180 лет тому назад.
Отредактировано череп (09-05-2013 20:52:50)