Браво Игорь! Именно! "Оперативная группа управления отрядом"
Появление барабанов на территории государства вовсе не означает их вхождение в культуру и быт народа. Процесс признания этих инструментов, в том виде как мы себе их представляем, растянулся в России на целый век.
Светская и религиозная жизнь в России до конца XVII века исключали возможность использования инструментальной музыки, так как Московское православное княжество придерживалось взглядов первохристиан. «Домострой» считал игру на музыкальных инструментах «грехом равным пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства, православное духовенство причисляло к язычникам и богохульникам, отвлекающим людские души от бога. Только церковное многоголосное пение считалось музыкой, достойной христианина, только церковную музыку надлежало ему слушать и петь. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя музыкальные инструменты, тем более играть на них. «Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали… А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать — править пени по пяти рублев на человека». (Из юридических актов XVII века.). Постановления Стоглавого собора 1551 г. запрещали всякие игрища «и в гусли, и в смычки, и сопели». Борьба с музыкальными увеселениями нашла отражение в литературных памятниках, в которых музыкальные инструменты выступают предметом идолослужения, бесовским атрибутом. Так в житии Исаакия рассказывается об искушении его бесами, которые глумились над ним, играя на разных инструментах — «ударища в сопели и в гусли и в бубны». О скоморохах митрополит Иосаф писал Ивану Грозному: «Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве…». По царским указам 1648 г., скоморохи со своими «бесовскими играми» и соучастники их «богомерзкого дела», т.е. зрители, подлежали наказанию батогами и ссылке. Музыкальные инструменты, скоморошьи маски и все, связанное со скоморошьими играми, царские грамоты предписывали ломать и жечь.
Церковь условно делила музыкальные инструменты на две группы: хорошие и бесовские. К «хорошим» относились используемые в армии «тулумбасы, набаты, накры, трубы (сурны) и другие. К «бесовским» — музыкальные инструменты (бубны, сопели и др.), используемые при языческих народных гуляниях и скоморохами. Так, в древнерусской учительной литературе труба, «собирающая воинов», сравнивалась с молитвой, собирающей ангелов божих, а сопели и простонародные гусли считались «орудиями», «собирающими бесстыдных бесов».
Осмысливая выше сказанное, становится понятным, что до конца XVII века (времени начала петровских реформ) не могло быть и речи о появлении и развитии музыкальных инструментов, барабанов в том числе, ни в светской, ни в религиозной жизни России.
Таким образом, остается единственная область возможного появления и развития барабанов — это военная сфера. Именно здесь необходимо искать причины и корни появления барабанов.
Таким образом, остается единственная область возможного появления и развития барабанов — это военная сфера. Именно здесь необходимо искать причины и корни появления барабанов. Поэтому рассмотрим, какие сигнальные приспособления использовались в армиях различных стран и более детально рассмотрим историю развития военного дела на Западе и на Востоке.
Первый этап реформирования начался во время смуты в начале XVII века. Ведущая роль в формировании новой российской армии принадлежала знаменитому полководцу Михаилу Скопину-Шуйскому (рис. 4). Он был назначен воеводой, возглавившим объединённое войско русских воинов и наёмников, для борьбы с захватчиками.
Участвуя в сражении под Тверью 11 июля 1609 года, он обратил внимание на стойкость пехоты иностранных наёмников. В отличие от разбитой в начале сражения конницы наёмников, пехотинцы-наёмники, находясь в центре сражения, раз за разом отбивали атаки тяжёлой польской конницы, знаменитых летучих гусар, а затем организованно отступили, сведя на нет первоначальный успех поляков. Слаженное действие отряда, чёткое выполнение приказов-команд барабаном, высокая воинская дисциплина на поле боя произвели впечатление. Молодой воевода решил организовать русские полки «иноземного строя». Всего за два месяца набранные крестьяне-ополченцы, вооружённые срочно закупленным современным оружием, были обучены премудростям иностранного солдатского дела.
Успехи молодого воеводы, называемого в народе вторым Александром Невским, вызвали зависть и опасения верховной власти. В результате дворцовых интриг он был отравлен на пиру дочерью Малюты Скуратова. Через 2 два месяца после гибели воеводы М. Скопина-Шуйского полки были распущены. Реформы приостановлены. Барабаны были забыты, войска вернулись к прежней звуковой системе связи.
Так появление барабанов в начале XVII в России стало просто эпизодом, а организация полков «иноземного строя», и соответственно реформы в армии, отодвинуты на несколько десятилетий. А нет реформ, нет барабанов и барабанщиков.
В результате проведения 2-го этапа реформ и внедрению барабанов барабанщик, внесённый в списки полка иноземного строя, впервые становился официальным лицом в русской армии. Это первый шаг на пути его вхождения в состав новой оперативной связи русской армии. Велико было значение и приказов-сигналов барабанщиков, получаемых от иностранных специалистов. Ранее они могли командовать только себе подобными, так как для русских они были язычниками и их просто никто не воспринимал.
Малые сиповщик и барабанщик московских выборных солдатских полков в парадных костюмах. Из книги «Московские выборные полки солдатского строя».
В военном уставе 1647 года впервые даётся регламентация, а так же музыкальная характеристика воинских сигналов для «барабанщиков и трубников»: «Битие по барабану всегда для того установлено, чтоб великим и многим людям, которые далече друг от друга не услышат, и барабан бы им надобную мысль известил мочно и по прямому надобе и доседётся тому быть, что разными статьями по барабанам бити, своя статья , как солдату побудити, когда в поход итти, и когда на походе, иное въсполошное время, чтобы недруга как близко подойдёт с оружием встретити; и иной знак… когда нечто выкликати. Иной знак, когда спешно…». Это первый официальный документ на Руси, регламентирующий обязанности барабанщика, как военнослужащего подающего установленные сигналы с помощью барабана (отбивающий барабанные бои). Устав закреплял строевую должность барабанщика, введённую царём Алексеем Михайловичем во всех стрелецких, драгунских частях и полках иноземного строя.
«Барабанщик из малолетних стрельцов» – подлинный портрет юного барабанщика XVII века. Акварель.
В Тридцатилетнюю войну в Европе:
Барабанщик времен Тридцатилетней войны.
Возросшая роль барабанщика на поле боя, как средство управления войсками, сделало его активной мишенью. Их гибель приводила к дезорганизации отряда, не меньше, чем смерть командира. Наёмники, являющиеся основной силой тридцатилетней войны, и тут нашли своеобразный, но жестокий выход. Они воровали в селениях маленьких мальчиков 8 – 10 лет, (их было труднее убить, чем крупных мужчин) и обучали игре на полевом барабане для подачи военных сигналов. После двух, трёх недель обучения им да-вался выбор: остаться барабанщиком или идти домой. За время обучения армия уходила на большое расстояние от родных мест, и многие ученики оставались в армии. Вот так появились «drummer boy» или полковые юные барабанщики.
Фрагмент миниатюры «Венчание М.Романова». Стрелецкие барабанщики на приёме по случаю венчания царя.
В Московском княжестве:
Так в Бутырском полку уже в начале 1670 года числилось 195 «барабанщиков малых робят» не считая 40 взрослых барабанщиков
Отредактировано Valentina13 (16-11-2013 16:15:41)