Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » БЕШЕНЫЙ ПРАПОРЩИК


БЕШЕНЫЙ ПРАПОРЩИК

Сообщений 251 страница 260 из 963

251

Череп написал(а):

Возражу, батенька, если позволите:
Сергей Дроздов
Ситуация с пулемётами в русской армии в годы ПМВ:

Как уже отмечалось, Россия не сделала должных выводов из поражений в годы  русско-японской войны. Это, увы, относится к тактике применения пулемётов в бою, и насыщенности войск пулемётами.
В каждом пехотном  полку у нас в 1914 году  имелась одна пулеметная команда (8 станковых пулеметов «Максим»). Расчет каждого пулемета – 5 человек. Это – все.
В полку было 14-16 рот по 200 с лишним бойцов каждая. Выходило по 1 пулемету на 2 роты…
Первая мировая война быстро показала, что этого катастрофически мало.
В других армиях насыщенность войск пулемётами была немногим лучше, однако мощная промышленность Германии, Франции и Англии быстро справилась с пулемётным «дефицитом».
Чахлая оборонная промышленность царской России не могла быстро наладить производство необходимого армии количества пулемётов.

Генерал Маниковский писал: «…пулеметный отдел Тульского завода был расчитан на выход 700 пулеметов в год,  все представлялось вполне благополучным, тем более, что за два года перед войной у Тульского завода буквально был вырван и передан Виккерсу, в Англию, заказ на облегченный тип пулемета, выработанный этим и этот последний перед самой войной, в начале 1914 года принужден был выпускать в среднем лишь по 48 пулеметов в месяц, т.е. мощностью этого отдела Тульского завода верхи очевидно не интересовались».

Как видим, «эффективные менеджеры» царской поры в канун войны (!!!) умудрились передать заказ на производство «Максимов» от своего родного Тульского завода в Англию. Это не только подорвало производственные мощности своего завода, но и привело к уходу квалифицированных  рабочих с него. А надо сказать, что производство «Максимов» было ОЧЕНЬ сложным и требовало высокой квалификации специалистов. Достаточно сказать, что целый ряд его деталей требовал ручной (!!!) притирки и подгонки. Потеря таких специалистов была очень болезненна для завода.

Как и в случае с винтовками, пришлось срочно (и за огромные деньги, естественно) размещать заказы на производство пулемётов за границей:
«…благодаря содействию Британского Военного Министерства удалось к концу 1916 года через Киченеровский Комитет разместить заказы на нижеследующее количество пулеметов и ружей-пулеметов, с конечными сроками не позже 1916 года. 
В Америке заказано получено до 1/I-I9I7 г.
  Фирме Кольта  2.850         получено до 1/I-I9I7 г. -
  Заводу Марлин (на пулеметы Кольта) 12.000 9.437
  Заводу Соваж (на пулеметы Люиса) 10.000 9.437
  Заводу Бирминоль (на пулеметы Люиса)  1.000 9.437

0

252

AD написал(а):

Скажите,а откуда Вы это взяли?
Максим в Туле выпускался по лицензии Виккерса,кстати,фирма регулярно предлагала свои разработки,иногда их принимали. Особенно облегченные.
Как раз около 14 -15 года и кончилась лицензия.
Так что что-то тут не так. Хотя да,в Туле он был сильно дешевле.

Ответил в предыдущем посте. Пока отвечал, не увидел Ваш вопрос. Извините!

Отредактировано Majorvks (05-08-2014 17:40:33)

0

253

ПРОДОЛЖЕНИЕ!

- Ну, скорее всего в том, чтобы как можно быстрее одолеть супостата, - включился в разговор капитан, - но давайте лучше поговорим об этом завтра, а то дамы заскучали от наших разговоров.
- Да, дамы заскучали и хотят веселиться, - это проявилась давешняя Катя, - поручик, расскажите еще что-нибудь смешное...
- Недавно наш батальонный вестового проучил за то, что тот в сарае дрых безбожно средь бела дня. Позвал  денщика, тот ведро с водой на дверь сверху поставил, чтобы оно упало, когда дверь откроется, да как закричит: «Пронькин, собачий сын! Ко мне бегом!» Тот спросонья плечом - в дверь, а на него сверху - вода. Сразу проснулся, - завел Дольский очередную байку…
Я посмотрел на Дарью Александровну и встретился с ее смеющимися глазами.
- Гусар, - одними губами, что бы никто не услышал, сказала она и комично развела руками, мол, что с него возьмешь. Тут уже я не выдержал и улыбнулся.
Один из врачей-ординаторов вышел и вскоре вернулся с гитарой в руках.
- Давайте устроим небольшой концерт! К участию приглашаются все, умеющие играть и петь.
«Медсестрички» оживились:
- Олег Сергеевич, спойте! Просим, просим!
- Пожалуйста, «Гори, гори, моя звезда»!
- Нет, нет! Лучше «В лунном сиянии»! А мы будем Вам подпевать!
Доктор-певун откашлялся, приосанился, и довольно приятным голосом исполнил требуемое. После чего испросил антракт на пару глотков чаю и папиросу.
- Денис Анатольевич, будьте так любезны, передайте инструмент. – Дольский, видимо, решил показать себя со всех лучших сторон. Я поднялся, взял гитару в руки, и тут пальцы сами пробежали по струнам, проверяя строй… Будучи курсантом, все мы немного поигрывали на гитаре, но сейчас в руках была… семиструнка! Это что-же, мне вот такое «наследство» привалило? Ну ни ну…
  - Вы тоже играете? – Анатоль заметил мои телодвижения.
- Одна дама, когда ее спросили: «Играете ли вы на рояле?», ответила: «Не знаю, я еще ни разу не пробовала!».  Держите, Анатолий Иванович.
Дольского хватило на два цыганских романса и «Белую акацию», после чего он протянул гитару мне:
- Сыграйте что-нибудь, Денис Анатольевич!
Ну и что мне вам играть? Битловскую «She loves you» или «Поворот» Макаревича? Ха-ха три раза… Хотя есть идея… Этот марш очень люблю, аж до мурашек по коже. И написан он в 1912-м, сам интересовался. Только слова – из будущего, ну да будем надеяться, прокатит.
- Эта песня написана три года назад, но уже обрела популярность. Называется она «Прощанье славянки»
Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков…

В комнате стало тише, присутствующие внимательно слушали…

…Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости - прощай, прости - прощай...

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад…

…Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них - солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда…

- Я слышал эту песню, но слова были другие. – подключился к разговору Валерий Антонович, - А эти откуда? Кто автор, не знаете?
- Эти слова разучивали в школе прапорщиков, когда учился, автора назвать, к сожалению, не могу.
- Господа, хватит о грустном! Поручик, развеселите нас, расскажите что-нибудь еще смешное…
Компания разделилась. Трое «сестер» постарше и фельдшер вели между собой неторопливый разговор, скорее всего о семьях, о том, что сейчас творится  в тылу, молодые «сестрички» смеялись от фраз Дольского, который был в ударе и вне конкуренции по части смешных историй и шуток, Михаил Николаевич с капитаном и врачом дымили папиросами возле открытой форточки и неспешно беседовали.
     А я сидел рядом с Дарьей Александровной, смотрел на нее и не мог оторваться…  Вот как понять женскую красоту? Изобретаем себе эталоны красоты, начиная от Венеры Милосской, вплоть до Барби-гёлз, спорим что красиво, а что нет. А тут смотришь на НЕЕ и не можешь отвести глаз, хочется смотреть и смотреть бесконечно, и не надо ни с кем сравнивать – так ОНА завораживающе красива сама по себе…
Я помимо этого еще что-то ей говорил, какую-то смешную ерунду, наверное, потому, что она смеялась и краснела от моего взгляда… Но потом время, отведенное Судьбой для счастья, закончилось.  Доктор, оторвавшись от беседы, подозвал Дарью Александровну:
- Голубушка, будьте любезны, сходите, посмотрите нашего оперированного, как он там. По времени должен уже отходить от наркоза. Там «сиделец» дежурит, но мне спокойней будет, если Вы посмотрите.
- Конечно, Михаил Николаевич, я уже иду.
- А чтобы вам не страшно было темными коридорами идти, Денис Анатольевич вас проводит, тем более, ему таблетки принимать пора.
- Да, доктор, - я поднялся и мы вышли в коридор.
Сделав все дела, в том числе дав распоряжения дежурившему санитару  и накормив меня таблетками, Дарья Александровна сказала:
- День был трудный, устала, пойду отдыхать. Спасибо Вам, Денис Анатольевич за приятный вечер…
- Дарья Александровна… Вы завтра не дежурите?.. Хочу пригласить Вас прогуляться после обеда  по городу… (И, будь что будет)… И познакомить Вас с одним героем…
Она с интересом поглядела на меня,
- Вы меня заинтриговали! Кто он?
- Могу рассказывать о нем только в его присутствии, единственное, что скажу сейчас – он молод, честен, храбр, верен клятве и очень хорошо владеет холодным оружием.
- Вы жестокий, я же теперь умру от любопытства… Хорошо, заходите за мной завтра в четыре часа, а сейчас – спокойной ночи, - она повернулась и пошла к себе в комнату.
- Спокойной ночи, хороших снов…
Когда я вернулся к остальной компании, поймал на себе взгляд доктора и его одобрительный кивок.
- Денис Анатольевич, присоединитесь к нам, уважьте стариков, - он показал на стул рядом с Бойко.
- Какой же Вы старик, Михаил Николаевич? – спросил я , усаживаясь.
- Да уж к молодежи я себя отнести уже не могу. Мы тут с Валерием Антоновичем говорили о вас, молодых, о вашей судьбе на войне и после войны…
- До конца войны дожить еще надо.
-Вот поэтому, - включился в разговор Бойко, - я и хотел бы с Вами побеседовать, Денис Анатольевич, но не сейчас, сегодня настроение не то, а завтра вечером, если, конечно Вы свободны.
- Завтра после обеда я, к сожалению, буду занят, - я поймал быстрый взгляд из-под бровей доктора, а утром – к Вашим услугам. После физкультуры.
- Да, а на вашу «физкультуру» можно будет взглянуть?
- Конечно, приходите, тут секретов никаких нет…
А какие есть, того вы все равно не поймете… А я рассказывать не буду. Вот так…

