Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » Что, где, когда - 9


Что, где, когда - 9

Сообщений 631 страница 640 из 862

631

http://s2.uploads.ru/t/FTXYR.jpg

Русь Великая
Историографические заметки

Первый киевский князь
Опубликовано 23.12.2011  автором Feren
Неподалеку от нас в дремучих лесах жили древляне. Нашего корня было это племя. Говорили они одним языком с нами… Только нравы да обычаи у нас были совсем разные: древляне, как звери дикие, лесные, жили – грабежами промышляли, вечно в раздорах между собой были.
Александр Иванович Красницкий. «Гроза Византии»

Спустя три года после описанных кремонским епископом событий Игорь со­брал новое войско и двинулся с акцией возмездия на Константинополь. Мо­жет, иноземный правитель с легкостью позабыл бы о своих подданных, пле­ненных и павших в бою: они ведь всего лишь простолюдины, не более. Рус­ский же князь не мог простить гибели соотечественников. Да и мало было еще русичей в Киеве. Потому новонабранное войско было разноплеменным: были в нем киевские поляне и новгородские словене, смоленские кривичи и южане-тиверцы, наемники варяги и свои, русичи. Все вместе эти люди назы­вались русскими, то есть подданными князя русов. В войске были также вольные печенеги, которые с радостью служили тому, кто хорошо платит. Мог­ли воевать вместе с русскими, а могли и против.
Этот поход вызвал панику на Балканах. Корсунцы – жители греческой коло­нии Херсонес (ныне это руины неподалеку от Севастополя) – послали гонца к императору Византии со словами: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли!» Вслед за ними прискакали в Константинополь ис­пуганные болгары. Они кричали: «Русские идут! А с ними печенеги!» Импера­тор Роман понял, что его ждет неумолимая расплата и «греческим огнем» рус­ских уже не испугать. Он решил откупиться. К Игорю приехали из Константи­нополя императорские посланцы с богатыми дарами. На словах им было ве­лено передать русскому князю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани». Отдельные дары привезли для печенегов.
Игорь задумался. Печенеги, получив богатые византийские дары, могли в лю­бой момент изменить русам и из союзников превратиться во врагов. Не был уверен князь и в своем многочисленном, но разнородном войске. Дальней­шую судьбу похода он вынес на общий совет. Дружинники посовещались и пришли к такому решению: «Если император прислал богатые дары, то чего же нам еще нужно? Ведь многие за добычей и шли. Теперь мы ее получили без боя. А если пойдем дальше, то можем и добычи лишиться, и жизней. Ни­кому ведь не известно, чья возьмет. Уж лучше с тем, что есть, вернуться во­свояси». Вряд ли Игорю такое решение пришлось по душе. Но и с дружиной не поспоришь. Словом, князь направил печенегов по болгарским землям – все урон византийской провинции, а сам с войском вернулся на Русь. А вер­нувшись, осенью 944 года заключил мирный договор с Византией. Текст это­го договора для нас чрезвычайно важен. Дело в том, что это был не межлич­ностный договор – между императором и князем, а коллективный. Его в Ви­зантии подписывал не только представитель великого князя, но также пред­ставители и его жены Ольги, и сына Святослава.
Зачем это нужно было де­лать? По очень простой и ясной причине, если бы Игорь умер (как это вско­ре, увы, и произошло), то вместо него правила бы вдова. Она соблюдала бы условия мирного договора не только потому, что его подписал ее покойный муж, но и она сама. Когда сын, достигнув определенного возраста, вступал в великокняжеские права, то и он должен был бы хранить мир с Византией, так как подписал документ.
И здесь нам хотелось бы поразмышлять вот о чем. Во всех учебниках причи­ну русских походов видят в жажде наживы – ну как не пограбить богатого юж­ного соседа. Конечно, этот вывод сделан невеждами. Византия – далеко не единственное богатое государство неподалеку от Руси.
Мы уже писали о русских походах на Каспий. Там раскинулись богатые земли и города, утопавшие в роскоши. Теперь это территории современных госу­дарств Азербайджана и Ирана. В прежние времена здесь стоял древний го­род Дербент – северная граница арабских владений на Кавказе. Теперь это российский город в Дагестане. Сохранились башни и ворота VI–XV (!) веков, комплекс Джума-мечети VIII–XIV веков, цитадель Нарин-Кала VI–XIX века. Ос­тается лишь удивляться, отчего этот почти сказочный в своей невероятной красоте город не является одним из важнейших туристических объектов Рос­сии.
Ну а в старину сюда стремились не только купцы, но и любители легкой нажи­вы – вплоть до яицких казаков во главе со Степаном Разиным.
