Успех фильма был безоговорочным. В итоге уже 7 февраля «Иронию…» показали по ЦТ снова, а кроме этого решили выпустить ее и в широкоформатном варианте в кинопрокате этого же года. Между тем не стоит думать, что эту лирическую комедию все советские люди приняли хорошо. Были у нее и свои противники, причем весьма влиятельные. В числе последних был генерал армии Николай Лященко. В войну он командовал стрелковой дивизией, а с 1963 года стал командовать военными округами и на момент выхода фильма на голубые экраны возглавлял войска Среднеазиатского военного округа. Кроме этого, он с 1966 года был депутатом Верховного Совета СССР, а в 1971 году был избран в состав ЦК КПСС. Сразу после второго показа фильма по ЦТ Лященко написал возмущенное письмо министру культуры СССР Петру Демичеву. В нем генерал писал следующее:
«Я не смог удержаться и решил написать Вам о своих впечатлениях, которые оставляет у зрителя новый телевизионный фильм „Ирония судьбы, или С легким паром!“, вышедший на голубой экран в Новый год. И особое желание написать данное письмо появилось, когда этот пасквиль снова показали якобы по многочисленным просьбам телезрителей.
«Новогодняя сказка Эльдара Рязанова», как ее преждевременно разрекламировал журнал «Советский экран» № 24 за 1975 год, это комедия, на мой взгляд, надуманная, безнравственная. Это скорее насмешка над подлинным человеческим счастьем.
В этом фильме под видом «безобидных типовых поступков» зрителю преподносится пошлость, популяризируется пьянство, хамство, стяжательство и безнравственность.
«Советский экран» пытается убедить нас, что это, мол, вполне нормально, естественно и просто в нашей «типовой жизни». По нашему мнению, это – искажение советской действительности.
Авторы с необыкновенной легкостью проповедуют с голубого экрана то, против чего следует восстать, чем нужно возмутиться. В самом деле. Солидные, образованные, со званием и положением люди по так называемой традиции собираются в баньке и пьянствуют, как в кабаке.
Так завязывается сюжет «сказки». Один из «добрых», «вежливых» типов напивается до невменяемости, оказывается в другом городе, в чужой квартире, и начинается предновогодняя «кутерьма».
Нам пытаются доказать, что «все бывает в жизни», что есть и могут быть такие «незапланированные счастливые браки». Тут вам и ревность, и разрушенное чье-то счастье, и непонятная любовь.
Пьяному, непротрезвевшему «герою» вдруг понравилась незнакомая женщина, чужая невеста. И фильм поучает: «все бывает…»
Где же мораль? Задумался ли сочинитель сей комедии, какой вред он наносит молодежи? Удивляет, как вообще разрешили выпустить такой фильм на экран.
ЦК КПСС и решения 25-го съезда партии предъявляют высокие требования к литературе, театру, киноискусству, призывают наших писателей, поэтов, кинодраматургов, всех работников культурного фронта воспевать чистое и доброе, создавать произведения, достойные советского человека, пронизанные духом коммунистической морали и нравственности, что особенно нужно нашей молодежи.
Фильм же, о котором идет речь, на наш взгляд, противоречит этим требованиям. В нем – отголоски чужой, не нашей морали. Подобные сочинения не несут в себе ничего полезного, поучительного.
Буквально на второй день я уже слышал от некоторых молодых людей, посмотревших «Иронию судьбы…», такие выражения: «…Коль ученым, пожилым людям можно так вести себя, то нам тем более».
А ведь мы доверяем телеэкрану. С его помощью воспитываем и нашу армейскую молодежь. Что сказать солдату после такого фильма? Мы же постоянно учим его быть высоконравственным, объявляем бой малейшим проступкам, связанным с выпивкой, учим бережно относиться к прекрасным человеческим чувствам, к любимой девушке, к невесте, подруге жизни, которых оставляют дома на время службы в армии.
Здесь же, в фильме, многое против высокой, чистой морали, прекрасных чувств. Удивляет, что некоторые литературные критики не хотят видеть вредных последствий этой так называемой новогодней сказки.
Следует заметить, что не только «Ирония судьбы…», но и фильм «Семья Ивановых», где показан чудаком военный в звании «генерал-полковник», кинокартина «Афоня» – опять на экране попойки. Или «концерты» украинских артистов Тимошенко и Березина, они еще худшего содержания, чем «Ирония судьбы». Мы их вынуждены были не пустить в войска.
Все это вызывает недоумение и чувство досады.
Петр Нилович! На мой взгляд, видимо, следует во главе отделов и организаций ставить людей политически более зрелых и строже контролировать тем, кому положено, деятельность наших творческих союзов и культурных организаций. Должны быть более объективными и по-партийному принципиальными рецензенты, оценивающие новые произведения, в данном случае – телефильм «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Думается, что авторы киноленты несерьезно подошли к выбору сюжета комедии. Ибо то, над чем они пытаются заставить смеяться зрителя, далеко не смешно. Скрываясь за маской критики аморальных отношений, создатели телефильма, по сути, в открытую проповедуют через голубой экран безнравственность человеческих поступков. Это делают и Тимошенко, и Березин. Это явно противоречит задачам киноискусства, нашей эстрады и наносит серьезный вред в воспитании самого ценного, дорогого – нашей замечательной молодежи.
Веселое, комедийное не значит пустое, бессодержательное, надуманное. Мы – за здоровый смех, за полезные, содержательные кинокомедии и спектакли.
Прошу простить меня, Петр Нилович, за вмешательство. Я это делаю с благих намерений.
С глубоким уважением, генерал армии Н. Лященко».
Несмотря на высокое положение автора письма, министр культуры к его мнению не прислушался. И «Ирония судьбы» продолжила свое триумфальное шествие по голубым экранам. Во многом этому помог Брежнев, которому фильм очень понравился, и он даже упомянул о нем на 26-м съезде партии в феврале 1976 года (сказал, что наши строители увлекаются строительством одинаковых типовых домов, а потом происходят истории, показанные в «Иронии судьбы»). Что касается генерала армии Н. Лященко, то его звезда вскоре закатилась. В 1977 году он будет отправлен на пенсию – в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Депутатские полномочия он сложит в 1979 году, а из ЦК КПСС его выведут два года спустя.