***

Я как раз закончил разминку «по-китайски» и теперь отрабатывал базовые движения под любопытным взглядом Бойко. Он сидел на скамейке и наблюдал бесплатное шоу. Когда закончил и отдышался, он помахал рукой, приглашая присесть рядом.
- Имею честь еще раз представиться: капитан Бойко Валерий Антонович, офицер разведотдела штаба армии. Приношу свои извинения за вчерашние пререкания и не обижайтесь на Анатоля, это я его попросил Вас расшевелить немного.
- Позвольте узнать, Валерий Антонович, с какой целью? Скучно стало лежать в госпитале?
- Не ершитесь, Денис Анатольевич, мне показалось, что Вы – подходящий для нас человек. Я должен был проверить Вас, так сказать, на разрыв, кручение и сжатие.
- Хотите предложить мне профессию шпиона?
- Нет, не шпиона а офицера разведки. Поймите, наша разведка была создана только в 1907, до самого начала войны существовала только на бумаге и то в зачаточном состоянии. На всю армию – десять офицеров, а ставить надо не только разведку, но и контрразведчикам помогать, вот и решили  с Анатолем Вас прощупать.  Вы думаете, только на передовой бои идут?.. Штаб посылает курьера в корпус с секретным пакетом – приказом о передислокации, а на него нападают из засады уже через несколько  километров.
- Это ведь может быть и случайностью.
- Нет, ждали именно его. Благо, мне нужно было в штаб того же корпуса по своим делам, вот и поехали втроем на автомобиле.
- С Анатолем?
- Да, Анатолий Иванович служит вместе со мной. Они не ожидали, что нас будет трое, шофера застрелили, курьера ранили, только  мы им в ответ из трех револьверов дали огоньку. В общем, трое убиты, двоих допрашивают. Они уже сказали, что знали где, когда и какой автомобиль ждать.
- А кто это был?
- Трое из немцев, бывавших здесь до войны, и один – обер-лейтенант, к сожалению – мертвый, поэтому и не можем узнать, как они сведения о курьере получили. Вы понимаете?! В двадцати километрах от линии фронта германцы свободно передвигаются и творят, что хотят! А нас – только десять на всю армию. Поэтому мы и ищем толковых офицеров, которые согласны нам помогать.
- А чем Вам может помочь простой пехотный прапорщик из шпаков?
- В Вас нет шапкозакидательства и ура-патриотизма судя по вчерашнему вечеру. Вы, как мне кажется, можете трезво и хладнокровно решать достаточно сложные логические задачи.
- Благодарю за комплимент. Валерий Антонович, сколько у меня есть времени на раздумье?
- Столько, сколько потребуется для Вашего выздоровления, хотя мне кажется, что вы уже приняли наше предложение. Но ответ дадите после выписки из госпиталя. Я договорюсь с Михаилом Николаевичем, чтобы Вам дали возможность связаться с нами перед выпиской.
   Вернувшись в палату и завалившись на койку, стал размышлять о том сюрпризе, который мне сегодня подкинула судьба. Оставаться в пехотной роте младшим офицером, сидеть без всякой пользы в окопах, или бежать в атаку на пулеметы – смысла немного. Не то, чтобы я этого боюсь, просто хотелось бы большего достичь в этой войне, которая для России закончится очень плачевно – Брест-Литовским похабно-мирным договором. А вот попытаться этого большего достичь – для этого есть шанс. Только вот в чем будет заключаться моя работа? Что такое разведка в начала двадцатого века? Агентурная разведка – это не по мне, да и толку сейчас от нее. А вот прифронтовая разведка – это уже вкуснее. Сейчас из разведопераций - только языков, наверное, берут, да рейды по тылам устраивают. Для человека, хотя бы немного знающего о действиях партизан Великой Отечественной и спецназа, - непаханое поле деятельности. Если разрешат, конечно, это поле пахать. А вот на эту тему мы завтра и поговорим с господином капитаном… А на сегодня у меня есть более важное дело – прогулка в город. С Дарьей Александровной! Вдвоем!

Отредактировано Majorvks (05-08-2014 23:06:21)

+11

254

Wild Cat написал(а):

AD
Или ужаснулись тому, что творится с армией под руководством гражданских лиц, ВРЕМЕННО попавших к власти. Попытались действовать "по февральской методичке", но получилось через задницу. Однако к развязыванию Гражданской войны, унесшей по разным подсчётам до 13 миллионов жертв, эти события если и имеют отношение, то только косвенное.

Скажите,а слова Корнилова о том,чтобы пленных не брать(он это приказывает и берет ответственность на себя)-это не развязывание гражданской войны?
Это совсем не февральская метолдичка,это их личный вклад. Т ,кстати,подрыв морального состояния своих же войск.
Основу Красноармии на Кубани это были войска Кавказского фронта И казаки,все большее место занимавшие в рядах Корнилова-тоже оттуда? И что должен думать казак -пластун,услышав,что ему нужно пербить красных из бывшей 39 пехотной дивизии,с которой они полгода назад вместе воевали?
Развал шаблона это называется.Во что это выливалось.
"Приход  белой армии  в Новороссийск  ознаменовался вот этим:  « За один день 14(27) августа белогвардейцами были убиты несколько тысяч человек, в тюрьме повешено 340 человек, заживо похоронено 45 заключеных.Тяжелораненных красноармейцев, оставшихся в четырех санитарных поездах и госпиталях, рубили шашками и кинжалами. Особенно усердно разыскивали матросов, припомнив им и затопление флота и расстрел офицеров Варнавинского полка. Убивали за бескозырку, за тельняшку, за татуировку якоря. Убивали женщин с короткой стрижкой. Убивали китайцев, заброшенных судьбой в 16-17 годах в Новороссийск."(с)
Этим процессом руководил известный Вам Кутепов.
В губернаторском дворце он и офицеры принимали на грудь,потом отрывались и шли бить и убивать арестованных,сидевших в подвале..
В четырех санпоездах было много сестер милосердия и санитарок.Они _кроме двух) были изнасилованы и убиты.Этих двух не убили,но насилия им досталось.
Корнилов уже помер,но Алексеев то жил и именем Корнилова оперировал...
Если они не знали,что делать,то в отличие от прапорщиков у них был шанс поехать за границу и воевать до победы над Германией.
А дальше уже б стало видно.А так тушили пожар керосином и удивлялись...
А поведение Алексеева в феврале 17го-это вообще имена тому же царю.Но ничего- не застрелился  ,а спокойно жил и беспокоился о другом.

