Русь Великая
Историографические заметки
Первый киевский князь
Опубликовано 23.12.2011 автором Feren
Неподалеку от нас в дремучих лесах жили древляне. Нашего корня было это племя. Говорили они одним языком с нами… Только нравы да обычаи у нас были совсем разные: древляне, как звери дикие, лесные, жили – грабежами промышляли, вечно в раздорах между собой были.
Александр Иванович Красницкий. «Гроза Византии»
Спустя три года после описанных кремонским епископом событий Игорь собрал новое войско и двинулся с акцией возмездия на Константинополь. Может, иноземный правитель с легкостью позабыл бы о своих подданных, плененных и павших в бою: они ведь всего лишь простолюдины, не более. Русский же князь не мог простить гибели соотечественников. Да и мало было еще русичей в Киеве. Потому новонабранное войско было разноплеменным: были в нем киевские поляне и новгородские словене, смоленские кривичи и южане-тиверцы, наемники варяги и свои, русичи. Все вместе эти люди назывались русскими, то есть подданными князя русов. В войске были также вольные печенеги, которые с радостью служили тому, кто хорошо платит. Могли воевать вместе с русскими, а могли и против.
Этот поход вызвал панику на Балканах. Корсунцы – жители греческой колонии Херсонес (ныне это руины неподалеку от Севастополя) – послали гонца к императору Византии со словами: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли!» Вслед за ними прискакали в Константинополь испуганные болгары. Они кричали: «Русские идут! А с ними печенеги!» Император Роман понял, что его ждет неумолимая расплата и «греческим огнем» русских уже не испугать. Он решил откупиться. К Игорю приехали из Константинополя императорские посланцы с богатыми дарами. На словах им было велено передать русскому князю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани». Отдельные дары привезли для печенегов.
Игорь задумался. Печенеги, получив богатые византийские дары, могли в любой момент изменить русам и из союзников превратиться во врагов. Не был уверен князь и в своем многочисленном, но разнородном войске. Дальнейшую судьбу похода он вынес на общий совет. Дружинники посовещались и пришли к такому решению: «Если император прислал богатые дары, то чего же нам еще нужно? Ведь многие за добычей и шли. Теперь мы ее получили без боя. А если пойдем дальше, то можем и добычи лишиться, и жизней. Никому ведь не известно, чья возьмет. Уж лучше с тем, что есть, вернуться восвояси». Вряд ли Игорю такое решение пришлось по душе. Но и с дружиной не поспоришь. Словом, князь направил печенегов по болгарским землям – все урон византийской провинции, а сам с войском вернулся на Русь. А вернувшись, осенью 944 года заключил мирный договор с Византией. Текст этого договора для нас чрезвычайно важен. Дело в том, что это был не межличностный договор – между императором и князем, а коллективный. Его в Византии подписывал не только представитель великого князя, но также представители и его жены Ольги, и сына Святослава. Зачем это нужно было делать? По очень простой и ясной причине, если бы Игорь умер (как это вскоре, увы, и произошло), то вместо него правила бы вдова. Она соблюдала бы условия мирного договора не только потому, что его подписал ее покойный муж, но и она сама. Когда сын, достигнув определенного возраста, вступал в великокняжеские права, то и он должен был бы хранить мир с Византией, так как подписал документ.
И здесь нам хотелось бы поразмышлять вот о чем. Во всех учебниках причину русских походов видят в жажде наживы – ну как не пограбить богатого южного соседа. Конечно, этот вывод сделан невеждами. Византия – далеко не единственное богатое государство неподалеку от Руси.
Мы уже писали о русских походах на Каспий. Там раскинулись богатые земли и города, утопавшие в роскоши. Теперь это территории современных государств Азербайджана и Ирана. В прежние времена здесь стоял древний город Дербент – северная граница арабских владений на Кавказе. Теперь это российский город в Дагестане. Сохранились башни и ворота VI–XV (!) веков, комплекс Джума-мечети VIII–XIV веков, цитадель Нарин-Кала VI–XIX века. Остается лишь удивляться, отчего этот почти сказочный в своей невероятной красоте город не является одним из важнейших туристических объектов России.
Ну а в старину сюда стремились не только купцы, но и любители легкой наживы – вплоть до яицких казаков во главе со Степаном Разиным.
Но во времена Киевской Руси Волга еще не была нашей. Путь к Дербенту лежал через Хазарский каганат. И вот что странно: хазары с легкостью пропускали русских искателей легкой добычи, правда, брали за это половину добычи. Впрочем, другие могли бы взять все.
