Король Филипп развлекается, играя на «клавесине», ящике с кошками. Когда король ударял по клавише, она колола кошку, и животное мяукало и пищало от боли.
Да, именно "кошачий клавесин", или "кошачье фортепиано".
Верно! Браво, Игорь!
41
В этот день король Филипп, объевшись пирожным, был мрачнее обыкновенного. Он играл на своем живом клавесине – на ящике, где были заперты кошки, головы которых торчали из круглых отверстий над клавишами. Когда король ударял по клавише, клавиша колола кошку, и животное мяукало и пищало от боли.
Но Филипп не смеялся.
Он все время ломал себе голову над тем, как свергнуть с английского престола великую королеву Елизавету и возвести Марию Стюарт[207] . Он писал об этом обедневшему, запутавшемуся в долгах папе римскому[208] , и папа ему на это ответил, что ради такого дела он не задумываясь продал бы священные сосуды храмов и сокровища Ватикана.
Кошачье фортепиано
Многоголосный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором вместо механической части использованы живые коты.
Кошачье фортепиано, описанное А. Кирхером, состоит из цепи (7-9) кошек, зафиксированных вместе, а их хвосты вытянуты под клавиатуру. Коты с разным по высоте тона мяуканьем помещались в специально созданные для этого клетки-ячейки. Хвосты были привязаны под клавишами, в результате чего животные выли от боли при нажатии на них. Рычаг либо имел небольшое остриё на конце, либо тянул кота за хвост.
Впервые медицинское употребление инструмента предложил вышеупомянутый Кирхер для лечения меланхолии у некого итальянского принца, чьё имя не сохранилось, что был в очень напряжённом состоянии.. По описанию современного учёного Томаса Хонкинса (1994), это происходило так:
«Чтобы поднять дух итальянского принца, обременённый заботами его положения, музыкант соорудил для него кошачье фортепиано. Музыкант выбрал котов, чьи природные голоса были разных тонов… Что же ещё могло помочь, как не смех от такой музыки? — и так разбудили принца от меланхолии.»
Инструмент также был описан немецким врачом И. Х. Рейлем, что хотел его использовать с целью лечения больных на «постоянную задумчивость», которые потеряли способность сконцентрировать свое внимание. Он считал, что если они будут вынуждены на него смотреть и слушать его, это неизбежно привлечёт внимание и они будут вылечены. Пациенты были бы вынуждены сидеть лицом к фортепиано и смотреть только на него. Однако на практике ни разу инструмент Рейль так и не использовал.
В средние века даже музыка была подчас весьма жестока!? Например, по некоторым сведениям, у короля Испании Филиппа II был очень необычный музыкальный инструмент. Назывался он «кошачий клавесин». Представлял он собой длинный ящик, разделенный перегородками на четырнадцать отсеков. В отсеки сажали предварительно отобранных кошек. Отбор заключался в «прослушивании». Животным наступали на хвосты, а «настройщик» по высоте голоса распределял страдалиц по отсекам. Головы несчастных высовывались в отверстия, а хвосты были жестко закреплены под клавиатурой.
При нажатии на клавишу острая игла впивалась кошке в хвост, животное кричало. Придворные по очереди «наигрывали» мелодии и пытались брать аккорды. Такая жестокость по отношению к пушистым созданиям объяснялась тем, что церковь объявила кошек посланницами сатаны и помощниками. А животное черного цвета имело очень мало шансов на долгую жизнь.
Жестокое устройство получило распространение во всей Европе. Были «клавесины» из 7 и 14 ящиков. Кстати, «отбракованные» кошки обычно тут же сжигались. Интересный факт: Петр I для кунсткамеры тоже заказал «кошачий клавесин» в Гамбурге.
А картинка с нотами - это партитура "Кошачьего вальса".
Отредактировано Valentina13 (11-02-2014 02:13:13)