0

255

Majorvks написал(а):

Возражу, батенька, если позволите:

Пожалуйста, милейший, буду очень рад, ибо как говаривали  древние:«DU CHOC DES OPINIONS JAILLIT LA VERITÉ»

Majorvks написал(а):

Сергей Дроздов

Ничего не хочу сказать дурного по поводу данного источника, но мне как - то ближе печатные труды Академии Наук (в идеале СССР) и авторы, кои признаны поколениями исследователей. В данном случае, это:http://sd.uploads.ru/t/w8hpo.gif

А в нем сказано:
Приведенные данные свидетельствуют о недооценке военным ведомством этого грозного оружия, которое по силе огня было равно пехотному взводу. При обсуждении «Большой программы» не ставился вопрос о пересмотре установленной в 1906 г. нормы в 40 пулеметов на полк. Исходя из этой нормы команды 504 пехотных полков 1-й и 2-й очереди должны были иметь 4032 пулемета, кавалерия (32 дивизии) 256 пулеметов, новые формирования — 248 и в запасе — 454 пулемета, что составляло всего 4990 шт. 29 В наличии же в войсках было 4157 пулеметов 30. Следовательно, до штатного числа недоставало 833 пулеметов. Первые же дни войны выявили огромный спрос на пулеметы. ГАУ приняло решение об увеличении их производства на Тульском заводе в 1914 г. до 80 шт. в месяц, а с 1 января 1915 г. до 200 шт. в месяц (2400 — в год). Но и этого количества оказалось недостаточно. В 1915 г. Ставка определила потребность- на 1916 г. в пулеметах в 14 072 шт., что вынудило Главное артиллерийское управление установить норму производства пулеметов в 800 шт. в месяц 31. Повысить производительность завода- удалось путем огромного напряжения. Станочный парк был увеличен на 800 станков. Число рабочих в данном отделе было удвоено. Завод был переведен на круглосуточную работу. Принятые меры позволили поднять производительность пулеметного отдела завода. Если в 1914 г. был изготовлен 1161 пулемет, то в 1915 г. поступило уже 4124, в 1916 г. выпуск их поднялся до 11 172, наконец, в 1917 г. было произведено 11 420 пулеметов 32. Таким образом, производительность завода поднялась в 9 раз, и все же на 1917 г. Ставка потребовала поставить в действующую армию 28 тыс. пулеметов, иметь в запасе не менее 10 тыс. и сверх того приобрести более 110 тыс. ружей-пулеметов и 10 тыс. пулеметов Кольта 33, Поскольку доведение производительности Тульского завода до 2700 пулеметов в месяц было крайне затруднительным, ГАУ сделало попытку 34 привлечь частных предпринимателей. Несмотря на поддержку 29 Особого совещания по обороне, попытка, в общем, не имела успеха. Тогда военное ведомство приняло предложение датского синдиката построить завод для изготовления ружей-пулеметов системы Мадсона вблизи г. Коврова. Совет министров разрешил военному ведомству ассигновать средства для заказа синдикату 15 тыс. пулеметов с тем, чтобы начать их изготовление с 1 июля 1917 г. 35 Но синдикат не выполнил своих обязательств вследствие отсутствия станков и инструментов. Необходимость пополнения пулеметного парка вынудила военное ведомство разместить несколько заказов за границей. Поступления стали приходить от союзников и из США со второй воловины 1915 г. Более существенны были поставки 1916 и 1917 гг. Но свои обязательства поставщика США выполнили с
большими перебоями в 1916 г. и лишь частично в 1917 г. Таким образом, положение с обеспечением действующей армии пулеметами в период первой мировой войны было сложным (табл. 30-31).http://sf.uploads.ru/t/lhcie.gif

Из приведенных данных следует, что наибольшая насыщенность пулеметами была достигнута лишь в 1917 г. Вообще же русская армия в этом отношении уступала своим противникам в 1915—1916 гг. более чем в два раза, а в 1917 г. — еще больше

0

256

Majorvks написал(а):

Генерал Маниковский писал: «…пулеметный отдел Тульского завода был расчитан на выход 700 пулеметов в год,  все представлялось вполне благополучным, тем более, что за два года перед войной у Тульского завода буквально был вырван и передан Виккерсу, в Англию, заказ на облегченный тип пулемета, выработанный этим и этот последний перед самой войной, в начале 1914 года принужден был выпускать в среднем лишь по 48 пулеметов в месяц, т.е. мощностью этого отдела Тульского завода верхи очевидно не интересовались».
Как видим, «эффективные менеджеры» царской поры в канун войны (!!!) умудрились передать заказ на производство «Максимов» от своего родного Тульского завода в Англию. Это не только подорвало производственные мощности своего завода, но и привело к уходу квалифицированных  рабочих с него. А надо сказать, что производство «Максимов» было ОЧЕНЬ сложным и требовало высокой квалификации специалистов. Достаточно сказать, что целый ряд его деталей требовал ручной (!!!) притирки и подгонки. Потеря таких специалистов была очень болезненна для завода.

В общем,это все путаница совместно с реальными событиями.
Речь вообще идет о легком варианте пулемета для вооружения конницы. сей легкий пулемет почставлялся из Англии,делали его и туляки,оба варианта были неудовлетворительными,их переделывали. Потом да,дали заказ на это легкий Викерсу,но до начала войны его не получили.
Итого программа легких пулеметов по Михайлову и Маниковскому составила аж 15 штук.
За ТОЗУ дали наряд на производство облегченных пулеметов,известных как Максим образца 10 года.
И ТОЗ их сдал до войны где-то 1400 штук.
Это была программ а для довооружения крепостей, малая программ 13 года на пять лет.
Так что человек малость попутал.
Был большой заказ датчнам на Мадсены
третий контракт на 1000штук,но никто не обижал бедных туляков...

+1

257

AD написал(а):

В общем,это все путаница совместно с реальными событиями.

Спасибо! Принял к сведению.

0

258

Majorvks написал(а):

Эта песня написана три года назад, но уже обрела популярность. Называется она «Прощанье славянки»

Разве "Прощание славянки" было написано как песня, т.е. со словами? До сих пор доводилось слышать, что все варианты текста были положены на музыку позднее. Было бы очень интересно узнать более точно.

Majorvks написал(а):

Доктор, оторвавшийся от беседы, подозвал Дарью Александровну:

ПМСМ здесь лучше подойдёт "оторвавшись" (деепричастие вместо причастия).

Majorvks написал(а):

А чтобы Вам нестрашно было темными коридорами идти, Денис Анатольевич Вас проводит

не страшно (раздельно).
вам, вас (со строчной буквы).

Majorvks написал(а):

отрабатывал базовые движения под любопытным взглядом Бойко. Он сидел на скамейке и наблюдал бесплатное шоу.

В предыдущем отрывке упоминалось, что зрителей у ГГ было довольно много - а сейчас звучит так, будто за ГГ наблюдает один только Бойко. Может быть, стоило бы чуть переформулировать фразу?

Majorvks написал(а):

А вот попытаться это большего достичь

этого большего

Majorvks написал(а):

немного знающего про действия партизан Великой Отечественной

о действиях

Отредактировано Цоккер (05-08-2014 19:17:47)

0

259

Цоккер написал(а):

Разве "Прощание славянки" было написано как песня, т.е. со словами? До сих пор доводилось слышать, что все варианты текста были положены на музыку позднее. Было бы очень интересно узнать более точно.

Задача очень сложная, ибо масса версий:


8 мая 2014 года в преддверии празднования Дня победы в Москве на площади у Белорусского вокзала был открыт памятник «Прощание славянки».

Конкурс на проект памятника был объявлен несколько месяцев назад министерством культуры Российской Федерации. Министром культуры Владимиром Медынским была сформулирована конкурсная задача – образ женщин, провожающих своих мужей, братьев и сыновей на фронт в годы Великой Отечественной войны. Выбран был проект архитектора Василия Данилова и скульпторов Сергея Щербакова и Вячеслава Молокостова. На торжественном открытии монумента были президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, министр культуры Владимир Медынский, ветераны Великой Отечественной войны. В ходе церемонии открытия памятника Владимир Якунин отметил «Этот памятник – символ вечности и преданности». По мнению министра культуры Владимира Медынского – это «памятник тому, что объединяет всех нас: любви, чести, верности присяге».
Яндекс.Директ

Во время празднования Дня Победы в Москве мы все будем счастливы, услышать мелодию любимого марша «Прощание славянки». Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал знаменитое произведение «уникальным явлением, песней, которая связала поколения, главным военным маршем России». Этот марш, прошедший через все войны ХХ века, ассоциируется во всём мире с Российской империей и СССР как наиболее популярный русский марш.