Но во времена Киевской Руси Волга еще не была нашей. Путь к Дербенту ле­жал через Хазарский каганат. И вот что странно: хазары с легкостью пропус­кали русских искателей легкой добычи, правда, брали за это половину добы­чи. Впрочем, другие могли бы взять все.
Чем же объясняется такая расположенность хазар к русским? Дело в том, что Хазария – это как бы Киевская Русь наизнанку. Северные русы завоева­ли славян и создали на берегах Днепра свою державу со столицей в Киеве. А позже крестили славян. Южные росы (римские авторы называли их антами, скандинавы – ванами), жившие в Северном Причерноморье, в низовьях Дона и Волги, покорив тюрков и северокавказские народы, создали свой каганат – княжество со столицей в Саркеле. Сюда миссионеры прибыли раньше, чем в Киев. Если на берегах Днепра избрали веру Нового Завета, то в Причерномо­рье остановились на Ветхом Завете, или иудаизме. Причем иудаизм приняла правящая русская верхушка, подданные, как правило, сохраняли собствен­ные верования.
Иноземцы, путая киевских князей и хазарских, часто называли тех и других каганами – русские ведь. По этой же причине хазарские каганы с легкостью пропускали соплеменников, отправлявшихся на разбой в южные края.
Но вот великие киевские князья, несмотря на радушное отношение хазар, никогда не ходили к Каспию. Почему? Да потому что их целью была отнюдь не нажива. А что? И Олег Вещий, и его племянник Игорь, и сын Игоря, вели­кий воин Святослав, шли к берегам Боспора Фракийского для того, чтобы вернуть исконные земли предков как на Дунае, так и в Малой Азии. Поэтому Олег прибил русский щит на вратах Константинополя, а Святослав, покинув Киев, основал новую русскую столицу на Балканах.
О Святославе и его походах речь впереди, а пока вернемся к его отцу.
После возвращения в Киев и заключения выгодного договора с Византией ве­ликий князь отнюдь не почил на лаврах, а вернулся к своим прямым обязан­ностям – наведению порядка в державе и сбору податей, в том числе и с лес­ного народа древлян. Каждый год поздней осенью, а именно – в ноябре, рус­ские князья отправлялись в подвластные им племена собирать дань. Уро­жай был собран, запасы на зиму сделаны, излишки нужно было сдать в казну – на прокорм князя и дружины. К тому же представьте, как выглядела поезд­ка на лошадях по размытым осенними дождями дорогам – удовольствие, пря­мо скажем, ниже среднего: холодно, мокро, кругом грязь. Словом, на увесели­тельную поездку это никак не похоже – ехали по государственной надобно­сти.
Князь ходил походами в южные земли и, надо полагать, дань не собирал дол­го: древляне ему задолжали больше обычного, надо было платить недоимки. С этой целью Игорь во главе дружины и отправился в Искоростень – древ­лянскую столицу. Двойной «налог», надо полагать, не без скрипа, был упла­чен.
И тут важно понять, что дело не только в количестве шкурок. Древляне, чув­ствовавшие себя в дремучих лесах никому не подвластными, платили дань Киеву нехотя, будто бросали подачку нищим полянам и их русичам: это, мол, вам на бедность, а у нас всякого добра без счета.
Презрительное отношение древлян не могло не оскорбить Игоря – грозу Ви­зантии, и его закаленных в битвах воинов. Нужно было добиться от поддан­ных почтения. Потому-то, отправив большую часть дружины с данью в Киев, Игорь с отборной гвардией повернул к Искоростеню. Древляне, у которых по всему лесу были разосланы лазутчики, заметили княжеский маневр, не укры­лась от них и малочисленность его отборной дружины. Они тут же передали тревожную весть в Искоростень. Древляне во главе со своим князем Малом собрались на вече. Пошумев, пришли к решению:
«Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Они послали переговорщиков к князю, которые встретили его на дороге и спросили: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань».
Игорь в переговоры вступать не стал и двинулся к древлянской столице, где попал в засаду. О его ужасной кончине мы знаем, увы, не из русских, а из ви­зантийских источников. Хронист императора Льва Диакона сообщил, что Иго­ря привязали за руки к двум согнутым стволам деревьев, потом отпустили их, и тело несчастного князя оказалось разорванным надвое. Могила долго сохранялась. Василий Татищев ее видел и описал:
«Могила Игорева. При городе Коростене есть холм весьма великий на ров­ном месте близ речки, и до сих пор так называется, который и я в 1710 году, идучи из Киева с командою, осматривал; таковых хотя повсюду много нахо­дится, особенно на Донце скифские, но величиною подобного сему не ви­дал».

