Обаятельных женщин шпионками сделали бедность и жестокость родителей!
Имя Маты Хари стало символом шпионок времен Первой мировой войны. Но как считают исследователи деятельности спецслужб, на самом деле танцовщица-стриптизерка не была бойцом «тайного фронта», а просто стала жертвой интриг. Кроме нее в истории остались имена двух настоящих шпионок – Фрау Доктор и Парашютистки.
Будущая шпионка Анни-Мари Лессер родилась в Берлине в конце XIX века. Неизвестно, как бы сложилась ее судьба, если бы девушка не влюбилась в гусара Карла фон Винанки. Бурный роман закончился тем, что взбешенный отец выгнал ее из дома. А тут еще и Карлу пригрозили отставкой. Казалось, это был конец карьеры. Но тут его друг, служивший в Генштабе, познакомил бедолагу с неким господином Маттезиусом, который при первой же встрече предложил Карлу стать шпионом.
Дама в очках и на автомобиле
Первое задание прошло на «ура» и, получив второе задание, он решил взять с собой в поездку возлюбленную. Во время этой поездки он признался Анни-Мари о своей работе на разведывательную службу, а когда информация уже была собрана, Карл вдруг занемог, и его прямо с поезда отправили в больницу, где он спустя сутки скончался от воспаления слепой кишки. Потрясенная смертью возлюбленного девушка все-таки нашла в себе силы и по прибытии в Берлин передала документы Маттезиусу. И тогда шеф бюро предложил Лессер тоже стать секретным агентом.
Следующим заданием было собрать информацию о численности французских войск и оборонительных укреплениях. Очаровательной стройной шатенке, художнице и фотографу, офицеры местного гарнизона оказывал! всяческие знаки внимания. А один капитан, что называется, по уши в нее влюбился и откликнулся на просьбу девушки показать ей «настоящие пушки». Во время экскурсии на форт Анни-Мари фотографировала своих спутников. Конечно, ей были нужны HI их физиономии, а укрепления, служившие фоном. И вот новое задание.
Мата Хари, безусловно, самая известная шпионка начала XX века. Но далеко не единственная...
Последняя командировка
На этот раз агент отправила в Бельгию и, как обычно, позволяют влюбиться в себя очередному офицеру – лейтенанту Остену. Потерявший голову молодой человек не раздумывая выполнил просьбу Лессер проехаться вдоль границы. И тут случилось непредвиденное. Из записной книжки Анни-Мари вылетел листок бумаги, ветер занес его в яму. Галантный офицер бросился его доставать. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять – на листочке была записана информация о фортах. Добравшись до ближайшего поста, Остен помчался к жандармам. А шпионка пересела на его место и нажала на газ, но машин через километр, потеряв управление врезалась в дерево. К счастью, AHHА Мари не пострадала и, придя в себя бросилась бежать через поле. Ей повезло – выбежала она на берег реки в тот самый MМОМЕНТ, когда мимо проплывал баркас. Быстро сняв с себя платье, девушка бросилась в воду. Капитан суденышка контрабандист, не раздумывая, согласился доставить пассажирку через границу в Голландию за три тысячи франков.
С началом Первой мир вой войны Лессер отправляется во Францию. К ТОМУ времени агент из симпатичной девушки превратилась в экстравагантную даму. Вот только зрение у нее начало портится и шпионка была вынуждена носить очки. И за это получила от коллег прозвище Фрау Доктор. Ей всегда удавалось, выполнив задание, благополучно вернуться в Германию.
Но во время последней командировки она опять оказалась на грани провала. Надо же было такому случиться, что во время поездки на фронт под видом медсестры ее узнал в лазарете раненый лейтенант Остен! Пришлось снова бежать. А потом в Германии началась революция. Сотрудники разведки, уничтожив документы, скрылись в неизвестных направлениях. Осталась без работы и Фрау Доктор. За годы напряженной работы для снятия стресса шпионка пристрастилась к морфию, что и стало причиной ее гибели.
Сошедшая с небес
Другая героиня нашего повествования родилась в 1895 году в небольшом городке недалеко от Парижа, в семье мелкого чиновника. Мсье Морель был настолько скуп, что отказывал дочке даже в мелких карманных расходах. Из-за этого девушка решила уйти в монастырь, но пробыла там недолго и сбежала в Париж. Она обладала приятной внешностью и устроилась работать натурщицей. Удача улыбнулась, устроив случайное знакомство с импозантным мужчиной в уличном кафе.
Этот пожилой господин по фамилии Фишер оказался настолько обаятельным человеком, что девушка уже через несколько минут после начала разговора поведала своему собеседнику о своих невзгодах. Тот же, почувствовав в Марте незаурядную особу, предложил ей заняться показательными прыжками с парашютом. Девушка согласилась. Первый свой прыжок мадемуазель, преодолев страх, совершила со специально нанятого частного аэроплана, и вскоре стала желанной гостьей на всех аэродромах. Чуть позже Фишер во время одного из разговоров признался, что он совсем не меценат и не любитель воздухоплавания, а агент британской разведки. И сделал следующее предложение – Марта за свою работу будет получать 1200 франков ежемесячно, не считая командировочных и оплату счетов за непредвиденные расходы. Такая работа пришлась новоявленной шпионке по душе.
Она собирала сведения о численности французских бипланов и дислокации складов горючего и аэродромов. Патрон вручил Марте миниатюрные фотоаппараты, с помощью которых девушка по ночам переснимала документы, которые хранили в планшетках оставшиеся ночевать у нее многочисленные любовники из числа военных летчиков. Иногда, поднимаясь для совершения очередного прыжка в воздух на самолете, она за спиной летчика делала снимки аэродромов.
Победа во время Первой мировой войны часто добывалась не в окопах, а в дамских будуарах
На грани провала
В середине 1920 года Марта во время очередной командировки получила сообщение от своего шефа, в котором тот сообщал, что, скорее всего, он «засветился», и посоветовал своей боевой подруге скрыться. Шпионка в панике бросилась на поезд, оплатив целое купе, а ночью стала уничтожать все компрометирующие ее документы. Она рвала бумаги на клочки и выбрасывала их в окно. Но тут фортуна повернулась к ней спиной. По чистой случайности обрывки нашел путевой обходчик, отставной сержант. Он заинтересовался странными записями и схемами, похожими на карты, оценил содержимое попавших в его руки клочков, а контрразведчикам не составило особого труда определить хозяйку этой информации, поскольку в числе обрывков находился счет одной из гостиниц, выписанный на имя Марты Морель. Некоторое время шпионке удавалось скрываться, однако все же она составила компанию за решеткой и резиденту, и его подручным, которых, кстати, после ареста легко сдала полиции. Когда же следователи вникли в суть дела, то пришли в ужас: шпионажем против Франции занималась ее недавняя союзница Великобритания. Скандал грозил разразиться нешуточный. После долгих консультаций на высшем уровне обе страны решили следующее: англичан выслали из страны, а шпионку отпустили, тоже без всякого наказания, на все четыре стороны. Дальнейшая судьба Морель осталась неизвестной. Единственным сокровищем, унесенным ею из камеры, были вырезки из газет, в которых журналисты описывали международный скандал с ее участием.