В виде марша эта мелодия прозвучала впервые в 1912 году, в Тамбове. Пару лет назад мы с восторгом отмечали столетний юбилей этой мелодии (и это не вполне на наш взгляд оправдано). В Тамбове жил Василий Иванович Агапкин((1884–1964), который, будучи сиротой, с ранней юности начал служить в составе военных оркестров и был уже штаб-трубачём. Обложка первого издания нот марша гласила: «Прощание славянки. Новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина». Осенью 1912 началась Первая Балканская война в ходе ко
торой Болгария, Греция и Сербия с Черногорией окончательно вытеснили с Балканского полуострова Турцию. Первая Балканская плавно переросла во Вторую Балканскую, а затем и в Первую мировую. В доработке марша принимал участие симферопольский музыкант и книгоиздатель Яков Богорад. «Прощание славянки» как опубликованная мелодия представляла собой музыкальное произведение для военного оркестра, и в чистом виде никаких слов она не содержала. Мелодия марша сочетала в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. Марш этот сочинен в нарушение всех канонов. Никогда еще не писались марши в тональности ми-бемоль минор, что в первую очередь подтверждает, что изначально мелодия не была предназначена для марша. «Новейшим», как написано в нотах В.И.Агапкина, это произведение назвать трудно. Так знаменитый музыковед Юрий Евгеньевич Бирюков отметил, что в основе марша лежала хорошо забытая народная песня времён русско-японской войны.

«Ах, зачем нас забрили в солдаты, Угоняют на Дальний Восток?» Именно в таком виде эту «слёзную» солдатскую песню с очень растянутой грустной мелодией мне самой довелось слышать под гармошку на Графской пристани Севастополя в 1995 году. Конечно, ритм марша и песни сильно отличаются, а в остальном мелодия похожа очень. Эту песню до сих пор поют в Крыму. Стала интересна судьба мелодии. Выяснилось, что эта песня была запрещённой и популярной в начале ХХ века, поэтому её текст неоднократно в своих произведениях упоминал писатель А.И.Куприн, называя её «Балаклавской страдательной» (письмо Куприна к Пятницкому 27 октября 1904 года).

"Прощание славянки"Написанный в связи с балканскими событиями марш «Прощание славянки» получился удивительно русским и стал очень популярен в Первую мировую войну. В 1915 в Киеве была выпущена первая граммофонная запись «Прощания славянки». Одной из первых, вероятно, на мелодию «Прощания славянки» возникла песня студентов-добровольцев, отправлявшихся на войну. Там были такие слова: «Мы — дети отчизны великой, Мы помним заветы отцов, Погибших за край свой родимый Геройскою смертью бойцов». А в июле 1916 года во время Брусиловского прорыва солдаты пели: «По неровным дорогам Галиции, Поднимая июньскую пыль, Эскадроны идут вереницею, Приминая дорожный ковыль. Прощай, Россия-мать! Уходим завтра в бой. Идем мы защищать Твои границы и покой!..» В годы Гражданской войны марш «Прощание славянки» был востребован, большей частью в войсках белой гвардии. В армии Колчака играли («Сибирский марш») с той же мелодией и со словами: «Сибири поля опустели, Добровольцы готовы в поход. За край родимый, к заветной цели, Пусть каждый с верою идёт, идёт, идёт!..»

У красноармейских командиров марш ассоциировался с имперской Россией. Из-за этого он долгое время оказался под неофициальным запретом в 1920-е годы. Но несмотря на это, марш «Прощание Славянки» в российской провинции исполнялся часто и с большой душой (чего не было в столицах). Гремел он в полковых оркестрах на парадах в глубинке, на сельских вечеринках, и даже в воскресные дни в городских парках отдыха. На такую чудную мелодию не действовали никакие запреты. А тем временем Василий Иванович Агапкин стал красноармейцем-кавалеристом в 1-м Красном гусарском Варшавском полку Западной дивизии. После Гражданской войны он стал военным капельмейстером одного из оркестров Тамбовского гарнизона. В 1922 году Агапкина с его оркестром оставили в Москве для продолжения службы, он продолжил сочинять музыку. В эти годы были популярны его знаменитые вальсы «Волшебный сон», «Любовь музыканта», «Голубая ночь», «Сиротка». Их можно было услышать в Саду «Эрмитаж», во время концертов оркестра под управлением Агапкина. Марш «Прощание славянки издали наконец в 1929 году.

Из восьмидесяти лет своей жизни шестьдесят лет Василий Иванович Агапкин отдал военной музыке. Он дирижировал военным оркестром Московского гарнизона на военном параде 7 ноября 1941 года в Москве, и марш «Прощанье Славянки» там исполнялся (судя по воспоминаниям современников). Поезда на фронт и с фронта отправлялись и прибывали именно под звуки этого марша всю войну. Да и радиоприёмник играл марш часто. Но на парадах все же марш использовался редко - просто мелодия его слишком не помпезна, как полагается на торжественных мероприятиях.

Вторую жизнь и новую популярность марш «Прощание славянки» получил в 1957 году благодаря включению его в фильм режиссёра Михаила Калатозова «Летят журавли» с блестящей игрой артистов Татьяны Самойловой и Алексея Баталова. Изумительная мелодия заворожила зрителей в знаменитой сцене на школьном дворе - сборном пункте призывников перед отправкой на фронт. Проводы добровольцев. Напряжение последних секунд дома. Отчаяние. И в это мгновение оркестр грянул «Прощание славянки». Под звуки старого военного марша по обеим сторонам улицы вместе с
движущейся колонной добровольцев с криком, плачем, махая шапками, платками, бегут провожающие… Фильм был настолько точный, что покорял всех зрителей, целые поколения советских граждан, покорил он и зарубежье (в результате на Каннском кинофестивале 1958 фильм получил «Золотую пальмовую ветвь»). После этого марш стали играть на всех парадах. В 1964 году автор марша Василий Иванович Агапкин умер и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Реагировали на марш «Прощание славянки» и за рубежом: в 1924 году появился вариант марша «Free Russia», исполнявшийся на финском языке певцом Отто Пикконеном; в 1937 году была написана польская солдатская песенка «Расшумелись плачущие березы» на слова некоего Р. Слезака, ставшая в 1943-м году песней польского Сопротивления «Расшумелись плакучие ивы»; есть вариант на иврите; в ГДР в 1986 году выпустили инструментальную версию под названием Slawianka в обработке Ганса-Юргена Роланда.

Официально утвержденный в СССР текст, начинающийся строкой «Этот марш не смолкал на перронах…», с припевом «И если в поход страна позовет…», был написан летом 1965 года Аркадием Федотовым (иногда соавтором называют Ю. Леднева). Он прозвучал в исполнении ансамбля имени А.В. Александрова. Этот текст отражал историю марша.

Этот марш не смолкал на перронах
В дни, когда полыхал горизонт.
C ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.

Он Москву отстоял в сорок первом,
В сорок пятом шагал на Берлин,
Он с солдатом прошел до Победы
По дорогам нелегких годин.

Припев:
И если в поход
Страна позовет
За край наш родной
Мы все пойдем в священный бой!

В 1968 году композитор Э. С. Колмановский в песне «Я тебя никогда не забуду» на слова К.Я.Ваншенкина в качестве припева дал мелодию этого марша. Марш «Прощание славянки» в СССР тиражировала миллионными выпусками пластинок фирма «Мелодия». Этот марш неоднократно звучал в телевизионных передачах, в спектаклях и кинофильмах о войне (например в «Белорусском вокзале», в «Великой Отечественной»). Наиболее поздний из имеющихся вариантов текста был написан в 1990-х ведущим актером Иркутского театра народной драмы Андреем Викторовичем Мингалевым.