http://kolovodie.ru/2011/12/23/пер­вый-киевский-князь/

Отредактировано Valentina13 (11-06-2013 01:25:55)

+2

632

http://s2.uploads.ru/t/v8cfM.jpg
Уважаемые коллеги, покопайтесь в неком  своде правил и скажите, что объединяет два подобных или аналогичных изображения или если быть абсолютно точным людей, которые являются их  коллегами :http://s2.uploads.ru/t/dSFp5.jpg

Отредактировано череп (10-06-2013 22:11:47)

+1

633

Асклепий в древнегреческой мифологии - бог медицины и врачевания.
Клятва Гиппократа - медицинская присяга.
Денис Давыдов
Присяга на служение

0

634

Valentina13 написал(а):

Денис Давыдов

Валюша, это не Денис Давыдов. Это портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова. Но дело не в этом.
Перед нами гусар и врач, не драгун и врач, не улан и врач, не кирасир и врач. А присягу принимали все вышеуказанные военные. Но вот гусары!!!! А что именно их отличало? И что такое свод правил?

Отредактировано череп (10-06-2013 23:06:31)

+1

635

http://s2.uploads.ru/t/ft670.jpg

А все началось с того, что в конце 1774 года императрица Екатерина II, готовясь отпраздновать заключение мира с Турцией в Первопрестольной, приказывает Григорию Потемкину сформировать лейб-гвардии эскадрон и две казачьи команды — Донскую и Чугуевскую для собственного Ея Величества конвоя.

19 февраля 1775 года премьер-майор Бахмутского гусарского полка Штерич отправляется в Новороссию. Задача, поставленная перед ним, достаточно сложна. Он должен выбрать из Черного, Желтого, Молдавского, Валашского и Сербского гусарских полков 133 лучших нижних чина и лучших лошадей.

К 1 июля того же года эскадрон окончательно сформирован в Москве. Торжества заканчиваются, а вот конвойцы остаются. Команды прибывают в Санкт-Петербург и в течение всего долгого царствования несут охрану Ее Величества. А ко времени ухода Екатерины из жизни лейб-гвардии эскадрон с Донской и Чугуевской командами и присоединенными к ним Гусарским полком и казачьим эскадроном Гатчинских войск образуют Лейб-Гвардии казачий полк с правами и преимуществами старой гвардии (7 ноября 1796 года). И только через 60 без малого лет, 19 февраля 1855 года, по случаю вступления на престол императора Александра II, полку повелено именоваться лейб-гвардии Гусарским Его Величества полком.

Почему же Екатерина среди всех видов русской кавалерии выбрала именно гусар? Что привлекло в них самодержицу более всего — красота ли облачения, удивительная мобильность или многочисленные победы? Есть повод поговорить об истории этого рода легкой конницы.

Впервые гусары появились в середине XV столетия при венгерском короле Матвее Корвине. В 1458 году энергичный монарх собирает особое ополчение для защиты границ от нападений турок.

В состав этого ополчения венгерское дворянство назначает из своей среды каждого 20-го. От сочетания двух венгерских слов: «Husz» — двадцать и «ar» — подать возникает название гусар.

В состав Русской армии входили не только русские, но и польские войска. Впервые они появляются при Екатерине II. 6 мая 1793 года войска, находившиеся в областях, присоединенных к России, были приведены к присяге на верность русской императрице. Причем одни части были расформированы и поступили на пополнение Русской армии, другие же (2 полка пехоты, 4 полка кавалерии и 4 бригады «народовой кавалерии») приняты на русскую службу в полном составе и вскоре образуют особый Польский корпус.

***

Глава шестая ГУСАРСКАЯ ЧЕСТЬ / Повседневная жизнь русского гусара...

Понятия о воинской чести менялись в течение столетий. Они подчинялись господствующей в обществе идеологии и морали. Однако высшим проявлением чести воина всегда считался подвиг на поле боя.

Подготовить к этому солдат и офицеров должны были не только учения, смотры, маневры и походы, но и сами традиции, обычаи и нравы армейской жизни, не отраженные в Уставах, приказах и инструкциях. Свод неких неписаных правил, определяющих поведение военных людей, существовал, конечно, и в эпоху Александра I. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что в легкой кавалерии эти правила были особыми, отличающимися от тех, которых придерживались, скажем, в пехоте или артиллерии.