Чем же объясняется такая расположенность хазар к русским? Дело в том, что Хазария – это как бы Киевская Русь наизнанку. Северные русы завоевали славян и создали на берегах Днепра свою державу со столицей в Киеве. А позже крестили славян. Южные росы (римские авторы называли их антами, скандинавы – ванами), жившие в Северном Причерноморье, в низовьях Дона и Волги, покорив тюрков и северокавказские народы, создали свой каганат – княжество со столицей в Саркеле. Сюда миссионеры прибыли раньше, чем в Киев. Если на берегах Днепра избрали веру Нового Завета, то в Причерноморье остановились на Ветхом Завете, или иудаизме. Причем иудаизм приняла правящая русская верхушка, подданные, как правило, сохраняли собственные верования.
Иноземцы, путая киевских князей и хазарских, часто называли тех и других каганами – русские ведь. По этой же причине хазарские каганы с легкостью пропускали соплеменников, отправлявшихся на разбой в южные края.
Но вот великие киевские князья, несмотря на радушное отношение хазар, никогда не ходили к Каспию. Почему? Да потому что их целью была отнюдь не нажива. А что? И Олег Вещий, и его племянник Игорь, и сын Игоря, великий воин Святослав, шли к берегам Боспора Фракийского для того, чтобы вернуть исконные земли предков как на Дунае, так и в Малой Азии. Поэтому Олег прибил русский щит на вратах Константинополя, а Святослав, покинув Киев, основал новую русскую столицу на Балканах.
О Святославе и его походах речь впереди, а пока вернемся к его отцу.
После возвращения в Киев и заключения выгодного договора с Византией великий князь отнюдь не почил на лаврах, а вернулся к своим прямым обязанностям – наведению порядка в державе и сбору податей, в том числе и с лесного народа древлян. Каждый год поздней осенью, а именно – в ноябре, русские князья отправлялись в подвластные им племена собирать дань. Урожай был собран, запасы на зиму сделаны, излишки нужно было сдать в казну – на прокорм князя и дружины. К тому же представьте, как выглядела поездка на лошадях по размытым осенними дождями дорогам – удовольствие, прямо скажем, ниже среднего: холодно, мокро, кругом грязь. Словом, на увеселительную поездку это никак не похоже – ехали по государственной надобности.
Князь ходил походами в южные земли и, надо полагать, дань не собирал долго: древляне ему задолжали больше обычного, надо было платить недоимки. С этой целью Игорь во главе дружины и отправился в Искоростень – древлянскую столицу. Двойной «налог», надо полагать, не без скрипа, был уплачен.
И тут важно понять, что дело не только в количестве шкурок. Древляне, чувствовавшие себя в дремучих лесах никому не подвластными, платили дань Киеву нехотя, будто бросали подачку нищим полянам и их русичам: это, мол, вам на бедность, а у нас всякого добра без счета.
Презрительное отношение древлян не могло не оскорбить Игоря – грозу Византии, и его закаленных в битвах воинов. Нужно было добиться от подданных почтения. Потому-то, отправив большую часть дружины с данью в Киев, Игорь с отборной гвардией повернул к Искоростеню. Древляне, у которых по всему лесу были разосланы лазутчики, заметили княжеский маневр, не укрылась от них и малочисленность его отборной дружины. Они тут же передали тревожную весть в Искоростень. Древляне во главе со своим князем Малом собрались на вече. Пошумев, пришли к решению:
«Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Они послали переговорщиков к князю, которые встретили его на дороге и спросили: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань».
Игорь в переговоры вступать не стал и двинулся к древлянской столице, где попал в засаду. О его ужасной кончине мы знаем, увы, не из русских, а из византийских источников. Хронист императора Льва Диакона сообщил, что Игоря привязали за руки к двум согнутым стволам деревьев, потом отпустили их, и тело несчастного князя оказалось разорванным надвое. Могила долго сохранялась. Василий Татищев ее видел и описал:
«Могила Игорева. При городе Коростене есть холм весьма великий на ровном месте близ речки, и до сих пор так называется, который и я в 1710 году, идучи из Киева с командою, осматривал; таковых хотя повсюду много находится, особенно на Донце скифские, но величиною подобного сему не видал».
http://kolovodie.ru/2011/12/23/первый-киевский-князь/
Отредактировано Valentina13 (11-06-2013 01:25:55)