Марш «Прощание славянки» в России всегда воспринимался на «ура», был любим всей страной, поэтому в 1990-е марш «Прощание славянки» и несколько вариантов текста рассматривались в Кремле в качестве нового Гимна России. Говорят, идею сделать произведение Агапкина главной российской мелодией высказал живший в США поэт Иосиф Бродский, а Мстислав Ростропович вызвался уговорить на это тогдашнего президента Бориса Ельцина. Поддержали эту идею бывший в ту пору секретарем Совбеза генерал Александр Лебедь и ряд других политиков и общественных деятелей. Вопрос обсуждался в Госдуме. Инициативные группы не смогли договориться по предлагаемым вариантам текста. Хотя ближе всех к идеалу представлялся текст слов Андрея Мингалева «Встань за Веру, Русская Земля!». Первый куплет и припев его таковы:

Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные края,
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.
Высоко ты главу поднимала,
Словно солнце твой лик воссиял,
Но ты жертвою подлости стала,
Тех, кто предал тебя и продал.

Припев:
И снова в поход! Труба нас зовет!
Мы вновь встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
Встань за Веру, Русская Земля!

Этот, самый полюбившийся соотечественникам вариант, широко известен в исполнении Кубанского казачьего хора, другая его аранжировка проходит в репертуаре у Жанны Бичевской.
Автор Алла Ерошкина

А вот здесь, иная версия:
http://www.vilavi.ru/pes/farewell/farewell-1.shtml
"Прощание славянки" белые пятна в истории марша.
Предисловие редактора

Почти год назад мне довелось вплотную заниматься проблемами датировки и установления авторства знаменитого русского марша «Тоска по Родине». В статье, опубликованной тогда в журнале «Солнечный ветер», ситуация с этим маршем описывалась всего одним ёмким словом — беспредел. Никто не имел ни малейшего представления о том, когда марш «Тоска по Родине» был написан — и это при том, что в крупнейших библиотеках и на руках у коллекционеров находятся буквально десятки изданных в начале прошлого века нотных текстов марша и его граммофонных записей. Никто не имел ни малейшего представления о том, кто же написал «Тоску по Родине» — потому что на обложках нотных изданий и на этикетках грампластинок мы видим множество различных фамилий. Претендентов на авторство слишком много, а это как раз и означает, что о настоящем авторе марша мы не знаем ничего.
Василий Агапкин На первый взляд, ситуация с маршем «Прощание славянки» выглядит совсем по-иному: в любом справочнике указывается, что этот наш известнейший и замечательно красивый марш был написан осенью 1912 года и что его автором является Василий Агапкин. Но это лишь на первый взгляд. На второй же и на все последующие взгляды выясняется, что официальная история «Прощания славянки» изобилует столь великим множеством противоречий, недомолвок, несуразностей и совершенно необъяснимых поступков, что невольно начинаешь задумываться: а уж действительно ли этот безупречный по вкусу, совершенно элегантный русский марш написал тот молодой человек, который — с явно не своими, а взятыми у кого-то напрокат боевыми крестами на гимнастёрке — позирует фотографу на снимке того периода (слева), почти столь же элегантно показывая нам ножку со шпорой.
Немало вопросов вызывает и официальная датировка марша. На фоне утверждений о мгновенной и необычайной популярности «Прощания славянки» в годы Первой мировой войны вызывает недоумение почти полное отсутствие каких-либо нот, грамзаписей, да хотя бы просто каких-нибудь клочков, обрывков партитур того времени — их нет ни в частных коллекциях, ни в библиотеках, их нет нигде. Ничего нет, и даже то единичное, что есть, известно, по большей части, в виде фотографий обложки и этикетки. Но каким же тогда образом распространялась по России мелодия марша?.. Распространялась, как нас уверяет официальная его история, словно пожар, — на слух, что ли?..
Нам известна фотография обложки нотного издания примерно 1914 года, но вот сохранился ли хотя бы один его экземпляр… боюсь, что этого не знает никто. Нам известна грампластинка, выпущенная в 1915 году, но вот что как звучит там знаменитый марш — непонятно: сохранились, быть может, всего один или два экземпляра этой грамзаписи. Для сравнения: существует и доступно огромное количество дореволюционных нотных изданий и граммофонных записей марша «Тоска по Родине», который, судя по всему, был написан даже несколько ранее «Прощания славянки».
После грамзаписи 1915 года следующая запись «Прощания славянки» была сделана в нашей стране лишь в ноябре 1944 года (Грампласттрест, номер по каталогу 12334). Марш «Прощание славянки» исполняет оркестр Военно-политической академии под управлением И. В. Петрова:

Марш «Прощание славянки» (Грампласттрест, № 12334)
И несколько последующих лет эта запись оставалась единственной…
Вообще, всё это выглядит очень загадочно и непонятно. Поэтому-то и вызывает огромный интерес та весьма оригинальная версия о происхождении марша «Прощание славянки», которая в октябре 2010 года была выдвинута Ириной Легкодух — талантливым киносценаристом, актрисой, общественным деятелем. Её большая статья на эту тему под названием «Прощание славянки» — белые пятна в истории марша» была подготовлена к печати (при участии журналиста из Симферополя Натальи Якимовой-Дрёмовой), но до сих пор так ещё и не опубликована, в крымском альманахе «Юбилейный год 2010». Для публикации в «Солнечном ветре» упомянутая статья была существенно автором переработана.
Излагаемая в статье версия, по мнению редактора, выглядит правдоподобно (местами даже весьма правдоподобно), но в отсутствие прямых документальных подтверждений (которые, быть может, ещё появятся — в том числе, с помощью наших читателей) версия эта остаётся всего лишь версией, пусть даже и оригинальной. Комментарии редактора при необходимости будут даваться прямо в тексте на плашках того же цвета, что и это предисловие.
В оформлении использованы две картины художника Константина Васильева, которые так и называются: «Марш «Прощание славянки» и «Марш «Тоска по Родине» (1975 год, холст, масло).
Валентин Антонов, апрель 2012 года

Отредактировано Череп (05-08-2014 19:39:16)

+1

260

Еще продолжение.

