Валюша, я убегаю на лекцию. Первая версия: напиток из растворенного в уксусе жемчуга. А кто они? Антоний и Клеопатра?
С жемчугом связаны красивые предания. Например, древние греки считали, что жемчужины — это застывшие слезы морских нимф. Одной из самых известных легенд, растиражированных благодаря мировой литературе и кинематографу, стала история о пире Антония и Клеопатры. Однажды Клеопатра заключила пари со своим возлюбленным Антонием (римским политиком и полководцем), что превзойдет его в роскоши пиршеств, потратив на один пир невероятную сумму в 10 000 000 сестерциев. В назначенный день по приказу царицы были накрыты столы, однако Антоний не заметил каких-либо особенных угощений и изысков. Но когда пришло время подавать вторые блюда, перед Клеопатрой поставили только чашу с «таким крепким уксусом, в котором растворяется жемчуг». Египетская царица носила серьги с двумя самыми крупными в мире жемчужинами, добытыми некогда в Индийском океане и преподнесенными каким-то восточным царем. Одну серьгу она сняла и бросила в чашу. Жемчуг растворился, и Клеопатра выпила уксус. После она хотела так же поступить и с другой жемчужиной, однако третейский судья остановил состязание в роскоши, признав ее победительницей. После смерти Клеопатры вторая жемчужина, согласно преданию, была распилена пополам, и эти половинки красовались в ушах Венеры в Римском Пантеоне. Уже в древности эта легенда была широко известна (Плиний Старший. IX. 119 и след.).
Истории о растворенных в уксусе или вине жемчужинах рассказывали не только о Клеопатре. Поэт Гораций сообщает, что так поступал Клодий, сын знаменитого римского актера Эзопа. Он растворял жемчуг, чтобы узнать, каков тот на вкус, и предлагал этот напиток своим гостям:
Сын Эзопа жемчужину, бывшую в ухе Метеллы,
В уксусе крепком велел распустить, чтобы разом сестерций
Проглотить миллион: не умнее, чем в воду закинуть!
(Гораций. Сатиры. II. 3. 240. Пер. М. А. Дмитриева)
Римский историк Светоний пишет, что император Калигула «в роскоши превзошел своими тратами самых безудержных расточителей. Он выдумывал... диковинные яства и пиры... пил драгоценные жемчужины, растворенные в уксусе...» (Светоний. Калигула. 37. 1). Подобное расточительство и бессмысленное уничтожение прекрасных творений природы вызывало у современников удивление и осуждение.
Отредактировано череп (04-11-2013 14:41:32)