Рисунок 1 представляет фигуру короля пик из французской колоды 1816 года - официального правительственного эскиза, который смел с карточного трона философов и богов, поставленных туда Великой Революцией, и восстановил старую карточную монархию. Рисунок 2 - карта из французской колоды 1890 года. К этому времени выделка игральных карт стала производиться в полкарты, или, как пишут в некоторых русских книгах по истории карт, карты стали "двухголовыми". На рисунке 3 мы видим карту из русской колоды 1820 года производства Императорской Карточной фабрики. Вид короля скорее напоминает деревенского мужика-забулдыгу, нежели царскую особу, но именно такими картами играл Пушкин!
Интересный вопрос - а кто был прообразом карточных персонажей? Русские карточные фигуры анонимны, но французские карты, послужившие основой для работы Шарлеманя имеют свои точные имена, которые писались и до сих пор пишутся прямо на картах. Карл Великий, король франков, возглавлял червовую масть; пастух, певец и древнееврейский царь Давид - пиковую; Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти. Дамой червей стала героиня библейской легенды Юдифь, а особо знаменитой в России пиковой дамой - греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Бубновая масть традиционно ассоциировалась с богатством, сам символ бубновой масти, который мы привыкли видеть в виде ромба, до сих пор называется "diamond" - алмаз. В 16 веке даме бубен придали черты Рахили, героине библейской легенды о жизни Иакова. По легенде, она была женщиной жадной, что вполне соответствовало ее новому карточному положению. Образ дамы треф стал собирательным. Ее стали изображать в виде, говоря современным языком, секс-бомбы, к которой намертво пристало прозвище Аргина, царственная. Это словцо стало столь популярным, что все королевы, а также фаворитки и любовницы французских королей за глаза назывались этим именем. В образе валетов вошли в историю Этьен де Виньель, рыцарь времен Карла VII ( черви), благородный Ожье Датский (пики), один из рыцарей Круглого стола Гектор де Маре (бубны) и наконец сам сэр Ланселот, старший рыцарь Круглого стола (трефы). Во времена императрицы Елизаветы Петровны и русские игроки называли карты по именам. Поэт В.И.Майков в поэме "Игрок ломбера" смело бросает на стол Огиера - валета пик.
Авторский эскиз Шарлеманя (рисунок 4) показывает не только высокое профессиональное мастерство художника, но и прекрасное понимание им специфики именно карточной графики. Рисунки фигур очень хорошо закомпанованы в формат игральной карты, в них достаточно, как сказал бы сегодня компьютерный графический дизайнер, "воздуха", то есть свободного, незанятого рисунком пространства, четкое горизонтальное разделение не режет фигуру. В самом облике королей, дам и валетов чувствуется неподдельное величие и достоинство, что выгодно отличает Атласные карты от жеманных или легкомысленных картинок других русских карт того времени.
Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Само понятие "атласные" в середине 19 века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Самим словом атлас назвали тогда, да и сейчас называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. Для придания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах, работа на которых была чрезвычайно вредна для здоровья. Карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вручную для императорского двора.
Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении атласных карт, карт первого и второго сорта, а также карт "Экстра" уже в 30-х годах 20 века. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные прочно закрепилось за картами Шарлеманя. В "Прейс-Куранте розничных цен на 1935 год" Государственной Карточной Монополии, находившейся в ведении Народного Комиссариата финансов, колода карт "Атласные" в 52-53 карты стоила 6 рублей.
Адольф Иосифович Шарлемань сделал успешную карьеру, в 1873 году был удостоен звания и должности придворного живописца. Он являлся членом Русского общества аквафортистов, Товарищества русских художников - иллюстраторов и других. Как придворный художник Шарлемань оформлял многочисленные балы, маскарадные костюмы, живые картины, программы, меню и т.п. Скончался живописец в 1901 году в Санкт-Петербурге и был похоронен на Выборгском римско-католическом кладбище, где покоились его отец и брат. После революции кладбище и кладбищенский костел, роспись которого, кстати, также производил Адольф Иосифович, пришло в запустение, а в послевоенные годы и вовсе исчезло под производственными корпусами окрестных промпредприятий. Вместе с могилами рода Шарлеманей исчезли захоронения семьи Бенуа, графов Потоцких и многих других.
