Через год разразилась Первая мировая война, и снова женщины оказались на передовой, не разбирая сословных различий. Сестры милосердия, прошедшие подготовку в Старо-Екатерининской больнице Москвы, отбыли в действующую армию. Дочь товарища морского министра работала в Николаевском морском госпитале в Петрограде, а дочь председателя Совета министров оправилась на фронт сестрой милосердия. В этом же звании состояла Александра Львовна Толстая. В первые месяцы войны на театр военных действий отбыл писатель Куприн со своей супругой - сестрой милосердия. Очень скоро стали приходить сообщения о героическом поведении сестер на фронте. Уже на третий месяц войны Елизавета Александровна Гиренкова была награждена орденом Св. Георгия I степени „за выдающуюся храбрость, проявленную под огнем неприятеля при оказании помощи раненым". Баронесса Евгения Петровна Толль к концу второго года войны была трижды ранена, награждена крестом Св. Георгия IV степени и представлена к третьей и второй степеням.
Но далеко не всегда судьба благоволила тем, кто, почти не задумываясь, бросал ей вызов. Во время боя, исполняя свой долг, получила ранение и скончалась Ольга Шишмарева, сестра Елисаветинской общины. Девятнадцатилетняя Вера Семенова была убита осколком бомбы, брошенной с вражеского аэроплана. При варварском потоплении в Черном море госпитального судна погибла сестра милосердия баронесса Арпс-Гофен (урожденная Романенко). Да, подобные деяния квалифицировались как варварство, поскольку уже пятьдесят лет как действовала международная Женевская конвенция, гласившая, что весь санитарный персонал и все перевязочные и прочие средства должны считаться нейтральными. Однако правила цивилизованного ведения войны (если такие вообще возможны) приживались медленно. А потому сестры милосердия не могли рассчитывать на послабления во фронтовой обстановке.
Почти девочка, восемнадцатилетняя Любовь Васильева была убита во время боя на Австрийском фронте. Дочь генерал-майора Панаева умерла на передовых позициях Прусского фронта. На служебном посту в санитарном поезде умерла удивительная женщина графиня Екатерина Николаевна Игнатьева, сестра министра народного просвещения. В качестве сестры милосердия она участвовала, как об этом писали, „почти во всех войнах последних лет и имела все боевые отличия до первых степеней включительно".
Героем, но посмертно, стала знаменитая Римма Иванова, о которой писали все газеты того времени. На ее родине в городе Ставрополе решили даже установить памятник и издать биографию сестры милосердия, которая не растерялась и подняла в атаку полк, заменив собой убитых офицеров. Так ярко вспыхнуть, прежде чем погаснуть, довелось не всем. Скончалась от будничного заражения крови, полученного при перевязке гнойной раны, сестра милосердия Антонова; ей не исполнилось и тридцати. Будучи матерью двоих детей, она работала при лазарете городской больницы Саратова. Тоже в больнице, но пермской, умерла от тифа, заразившись от пленных турок, бывшая учительница двадцатидвухлетняя Зинаида Баранова. Стремясь на фронт, она „окончила курсы сестер милосердия и с нетерпением ждала распоряжения на театр военных действий". Женское милосердие попало под перекрестный огонь. Его косили не только пули и снаряды, но и сыпняк, этот бич солдатских окопов.
Дворянки самых знатных фамилий также проявили патриотизм и милосердие. Хорошую медицинскую подготовку получили великие княгини Мария Павловнамладшая, Ольга Александровна, Елизавета Федоровна, княгини Гагарина, Енгалычева, Звенигородская, Кропоткина, Урусова, Чавчавадзе, Щербатова, княжны ДруцкаяЛюбецкая, Кропоткина; графини ГоленищеваКутузова, Коновницына, Ферзен, Шувалова, а также многие другие, которые ухаживали за ранеными в госпиталях и спасали их на фронте. Так, баронесса Мейендорф служила сестрой милосердия на госпитальном судне «Портюгаль». Она погибла вместе с экипажем в 1916 г.
Отредактировано Череп (03-08-2014 16:25:04)