чего?
Шахматы? Шахматные автоматы?
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » "Что, где, когда - 12"
чего?
Шахматы? Шахматные автоматы?
Шахматы? Шахматные автоматы?
Нет, не шахматы.
Нет, не шахматные автоматы, хотя направление мысли интересное.
Отредактировано Valentina13 (03-12-2013 13:48:40)
Картинки 1-3 отчего-то навевают мысль об игрушках с заводным механизмом. Вращающаяся балерина, "поющий" соловей и т.п.
Возможно, речь идет о массовом производстве и внедрении хронометров.
Отредактировано Tva134 (03-12-2013 13:59:47)
М.б. это:
Явление это привнесено, видимо, из Западной Европы. Одним из первых проявлений этого своеобразного театра на Руси было “адское чудище” Дмитрия-самозванца. Современники писали: “И сотвори себе… потеху… ад превелик зело, имеющу себе три головы, и одела обоюду челюсти его от меди бряцало велие, егда же разверзает челюсти своя и извну его яко пламя предстоящим ту является, и велие бряцание исходит из гортани его, зубы же ему имеющу оскаблены иногты ему яко готовы на ухапление, и из ушшо яко же пламени распалявшуся”40.
Эта грандиозная полумеханическая кукла-крепость на Москве-реке, созданная по воле Самозванца и сожженная москвичами вместе с ним, должна была по замыслу Лжедмитрия отпугивать татарские армии от московских стен. Крепость-чудовище, крепость-кукла в виде трехголового черта, клацающего медными челюстями, изрыгающего дым и пламя, грозящего зубами и когтями, не была, конечно, театральной. У нее были совершенно иные функции, но она представляла собой и невиданное чудное зрелище, она действовала и была куклой-элементом Театра Чудес барокко.
Театр же автоматов как театральное зрелище появился в России, видимо, в 40-х годах XVIII века. Известно, что такие театральные зрелища приобрели особую популярность в Западной Европе именно в этот период. Ряд сведений об этом можно почерпнуть во многих источниках. Мы же прибегнем к труду Ш. Маньяна, который отмечал развитие театра автоматов в Европе 40-х годов. Причем, он здесь уже был ярмарочным, общедоступным.
“…Один поляк по имени Тоскани,— пишет Ш. Маньян,— открыл на ст. Жерменской ярмарке 1744 года театр картин-автоматов — Афиши говорят, что там видны замки, суда, . . там есть и фигуры, подражающие естественным движениям людей, а самое поразительное это то, что там показывают бурю, дождь, гром, погибающие корабли, плавающих матросов и т.д.”41.
Учитывая переимчивый характер российской действительности того периода, неудивительно, что театр кукол-автоматов быстро адаптировался и приобрел широкую популярность. Вот одно из объявлений о представлениях этого театра в 1756 году. Оно примечательно еще и тем, что дает точный адрес того места, где давались представления: “Пьер Дюмолин. Механик, живущий в доме Его Сиятельства Графа Петра Борисовича Шереметьева в Миллионной улице показывает охотникам ежедневно по полудни от 2 до 9 часа преизрядную сделанную модель церкви Святого Апостола Петра в Риме, и между протчим живописныя картины движимыя, малую Голандскую женщину, которая каждую минуту по 18 дюймов лент делает, а также канарейку в клетке, поющую разныя песни, будто бы живая, и притом разные редкие оптическия, диотрическия и катоптическия штуки. Знатные персоны за смотрение могут платить по их изволению, а с прочих сбирано будет по полтине, с 8 же человек по 2 рубли”42.
Театр автоматов Пьера Дюмолина на Миллионной улице просуществовал несколько лет. Так, В.Н. Всеволодский-Гернгросс в своем труде также упоминает его43: “…Французский механист Дюмолин показывал в 1759 г. маленькую бернскую крестьянку, “которая 6 лент вдруг ткет, так что от 18 до 20 дюймов в минуту поспевает”44.
Как видим, все, что изменил “механист”,— переименовал “малую Голандскую женщину” в “бернскую крестьянку” (возможно, переодев ее в другой наряд) и изменил одну букву в фамилии, превратившись из Дюмолена в более русифицированного Дюмолина. Судя по объявлению в “Ведомостях” этот театр автоматов был достаточно демократичен. Наравне со “знатными персонами” среди его зрителей были и “прочие”. сравнивая факты, изложенные Маньеном и появление в Петербурге “французского механиста”, вероятно предположение, что театр автоматов перешел в российский быт из Франции.
Представления механического театра Дюмолена сопровождались своеобразным музыкальным оформлением. Бернская крестьянка ткала свои ленты под игру механических курантов45.
Небезынтересен и следующий факт, о котором не упоминали ни И.Е. Забелин, ни В.Н. Перетц, ни В.Н. Всеволодский-Гернгросс, которые связывают деятельность Дюмолена только с Москвой 1759 г. Прежде чем приехать в Москву, “механист” не менее трех лет удивлял своим искусством Петербург.
В Москве же, как известно, Дюмолен показывал свои спектакли “в Немецкой слободе, против дома графа Апраксина”46.
Таким образом, мы узнаем еще один адрес, по которому в Москве давались кукольные представления. Кроме “Бернской крестьянки” в Москве Дюмолен показывал и другие “самодвижущиеся машины” (так назывались его куклы, которые были своеобразными машинами в его механическом театре). В московском репертуаре Дюмолена 1759 года “картина, представляющая ландшафт, в котором видны будут многия движущияся изображения (! - Б.Г.) дорожных людей и возов и многия работные люди, которые упражняются в разных вещах так натурально, как бы живые”47.
Картинки 1-3 отчего-то навевают мысль об игрушках с заводным механизмом.
Да, именно о них.
Возможно, речь идет о массовом производстве и внедрении хронометров.
Каким образом?
Кто именно?
Очень интересная информация по теме вопроса.
Театр автоматов Пьера Дюмолина
Нет, не он, хотя в том же ключе.
Проводилась целенаправленная кампания.
В качестве подсказки - работает и сегодня!
Премия в соответствии с законом о долготе в общей сумме 22 500 фунтов стерлингов была вручена лишь в середине 70-х гг. XVIII в. восьмидесятилетнему механику Джону Гаррисону, или, как его еще прозвали, Джону Долготе, за создание высокоточных часов-хронометров (от греч. “хронос” — время и “метрос” — измерение), которые позволили, наконец, решить эту проблему веков, ассоциировавшуюся с неразрешимой “квадратурой круга”.
Может, речь о музыкальной гребенке идет. Музыкальный автомат. И как развитие - будильник.
за создание высокоточных часов-хронометров (от греч. “хронос” — время и “метрос” — измерение),
Это является основным рекламируемым товаром, но подсказка о работе - о картинке 1, 2, 3, т.е. о механической игрушке.
Отредактировано Valentina13 (03-12-2013 14:36:26)
"Что, где, когда - 15" | История | 25-06-2014 |
Что, где, когда - 11 | История | 15-11-2013 |
Что, Где, Когда - 3 | История | 28-06-2012 |
Что, где, когда - 8 | История | 16-05-2013 |
"Что, где, когда - 17" | История | 24-11-2020 |
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » "Что, где, когда - 12"