Атласные карты многие десятилетия печатались простым способом высокой печати. Рисунок 5 показывает такую карту из колоды 1895 года. Происходившее техническое перевооружение Карточной фабрики, ставшей в годы Советской власти крупнейшим полиграфическим предприятием - Комбинатом цветной печати, потребовало перехода на способ офсетной печати. Восстановление оригиналов лицевых сторон Атласных карт с учетом их использования для офсетной печати выполнил художник-график Юрий Петрович Иванов, бережно сохранивший оригинальные рисунки Шарлеманя (рисунок 6)
Подлинники эскизов А.И.Шарлеманя хранились в архиве Государственной Карточной Монополии - советском учреждении, ведавшем продажей игральных карт в СССР. После ее ликвидации они находились в собрании Александра Семеновича Перельмана, ленинградского коллекционера и историка игральных карт, обладавшего крупнейшей в СССР коллекцией карт и карточных атрибутов. Не так давно коллекцию Перельмана приобрел музей Петергоф, и летом этого года планируется открытие первого в России Музея игральных карт.
Редкий художник, поэт, писатель создает произведение, которое через какое-то время утрачивает авторство и становится просто народной песней, народной сказкой. Такая творческая удача выпала Адольфу Иосифовичу Шарлеманю, рисунки которого в виде игральных карт есть в каждом доме.
"Что, где, когда - 15"
Сообщений 31 страница 40 из 990
Поделиться3117-04-2014 22:41:10
Поделиться3317-04-2014 22:52:41
валет червей - Этьен де Виньоль (по прозвищу Ла Гир - "Ярость")
Он!
На щите был двуглавый орёл.
Поделиться3517-04-2014 23:18:01
Как ПетрI и картинка 2 связаны с нашим детством? С двадцать первым веком?
Валюша, не пойму, ЧЬЕ детство Вы имеете в виду? Мое пришлось на век 20.
Поделиться3617-04-2014 23:19:52
картинка 2
Шлиссельбургская крепость (Орешек)
Поделиться3717-04-2014 23:24:15
ЧЬЕ детство Вы имеете в виду? Мое пришлось на век 20.
Думаю, что в детстве каждого форумчанина эта связь была.
Поделиться3817-04-2014 23:27:53
словарь Брокгауза и Ефрона 1903-го года выпуска так описывает взятие войсками Петра I крепости Нотебург: «... флотилия блокировала её со стороны Ладожского озера; на самолёте устроена связь между обоими берегами Невы». Здесь под словом самолёт имеется ввиду самоходный паром, движимый силой речной струи. В этой же энциклопедии есть другое толкование: самолёт — ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока. Наконец, так называли волшебные летающие предметы из сказок, например, ковёр-самолёт.
Поделиться4018-04-2014 11:21:43
Уважаемые коллеги, предлагаемый Вам вопрос я опять оформил в виде некого сценария произведения в стиле АИ.
И так, перед Вами один из кумиров советских кинозрителей конца 60 - х. гг. Яшка - цыган
. Представьте себе, что волею провидения или иных высших сил, он перенесся (в виде сознания, не в плоти) из времен войны гражданской, во времена Северной войны, а конкретно: Полтавская битва. И к его радости, а может и наоборот, его матрица успешно внедрилась в сознание одного из достаточно известных генералов армии короля Карла.
Назовите его, а заодно постарайтесь восстановить логическую цепочку рассуждений автора вопроса.
А подсказка прямо перед Вашими ушами, простите, глазами
К сожалению, после 12.00 по Харьковскому времени, буду вынужден убыть часа на 3 - 4.
Отредактировано Череп (18-04-2014 12:28:48)
Похожие темы
Что, где, когда - 11 | История | 15-11-2013 |
Что, Где, Когда - 3 | История | 28-06-2012 |
Что, где, когда - 8 | История | 16-05-2013 |
"Что, где, когда - 17" | История | 24-11-2020 |
"Что, где, когда - 13" | История | 12-02-2014 |