Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » "Что, где, когда - 13"


"Что, где, когда - 13"

Сообщений 951 страница 960 из 964

951

Тит написал(а):

В Вене, совместно с поэтом Дж. Бертати, Чимароза создал лучшее из своих творений - оперу-buffа "Тайный брак" (1792). Премьера ее прошла с ошеломляющим успехом, опера была бисирована целиком.

Верно, Тит! Браво! :cool:

Картинка 3 - Я вам спою еще на бис! ...Но я артист, я повторю.

Картинка 4 - фрагмент с Высоцким из к/ф Иван Васильевич меняет профессию.
Песню «Поговори хоть ты со мной» исполнил Владимир Высоцкий, записав её специально для фильма.
«Эх раз еще, раз, еще много много раз»

http://s9.uploads.ru/t/0a9wb.jpg

В 1792 году на премьере оперы "Тайный брак" композитора Доменико Чимарозы зрители аплодировали так громко, что артисты были вынуждены исполнить на бис всю оперу целиком!
С интересом зрители наблюдали за коллизиями «Тайного брака». Комическая опера Доменико Чимарозы на либретто Джованни Бертрати о богатом купце Джеронимо, который хочет выдать за графа Робинзона старшую дочь Лизетту, была воспринята с восторгом.

Что касается оперы, то она тоже имела успех с самого начала и остается единственной из шестидесяти пяти опер Чимарозы, которую слушают в нашем столетии. Это была его сорок девятая попытка и единственный успех. Много странствовавший итальянский композитор только что вернулся из России, где он был придворным композитором Екатерины II, чтобы занять аналогичный пост в Вене — пост, к которому так стремился Моцарт. Он написал «Тайный брак» для двора императора Леопольда II. Опера настолько понравилась монарху, что он (по крайней мере так повествует история) пригласил актеров на обед, после чего потребовал исполнения ее на бис. История оперы не знает другого столь продолжительного биса.

Премьера оперы «Тайный брак» состоялась 7 февраля 1792 года в венском Бургтеатре и имела исключительный успех. Императору Леопольду она понравилась настолько, что он потребовал ее немедленного повторения. Певцы не стали разгримировываться, в соседнем зале им подали роскошный ужин, после чего среди ночи началось второе представление — специально для императора и придворных. «Тайный брак» шел в Вене ежедневно на протяжении трех недель, и в течение того же года был поставлен в Праге и городах Германии, в следующем — в Неаполе, где прозвучал подряд 112 раз, в миланском Ла Скала, Барселоне и Мадриде.

http://s8.uploads.ru/t/zspqN.jpg
Автограф партитуры оперы "Тайный брак".

"Тайный брак" имеет счастливую судьбу. Опера по сей день идет во многих театрах мира. Среди многочисленных постановок отметим одну, имеющую историческое значение. В 1955 году опера была исполнена в Милане на открытии театра "Пиккола Скала" (дирижер Н.Санцоньо, режиссер Д.Стрелер).
Хорошо знают "Тайный брак" и в России. Уже в 1794 году состоялась петербургская премьера оперы. В 1850 году она вновь с успехом шла на сцене Итальянской оперы Петербурга.

http://s9.uploads.ru/t/KtDbW.jpg

Первая русская постановка осуществлена в 1895 году в Михайловском театре (ныне Театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского, в советское время - МАЛЕГОТ). Эта постановка знаменательна тем, что партию Графа Робинзона в ней пел Ф.Шаляпин.

http://s9.uploads.ru/t/AfiNx.jpg

Сцена из спектакля "Тайный брак" ("Санктъ-Петербургъ Опера").

В наши дни опера входит в репертуар театра "Санктъ-Петербургъ Опера", идет также на сцене Красноярского театра оперы и балета.

Отредактировано Valentina13 (12-02-2014 00:29:59)

+2

952

11 января день смерти выдающегося итальянского композитора Доменико Чимарозы (1749-1801). Автор более 60 опер, среди которых знаменитый "Тайный брак", до сих пор с большим успехом ставящийся на сценах музыкальных театров, современник Моцарта, он внес свой оригинальный вклад в развитие "оперы-буффа", во многом подытожив более чем 60-летний путь развития этого жанра, подготовив почву для достижений своего великого соотечественника Джоаккино Россини.

