Позвольте дополнить.
"В бой идут одни "старики"
Арфы нет, возьмите бубен!
Легендарную картину о летчиках смотрели, наверное, все жители нашей страны. До сих пор на 9 Мая "старики" собирают у телевизоров целые семьи. Запоминающиеся герои, диалоги, чувство юмора - все это давно стало "народным", а фильм расхватали на цитаты. В преддверии Дня воздушного флота корреспонденты "Недели" решили вспомнить "поющую эскадрилью" 1973 года
Исполнитель роли Скворцова Владимир Талашко: "Старики" Леонида Быкова всех нас переживут"
Почему же современные режиссеры- "баталисты" до такого уровня не дотягивают?
о: Сегодня в фильмах о войне море спецэффектов, дорогие актеры. Но нигде еще я не видел, чтобы режиссер-постановщик так тяжело прощался со своими погибшими героями. Ведь и Ромео, и Смуглянка, и Маша с Зоей - все они вызывают искреннее сопереживание. Быков искренне любил "поющую эскадрилью".
в: Он любил своих героев. А актеров?
о: С ним было легко работать. Он действительно знал свое дело. При этом очень доверял нам, всегда выслушивал пожелания. Всегда был со всеми вежлив. При этом "пахал" за десятерых. Как пример - съемка диалога Скворцова с Титаренко у костра, когда мой герой признался комэску, что стал трусом. Быков сам на камере кадр выстраивал, сам садился в самолет на заднем плане, чтобы чуть в сторону переставить. И только потом бежал в кадр и отыгрывал свою роль.
При всей чудовищной нагрузке он был очень скромен и тактичен. Подвозят нам пищу на съемочную площадку, образуется очередь за едой. Он скромненько встает в самый конец. Его все хотят пропустить - как же, у него работы больше, чем у всех. Однако он отказывается, терпеливо ждет.
Последняя фраза старлея Скворцова, когда он пикирует на немецкий поезд, - "Ребята! Будем жить!" - стала крылатой. Какой смысл пилот в нее вкладывал?
о: Этот последний крик - крик миллионов советских солдат, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны. Но они не погибли по-настоящему. Они действительно живут, живут в нашей памяти. И всех нас еще переживут. Как и фильмы Леонида Быкова.
Леонид Быков - о своем лучшем фильме:
"Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах.
Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие, опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят.
В этом была высшая мудрость - забота о будущем, право и долг сильных охранять, растить и воспитывать себе смену.
Так родилась тема "В бой идут одни "старики". Известная мудрость гласит: "Когда говорят пушки, музы молчат". Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, берет с собой все человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои "второй, поющей эскадрильи" повторяют: "Войны преходящи, музыка вечна!".
Нам хотелось создать фильм в память о тех, кто не вернулся с войны. Поэтому с особым волнением показываем мы свою картину ветеранам. И лучшая награда для нас, когда они говорят: "Да, это было так".
Исполнительница роли Зои Ольга Матешко: "Фильм был снят с одного дубля"
"У моей героини Зои не было реального прототипа. А мой образ складывался из простых вещей. Из сценария и глаз Леонида Федоровича.
Сам Быков вообще не любил репетировать, не любил много дублей.
А в памяти со съемок "Стариков" осталось только хорошее: у нас никогда не было недомолвок, не было дрязг, не было ссор.
Так и получилось: картина, снятая с одного дубля, уже многие годы смотрится на одном дыхании".
Уже после того как картина была смонтирована, мы устроили предпоказ. Так там один чиновник, расчувствовавшись, сказал: "Вот бы его снять в цвете и в широком формате". На что Быков развернулся и ответил: "Я у вас пять раз просил, а вы не дали". Хотя, может быть, и хорошо, что картину снимали на 35-миллиметровой пленке, совсем как на войне.
"В свои 45 лет Леонид Быков оставался человеком, умеющим краснеть. В жизни он всегда был сосредоточенным и грустным, зато на съемочной площадке преображался и становился веселым. Он говорил: "Мало иметь совесть - надо, чтобы она еще и мучила". А как-то раз мы на съемках повздорили, и дело чуть не дошло до драки. Маэстро, как все его называли, разнял нас такими словами: "Научитесь делать добро из зла, потому что больше не из чего".
Я как сейчас помню рассказ Быкова о том, как они вдвоем с Женей ездили в Колумбию представлять "В бой идут одни "старики". Сидели на просмотре и тряслись. Ну что может понять в советском военном фильме народ, разгоряченный наркотиками? Леня весь фильм держал Женю за руку, а она была совершенно белого цвета.
Колумбийцы смотрели картину в полной тишине. А когда на экране появилось слово "Конец", режиссер и начинающая актриса думали, как бы побыстрее сбежать из зала, чтобы их никто не увидел. И вдруг после минутной тишины - взрыв аплодисментов. В результате их, как триумфаторов, вынесли на руках из зала. А Леня потом сказал: "Боже, я такой счастливой Женю еще никогда не видел!"
История Героя Советского Союза Надежды Поповой и Героя Советского Союза Семена Харламова легла в основу любовной линии фильма летчицы Маши в исполнении Евгении Симоновой и Ромео в исполнении Рустама Сагдуллаева.
Руководство Госкино запретило фильм, ссылаясь на то, что он не о войне. Однако когда сценарий показали командующему ВВС СССР Александру Покрышкину, он на весь лист поставил резолюцию: "Вот это и есть война!".
Из интервью с актерами фильма - Владимир Талашко, Ольга Матешко.