Орлов Гай написал(а):Не понимаю, почему?
Хотя бы потому:
Особый слой составляли сверхсрочнослужащие фельдфебеля и вахмистры, особенно старики, прослужившие в полках по нескольку десятилетий. «В каждом гвардейском полку, кроме неодушевленных реликвий - знамен, штандартов и георгиевских труб, напоминавших офицерам и солдатам славное боевое прошлое их полков, имелись также и живые реликвии - сверхсрочные подпрапорщики, по тридцать и более лет прослужившие в полку, бывшие свидетелями разных исторических событий и ревностно охранявшие старые полковые обычаи»11. Эти старики, многие из которых «отломали» со своими полками еще поход за Балканы, держались своей обособленной кастой, порою не подпуская даже более молодых «сверхсрочных», считая, что после турецкой войны «солдат ничему путному не учили». Составляя настоящую «полковую аристократию», они вполне могли себе позволить обижаться на старших офицеров, если те забывали лично засвидетельствовать свое почтение на их именинах и других семейных торжествах.
Будучи уважаемыми людьми, старики имели ряд почетных обязанностей, бывших исключительно их прерогативой. В лейб-гвардии Конно-Гренадерском полку, например, таких ветеранов, имевших за плечами более 25 лет сверхсрочной службы и награжденных георгиевскими крестами, многочисленными медалями и иностранными орденами, было шестеро. Офицер полка вспоминал: «Командир полка и все офицеры называли их по имени и отчеству и даже Государь, здороваясь на парадах с Масленниковым и Гейченко, называл их Кириллом Яковлевичем и Степаном Ивановичем. У каждого из этих стариков были традиционные обязанности, которые они исполняли в торжественных случаях. Синегубкин и Масленников в дни полковых праздников подносили Государю первый «пробную порцию», а второй - серебряную чарку с водкой, а Гейченко управлял полковыми песенниками, когда они пели перед Царем или другими высокими гостями.
К молодым офицерам старики относились со снисходительным пренебрежением, и хотя оказывали им положенное по уставу почтение, но абсолютно с ними не считались. А Масленников даже своего эскадронного командира, прослужившего 15 лет в полку ротмистра, считал мальчишкой, ибо ротмистр, отец которого в свое время также командовал 6-м эскадроном, родился, когда Кирилл Яковлевич уже носил два шеврона (серебряные углы на левом рукаве) за сверхсрочную службу»
Но решать как это могло быть в данном конкретном случае АВТОРУ!!!!
Теперь парочка интересных фактов:
http://vestnik.yspu.org/releases/2011_4g/13.pdf
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь и Первая мировая война
Медперсонал был достаточно опытным. Управлял госпиталем ростовский врач Василий
Яковлевич Дударев. Старшей фельдшерицей являлась Мария Михайловна Кайдалова, которая, в соответствии с установленным распорядком, безотлучно находилась в здании лазарета. В штате состояли фельдшера, медсестры, санитарки, служанки, повар и истопник. Должностные обязанности были строго распределены, каждый работник точно знал, что он должен делать и за что отвечать [11]. Согласно внутреннему расписанию, подъем в госпитале был ранним – в 6 часов. Утро отводилась осмотру больных. Операции и другие сложные медицинские процедуры проводились в первой половине дня, а после обеда, с 2-х часов, начинались перевязки. В 10 часов закрывались внешние двери, в 11 часов гасился свет. Всем раненым предоставлялось трехразовое питание, в госпитале имелась собственная столовая. Для выздоравливающих разрешались прогулки. Вовсех помещениях, особенно в операционной и перевязочных, с особой тщательностью поддерживалась чистота [12].
Фронтовой быт военнослужащих российской армии в годы Первой мировой войны
тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Валяев, Ярослав Владимирович
Общее состояние медицинского обслуживания личного состава российской армии было далеко от идеального. Недостаточное внимание уделялось 'профилактическим мерам. Перебои с поставкой (заменой) тёплой одежды и горячей пищи в комплексе с неблагоприятными климатическими условиями, тесным размещением частей в землянках, блиндажах, крестьянских избах и несоблюдение правил санитарии и гигиены стали причинами заболеваемости в войсках. Основными массовыми заболеваниями были холера, дизентерия, оспа, тиф (сыпной, брюшной, возвратный). Общее число заболевших в армии за годы Мировой войны с 1914 г. по февраль 1917 г. составляло 3 909 434. Естественно, что к этим цифрам стоит прибавить данные об умерших скоропостижно, и умерших в плену военнослужащих. Следует также учитывать то, что один и тот же человек мог неоднократно подвергаться заболеванию как одному и тому же, так и другому. На такое положение дел серьёзно повлияло то, что военно-медицинская (санитарная) служба оказалась слабо подготовленной к ведению современной войны. В свою очередь на это значительное влияние оказали допущенные ошибки командования в расчётах масштаба войны, о чём свидетельствует незначительное количество медицинских учреждений в составе как армейских подразделений, так и организаций, работавших под флагом Российского Общества Красного Креста, а также обеспечение медикаментами и необходимым оборудованием.
