Несколько переделал и продолжил предыдущий эпизод.
Вёл себя Серёжа подчёркнуто корректно, не уделяя Марине внимания более, чем это предписывалось приличиями; однако Варю нелегко было обмануть. Она уже не раз собиралась подколоть острую на язык подругу, чтобы расплатиться с нею за все те шпильки, что подпускала ей Марина по поводу Вани; однако добрая и мягкая девочка не решилась всё же затрагивать столь деликатную материю и всё ждала, когда подруга сама пустится в откровения. В том, что это случится, причём в самом скором времени, Варя нисколько не сомневалась.
- Сейчас, Серж, минутку. - отозвалась девочка. - Появляться перед кузеном в зарёванном виде категорически не хотелось. - подождите немного, я сейчас выйду…
Марина не заставила себя ждать - впрочем, Варя ни на секунду не сомневалась, что подруга придет во-время. Вечер они провели, сидя в гостиной; Серёжа рассказывал о новостях в кадетском корпусе, Марина слушала чуть ли не раскрыв рот. Варя только дивилась подруге: обычно языкастая барышня не давала собеседнику сказать пяти слов, не вставив какого-нибудь язвительного комментария.
- Вы знаете, милые дамы, я ведь теперь буду чаще бывать дома. - похвастался Серёжа. - начальник нашей роты дал мне позволение посещать занятия кружка в гимназию вашего, Марина, кузена.
- Вот как? - вежливо осведомилась Варя. - И как часто мы теперь будем видеть вас, дорогой Серж?
- Еще два раза в неделю. - ответил юноша. - Мне разрешат уходить на вечер - и после занятий в клубе я смогу заходить ненадолго домой. Но к десяти всё равно придётся быть в корпусе. А то ещё от дежурных, ежели опоздаешь, слушать приходится: «Ну вот, опять девочки из нумеров плетутся»… думаете приятно?
-А почему же «девочки»? - удивилась кузина. - Разве между кадетами это считается обидное прозвище?
- Это… - Серёжа замялся. - Ну, это, знаете ли, традиция такова - третью роту корпуса непременно «девочками» или «мазочками» называют. Уж и не знаю, отчего эта глупость пошла…
В самом деле - не мог же кадет разъяснять барышням, одна из которых, к тому же, его кузина, истинного происхождения этого прозвища? А виной всему был жёлтый цвет билетиков, по которым кадеты третьей роты отправлялись на увольнение. Именно цвет этот, схожий с цветом паспортов девиц лёгкого поведения и сообщил третьей роте столь обидные обращения...
Впрочем - традиции традициями, а более частые увольнения Серёжи оказались связаны не с тягой к обществу симпатичной Марины, а с интересом его к необычным воинским приёмам, показанным на манёврах Троицко-Сергиевского батальона. Варе припомнилось, что как раз во время прошлой его увольнительной, Марина рассказывала о том, что её кузен вместе с Иваном и кем-то из офицеров, принимавших участие в том примечательном действе, задумали создать при Николкиной гимназии нечто невиданное - кружок атлетики и гимнастики для воспитанников этого учебного заведения. Узнав, что в этом кружке будут, в числе прочего, будут обучать и тому, что было продемонстрировано на манёврах,Сережа (не без помощи Корфа и штабс-капитана Нессельроде) добился от корпусного начальства разрешения посещать "штатский" кружок. Так что Марина, оказывается, принесла молодому человеку записку от кузена - с расписанием занятий.
- Скажи, Серж, - спросила Варя. - а зачем вам эти военные игры? Ну, Николка, гимназисты - это я понимаю. Но ты ведь будущий военный, вас и так всему этому учат. Неужели тебе в корпусе не хватает занятий?
- Нас учат совсем другому. - покачал головой кадет. - Маршировка, строевые приёмы, военная история, география, фехтование… не спорю, всё это, конечно, необходимо будущему офицеру, но… как бы вам объяснить, Варенька? Тогда, на манёврах, я поставил себя на место офицеров Троицкого батальона. Ведь они, поверьте мне, отлично знают своё дело - ну, то самое, которому нас и учат в корпусе. Более того - некоторые из них даже участвовали в настоящей войне! Но - барон Корф с вашим, Марина, кузеном и остальными справились с ними… как со слепыми щенятами! Вам не понять, какой это был разгром - но я-то ясно видел, что они делали со своими противниками что хотели, а те не в силах были ничего предпринять. Вспомните сами - пятеро против семнадцати, причём трое из этих пятерых - полростки, такого же возраста как и я! Я тоже хочу научиться тому, что умеют они!
