- Что ж, Юлий Александрович, вы и впрямь проделали огромную работу!
Вашими молитвами, Олег Иванович, вашими молитвами. - ответил Меллер. - Да вот, прошу вас - наши первенцы!
Двое мужчин прошлись вдоль ряда выставленных на обозрение велосипедов. Их было восемь; необычный - для девятнадцатого века, конечно, - внешний вид, элегантный изгиб рамы, яркая окраска… и надпись «Дуксъ» а верхней трубе рамы. Оставалось только дивиться, как точно в этом своём витке повторилась история - только на 7 лет раньше срока.
Юлий Александрович Меллер, известный в Москве спортсмен, безусловно, талантливый изобретатель, познакомился с Олегом Ивановичем еще в июне, на большом велосипедном празднике в Петровском парке. Гость из будущего искал тогда источники дохода, только ещё планируя устраиваться в прошлом - и самым перспективным вариантом показалось ему только нарождающееся в России велосипедное дело. Сказано- сделано; познакомившись на упомянутом мероприятии сразу с двумя будущими «воротилами» велосипедной отрасли - Александром Лейтнером, владельцем уже действующей веломастерской в Риге (будущая фабрика «Россия»), и будущим создателем знаменитой фабрики «Дукс», Семёнов решил сделать ставку на Меллера - и не ошибся.
Нет, с Лейтнером он тоже наладил сотрудничество - в результате рижская фабрика, еще в августе выпустила первую партию своих «Беговелов» - самокатов новейшей конструкции, оснащенных клещевыми тормозами и амортизаторами передней вилки. «Беговелы» раскупались как горячие пирожки; почти все машины были приобретены богатыми петербургскими спортсмэнами и теперь фабрика Лейтнера была обеспечена заказами на год вперед. Рижский предприниматель в срок, как было договорено, перевел на счет Олега Ивановича весьма значительную сумму денег, затребовал новые поставки и слал в Москву письма с намёками на то, что готов оказать содействие в приобретении привилегий на новые изобретения в области велосипедного дела. Адресат же не торопился отказывать - потчевал рижанина завтраками, развивая, тем временем, в Москве совместное дело с Меллером.
Недавно затея принесла первые плоды - в сентябрьском велопробеге, традиционно устроенном Царскосельским кружком велосипедистов, Меллер возглавил команду московского общества велосипедистов-любителей, члены которых - все трое, - выступали на новых машинах фабрики «Дукс». Разгром был полным; несмотря на то, что остальные спортсмэны выступали на новейших, безумно дорогих английских и бельгийских машинах, прибыли к финишу на полчаса позже последнего из коллег Меллера. Троица московских гонщиков комфортно, не особенно даже и напрягаясь, преодолели дистанцию и лишь шагов за сто от финишной ленты аккуратно распределились в заранее оговоренном - в этом не усомнился ни один из зрителей, - порядке. Еще один совет Семёнова, данным им до отбытия в Сирию; на всём пути следования команду сопровождали «технички»: две пролётки, на одной из которых помещались двое лучших мастеров «Дукса» с необходимыми инструментами и запчастями, а на второй везли три запасных велосипеда в специально сооружённых по такому случаю кронштейнах.
Всё это произвело гнетущее впечатление на соперников московской команды - у них не осталось ни единого шанса, и они прекрасно поняли это ещё до старта пробега, - и невиданный прилив энтузиазма у петербургских поклонников «бициклизма». Меллеру, разумеется, предлагали очень большие деньги за его агрегаты; когда же присутствующие поняли, что Юлий Александрович и в мыслях не держит продавать свои «бициклы», заказы посыпались рекой. Изобретатель отвечал осторожно, боясь излишне обнадёживать будущих клиентов - мол, модели особые, приготовленные только для гонки, и о серийном выпуске говорить пока ещё рано…
Гоночные велосипеды Меллер собирал самолично, чуть ли не вылизывая каждый винтик. Эти «бициклы» можно было назвать продукцией его мастерской лишь условно - к моменту старта гонки, на фабрике имелись лишь кузница да несколько трубогибных станков. Единственно, чем могло похвастаться будущее «высокотехнологическое» производство - это чуть ли не единственное в Москве приспособление для гальванопластики . То есть - Меллер мог наносить на узлы велосипедов гальванические покрытия - по желанию заказчика, меднить или никелировать их, придавая машинам нарядный вид и защищая от коррозии. Олег Иванович хорошо знал, что в его истории именно гальваническая ванна оказалась серьёзным козырем «Дукса», так что и здесь настоял на приобретении точно такого же оборудования.
Спицы для колёс будущих чемпионских машин заказывали в Германии, обода были английского производства. Более сложные узлы - втулки, тормозные приспособления, цепи, шестерёнки, - Юлий Александрович получило от своего партнера. Он, конечно, понятия не имел, что изготовлены все эти детали были в Китае, в 2014-м году от Рождества Христова; Олег Иванович тщательно проследил за тем, чтобы с них была удалена любая маркировка.