Наиболее полную картину нравов, царящих в легко-конных полках, нарисовал Ф. В. Булгарин, создав своеобразный коллективный портрет офицеров Уланского Цесаревича Великого князя Константина Павловича полка в 1806–1810 годах. «Я уже сказывал, — пишет он, — что между офицерами все было общее… Честь, дух, время, труды, деньги, развлечения, неприятности, опасности…»{1} Потому свои деньги («порционы» за 3 месяца похода, всего около 7 тысяч рублей ассигнациями) сослуживцы Булгарина без колебаний отдали однополчанину — майору Притвицу, раненному в голову в битве при Аустерлице. Рана привела к внезапному умопомешательству, и уланы оставили бедного майора в Риге, на руках у жены, не имеющей иных средств к существованию, кроме его офицерского жалованья{2}.

По словам Булгарина, значительная часть его однополчан следовала в своем поведении нескольким принципам: «Жизнь — копейка, голова — ничто»; «Двум смертям не бывать, а одной — не миновать»; «Последняя копейка — ребром»; «Пей да дело разумей»; «Пей да не пропивай разума». Кроме того, в большой моде тогда было так называемое «буйство». Выражалось оно в разных поступках. Например: наступить на ногу человеку, лично неприятному, и не извиниться; говорить дерзости в глаза начальству; хлопать или шикать в театре наперекор общему мнению. Существовала еще и давняя неприязнь между конной гвардией, стоявшей в Петербурге (полки Кавалергардский и лейб-гвардии Конный), и армейской кавалерией. Осадить, уколоть в общественном месте удачной шуткой такого «хрипуна» или «фагота» (то есть офицера, употребляющего французский язык вместо русского, отличающегося светской ловкостью и утонченностью) считалось делом чести для улан Цесаревича, приезжавших в столицу из Стрельны.

В солдатской среде представления о правилах поведения были проще и вполне укладывались в следующую поговорку:
Свищет пуля — не моргни.
Если в деле — руби смело.
Коль в атаку повели,
Ты коня не задержи.
Богу душу поручи.
Коль нужда, так уж умри!..

Эту поговорку солдат Гродненского гусарского полка приводит в своей книге В. П. Цехановецкий. «…Солдаты, как и их начальники, — пишет он, — любили свой Гродненский гусарский полк, как нечто родное, гордились именем его… Особенно после 1814 года, когда во всех эскадронах находились старики-ветераны, свято хранившие предания старины и передававшие рекрутам все виденное и пережитое ими. Эти ветераны главным образом поддерживали нравственную сторону нижних чинов…»{3} При этом нужно добавить, что в Гродненском гусарском полку в 1814–1818 годах насчитывалось до 400 рядовых и унтер-офицеров (почти треть строевого состава), награжденных за подвиги в боях с французами знаком отличия Военного ордена.

«Полк — твоя родная семья», «Честь полка — твоя честь» — эти понятия имели очень большое значение в эпоху Александра I и служили важным элементом воспитания как нижних чинов, так и офицеров. Каждый полк легкой кавалерии в те времена представлял собой нечто вроде замкнутой военной общины. Ее скрепляла не только армейская дисциплина, но и общность симпатий и интересов, порой вовсе не материальных. Течение жизни в этой общине было обусловлено известного рода правилами и законами, за которые нельзя было перешагнуть, оставаясь верным своему назначению. Такое полковое сообщество, как писал В. В. Крестовский, являлось каждое само по себе «чем-то вроде отдельного, самостоятельного, живого, одухотворенного организма, представляющего собой как бы отдельное собирательное лицо, имеющее свой смысл, идею, назначение, свое призвание, свою жизнь, свои типические особенности, свой характер, свою физиономию, свойственную только ему и во многом непохожую даже на другие физиономии того же самого рода…»{4}

В силу этих обстоятельств человек, надевая полковой мундир, невольно начинал чувствовать себя иным, несколько отрешенным от всего остального мира. Между ним и этим остальным миром словно ложилась какая-то тонкая разграничительная черта. Он мог сочувствовать той жизни и ее интересам, ее движению, ее стремлениям, но все-таки для него на первом плане стояли интересы полка, которые (пока он носил этот мундир) были ему ближе всего.

С другой стороны, полковое сообщество представляло для людей одиноких и, как замечает Крестовский, «нравственно измученных жизнью, кипящей за тонкой разграничительной чертой», прочное убежище, тихое и мирное пристанище, если они могли принять сурово-неуклонные его обычаи, его общественное мнение, понятие о чести, круговой поруке, о строгом суде товарищей.

http://www.tinlib.ru/istorija/povsednev … a_i/p7.php

Отредактировано Valentina13 (11-06-2013 01:21:38)

+2

636

ГУСАРСКОЕ БУСИДО ИЛИ ПУТЬ ГУСАРА

Одним из следствий образования гусарского сословия было оформление специфического мировоззрения части офицеров - гусарского бусидо - неписаного кодекса поведения гусара в обществе, представлявшего собой свод правил и норм "истинного", "идеального" офицера.