Доменико Чимароза родился в городке Аверса близ Неаполя в семье каменщика и прачки. Отец его умер рано, и мать отдала сына в монастырскую школу для бедных. Мальчик рано проявил большие способности в области музыки.
В 1761 году Доменико поступает в консерваторию "Санта-Мария ди Лорето" (в Италии в консерваторию принимались с детства), где его учителями были Г.Саккини, Н.Пиччини и другие известные музыканты. Здесь он изучает композицию, овладевает искусством игры на органе, клавесине и скрипке.
В 1772 юноша оканчивает консерваторию и становится органистом в церкви. В том же году в неаполитанском театре "Фьорентини" ставится его первая опера-буффа "Причуды графа". Премьера имеет успех, композитор получает заказы на новые сочинения. Среди ранних опер наибольшей известностью пользуется "Итальянка в Лондоне" (1778, Рим, либретто Д.Петроселини). Эта опера не забыта и поныне (есть студийные записи).
Постановки новых опер следуют одна за другой в крупнейших городах Италии.

Важнейшей вехой в творческом и жизненном пути композитора стал 1787 год. Его приглашают в Петербург на должность придворного капельмейстера и композитора. В те годы северная Пальмира становится одним из центров музыкальной культуры. Первые итальянские музыканты появились в столице в 1735 году (Ф. Арайя). В дальнейшем, особенно при Екатерине II, это становится уже господствующей традицией. До Чимарозы здесь работали Б.Галуппи, Дж.Паизиелло, Т.Траэтта и Дж.Сарти - непосредственный предшественник Чимарозы на посту придворного капельмейстера.

Своему приглашению в Петербург Чимароза во многом был обязан интриге вокруг придворной фаворитки-певицы Луизы Тоди, в которую невольно ввязался Сарти. Примадонна не простила итальянцу того, что тот выписал из Италии в Петербург знаменитого кастрата Маркези для участия в одной из своих опер. И Екатерина, покровительствовавшая Тоди, не стала продлевать контракт с капельмейстером (впрочем, Сарти Россию не покинул, а перешел на службу к Потемкину). Так или иначе, но место при дворе стало вакантным, и по рекомендации неаполитанского посла в Петербурге Антонио Мареска герцога Серракаприола Чимароза получает приглашение ко двору.

Композитор пробыл в России 3 года. За это время он написал и поставил в Эрмитажном театре две свои новые оперы-сериа "Дева солнца" (1788) и "Клеопатра" (1789), а также ряд опер своего друга Паизиелло. Но первым сочинением, которое Чимароза создал в России, стал реквием по жене герцога-посла, умершей через десять дней после приезда композитора в Петербург.

Однако суровый климат северной столицы не пришелся по душе теплолюбивому южанину. Да тут подоспело и новое обстоятельство. В Вене в 1790 году скончался император Иосиф II. Его сменил на троне брат, правитель Тосканы Леопольд II. В это же время (а во многом и в связи с этими переменами) подал в отставку с поста придворного капельмейстера А.Сальери. Давно надеявшийся на это место Моцарт воспрянул было духом, но его надеждам не суждено было сбыться. Должность в 1791 году получает Чимароза.
Именно в этот период была создан шедевр композитора - опера "Тайный брак" (1792, Венский Придворный театр). В основе либретто оперы, написанного Джованни Бертати - одноименная английская комедия Джорджа Колмана-старшего и Дэвида Гаррика. В Англии тогда пользовались успехом назидательные сюжеты, связанные с различными житейскими коллизиями, в том числе и брачными. Большую популярность приобрела серия картин У.Хогарта "Модный брак". Сюжетные мотивы этого цикла художника явственно прослеживаются в перипетиях интриги комедии.
Яркие музыкальные характеристики героев, драматургическая активность оркестра, блистательные ансамбли (особенно финал 1-го действия) - все это не могло не сказаться на огромном успехе оперы. Существует исторический анекдот (вполне похожий на правду), что опера настолько понравилась Леопольду II, что монарх пригласил артистов на обед, где попросил исполнить ее полностью еще раз.

