Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » "Что, где, когда - 13"


"Что, где, когда - 13"

Сообщений 711 страница 720 из 964

711

Череп написал(а):

Император?

Ой, я пропустила.

Да, император, правда в немного в другом контексте.
Старшой у МВД  - Император.
А после 1825 года - Николай1.

Отредактировано Valentina13 (01-02-2014 14:48:09)

+1

712

Valentina13 написал(а):

по вопросу идет период после 1823 г., даже после 1825 г.
Старшим у Чернышова был император Николай1, т.е. Чернышов получил от Николая1    документ...фельдегеря с ...
           
А вид документа может подсказать вопрос Орлова Гая.

http://s9.uploads.ru/t/RO0pZ.jpg

Погоня за русским фельдъегерем. 1812 г. Почтовая
открытка нач. XX в. (с картины Я. Хелминского)

Случайно отыскала, но на ней точно фельдегерь, но время к вопросу не совсем подходящее, а вот предмет вопроса подходящий.

http://s8.uploads.ru/t/0hewp.jpg

Это уже по времени 1825 -1835 гг. подходит.

Valentina13 написал(а):

"Фельдъегеря летели 300 миль в сутки!"

И все это благодаря "ему"!

А благодаря чему такое мистическое мнение?

Русская тройка
Геннадий Розенталь

Снег сверкает на полях.

Мчится тройка по дороге

В белых шапках тополя,

В белой шубе дуб высокий.

Мчится тройка, пар клубит

От гнедых коней горячих.

Снег летит из-под копыт.

На ветру возница плачет.

Это русская зима

Разгулялась на просторе.

Из сугробов терема

Возвела на косогоре.

Все вокруг белым - бело,

Даже стройные березы

Смело вышли за село –

Не боятся злых морозов.

Для картины вопроса о "нем" в этом стихотворении нет одной обязательной  детали, которая очень важна.

Отредактировано Valentina13 (01-02-2014 17:43:00)

+1

713

Valentina13 написал(а):

нет одной обязательной  детали

Колокольчика поддужного не слыхать...

+2

714

http://s9.uploads.ru/t/t1aMv.gif
Фельдъегерь И.А. Пундт в 1808 году получил 50 червонцев за  обгон французского курьера. Он же получил 300 рублей ассигнациями за умелое  сопровождение их величеств короля и королевы прусских от Санкт-Петербурга до  города Мемеля в декабре 1808 года.
Саша, ты полностью прав: "Но вот заливается по Питерской дороге курьерский колокольчик - все приходит в движение. Освобождают правую часть дороги, и бешено несется курьерская или фельдъегерская тройка. Инвалид не ждет команды "подвысь!", а, подняв бревно, вытягивается во фрунт. Он знает, что это или фельдъегерь, или курьер, или государственного преступника везут...
Все остальные обязаны были подвязывать колокольчик, не доезжая до Москвы. Особенно много троек летело из Питера в Сибирь".

Отредактировано Череп (01-02-2014 19:46:59)

+1

715

А заключительным аккордом по вопросу будет идентификация иностранца:
Среди первых знаменитостей, ознакомившихся с этой системой, был французский литератор Астольф де Кюстин,http://s8.uploads.ru/t/fZuGU.jpg
который по приглашению самого императора путешествовал по его обширной стране и прославился потом резко критическими, даже русофобскими заметками «Россия в 1839 году» . По словам Кюстина, присутствие фельдъегеря в экипаже оказывало магическое действие: одним мановением руки он удалял со своего пути все препятствия. Таким образом, фельдъегеря пролетали на перекладных в сутки по 300—350 верст.

+2

716

Краском написал(а):

Колокольчика поддужного не слыхать...

Верно, Александр.

Колокольчик из Валдая.

Колокольчик из Валдая
Звонким голосом звенит.

Мчится тройка удалая,
Впереди ямщик сидит.

И под этот звон весёлый
Мчится тройка сквозь года,
И ворвавшись в моё сердце,
Там осталась навсегда.

Потому порой бессонной
Что-то вдаль меня манит,
Словно голос беспокойный
Колокольчика звенит.

