Известная в начале прошлого столетия представительница "интимного жанра" Иза Кремер писала в одном из ранних стихотворений:
Если будут розы белые
На моем окне,
Это значит - ночи целые
Плачу. Больно мне.
Так одесская Золушка совершила новое превращение. Иза Кремер пришлась по душе американскому зрителю. Ее раскруткой занялся знаменитый Сол Юрок. Это он организовал триумфальные гастроли в Европе, организовал запись на диски в знаменитой фирме «Брюнсвик» (поразительно, но в России Иза Кремер не записала ни одной пластинки). Увы, Одесса при всех своих достоинствах имела для любого эстрадного исполнителя один существенный недостаток — здесь не было звукозаписывающей фабрики. В Европе же пластинки, напетые Изой Кремер, упреждали ее приезд, о лучшем пиаре нельзя было даже не мечтать.
Во время гастролей в Лондоне одесситку представили будущему премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю. Этот утонченный любовник стал захаживать на ее концерты, не скупясь на букеты и комплименты. Она его обворожила, похоже, и он ее тоже.
Стоит ли удивляться, что на свой день рождения, который по срокам совпал с Тегеранской конференцией, Черчилль пригласил в Тегеран русскую чаровницу, отправив за ней личный самолет. Думал, что и для Сталина это будет сюрприз.
Но сюрприз, как и медаль, имеет две стороны: с одной — это приятная неожиданность, но с другой — становится порой неожиданной неприятностью. Когда в черном платье, отороченном белым мехом, Иза Кремер вышла в концерте для участников конференции и запела на русском языке:
«Ни пути, ни следа по равнинам,
По равнинам безбрежных снегов...
Не добраться к родимым святыням,
Не услышать родных голосов...» —
Рузвельт и Черчилль, не знавшие русского языка, восприняли песню как некий русский романс.
Сталин же слова «не добраться к родимым святыням, не услышать родных голосов» понял однозначно как намек, что лучшую часть России он лишил родины. Иза Кремер, представлявшая ту лучшую часть, когда решилась спеть в лицо Сталину эту песню, понимала, что отныне ей больше никогда не увидеть ни родины, ни любимой Одессы. Но кто от этого больше потеряет, это должно было рассудить время.
Игорь Кемпер рассказывает о своей легендарной матери, Клавдии Шульженко
Беседовал Константин Смирнов
У нее был камерный, не особенно-то и сильный голос. Неброская внешность. «Вторая Иза Кремер!» - говорили о Шульженко в начале ее певческой карьеры.
Отредактировано Valentina13 (15-04-2014 20:59:31)