В 1792 году император Леопольд умирает. С его смертью заканчивается венский период творчества Чимарозы. Он возвращается в Неаполь. Здесь также занимает пост придворного капельмейстера. С 1796 композитор живет в Венеции. Среди лучших сочинений этого периода опера-буффа "Женские хитрости" (1794, Неаполь) и опера-сериа "Горации и Куриации (1796, Венеция). В 1799 он с воодушевлением поддерживает Неаполитанское восстание и провозглашение республики, откликаясь на это событие сочинением "Патриотического гимна". Однако восстание терпит поражение. Чимароза арестован. Ему грозит смертная казнь. И только вмешательство Австрийского императора спасает жизнь композитора. В 1800 он выходит из тюрьмы. Вторично намеревается отправиться в Россию. Но здоровье композитора подорвано. Он скоропостижно умирает в Венеции 11 января 1801 года. Через несколько дней после его смерти в венецианском театре "Ла Фениче" состоялась премьера его последней оперы "Артемизия".
У Чимарозы есть еще одно сочинение, которое часто исполняется в театрах и концертах, и о котором необходимо упомянуть. Это интермеццо для оркестра и баса "Дирижер оркестра", написанное предположительно между 1786 и 1792 годами, возможно в Петербурге (В России впервые поставлено в 1985 году в Московском Камерном музыкальном театре под руководством Б.Покровского).

Эта своеобразная одноактная опера-буффа (сейчас бы ее назвали монооперой) в гротескной форме повествует о дирижере, который репетирует со своим оркестром, постоянно недоволен исполнителями, демонстрирует скрипкам, виолам, контрабасу, духовым как надо правильно играть. В конце концов, дирижер достигает (как ему кажется) нужного звучания и, довольный, заканчивает репетицию.

Отредактировано Valentina13 (12-02-2014 00:46:07)

+2

953

http://s9.uploads.ru/t/qNlpB.jpg
Уважаемые коллеги, на картинках представлены  одни из самых ключевых моментов в жизни двух неординарных, харизматических, и несомненно благородных мужей (учитывая их высокое происхождение): князя Олега Вещего и Вильгельма Завоевателяhttp://s9.uploads.ru/t/HgLvd.jpg
.
Автор вопроса вспомнил некое высказывание Конфуция, а так же одну из крылатых фраз из  повести Стругацких «Трудно быть богом: «Не вижу, почему бы трем благородным донам не сыграть в кости там, где им хочется!».
А в рамках предлагаемого Вам вопроса прошу закончить двумя словами  несколько переделанную мной фразу  дона Сэра адресованную князю Олегу и Вильгельму завоевателю: «А почему двум благородным донам не развлечься и не  понаблюдать за……….».

Отредактировано Череп (12-02-2014 15:50:49)

+2

954

Картинка 1  - это взятие Царьграда?

Картинка 2 - поход на Туманный Альбион?

+2

955

Valentina13 написал(а):

Картинка 1  - это взятие Царьграда?
Картинка 2 - поход на Туманный Альбион?

Да, совершенно, верно.

0

956

http://s9.uploads.ru/t/i03xf.jpg

В 907 году Олег собрался идти войной на Царьград.
Войско Олега состояло из варягов, ильменских славян, чуди, кривичей, мери, полян, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Ехали на конях и кораблях. По словам летописи, кораблей было две тысячи, а в каждом корабле по сорок человек — войско по тем временам баснословное!

Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная рать шла берегом.

Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско устремилось к Царьграду.

Вот показалась столица Византии - ее белые крепостные стены, золотые купола храмов.

Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с несметным войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям Олега.

Пришлось Олегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от города.

Олеговы воины разорили царьградские предместья, пожгли дома и храмы, поубивали мирных жителей и побросали в море. Летописец, оправдывая жестокость воинов Олега, поясняет: "Так обычно поступают на войне".

