В своём моноспектакле «Дредноуты», Евгений Гришковец высказал любопытную мысль: Первая Мировая началась с целью выяснить, чьи дредноуты лучше, английские или немецкие…
Конечно, и сам автор-исполнитель не столь наивен, чтобы всерьёз полагать эту причину хоть сколько-нибудь реальной, но мысль всё равно интересная, и, как утверждает Гришковец, по-настоящему «мужская». И с этим трудно не согласиться.
Однако большинству наших современников существенно ближе Вторая Мировая. Война, в которой, будем надеяться, в последний в истории человечества раз, массово вступало в сражения всё самое современное, что придумали и успели воплотить в металл жители планеты Земля.
А вопрос остаётся: чьё оружие было тогда лучше? Чьи танки, автоматы, пушки, самолёты, корабли…
Данная статья – сравнение лучших линейных кораблей различных государств времён «той Войны». Причём в этом «конкурсе» не будут участвовать корабли, которые так и не были достроены, а так же заведомые аутсайдеры построенные в начале двадцатого века. То есть СССР, Испания и Турция «на ринг» не вызываются.
Участвуют:
«Ямато» от Японии.
«Айова» от США.
«Нельсон» от Великобритании.
«Витторио Венето» от Италии.
«Ришелье» от Франции.
«Бисмарк» от Германии.
Критерии. Оценить корабли всесторонне чрезвычайно сложно. Почти всегда усиливая одну характеристику, приходится расплачиваться за счёт другой.
Но на что-то фактическое опираться при оценке нужно. Возьмём четыре показателя:
1. Главный калибр.
Именно ради него и создаются линкоры, они «носители больших пушек».
2. Защита.
Как броневая, так и противоторпедная.
3. ПВО.
Артиллерией среднего калибра мы пренебрежём хотя бы потому, что она у всех «соискателей» вполне сравнима, а вот зенитное вооружение рассмотреть нужно обязательно. Всё-таки именно авиацией потоплено большинство погибших во Второй Мировой линкоров.
4. Скорость.
Тут дело даже не в возможности «удрать-догнать». Линкоры строились не для «рыцарских поединков» друг с другом – это корабли соединения. И возможность ходить на скоростях близких к авианосцам и крейсерам делает более мобильным всю боевую группу, в состав которой входит линейный корабль.
Итак.
«Ямато»
Один из самых знаменитых кораблей двадцатого века. Самый большой из линкоров, самый грозный, самый…
Однако, давайте по пунктам:
Главный калибр.
Непререкаемый лидер. 460мм орудия количеством в 9 стволов – самая мощная артсистема когда либо существовавшая на флотах всего мира. Масса снаряда 1460 кг. Правда тут следует учесть, что японцы для главного калибра использовали исключительно бронебойные снаряды с значительным замедлением подрыва. В результате при стрельбе по безбронным кораблям прошивали зачастую оба борта и улетали в море не разорвавшись.
Тем не менее 10 из 10 за главный калибр.
Защита.
Здесь дела похуже. Несмотря на мощную броню, прикрывавшую все жизненно важные части «Ямато» две трети корпуса остались небронированными вообще. А кое где с бронированием имелся даже перебор: 620 миллиметров лобовой брони башен главного калибра совершенно излишни – да, такое не пробить ни одному снаряду даже с минимальнейшей дистанции, но разве планировалось, что флагман Страны Восходящего Солнца будет биться с противником на расстоянии пистолетного выстрела? А за лишние сотни тонн этого металла приходилось платить. И деньгами, и лишними тоннами водоизмещения.
Противоторпедная переборка так же самая мощная в мире (100-200мм), но закреплена неважно: при взрыве она вдавливалась внутрь корпуса со всеми «втекающими последствиями».
Так что защита на семёрочку.
ПВО.
На первый взгляд неплохо: 12 127мм зениток и 24 25мм автомата. Не много и не мало – средне. Но расположены средства ПВО исключительно в районе цитадели линкора, что делает малоэффективным отбитие атак с носовых и кормовых румбов. Это и проявилось в день гибели «Ямато». Да, атаковало корабль огромное количество самолётов, но сбить зенитчики линкора смогли только пять.
ПВО – 6 баллов.
Скорость.
Средненько – 27.5 узла.
Восьмёрка за скорость.
Итого: 10 + 7 + 6 + 8 = 31 балл набирает «Ямато».