***
Я стоял и ждал Дарью Александровну у входа в корпус. Еще днем она попросила меня ждать ее именно здесь. Якобы, для того, чтобы не наводить переполох в «женской» жилой половине, хотя  в отсутствии переполоха я очень сомневался. Похоже, на той территории сейчас все были озабочены именно этим событием. Это проявлялось во взглядах, якобы незаметных из-за занавесок, в хихиканьи двух «сестричек», впорхнувших внутрь. Даже в том, что «старики»-санитары, дымившие невдалеке своими самокрутками, понимающе усмехались в усы, с одобрением глядя на меня.
Я был уверен, что выгляжу нормально, с формой все в порядке, даром что ли упросил прачку отгладить китель и шаровары, сам, как солдат-первогодок наяривал щеткой сапоги, пока они не стали напоминать зеркало. ТЩАТЕЛЬНО побрился, хотя опасной бритвой до сих пор бреюсь с опаской, это вам не одноразовый «Жиллет». В общем, стоял и ждал, делал вид, что наслаждаюсь свежим весенним воздухом и плывущими по небу облачками, изредка набегавшими на солнышко.
То, что в четыре часа ОНА не выйдет, я и не сомневался. По понятиям этого времени пунктуальность на свидании – это прерогатива кавалеров. Для дам же – наоборот, «моветон». Вот  прохаживался и думал насколько чувство «отсутствия моветона» затянется – на 15 минут, или же дотянется до получаса…
И как бы я ни ожидал, Дарья Александровна вышла неожиданно. Хотя «вышла» - не то слово. Соизволила явить себя народу. В единственном числе – в моем. Народ обалдел, восхитился, шагнул навстречу, помог спуститься с крыльца, поцеловал руку, пахнущую какими-то вкусными духами, чем вогнал обладательницу руки в смущение и легкий румянец…
- Я не долго заставила себя ждать, Денис Анатольевич?
Какой коварный и провокационный вопрос! Даем адекватный ответ:
- Нет, что Вы, Дарья Александровна! Я готов ждать Вас до самой своей  смерти, - я вытянулся во-фрунт и щелкнул каблуками, - но сильно подозреваю, что Вы мне не поверите и придется помереть в грустном одиночестве.
- Нет, я Вас пока в одиночестве не оставлю. Вы обещали интересное знакомство, и я до сих пор сгораю от любопытства.
- Потерпите еще немного, я знаю одно неплохое местечко, где Вы и сможете увидеть  таинственного незнакомца. Если не возражаете… - с этими словами я взял ее руку, положил себе на сгиб локтя, и мы пошли к выходу в город…
   Шли не торопясь по деревянным тротуарам, обходя подтаявшие сугробы. Город медленно просыпался от зимней спячки. Звонко стучала капель с крыш, в садах почерневшие яблони тянули свои руки-ветви в голубое небо, выпрашивая тепла и обещая хороший урожай… Несмотря на весеннюю погоду, моя спутница немного продрогла.
- Дарья Александровна, хочу предложить Вам зайти вот в это заведение, - с этими словами я указал на кондитерскую Когана, - это, конечно не «Кюба» и не «Метрополь», но мне кажется, мы сможем найти там что-нибудь вкусное. Тем более, именно там я выполню свое обещание – познакомлю Вас с таинственным героем.
- Давайте зайдем, тем более там, кажется, можно попробовать кофе.
- Вы любите кофе?
- Да, я его просто обожаю и стараюсь попробовать все виды. Даже в госпитале иногда с подругами его варим и каждая старается изобрести свой рецепт.
- Тогда заходим и вытряхиваем из владельца все его рецепты, чтобы Вы были вне конкурса, - я открыл дверь и пропустил Дарью Александровну внутрь.  Навстречу нам уже спешил хозяин.
- Здравствуй, уважаемый. Зашли к тебе немного погреться и чем-нибудь полакомиться. Надеюсь, ты нам позволишь и первое и второе?
- Здравствуйте, господин офицер, здравствуйте, мадмуазель! Вы таки не представляете, как старый Лейба рад видеть у себя в заведении благородных и достойных людей! Проходите, пожалуйста вот за этот столик, сейчас буду Вас угощать!
Мы задержались у гардероба, я помог Даше ( с некоторых пор я стал в уме ее называть так ) снять серебристую каракулевую шубку и остолбенел… Сказать, что она была красива – значит не сказать ничего! Белая атласная блузка с пышными кружевами, темно-синий жакет и такая же юбка – все это вкупе с ее медно-рыжими волосами, убранными в замысловатую прическу, вогнали меня в ступор. А лицо!.. А глаза!.. От моего немого изумления она слегка покраснела, но в лукавом взгляде такие чертики плясали!!!
- Дарья Александровна! Вы… настолько восхитительны, что… Я даже не знаю, какими словами можно выразить… - тут я окончательно запутался в великом и могучем русском языке…
- Пойдемте, нас уже хозяин ждет, - улыбаясь, она прошла к столику возле «голландки», которая источала мягкое тепло.
Оставив шинель с шашкой в гардеробе, я застегнул ремень с кобурой, оправил китель и присоединился к ней. Кондитер уже стоял возле столика.
- Чем Вы нас угостите, уважаемый?
- Для такой прекрасной дамы, как Ваша спутница, старый Лейба  может предложить только самые изысканные угощения! – было заметно, что и он потрясен Дашиной красотой, - я осмелюсь предложить Вам свежайшие эклеры, приготовлены за полчаса до Вашего прихода, есть также пирожные «Мадлен» и «Макарон». Если пожелаете, есть очень вкусные «трюфеля», и, конечно же, я сварю Вам кофе по своему фирменному рецепту! Такой кофе, как варит старый Лейба, не варит никто! Я делаю это вот уже тридцать лет и за это время ни один человек не сказал, что мой кофе ему не понравился! Подождите несколько минут, и Вы в этом сами убедитесь! – с этими словами он понесся со всей возможной для него скоростью за буфетную стойку.
- Денис Анатольевич, признайтесь, Вы меня разыграли. Обещали мне знакомство с таинственным героем, а кондитерская пуста, кроме нас здесь никого нет.
- Это знакомство сейчас произойдет, только прошу, закройте глаза и не открывайте, пока не скажу.
- Хорошо, я закрою глаза, но обещаю, что буду подглядывать…
Я с таинственным видом достал из кармана фигурку маленького самурая, поправил на нем мечи и поставил на стол перед  Дашей.
- Все, можете открыть глаза, Дарья Александровна!
Самые красивые глаза в мире открылись, увидели куколку, открылись еще шире в восхищении:
- Боже, какой красивый! Это кто – японец? Какая прелесть!
- Знакомьтесь, отныне это – Ваш преданный слуга и защитник, японский самурай… Денио Гуро. Отныне его жизнь принадлежит Вам и единственная задача в этом мире – защитить Вас от любой опасности и неприятности, какими бы они не были. Сейчас он принесет клятву верности и освободить от этой клятвы можете только Вы, или смерть.  Ты клянешься, Денио Гуро, защищать госпожу не щадя своей жизни?
Я наклонил фигурку в почти традиционном японском поклоне и ответил за нее: «Хай!»
Даша медленно взяла фигурку в руки и посмотрела на меня каким–то новым, глубоким, серьезным взглядом.
- Денио Гуро... А почему самурай? Они лучшие воины, чем наши богатыри, например?
- Нет, самураи, как и богатыри, были кастой профессиональных военных. В наше время их бы назвали нетитулованными или служилыми дворянами. Они с детства воспитывались как Воины, готовые умереть в любой момент. Самурай скорее сделал бы сеппуку, чем нарушил свою клятву или кодекс Буси-до, а там сказано: «Если самурай стоит перед выбором: жить, или умереть, то он должен выбрать смерть.»
  - У каждой клятвы есть две стороны. Я тоже клянусь, что буду любить и оберегать тебя, мой отважный рыцарь! А что такое «сеппуку»?
Увидев, что к нашему столику уже спешит Лейба с подносом, на котором «дымится» небольшой кофейник и стоят две маленькие чашечки, я был вынужден поторопиться с ответом:
- Сеппуку – это особая форма ритуального самоубийства… Подробнее могу рассказать на обратном пути. А сейчас мы будем пробовать самый лучший в мире кофе самого лучшего в мире кондитера…
- Я таки вижу, что Вы не успели даже соскучиться, как я успел сварить кофе, - кондитер аккуратно расставил на столе чашечки и кофейник, -  И еще раз не успеете соскучиться, как будете пробовать вкусные пирожные, - он опять убежал, но через минуту появился у стола с большой тарелкой различных пирожных и печений,  - Таки пробуйте все, чтобы потом помнить  где  Вы получали такое удовольствие. Особенно порекомендую эклеры, таки я не зря предчувствовал, что сегодня будут в гостях такие хорошие люди… Не буду  мешать, если я понадоблюсь, Вы только подумайте, и я таки сразу буду здесь…
- Денис Анатольевич, а Вы подробно знаете японские обычаи? Расскажите что-нибудь…
- Я знаю не так уж и много. И в основном, про японских воинов – самураев, ниндзя…
- Про самураев я немного знаю, а кто такие нидзя?
- Правильно называть их «ниндзя». На русский язык «нин» переводится как «красться, скрываться», еще «ниндзя» часто переводится, как «скрывающие личность». Это – профессиональные шпионы и диверсанты, отлично организованные и обученные. Никто в мире не может с ними сравниться. А самураи – это каста воинов, по аналогии с Европой это – рыцарское сословие, но есть и отличия. Если рыцари в своем большинстве хорошо умели только воевать, то настоящий самурай должен был разбираться в буддийской философии, живописи, музыке и поэзии. Особым шиком считалось сочинять трехстишия –«хайку», в трех строках порой заключался огромный смысл: и жизненный, и философский.
- А Вы можете что-нибудь прочитать, господин самурай? – Даша насмешливо прищурилась.
- А могу, слушайте:

Над вишней в цвету
Спряталась за облака
               Скромница луна.