Но самого Царьграда Олег взять не мог - цепи надежно защищали город от вторжения с моря. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса, поставить на них вытащенные на берег корабли и поднять паруса.
При попутном ветре двинулся к городу; вдобавок над каждой лодкой реял устрашающе раскрашенный бумажный змей. "Все небо было закрыто змеями!" - пишет восхищенный летописец.

Корабли понеслись к городу по суше, как по морю.

http://s8.uploads.ru/t/mgOXY.jpg

Карамзин относит этот эпизод к числу легендарных: "Может быть, он (Олег) велел воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к стенам городским; а баснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути, обратило трудное, но возможное дело в чудесное и невероятное".

Однако историки более позднего времени признают достоверность этого эпизода. Д.С. Лихачев пишет: "В условиях речного судоходства на севере Руси - корабли и ладьи, поставленные на колеса, были явлением обычным. "Волочение" судов на колесах или катках происходило на Руси (...) в местах водоразделов рек (...). Киевский летописец рассказывает о движении кораблей Олега посуху, как о чем-то удивительном. Это и понятно - "волоков" близ Киева не было.

В знак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе. Соблюдать этот договор христиане-византийцы поклялись святым-крестом, а Олег и его воины - славянскими богами Перуном и Велесом.

С честью и великой славой возвратился Олег в Киев.

http://s9.uploads.ru/t/EpdDq.jpg

В 906 году киевский князь Олег использовал воздушные змеи при взятии Царьграда. Летопись говорит, что над неприятелем в воздухе появились "кони и люди бумажные, вооружены и позлащены".

А в 1066 г. Вильгельм Завоеватель использовал воздушные змеи для военной сигнализации при покорении Англии.

Отредактировано Valentina13 (12-02-2014 20:17:12)

+4

957

Valentina13 написал(а):

В 906 году киевский князь Олег использовал воздушные змеи при взятии Царьграда. Летопись говорит, что над неприятелем в воздухе появились "кони и люди бумажные, вооружены и позлащены".
А в 1066 г. Вильгельм Завоеватель использовал воздушные змеи для военной сигнализации при покорении Англии.

Совершенно верно, Валюша - Вы молодец!!! :cool:

+1

958

Как-то осенью у меня был вопрос, где встречалась запись о воздушных змеях у Олега. А сейчас попыталась разыскать больше информации об Олеге и парусах со змеями. Итог - в ответе. И не скажешь, что особо много. 8-)

Отредактировано Valentina13 (12-02-2014 19:06:48)

+1

959

Череп
Valentina13
Спасибо за информацию.
Мой гг в 13 веке хотел прогрессорствовать, использовать воздушных змеев как раз для сигналов.
Оказалось всё "украдено до нас" :(
Но значит не рояль :)

+2

960

Орлов Гай написал(а):

Мой гг в 13 веке хотел прогрессорствовать, использовать воздушных змеев как раз для сигналов.

Орлов Гай, для Вас сегодня дополнительно небольшая выборка по вопросу.

http://s9.uploads.ru/t/MyvdL.jpg

В Китайском фольклоре много историй о том, что воздушные змеи запускали как для удовольствия, так и для дела. Наиболее часто воздушные змеи применяли в военных целях. Китайцы использовали воздушные змеи для того, чтобы измерить расстояние между своей армией и стенами замка противника. В небо поднимали разведчиков - наблюдателей.

http://s9.uploads.ru/t/ej15U.jpg

Существует легенда о том, что в 202 году до нашей эры генерал Хуан Тенг и его армия были окружены противниками, и им грозило полное уничтожение. Говорится, что случайный порыв ветра сорвал с головы генерала шляпу, и тогда к нему пришла идея создания большого количества воздушных змеев, снаряженных звуковыми устройствами. Воздушные змеи были сделаны из бамбука, бумаги и шелка. Глубокой ночью эти воздушные змеи летали прямо над головами армии противников, которые, услышав загадочные завывания в небе, запаниковали и убежали.

http://s8.uploads.ru/t/rP6qW.jpg

Из Китая, через Индокитай, воздушные змеи появились и в Японии. Возможно, они были принесены в страну Буддийскими миссионерами в давние времена, около 618 - 907 годов. В Японии воздушные змеи приобрели популярность. Стали появляться воздушные змеи в виде красочно раскрашенных полотен. Воздушные змеи служили как бы связующим звеном между человеком и богами. Воздушные змеи запускали для того, чтобы отпугнуть злые силы, защититься от несчастий, обеспечить хороший урожай и здоровье. Современные Японские воздушные змеи - настоящие произведения искусства. На них изображаются благородные самураи, народные герои, священные животные и птицы.