Словно тот ямщик как прежде
Свою песню запоёт
И Душа моя в надежде
С этой песней в даль уйдёт.

Колокольчик из Валдая
Звонким голосом звенит,
Своей песней провожая
Всех, кто в дальний путь спешит...
(Памяти Кукольника С. В. Образцова)
Эти стихи опубликованы АЖА 4 года назад в разделе Стихи на сайте Дом Солнца.

Остался иностранец с мистикой и документ Николая1.

+1

717

Череп написал(а):

По словам Кюстина, присутствие фельдъегеря в экипаже оказывало магическое действие: одним мановением руки он удалял со своего пути все препятствия. Таким образом, фельдъегеря пролетали на перекладных в сутки по 300—350 верст.

Верно, Игорь! Игорь, Александр браво! :cool:

Теперь вопрос взят во всем объеме.

Игорь, спасибо за пост 750, довольно интересная информация.

1834 год.
Князь Чернышев получил указ Николая I «О подтверждении, чтобы фельдъегеря непременно ездили по дорогам с колокольчиками»

В последней трети XVIII-го века – начале XIX-го на тройке стали перевозить не только почту и грузы, но и пассажиров. Она получила официальный статус почтового, курьерского и пассажирского перевозчика. Запрягалась тройка в телегу, кибитку, тарантас и сани, изредка в возок, но никогда не использовалась для запряжки в карету.

В первой половине девятнадцатого века русская тройка приобрела такую широкую популярность, что превратилась в своеобразный символ России. Вспомним хотя бы бессмертные строки из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя о «птице-тройке». С ней сравнивали удаль, широту и размах русской души. Иностранцы восхищались ездой на тройке, признавая, что нет более лихой и быстрой езды.

С появлением в XVIII-м веке железных дорог и их быстрым развитием, ездовые упряжки, и в частности тройка, постепенно начали утрачивать свою лидирующую роль в почтовых и пассажирских перевозках. Она сохранилась в основном в сельской местности, использовалась на свадьбах и массовых мероприятиях. Начиная с двадцатого века русская тройка используется только в качестве экзотических видов развлечения для катания на разных гуляниях, выставках, ярмарках, а также в виде гоночных упряжек на различного вида конных состязаниях.

Такова краткая история русской тройки. Рассказывая об ее устройстве, надо сказать, что они были очень индивидуальными. Ничего похожего в других странах никогда не было.

http://s8.uploads.ru/t/uXGhi.jpg

В основе троечной упряжки была обычная русская парная упряжка («на отлет»). Она состояла из коренной лошади, которая несла на себе основную нагрузку, и пристяжной, которая припрягалась обычно слева от коренника. Для получения тройки, к двойной упряжке припрягали еще одну пристяжную лошадь, обычно справа от коренной. Использовали для этого такую же упряжь, как и в парной упряжке. В результате получали очень рационально устроенную, выверенную до мелочей долгими годами использования, конскую упряжку, ставшую для многих олицетворением России. Отличительной особенностью тройки являлось то, что в качестве коренной лошади использовался обычно рослый рысак. В качестве пристяжных лошадей использовались обычно более легкие породы. Лошади бежали разным аллюром: коренник мощной размашистой рысью, а пристяжные размеренным галопом, причем правая лошадь – галопом с левой ноги, когда левая передняя нога выносится дальше вперед, а левая лошадь – галопом с правой ноги, когда правая передняя нога выносится дальше вперед. Лошади выбирают вид галопа на уровне инстинкта. Этим они обычно уравновешивают грациозно повернутую в обратную сторону голову. Такое сочетание ездовой рыси и галопа смотрится очень красиво и гармонично.