Гусарское бусидо, первоначально трактовавшееся как "путь коня и фуражки", впоследствии стало означать "путь гусара" ("буси" - офицер; "до" - крутой).

Гусарское бусидо касалось отношения гусар к социальной общности, к людям того или иного класса, к государству. Содержание гусарского бусидо вышло за рамки прежних традиций светского общества - оно включило в себя догмы пьянства, разврата и непогрешимой веры в безнаказанность и имело в своей основе новые нормы поведения. Постепенно развиваясь, гусарское бусидо превратилось в моральный кодекс гусар, являющийся в то же время преимущественно частью различных учений, становилось также областью философского знания, предметом этики. Будучи слитым воедино с военной философией, гусарское бусидо носило характер практического нравоучения. Первые гусары считали его методом совершенствования психической и телесной гигиены. Гусарское Бусидо нравственно осмысляло философское мироучение в целом и было призвано научить гусара "правильной жизни" в истинно офицерском обществе. Оно совмещало в себе теорию пития и изучение гражданской психики, решало вопросы, связанные с понятием сущности настоящего офицера, его роли в окружающем мире, смысла жизни, пива и вина, женских прелестей  в нравственном понимании. Гусар, воспитанный в духе гусарского бусидо, должен был чётко сознавать свой моральный долг, в частности свои личные обязанности по отношению к женщинам, должен был сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать (материть) себя в случае неправильных действий, нарушения своих обязанностей и долга. Такое моральное самоосуждение влекло за собой, как правило, самоубийство, совершавшееся по определённому ритуалу путём рулетки - стрельбы себе в висок в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Гусарское бусидо, как способ регулирования поведения гусара, не опиралось непосредственно ни на какие специальные учреждения, принуждавшие к соблюдению моральных норм, оно основывалось на силе и глубине русского языка (мата), мнения сослуживцев, личного примера старших товарищей, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных гусар (поручик Ржевский, корнет Оболенский и т.п).

Принципы гусарского бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике тех времён, однако нашли своё отражение в легендах и повес х, анекдотах, байках и песнях).

Гусарское бусидо даже нельзя назвать учением в прямом смысле, это, скорее, одна из форм выражения идеологии, её основные положения и принципы, развивавшиеся из поколения в поколение в течении длительного времени. Гусарское бусидо это особая мораль, выработанная сословием офицеров, составлявших цвет Российского офицерства, которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения гусар, способов воспитания юнкеров, создания и укрепления определённых отношений к женскому полу.

При всём этом гусарское бусидо являлось моралью. Оно служило только гусарству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы. Чётко и довольно вразумительно требования гусарского бусидо сформулированы в "Начальных основах поведения гусара" в редакции поручика Ржевского:

Отредактировано Valentina13 (11-06-2013 00:46:09)

+2

637

Валюша, это очень интересная информация, за что с удовольствием ставлю плюсы!!!! :cool:

И устав Вы назвали верно, но ответ в другом:

Служба в гусарах считалась опасной. Недаром Иоахим Мюрат, один из лучших маршалов Наполеона, начинавший свою карьеру в легкой кавалерии, говорил, что настоящий гусар никогда не доживает до тридцати пяти лет. Это была правда. А потому в русском «Его Императорского Величества Воинском Уставе о полевой гусарской службе» предписывалось: «Понеже у гусар по их трудной службе более раненых и больных, как в других кавалерийских полках, бывает, то полковому Шефу стараться иметь лекарей совершенно искусных…»
Вот в этом и состоит  связь гусара и Эскулапа, т.е. символа совершенного, искусного врача. :flag:

Отредактировано череп (11-06-2013 10:03:27)

+3

638

Можно опять вопрос несложный, но конкретный?

Есть такая фото немца:

http://s2.uploads.ru/YRZb0.jpg

Вопрос: КТО ОН ТАКОЙ?

Интересует не фамилия-имя-отчество, а его специальность.

Отредактировано Дьяк (11-06-2013 12:45:23)

+1

639

череп; Valentina13
Большое спасибо за гусар. Вы помогли в работе над кусочком. Надеюсь вечером выложу "по мотивам"

+3

640

По фрицу даже предположений нет?

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » Что, где, когда - 9