Изобретение змея, независимо от существовавшего в странах Востока, европейские историки приписывают древнегреческому ученому Архиту Тарентскому (IV в. до н. э.) .
Согласно Европейским традициям, изобретение воздушных змеев приписывается греческому математику Archytas, который, около 400 года до н.э., сконструировал деревянную птицу, основываясь на исследования полетов птиц. Считается, что его воодушевил увиденный китайский воздушный змей – птица.

В 105 году н.э. римляне запускали украшенные тканевые флюгера как военные флаги. Обычно они были в форме животных с широкими ртами и поднимались на шестах, чтобы поймать ветер. Ниспадающий цилиндрический хвост флюгера из ткани, извивающейся как туловище дракона, придавал всадникам уверенности в себе и создавал угрожающий вид, который придавал страх врагу. Также флюгера указывали стрельцам направление и силу ветра.

Любопытны старинные записи о первых практических применениях воздушных змеев в одной из них говорится, что в IX в. византийцы якобы поднимали на воздушном змее воина, который с высоты бросал в неприятельский стан зажигательные вещества.

http://s8.uploads.ru/t/IKMil.jpg

Первое верное Европейское описание воздушного змея появляется в книге военных технологий в 1405 году. И только к XVII веку воздушные змеи стали обычным явлением в Европе. Воздушные змеи использовались в завораживающих зрелищах и различных шоу, а не только как безобидная игрушка для детей.

С парящим змеем земляков познакомил вернувшийся из Китая в 1295 году неугомонный Марко Поло. Игрушка понравилась, но популярной не стала. Первый (незаконченный) европейский рисунок змея типа «тайская кобра» датируется 1326 годом. В 1405 году появляется соответствующее описание в трактате по военной технологии. А на картинке 1618 года, изображающей жизнь голландского Миддельбурга, мы видим мальчишек, запускающих змеев знакомой нам и сегодня ромбовидной формы.

http://s8.uploads.ru/t/PQM94.jpg

Несмотря на то, что запуск воздушных змеев дело действительно веселое и забавное, на протяжении долгой истории их часто использовали в военных целях, например, начиняли порохом и взрывали, когда они достигали стана противника такие вот воздушные бомбы. Даже первое известное истории разбрасывание листовок в 1232 году производилось с воздушных змеев так призывали к восстанию военнопленных, захваченных монголами. Изобретательные китайцы использовали воздушных змеев и для рыбной ловли: пристраивали крючок и наживку к змею и запускали его далеко на середину озера или реки чтобы близость лодки с людьми не спугнула рыбу.

Долгое время ученые Европы недооценивали значение воздушного змея для науки. Только с середины XVIII в. воздушный змей начинает применяться при работах. В 1749 г. А. Вильсоном (Англия) змей дал использован для подъема термометра с целью определения температуры воздуха на высоте. В 1752 г. ученый-физик В. Франклин воспользовался воздушным змеем для исследования молнии. Открыв при помощи змея электрическую природу молнии, Франклин изобрел молниеотвод.

Воздушные змеи применялись для изучения атмосферного электричества великим русским ученым М. В. Ломоносовым и английским физиком И. Ньютоном.

Змей начинает оказывать науке ценные услуги. Поэтому неудивительно, что в 1756 г. знаменитый математик Л. Эйлер написал следующие строки: «Воздушный змей, эта игрушка для детей, презираемая учеными, может, однако,...

Отредактировано Valentina13 (12-02-2014 20:08:24)

+2


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » История » "Что, где, когда - 13"