- Но разве вас плохо учат? - удивилась Марина. - У вас же учителя - настоящие офицеры, вот вы сами рассказывали про вашего ротного начальника, капитана Прянишникова - что он герой Плевны…
- Вот именно! - Он ведь тоже был на тех манёврах, я разве вам не рассказывал? Господин капитан подвёз меня потом до училища; он всю дорогу восхищался этими мальчишками, а под конец заявил, что если бы у него под Плевной была хотя бы рота таких бойцов… - и Серёжа махнул рукой. - Я понимаю, господин капитан, возможно, несколько и преувеличил - но всё равно никого из нас ни чему подобному не учат. А как Роман справился со штабс-капитаном, помните? Прямо как гурон из «Открывателя следов»* - одним ножом! А что будет, когда они вырастут?
#* Под этим названием вышел в 1841-м году вышел в России роман Фенимора Купера «Следопыт».
- Да и как у нас учат… - продолжал Серёжа. - Вон ваш, Марина, кузен, вместе с этим молодым человеком, Яковом, как ловко ту мортирку освоили! А у нас, поверите ли, даже присловье такое в ходу: «Самое страшное в пехоте – артиллерия». Артиллерийское дело, знаете ли, вообще нелегко даётся… - и Серёжа тяжело вздохнул при этих словах.
А вздыхать ему было с чего. Кадету сразу припомнился полковник Александер, преподававший в корпусе непростую артиллерийскую науку. Большинство кадетов, видевших своё будущее в кавалерии или пехоте, премудрость эту не жаловали, а потому боялись уроков Александера, наверное, сильнее, чем опасались бы на войне осколочной бомбы.
«Кадет, чем же пушка отличается от гаубицы?»
Господину полковнику весело - смотрит, как кадет молчит у доски и улыбается. А кадету каково? А полковник знай, продолжает:
«А какова траектория?..»
Кадет уж и кужа деться не знает - то бледнеет, то краснеет. А полковник превосходно себя чувствует:
– Кадет, раз уж вы говорить вдруг разучились, так может быть, нам споете?
А кадет и петь не умеет. И уж тем более не знает кадет ничего ни о траекториях, ни о взрывчатых веществах…
– Следующий!
И развеселившийся, довольный полковник, широко улыбаясь ставит страдальцу ноль…
- В общем, не учат нас таким вещам, милы барышни. - отвлёкся от невеселых воспоминаний Серёжа. Вот и хочу я, пока есть такая возможность, самому научиться - спасибо капитану Прянишникову, что разрешил и весьма даже одобрил. Думается, в будущей военной службе мне эта наука не помешает.
- Ну что вы, право, Серж, всё о службе да о службе! - капризно надула губки Марина. Ей явно не нравилось, что внимание молодого человека посвящено какому-то постороннему предмету. -Вот вы лучше скажите - вы к нам на бал собираетесь?
- На какой? - переспросил Серёжа. - Святочный, должно быть? Но это еще не скоро, больше трёх месяцев.
- Нет, бал в честь дня основания нашей гимназии - ну, то есть воспитательного дома для детей офицеров, погибших в балканскую кампанию - поправила кузена Варя.- Неужели забыл? Он в конце ноября бывает; ты же в позапрошлом году был у нас, ещё до того, как в корпус поступил! Мы с Овчинниковой совсем маленькими тогда были…
- Да… - хихикнула Марина. - Как помню, какие у тебя банты были - прямо головы за ними было не различить!
- А ты тогда испугалась - не осталась в долгу Варя. - Помнишь? Когда после мазурки для старших воспитанниц мы все вышли на балкон, и швейцар со сторожем стали пускать фейерверки? Ты даже заплакала тогда…
- Всё ты придумываешь, Русакова! - вспыхнула вредина-Маринка. - Я, если хочешь, вообще ничего не боюсь! А мазурку помню - мне ещё так тогда танцевать хотелось, просто ужас - но приглашали только старших девочек, и я от обиды и правда разревелась за колонной…
Кстати, о танцах, - вдруг вспомнила Варя. - Знаете, Серж, не могли бы вы оказать мне одну услугу? Дело в том, что Иван Семёнов - ну, вы безусловно, понимаете, кого я имею в виду, - как ни удивительно, совершенно не умеет танцевать. А я очень хотела бы, чтобы он присутствовал на нашем балу. Так, может быть, вы с Овчинниковой - и она кивнула на Марину, - как-нибудь поможете ему… восполнить этот пробел в образовании?
***********************************************
Отредактировано Ромей (18-09-2014 00:26:54)