Или вот еще:

"Осень пришла!" -
Шепчет холодный ветер
                У окна спальни.
- Как здорово! Несколько слов, а нарисована целая картина!.. А чьи стихи Вы читали на посиделках? Стиль не японский, а смысл…- тоже несколькими словами создан целый мир ощущений… Кто их автор?
- Я их вычитал в каком-то литературном альманахе и не запомнил автора…
(Да простит меня Мария Семенова, но она  напишет своего «ВОЛКОДАВА» только в 90-е. А как я это объясню Даше?)
- Но запомнили стихи…
- Такие стихи стоит запомнить, они сразу на душу ложатся.
- Почитайте, пожалуйста еще, если помните.
- С удовольствием, слушайте…

Из-за  пазухи  вынув  щенка-сироту,
Обратился  Хозяин  со  словом  к  коту:
«Вот что, серый! На время забудь про  мышей,
Позаботиться  надобно  о  малыше.
Будешь  дядькой  кутёнку,  пока подрастет.»
«Мур – мур - мяу!» — согласно  ответствовал  кот
И  тотчас  озадачился  множеством  дел —
Обогрел,  и  утешил,  и  песенку  спел.
А  потом  о  науках  пошёл  разговор:
Как  из   блюдечка  пить,  как  проситься  во  двор,
Как  гонять  петуха  и  сварливых  гусей.
Время  быстро  бежало  для  новых  друзей.
За  весною  весна,  за метелью метель.
Вместо  плаксы -  щенка  стал  красавец   кобель.
И,  всему  отведя  в  этой  жизни  черёд,
Под  садовым  кустом  упокоился  кот…
Долго  гладил  Хозяин  притихшего  пса,
А  потом  произнёс,  поглядев  в  небеса :
«Все мы смертны, лохматый, но  знай,  что  душа
Очень  скоро  в  другого  войдёт малыша».
Пёс послушал,  как  будто  понять  его  мог,
И...  под  вечер  котёнка  домой  приволок!
Тоже   серого!  С  белым  пятном  на  груди!
Дескать,  строго,  Хозяин,  меня  не  суди.
Видишь,  маленький  плачет?  Налей  молока.
Я  же котику  дядькой  побуду   пока.

- Да… Такие  стихи  стоит  запомнить… В них такое... даже не объяснить словами,.. просто чувствуешь, что прикасаешься к чему-то сокровенному, тайному… Хотя, все самое обыденное – кот, пес, хозяин…
- Тут вопрос не в том, кто действующее лицо, а в том, как он воспринимает окружающий его мир. У тех же японцев есть пословица – «Будда в капле воды», в том смысле, что даже капля дождя на листике – это одно из бесконечных  проявлений Божественного. Кто-то это видит, а других это оставляет равнодушным.
- Денис Анатольевич, Вы говорите так, будто выросли или долго жили в Японии. Я до сих пор ни от кого такого не слышала. Признавайтесь, Вы – японский шпион, - Даша смотрит на меня смеющимися глазами и лукаво улыбается. До чего же мне нравится ее улыбка!
- Нет, Дарья Александровна, в Японии не жил и шпионом не являюсь, тем более, что японцы – наши союзники.
Она вопросительно подняла брови, - Мы же с ними десять лет назад воевали. А теперь – союзники?
- Да, тогда были причины для войны, а теперь Германия мешает японцам на Дальнем Востоке, поэтому Япония объявила ей войну и снабжает нас своим оружием. А то, что я рассказываю – у одного моего товарища, с которым вместе учились, отец – достаточно известный доктор, к нему в гости приезжали японские врачи.  Они и рассказывали нам обо всем этом.
- А про самураев тоже они рассказывали?
- Да, и не только рассказывали, но и учили разным приемам борьбы. Представьте, пожилой японец, ростом мне по плечо и два русских увальня, которые пытаются его схватить… и летят в разные стороны. Он потом и учил правильно драться, а до этого – правильно двигаться, дышать… И рассказывал нам о Стране Восходящего Солнца. Он сам – из знатного самурайского рода, после наступления эпохи Мэйдзи стал врачом, другие самураи становились чиновниками, инженерами, промышленниками, но обычаи своих предков не забыли.
- А до этого они только и делали, что воевали друг с другом?
- И да, и нет. У них был обычай «поединка на перекрестке дорог», так же впрочем, как и у викингов, и поединок этот заканчивался смертью одного из дерущихся, но и воспитывали их в духе того, что лучший бой – это тот, который можно предотвратить. Если хотите, я расскажу две легенды…
- Конечно,  расскажите, профессор, я вся – внимание! – опять эти смеющиеся глаза, и опять я тону в них.
- Хорошо, мадмуазель, слушайте внимательно, а то получите неудовлетворительную оценку!
Первая легенда – о знаменитом мастере фехтования Миямото Мусаси.  Однажды, путешествуя, он зашел на постоялый двор. Усевшись в углу, он положил рядом меч и заказал обед. А вскоре в дом ввалилась подозрительная компания. Все были увешаны оружием и выглядели разбойниками. Приметив  великолепный меч по¬сетителя, бродяги принялись шептаться и угрожающе поглядывать на мастера. Тогда Мусаси спокойно взял палочки для еды и четырьмя уверенными движениями поймал четырех летавших над столом мух. Бродяги, видевшие эту сцену, стали пя¬титься к дверям, отвешивая низкие поклоны… Мастер не стал убивать и калечить, ему достаточно было вот такого предупреждения.
Вторая легенда – о двух знаменитых кузнецах-оружейниках, кстати, они тоже были самураями.
Их звали Мурамаса и Масаму¬нэ. Для того чтобы сравнить их мечи, оба клинка воткнули в дно ручья. Плывущие по течению листья, что прикасались к мечу Мурамаса, оказывались рассеченными на две части. Когда же листья приближались к мечу Масамунэ, они огибали лезвие и уплывали невредимыми. Этот случай и послужили основой идеи Меча в двух его ипостасях — меч разящий и меч, предотвращающий столкновение…
А я заболтал Вас. Кофе уже остыл, и тарелка с пирожными еще полная.
- Вы что, хотите, чтобы я ВСЕ это съела?! – с деланным возмущением воскликнула Даша, -Я же тогда растолстею, буду неповоротливой гусыней! Вы этого хотите, милостивый государь?!
- Нет, нет, что Вы, сударыня! У меня и в мыслях подобного не было! – шутливо испугался я.
- Тогда, чтобы заслужить мое всемилостивейшее прощение, попросите хозяина сварить еще чашечку кофе. У него такой замечательный вкус и аромат, я еще ни разу такого не встречала.
Я подошел к стойке. Кондитер меня опередил:
- Таки еще кофе? Будет готов почти моментально…
- Хозяин, а можешь открыть страшную коммерческую тайну? Я имею в виду твой рецепт кофе.  Этой молодой даме он очень понравился, она сказала, что в жизни не пила ничего подобного.
Лейба хитро посмотрел на меня.
- Таки я больше чем уверен в двух вещах. Во-первых, старый Лейба  уверен, что господин офицер с дамой не пойдут кричать на всех перекрестках за мой рецепт, а во-вторых, старый Лейба уверен, что Ваша дама приготовит кофе по моему рецепту не хуже меня, и господин офицер таки сможет в этом скоро убедиться. А сейчас я уже несу кофе.
… Мы потихоньку пили терпкий ароматный напиток, Даша заставила меня «в отместку» съесть пару «макарон».
- Чтобы у Вас, Дарья Александровна, не сложилось мнение, что я – чокнутый профессор – японовед, хотите сказочный анекдот о русско-германской войне? – дождавшись утвердительного кивка, продолжил (будем привязывать анекдотный эпос к здешним реалиям, а что делать?):
- Барон фон дер Пшик и Илья Муромец решили драться на дуэли. Вышли в чисто поле, барон подходит к Илье и рисует ему мелом на кольчуге крестик.
- Это еще что?.. – спрашивает Илья.
- Это то место, куда я попаду своей шпагой, - отвечает немец.
Илья поворачивается к секундантам:
- Хлопцы, посыпьте его мелом и дайте мне мою булаву!
Даша громко рассмеялась, а кондитер, тоже слышавший анекдот, чуть не выронил поднос из рук.
- Таки у господина офицера очень смешные шутки, старый Лейба чуть не упал, когда это услышал.
Мы не торопясь смаковали чудесный ароматный кофе. Не знаю, как другие, а я такой шедевр пробовал первый раз в жизни. Всякие «Нескафе» и рядом не стояли. Кондитерская стала потихоньку наполняться посетителями. Среди них появился какой-то субъект очень самодовольного вида, который усевшись за столик, стал буквально «сверлить» нас взглядом. Точнее, на меня он особого внимания не обратил, а вот Дашу буквально «фотографировал». Она почувствовала этот взгляд, и поежилась, как от холода.
- Дарья Александровна, мне кажется, вот тот господин слишком пристально смотрит на Вас…
- Да, он заведует снабжением госпиталей и лазаретов лекарствами и прочим имуществом. Был у нас несколько  раз, решал какие-то вопросы с Михаилом Николаевичем.  Наверное, узнал меня…
Внутри меня всепожирающим пожаром вспыхнула  ярость. Никто не имеет права смотреть на Дашу таким липким, обволакивающим взглядом!.. Дальше все получилось как-то само собой.  Дождавшись, когда он кинет быстрый взгляд на меня, я посмотрел ему прямо в глаза и мысленно представил, как я со всей дури бью ему в переносицу. И в этот момент почувствовал, как  во взгляде выплескивается вся накопленная злость…
Господин снабженец вздрогнул, как от настоящего удара, и быстро отвел взгляд. Я посмотрел на Дашу:
- Сударыня, мы еще будем «пити и ести»?
- Нет, Денис Анатольевич,  спасибо! Давайте уже будем собираться.
Подошедший Лейба выслушал нашу благодарность, взял причитающуюся плату и обратился к Даше:
- Старый Лейба таки слышал, что молодая дама очень любит кофе и ей очень понравился сегодняший напиток. Осмелюсь предложить молодой даме вот это, - с этими словами он протянул Даше небольшую коробочку, - таки там лежит написанный рецепт и немного составляющих для его приготовления. Если молодая дама будет довольна напитком, она всегда может найти все, что нужно для его приготовления в этой кондитерской. Я таки буду только рад, если молодая дама и господин офицер будут заходить в заведение старого Лейбы.
Мы оделись,  попрощались с кондитером и вышли на улицу. Солнце уже садилось за горизонт но идти было не особенно далеко, поэтому мы не торопясь гуляли по тихим улочкам, пока не пришли в госпиталь. Я проводил Дашу до «женской» половины. Перед  дверями ОНА повернулась:
- Большое спасибо, Денис Александрович, за сегодняшний прогулку…
Затем встав на цыпочки,  тихонько поцеловала меня в щеку… Потом провела ладошкой по руке и повторила:
- Большое спасибо…
И пошла к себе в комнату. А моя окрыленная тушка, слегка помахивая этими самыми крылышками, полетела к себе в палату… где на все вопросы Дольского выдала интернациональный ответ: «No comments!», и с улыбкой от уха до уха завалилась на койку.

