Не это ли?
Из истории военной медицины — Амбруаз Паре.
Это французский врач Амбруаз Паре. Возможно, многие помнят это имя по романам Дюма.
Надо сказать, что по образованию Амбруаз Паре был все же не врач, а цирюльник, парикмахер. Врач средневековья — это персона вальяжная, маститая, изучившая на латыни труды великих врачевателей древности — Гиппократа, Галена, Авиценны, неукоснительно следующая авторитетам и не смеющая от них отступать. Брать в руки скальпель врач считал ниже своего достоинства, для этого существовали цирюльники. Различные операции выполняли именно они, и накопили немалый практический опыт. Функции военных врачей также выполняли следующие за армией цирюльники.
Слава и солдатская любовь пришли к цирюльнику Паре после того, как он сломал важный стереотип в области лечения ран. В то время раны, и глубокие пулевые, и поверхностные, было принято заливать кипящим маслом — так велели медицинские каноны того времени. Формально это дает какую-то дезинфекцию, но необратимо обваривает открытые ткани раны – и рана практически не заживает, а последующая гнойная инфекция часто приводит к гангрене. А по мучительной боли — такое «лечение» сопоставимо с пыткой. И вот однажды, кровавая баталия, в тылу войска Паре обрабатывает раненых, как и положено — заливает раны маслом. И масло закончилось, не хватило, а раненые продолжают поступать. Паре был в шоке, что делать, ведь умрут же! И скрепя сердце начал накладывать на раны обычные повязки…
Бой окончился, утром следующего дня Паре отправился с обходом — и был снова поражен: раненые, кому не хватило масла, чувствовали себя гораздо лучше тех кого обработали по правилам. Просто перевязанные раны уже начали заживать. Факт был налицо, и варварская практика применения кипящего масла ушла в историю. Впоследствии Паре предложил множество вариантов перевязки различных видов ран, и составы соответствующих мазей.
Еще один стереотип, с которым покончил Амбруаз Паре — ампутация. Ампутировать конечности в средневековье было принято раскаленным ножом. Это давало остановку кровотечения, но опять же, приводило к ожогу тканей культи с последующей гангреной. Паре предложил при ампутации извлекать крупные сосуды и перевязывать их шелковой нитью. Этот метод называется лигатура и применяется по сей день.
Во время очередной осады второму человеку во Франции, герцогу Гизу, обороняющиеся всадили в голову копье. Печально воздыхающая свита потащила герцога в тыл с торчащим из башки наконечником копья, что тут поделаешь, рана жуткая, помрет герцог… Ничего подобного: мэтр Амбруаз Паре взял кузнечные клещи, наступил герцогу на грудь и силой вырвал наконечник. После чего остановил хлынувшую потоком кровь и зашил рану. Копье зацепило глазницу, но мозг не был задет, а герцог оказался мужчиной дюжим и выжил. После чего еще очень долго играл активную роль в политике. А на Паре в полном объеме полилась высочайшая милость королевского дома Франции… Впоследствии он был личным хирургом четырех королей, лечил папу Пия IV, оперировал адмирала Колиньи. Надо сказать, что Паре по вероисповеданию был гугенотом, а в это время Франция была ареной жестоких религиозных войн. Однажды король Карл IX, ревностный католик, вызвал Паре к себе и ни слова не говоря запер в своих покоях в тихой комнате на ночь, утром выпустил ничего не понимающего хирурга. А ночь эта вошла в историю под названием Варфоломеевской, ночь массовой резни гугенотов…
Паре предложил практические методы лечения различных вывихов и переломов путем их фиксации с помощью наложения шин, разработал методику операций на суставах, ввел протезирование удаленных конечностей, его приемы в области родовспоможения легли в основу современной акушерской практики, а в те годы – начали спасать жизнь примерно четверти от общего числа женщин-рожениц. И еще много чего полезного сделал и придумал Паре.
В 1590 году Амбруаз Паре умер в возрасте 80 лет. Его могущественный покровитель, Генрих Наваррский, поставил ему великолепный памятник. А покончив с династией Валуа и став королем Генрихом IV, он выполнил главное завещание Паре. Король издал высочайший эдикт об учреждении медицинской службы во французской армии и об оказании обязательной помощи раненым на поле боя. В те годы жизнь на войне ценилась мало — и следствием королевского указа был резкий моральный подъем боевого духа французских солдат, идущих на битву и знающих, что в случае беды их теперь обязательно ждет в тылу палатка военного хирурга.
Отредактировано Valentina13 (08-12-2013 11:24:12)