Со временем, троечную упряжку, начали всячески обильно украшать. Хомут красочно расписывали. Для этого использовалась резьба по дереву, декоративная роспись красками, отделка узорчатой тисненой кожей и, особенно часто, металлический набор на кожаной подкладке. Металлические детали были литыми, имели различную форму, широко использовались в упряжках, прекрасно сочетаясь с кожей уздечек, шлей, седелок, шорок. Детали выливались из меди с никелем или цинком, использовалась так же посеребренная медь, или чистое серебро. Для украшения, упряжь снабжалась также большим количеством кистей. Их располагали обычно на уздах и шлеях, по бокам и впереди лошадей. Очень богато украшали обычно дугу коренной лошади. Использовали для этого художественную роспись либо деревянную резьбу. Вырезали узоры, состоящие из геометрических фигур – кругов, ромбов, треугольников. Для росписи предпочитали пользоваться золотой краской. Она должна была гореть на солнце и выделяться на любом фоне. Со временем на позолоту стало модно наносить тонкий графический узор при помощи черной или красноватой краски. Он представлял из себя хитросплетения растительного орнамента: листьев, цветов, стеблей, плодов.

Во второй половине девятнадцатого столетия на смену золоченым дугам пришли живописные. Это были настоящие произведения искусства. На них изображались крупные гроздья винограда красного и синего цветов, а также зелень трав. Контрастное сочетание цветов создавало сочную палитру, которая оживлялась белыми равномерными мазками-бликами. Такая дуга была видна издалека и очень украшала упряжку.

К сожалению, к концу XIX-го века роспись начала видоизменяться в худшую сторону. Дуги стали тоньше, соответственно места для росписи меньше, рисунок измельчал. В роспись наряду с гроздьями винограда и травами начали вносить изображения цветочных букетов, имеющих пеструю золотую, серебряную окраску, что делало роспись яркой и безвкусной.

В конце концов и эта роспись сошла на «нет». Дуги стали окрашивать в однотонные цвета, иногда для украшения во время праздников, их перевивали цветными лентами.

http://s9.uploads.ru/t/PUnRx.jpg

По мере развития и распространения почтовых и курьерских ездовых троек, возникла необходимость в специальных сигнальных устройствах. Связано это было с двумя основными причинами. Во-первых: основной задачей таких упряжек была быстрая доставка корреспонденции, поэтому скорость у них, по тем временам, была приличная, а правил дорожного движения не существовало. Во избежание столкновений быстро мчащейся повозки с людьми и экипажами, она должна была издавать достаточно громкий сигнал, чтобы освободить для себя дорогу. Во-вторых: все по той же причине скорости доставки, времени на долгое пребывание тройки на почтовых станциях не было. Поэтому громкий, далеко слышный сигнал, должен был предупреждать персонал станции о приближающемся экипаже, с целью заблаговременной подготовки смены уставшим лошадям. Поначалу, в качестве сигнального средства, ямщики использовали свист и молодецкий покрик, извещая прохожих о своем приближении.

Ближе к концу восемнадцатого века, в качестве сигнального средства, был предложен бронзовый колокольчик, маленькая копия, так распространенного на Руси, церковного колокола. Он размещался под дугой, прямо над головой коренной лошади тройки. Его прочно привязывали к центру дуги мягким кожаным ремнем. Во время движения язычок колокольчика, раскачиваясь из стороны в сторону и ударяя по стенкам, издавал звонкий мелодичный звук, слышимый издалека. Такой колокольчик, расположенный под дугой, получил название поддужного, а так же ямского или почтового.

Поддужный колокольчик был предназначен для двух целей. Основной его функцией была, конечно же, сигнальная. Звонок колокольчика был слышен за две версты, что было очень удобно для предупреждения о приближении тройки. Вторая функция была чисто эстетическая. Курьерам, почтовым служащим и пассажирам приходилось очень много времени проводить в пути. Путешествие по огромным пространствам России было скучным и однообразным, занимало, иногда, много дней. Приятный же, мелодичный звонок колокольчика помогал путникам расслабиться. Ритмичный, нежный звук радовал слух, убаюкивал, помогая преодолевать большие расстояния.

http://s9.uploads.ru/t/MfHrk.jpg

Поддужный колокольчик – это чисто русское название, оно, также как и дуга, и тройка, принадлежит русской истории и нигде за пределами России больше не встречается. Именно поэтому, тройка и звон ее колокольчиков являются для иностранцев олицетворением удали русской души.