Так что Меллер прекрасно понимал, что первый велосипеды его собственного производства будут отличаться от этих машин как небо от земли. Так и вышло - «Дукс-Пикник» (название предложил Семёнов) оказался тяжеленноё двух пудовой конструкцией на литых гуттаперчевых шинах (гоночные машины были на пневматиках) и с одной фиксированной передачей. И всё же - он неизмеримо превосходил по всем статьям недавно привезённый в Москву английский «бицикл» нового безопасного типа,с колёсами одинаковой величины. «Безопасной» эту новинку назвали за то, что она, в отличие от велосипеда-паука, не превращала любую поездку в головоломный цирковой трюк с отчетливой опасностью свернуть себе шею.
В первом серийном «Дуксе» «привозными» - то есть заказанными через Семёнова - были только втулки, особенно задняя, оснащённая ножным тормозом. Всё остальное же Мелллер заказывал на российских заводах - в Петербурге, Москве, Туде и Ижевске, отдавая предпочтение оружейным производствам. Олег Иванович всячески поддержал эту инициативу и даже сделал Меллеру неслыханное по щедрости предложение - патенты предстояло теперь оформлять не на имя господина Семёнова или его неизвестных заокеанских партнёров, а на только что созданное предприятие.
Это, было, пожалуй, посерьёзнее трубогибов и гальванической ванны; вместе с приобретённой уже репутацией и полусотней клиентов, только и ожидающих появление дуксовской новинки, патенты позволяли создателю «Дукса» глядеть в будущее с уверенным оптимизмом. Партнёр в очередной раз не подвёл - Олег Иванович приехал в мастерскую не просто полюбоваться на первые «Дуксы-Пикники», а привёз очередную партию втулок, подшипников м, главное, чертежи, необходимые для подачи прошения на предоставление привилегий ( проще говоря, патентов).
Но и новинки опробовали, конечно. Поколесив немного по двору мастерской и выбравшись даже на улицу (окрестные мальчишки, привыкшие уже к виду необычных машин, приветствовали испытателей «Дукса» восторженными воплями), Олег Иванович и Юлий Александрович устроились в конторе при мастерской. Заказали обед из ближайшего трактира; из шкафа появился графин. По всем традициям промышленной и предпринимательской жизни, такое событие - выпуск первой продукции нового предприятия! - следовало отметить громким загулом в лучшем трактире. Однако ж ни Меллер, немец по происхождению, спортсмэн, изобретатель, - был далёк от купеческих привычек Москвы. Олег Иванович, понятное дело, настаивать не стал, так что это, без сомнения, грандиозное достижение, было отмечено весьма скромно - под ужин из средней руки трактира и довольно приличный, чего уж скрывать, коньяк.
Разговор с первых «Дуксов» перешёл на патенты. Меллер с блеском в глазах развивал перед партнёром блестящие перспективы; Семёнов лишь улыбался и поддакивал. Да, идея оказалась хороша. И дело было даже не в деньгах: умница Меллер был, по меркам любого попаданческого романа, идеальным инструментом «технологического прогрессорства» - знай, подкидывай проверенные идеи и отпускай время от времени намёки насчёт толковых людей - а остальное он уж и сам сделает, только держись…
- Так вот, Олег Иванович! Сейчас, конечно, бициклы очень дороги; но я предвижу, что лет через пять-семь они будут доступны даже и людям со средним достатком. А тогда - улицы наполнятся бициклами; люди будут ездить на прогулки, разносчики и посыльные пересядут на наши машины. А уж о почтальонах и вовсе говорить нечего - уверен, при каждом почтовом отделении будет несколько казённых бициклов, на которых станут развозить срочные телеграммы. Вот только отменят, дайте срок, этот нелепый закон, запрещающий езду на бициклах в городах - и скоро мы не узнаем ни Москвы ни Петербурга! Повсюду будут двухколёсные машины…
- А о военных не думали? - поинтересовался Олег Иванович. - им, вероятно, тоже будет интересно.
- А как же! - с энтузиазмом подхватил Меллер. - Уверен, при военном коменданте в любом крупном городе будут бициклисты - для доставки важных депеш. Да и господа офицеры тоже могут…
- Да нет, я не о том. - покачал головой Семёнов. - Посыльные - это , конечно, хорошо, но… мелко плаваете, Юлий Александрович! Представьте себе простой, крепкий и недорогой велосипед с широкими шинами, способный выдержать вес пехотного солдата в полной амуниции. Представили? А теперь - представьте роту, состоящую из таких солдат. По хорошей дороге такую «ездящую пехоту» можно перебрасывать, пожалуй, побыстрее конницы - и никакой возни с фуражом и коноводами. Доехал до позиций, сложил бициклы в безопасном месте - и пожалте в первую линию!
- А что, любопытно… - задумался Меллер. Эдакие, знаете ли, «механические драгуны»…
- Самокатчики. - поддакнул Семёнов. - вот отличное название - просто и по делу. Самокатчики.
Да, очень хорошо! - кивнул Меллер. - Самокатчики - звучит. Одна беда - дороги наши не слишком-то подходят для бициклов даже и в сухое время года. Про осень и лето я уж и не говорю - тут никакая машина не выдержит…
- Ну уж и никакая! - покачал головой Семёнов. - Есть кое-какие решения. Хотя,в чём-то вы правы, Юлий Александрович - такие вот «самокатчики» более подходят для войны в Европе. Нам, пожалуй, более пригодились бы машины с каким-то двигателем. Вот, кстати, слышал я недавно об изобретениии господина Бенца. Не доводилось? А зря, прелюбопытнейшая, доложу вам, штукенция…