***

На следующий день состоялся достаточно интересный разговор с Алексом и Юстасом – так для себя я окрестил господ разведчиков. Алексом был Дольский, а Юстасом соответственно капитан Бойко. Я решил не размазывать кашу по тарелке, а сразу определиться:
- В чем будут заключаться мои обязанности? Что я должен буду делать, Валерий Антонович?
- Я не могу сказать Вам ничего определенного, пока Вы не дали согласие на работу в разведотделе, Денис Анатольевич. – Капитан смотрел на меня, хитро прищурившись.
- Хорошо, в присутствии поручика Дольского, официально заявляю, что согласен служить под Вашим началом.
Бойко утвердительно кивнул, потом на секунду задумался и ответил на вопрос:
-  Ваши обязанности пока еще не определены до конца. Скорее всего это будет сбор данных о германцах, координация разведки с казаками-пластунами.  Выздоравливайте, собирайтесь с силами и после выписки из госпиталя будем думать как Вас лучше использовать.
- Валерий Антонович, мои соображения и мысли будут учитываться?
- Конечно же, никто не будет требовать от Вас бездумных действий.
- А сейчас Вам интересно выслушать мои соображения?
После утвердительного ответа я начал рассказывать о том, как по моему мнению стоит организовать прифронтовую разведку. И не только…
- Кто сейчас ходит в разведку за линию фронта? И с какой целью? Отдельные охотники от  разных подразделений и только посмотреть на то, кто где из германцев стоит и чем занимаются, на крайний случай «языка» приволочь, так? Или казаки в набег уходят.
- Ну, в целом, Вы правы. Да.
- А если этим будут заниматься специально обученные люди, сведенные в одно подразделение? Можно было бы сделать это на базе пластунов, но мы для казаков – чужие. И не всегда казачьи группы отличаются терпением и высокой дисциплинированностью.
- А откуда Вам это известно, Денис Анатольевич? – это поручик проявил интерес к разговору,  - Вы с ними за линию фронта ходили? И сколько раз?
- За линию фронта не ходил, все рассуждения на основе обычной логики. Пока то, что они делают соответствует их подготовке. Но в случае, если круг задач расширяется…
- А что по - Вашему можно еще делать там? – Капитан выглядел удивленным.
- Там, Валерий Антонович, можно еще диверсии проводить, например, - в нужный момент перерезать железную дорогу, чтобы не позволить перекинуть подкрепления, продовольствие или боеприпасы, или устроить засаду, как Вы рассказывали, или скрытно сосредоточить несколько пулеметов в тылу или на флангах противника и в нужный момент нанести шоковый удар. Есть еще несколько задумок…
- Интересные мысли высказываете, господин прапорщик, продолжайте, пожалуйста.
- И я думаю, что такое подразделение нужно сделать на основе учебной полковой или пулеметной команды…
Все, минута на размышления пошла, как в «Поле чудес». Капитан задумался так, что забыл про папиросу, а поручик, удивленно подняв брови, посмотрел на меня, потом спросил:
- Денис Анатольевич, а как Вы представляете себе проход за линию фронта?
- Скрытно, в ночное время, после тщательной разведки места перехода. Как-то вот так…
- А почему учебная команда? – снова вписался в разговор Бойко - Чем это обусловлено?
- Во-первых, нужно место постоянной дислокации со стрельбищем и учебным городком…
- Позвольте, что такое «учебный городок»?
Блин, я и забыл, что тут до этого еще не дошли, - Учебный городок – это место, где можно отрабатывать какие-либо действия небольших групп либо по отдельным вводным, либо в целом. Допустим, мы хотим натренировать группу на переход линии фронта. Отдельно отрабатываем переползание по-пластунски, отдельно – проход в проволочных заграждениях, действия во вражеских окопах, в том числе и снятие часового,  и взятие языка, да и многое другое. А еще нужна полоса препятствий…
Да, Остапа понесло, – капитан смотрит на меня очень внимательным и немного удивленным взглядом. Как учитель, которому ученик первого класса  начинает доказывать, что Земля – круглая.
- Денис Анатольевич, а где это Вы таких идей нахватались?
Ну и что ему отвечать?  В НФП  и учебнике по тактике? Издания 199 какого-то года?
- В своей контуженной голове, Валерий Антонович, исключительно там.  да и посмотреть, как наши солдаты в атаку поднимаются, - всякие мысли в голову приходят, в основном нецензурные.
  Вот Вы когда-нибудь борцовскую схватку видели? Представьте, что на ковер к опытному борцу выпускают мальчишку, которому вчера показали два приема. Каков будет итог? А если этого мальчишку потренировать отдельно, да дать побороться с равными ему, да пусть наберется опыта, - тогда и итог схватки будет уже под вопросом.
- Все это так, конечно, только вот времени тренироваться у нас нет. Тренироваться надо было сразу после 1905 года, да не до того было. Сначала нам япошки накостыляли, потом свои же россияне добавили - помоями обливали с ног до головы.
А вот это – шанс выкрутиться…
- Вот тогда в гимназии и начал думать иногда об этом, хотя к военной карьере и не готовился. Вы знаете, господа, каждому, наверное, в отрочестве свойственно находить себе кумира из носящих такое же имя. Ну, а поскольку меня  окрестили Денисом, то мимо личности полковника Давыдова, лихого рубаки восемьсот двенадцатого года, никак пройти было невозможно. Стихи Давыдова обожаю с детства, многие знаю наизусть. Про его подвиги тоже наслышан, мемуары Дениса Васильевича читать доводилось. Потом, во время боев и сидения в окопах, начал думать, а как бы мог поступить мой юношеский кумир этих условиях.  Вот и додумался до этого…
И, так понимаю, что если воевать, то по-настоящему… А насчет времени, можно обучить пятерых, каждый из которых потом обучит еще пятерку, и так далее. Только надо делать это в одном постоянном месте, чтобы и контроль был и информация не разносилась. И еще, подчинены они должны быть штабу армии, нельзя распылять их по дивизиям и полкам. А вот разведку будут вести в интересах этих полков и дивизий по договоренности с полковым и дивизионным начальством.
-  У нас при штабе есть казачья конвойная сотня, добровольцев  можно попытаться найти там, да и учебная команда неподалеку имеется. Пока Вы в госпитале, напишите что-то вроде докладной записки, я ее покажу командующему, думаю, он согласится…

Отредактировано Majorvks (12-08-2014 21:54:33)

+11


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Архив Конкурса соискателей » БЕШЕНЫЙ ПРАПОРЩИК