В XIX-м веке стало очень популярно ездить на тройке с колокольчиками. Тройки стали заводить себе частные владельцы, в основном богатые люди. Производство колокольчиков стало возрастать. Отливали их в основном в кустарных литейных мастерских, расположенных во многих городах и селениях России. Мощность их была небольшая, но так как они были многочисленны, то удовлетворяли возросший спрос. Наиболее распространенным это производство стало в городе Валдай Новгородской губернии, который располагался на главном почтовом пути России Москва-Петербург, что было для него очень выгодно. Произведенные здесь колокольчики называли валдайскими колокольчиками, поэтому все поддужные колокольчики часто называют именно так.

http://s8.uploads.ru/t/SDrjg.jpg

Примерно с начала XIX-го века мастера начали отмечать на колокольчиках год изготовления. Многие ставили, как бы, свое личное клеймо. На нем пропечатывалось имя мастера и место изготовления. Кроме этого часто мастера украшали свое произведение различного вида орнаментами, а так же изображениями одноглавого и двуглавого орла, святого Георгия Победоносца. Многие отливали на колокольчиках интересные крылатые фразы: «Купи, не скупись, езди, веселись», «Звенит – потешает, ездить поспешает», «Кого люблю, того дарю», «Дар Валдая» и другие.
Использование колокольчиков всеми, кому захочется, при езде на тройке, имело и некоторые негативные последствия. Это вносило неразбериху в работу почтовых станций. Служащие на станции часто не реагировали на звон колокольчика, думая, что едет частный владелец, а не почта, и бывали не готовы к ее приему, это приводило к задержкам почтовых и курьерских экипажей. В ответ на постоянные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном, правительство неоднократно в XIX-м веке издавало указ с запретом на использование колокольчиков частными лицами. Разрешение выдавалось только для почтовых служащих и земской полиции и только исключительно во время работы и исполнения ими служебных обязанностей.

В середине XIX-го века любители звонкой езды нашли новый способ обходить законы. Для звона начали использовать бронзовые бубенчики. Их в больших количествах, в виде гирлянд, укрепляли на кожаных ошейниках. Ошейники надевали на шею лошади, причем уже не одной, а всех трех. Бубенчики издавали не такой сильный звук, как колокольчики, так как представляли из себя глухой полый шар с дробинкой внутри, в отличие от колокольчика, который был открыт, и имел язык большего размера по сравнению с дробинкой. Для создания приятного гармоничного звука, бубенцы использовались в неограниченном количестве, при этом они специально подбирались по размерам, по тону звука, что приводило к созданию очень созвучного ряда, который при езде производил «согласный» звон.

http://igorgodunov.ru/albums/ах.-эти-ми … arent=2865

Валдайскими колокольчики

http://s9.uploads.ru/t/rYE7P.jpg

Красивая легенда говорит, что валдайские колокольчики появились в 1478 году. Именно тогда по приказу царя Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой новгородский колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но до Москвы так и не добрался пленник. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Из его обломков и были отлиты первые валдайские колокольчики. Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в.

В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.

Колокола, возможно, и лили в XVII в., но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в.

История валдайского колокольного литья до конца XIX века существовала в устной традиции, поэтому главным источником по изучению данного вопроса являются сами колокольчики и колокола, поставленные на них надписи, даты, имена литейщиков. Валдайский колокольчик имеет строгую, устоявшуюся, неизменную (классическую “валдайскую”) форму, которая строится на равновеликих соотношениях высоты и диаметра, что создает впечатление устойчивости.
Колокольчик лишен декора как такового, что усиливает впечатление простоты, неприхотливости, функциональности изделия и самое главное – знаковое значение надписи, непременно поставленной на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому местными мастерами “юбкой”.

Обтекаемость, мягкость форм, особенность построения покатой верхней сковороды, которую называют “плечами” и самого “сарафана”, а особенно “юбки” подчеркивают не просто антропоморфизм валдайского колокольчика, а прямо говорят о том, что он смоделирован с женщины, одетой в русский сарафан. Своеобразие петли для подвески языка, сам кованый язык, непременные проточки по тулову, чередующиеся с необточенными шероховатыми поясками, делают валдайский колокольчик узнаваемым.
 

Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то, что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия (употреблялась самая высокосортная уральская медь), красоте звучания, устойчивости и традиционности во всем, начиная с самой легенды о рождении колокольчиков из вечевого новгородского колокола.

Шли века, а людям хотелось верить, что в Валдае им отольют колокольчик из осколка “вечника новгородского” и осколков тех, рассыпанных под горочками валдайскими, хватит всем, всем хватит славы и силы его.

http://articles.agronationale.ru/crafts … lokolchiki

Дар Валдая

Самыми известными колокольчиками на Руси всегда были валдайские колокольчики, увековеченные в народном фольклоре. По легенде, именно в Валдае был разбит знаменитый Новгородский вечевой колокол, осколки которого и послужили материалом для изготовления первых колокольчиков. Так это или нет, сегодня сказать трудно, однако то, что ямщицкий колокольчик часто называли валдайским, свидетельствует о важности этого города в истории производства колокольчиков в России.

Колокольчики в Валдае начали отливать во второй половине 18 века, и выбор места был далеко не случайным. Дело в том, что Валдай находился на середине самой важной российской дороги – Московско-Петербургского тракта, где необходимость в ямщицких колокольчиках была особенно велика. Обладая традициями кузнечного мастерства, Валдай стал центром производства колокольчиков, однако специализированные мастерские и заводы появились здесь только в начале ХIХ века. Разработав особую технологию литья, отличную от способа литья церковных колоколов, валдайские мастера сделали ямщицкий колокольчик уникальным, исконно русским явлением.

Валдайский колокольчик отличается классической формой, которая оставалась неизменной на протяжении многих лет. Соотношения высоты и диаметра колокольчика являются равновеликими, а создаваемое ими впечатление устойчивости усиливается практически полным отсутствием декора. Обязательная черта валдайского колокольчика – надпись, которая проставлялась на «юбке» изделия – по его нижнему краю. Исследователи считают, что форма валдайского колокольчика была выбрана по принципу антропоморфизма, а моделью для нее послужила женщина в традиционном русском сарафане. Валдайские колокольчики легко узнаваемы по петлям для подвески языка, форме самого языка и обязательным проточкам по тулову изделия.

Стоит отметить, что настоящие валдайские колокольчики стоили очень дорого, но пользовались огромным спросом благодаря качеству и красоте звучания, немало способствовала популярности и легенда о Новгородском колоколе.

В конце ХIХ века появилось большое количество предприятий, которые составили конкуренцию Валдаю, и многие изделия, выпущенные в это время с надписью «Валдай», к настоящим валдайским колокольчикам отношения не имеют.

http://kolokolchiki.com/

http://stranamasterov.ru/node/639691

Отредактировано Valentina13 (01-02-2014 22:02:44)

+1

718

http://s9.uploads.ru/t/nBoKH.jpg
Валюша, Ваш вопрос отличный,  :cool: а поиск ответа пополнил мой багаж знаний. За что, Вам огромное МЕРСИ!!!!! :flag: А теперь я, можно?
Перед Вами два человека: реальный император и персонаж А. П. Чехова. http://s9.uploads.ru/t/5YzXp.jpg

Автору вопроса попалась информация, которая позволяет сделать вывод: оба были авторами неких письменных документов, имеющих одно, но ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ сходство (в одном случае это расширяло возможности, в другом сводило их к практически к нулю). А о чем идет речь? И чьи возможности?

Отредактировано Череп (01-02-2014 21:52:25)

+1

719

Valentina13 написал(а):

Эти стихи опубликованы АЖА 4 года назад в разделе Стихи на сайте Дом Солнца.

Не читал ВООБЩЕ. Но просто знаю, что с 1798 года тройки ездили с колокольчиками. ДО этого колокольцев просто НЕ БЫЛО

0

720

В связи с ремонтными работами на ПК только сечас дала расширенный пост о указе Николая1, фельдъегерях и колокольчиках.

Череп написал(а):

в одном случае это расширяло возможности

 
Ванька Жуков потренировался в каллиграфии, что расширило его возможности.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » "Что, где, когда - 13"