Необходимо добавить, что на неудовлетворительную работу данного ведомства оказало влияние отсутствие планов по координации деятельности ь различных служб на разных этапах транспортировки и лечения военнослужащего, устранение которых могло бы повлечь за собой решение и других проблем в плане рационализации тех средств, которые имелись в наличии, а также разрозненность медицинских и санитарных служб, попытка объединения которых провалилась по причине отсутствия опыта (а, во многом, и способностей) у главы объединенной военно-санитарной службы принца Ольденбургского. Это, в целом, не изменило положения с дефицитом квалифицированного персонала на всех уровнях ведомства, как врачей, санитаров и медицинских сестёр, так и умелого менеджмента по координации работы госпиталей, лазаретов, складов и управлений. Для её устранения были призваны люди, далёкие от понимания специфики 4 медицинской работы. При таком обустройстве медицинского дела в строй возвращалось меньшее число раненых, чем это следовало ожидать. Из 100 раненых солдат в строй возвращалось только 44 (без данных по лазаретам дивизий, откуда также попадали обратно в строй легкораненые), а остальные либо умирали (10 %), либо оставались инвалидами (40 %), после чего подлежали демобилизации по состоянию здоровья как непригодные к несению службы.
В совокупности все эти факторы объективно оказали серьёзное влияние на работу российской военно-медицинской (санитарной) службы и её персонала в годы войны, создавая препятствия для поддержания боеспособности действующей армии на необходимом уровне.
Проведённое исследование показало особую роль отдыха в вопросе снятия психологического стресса военнослужащих, находящихся на фронтах Первой мировой войны. В ходе исследования нами выделено два вида досуга: 1) официального - организованного армейским командованием и осуществляемым командирами подразделений и разными общественными комитетами; 2) неофициальное - осуществляемое непосредственно самими военнослужащими для самих себя и без какого-либо официального информирования о своих намерениях начальства. Также были выделены « различия досуга, проводимого непосредственно на передовой и в тылу действующей армии, где наблюдалось использование и применение различных видов развлечений, культивируемых в армейской среде. Здесь нами выделены две группы используемых на войне развлечений: 1) универсальные - применение которых не требовало каких либо особых средств и подготовки, а потому широко использовались как на передовой, так и в тылу армии. К таковым относятся - хоровое пение, чтение газет и журналов (составление писем), игра в карты, хождение в гости и общение на разные темы (в том числе пересказ анекдотов) и т.п. 2) специальные -применение которых возможно было только в тылу и где требовались особые (специальные) составляющие компоненты для их осуществления. К таковым относятся* театральные постановки (спектакли), просмотры фильмов, прослушивание музыки и т.д., для проведения которых требовалась специальная аппаратура и подготовка. Необходимо отметить, что на такое разграничение развлечений значительное влияние оказало военное положение, в котором находились военнослужащие, вынужденные к тому же постоянно приспосабливаться к ежеминутно изменяющейся обстановке, внося при этом определённые коррективы по выбору способа коротания времени. Использование разных способов развлечения позволяло как солдатам, так и офицерам получить психологическую разрядку, отвлечься от трудностей современной им действительности, получить заряд положительных эмоций. Добавим, что более «редкое» (специальное) развлечение доставляло военнослужащему большее удовольствие, чем «универсальное», так как было связано с редкой возможностью предвидения такого развлечения, самоосуществление которого удивляло солдата, тем самым оказывая дополнительный положительный на него эффект.
Анализ взаимосвязи настроений солдат, находящихся на театре военных действий с их семьями, находившимися в тылу, показал, что регулярные контакты военнослужащих со своими семьями благоприятно сказывались на их психологическом состоянии. Было выявлено несколько способов осуществления подобных контактов. Наиболее популярным и массовым средством связи, доступным простым солдатам и кадровым офицерам в годы Первой мировой войны, явилась почтовая корреспонденция. В ней военнослужащий имел возможность делиться всеми пережитыми им событиями и черпал информацию о делах семейных и хозяйственных в глубоком тылу.
Также не менее популярным средством поддерживания контактов с родными и близкими являлись посылки (подарки), значение которых трудно переоценить, так как с их помощью солдаты и офицеры получали нужные им вещи, начиная от тёплых вещей, обуви и инструмента для их починки и заканчивая продуктами питания, лекарствами и вещами развлечения (книги, журналы, • карты и т.д.). Одновременно с этим с помощью посылок военнослужащие могли оказать помощь своим родным, выслав им по возможности те вещи, которые в тылу считались дефицитными (сапоги, мыло и т.д.), тем самым облегчая положение родных.
Другим средством связи военнослужащих с родными, и самым желанным, являлся отпуск, так как именно с помощью него можно было не только отдохнуть от боевых действий и получить психологическую разрядку, но и лично увидеть положение семьи, помочь им по хозяйству, успокоить.
Ещё одним элементом непосредственной связи фронта и тыла необходимо признать контакты военнослужащих с разными общественными организациями и частными лицами. Во время общения с ними солдаты и офицеры могли ощутить свою значимость, полезность и ценность для страны и общества, что в условиях суровой действительности фронта, экстремальных условий погоды и угрозы для жизни особенно ценилось на фронте.
Необходимо добавить, что в Первой мировой войне роль офицеров среднего звена оказалась ключевой не только для военных действий в плане осуществления управления подразделениями во время того или иного манёвра, но для организации бытовых условий военнослужащего. Именно от офицеров этого звена зависела поступающая информация об отсутствии конкретного количества продовольствия у солдат той или иной части, необходимости замены обуви на новую или ремонт старой, организации досуговых мероприятий и т.д. И чем эффективнее и быстрее оно исправлялось, тем выше был боевой дух конкретного подразделения и активность участия в боевых действиях. Все это естественно сказывалось на успехах или неудачах российской армии на театре военных действий.