напоследок вернусь всё же к истории с опозданием саней.
Как я понимаю, все теории 0как и конспирологические так и более традиционного свойства) базируются вот на этой записи, поскольку иных попросту нет:
Жена шталмейстера двора Арапова, из дневника, 4 марта: "Как я имела вполне основание предчувствовать, один бог спас угрожаемые дни императорской семьи, так как они должны были оставить Аничков в четырехместных санях, чтобы отправиться в крепость — отец, мать и двое старших. Его величество заказал заупокойную обедню к 11 часам и накануне сказал камердинеру иметь экипаж готовым к 11 часам без четверти. Камердинер передал распоряжение ездовому, который, по опрометчивости, — чего никогда не случалось при дворе, — или потому, что не понял, не довел об этом до сведения унтер-шталмейстера. Государь спускается с лестницы — нет экипажа. Как ни торопились, он оказывается в досадном положении простых смертных, вынужденных ждать у швейцара, в шинели, в течение 25 минут.
Не припомнят, чтобы его видели в таком гневе из-за того, что по вине своего антуража он настолько опаздывает на службу по своем отце, и унтер-шталмейстер был им так резко обруган, что со слезами на глазах бросился к своим объяснять свою невиновность, говоря, что он в течение 12 лет находится на службе государя и решительно никогда не был замечен в провинности.. Он был уверен в увольнении и не подозревал, что провидение избрало его служить нижайшим орудием .своих решений.
Государь покидает Аничков после того, как негодяи были отведены в участок, и, только прибыв к брату в Зимний дворец, он узнал об, опасности, которой он чудом избежал... Если бы запоздание не имело места, государь проезжал бы в нескольких шагах от них".
Согласен, данный факт можно толковать как хитрую игру спецслужбы. И даже косвенное тому объяснение имеется: они могли вообразть, чо Государь попросту не захочет или сочтёт ниже своего достоинства задерживаться из-за каких-то там террористов. Допустим. Хотя - нельзя не отметить, что в этой ситуаци вы, не желая признать бессилия жандармов, выставляете идиотом Государя.
И всё же - это ВСЕГО ЛИШЬ версия и она НИЧЕМ кроме общих соображений НЕ ПОДТВЕРЖДЕНА.
А вот - свидетельтва современников:
генерал П. В. Оржевский: «Неудовлетворительность такого порядка выявилась, между прочим, и при задержании Сергея Иванова (народоволец С. А. Иванов на процессе „21-го“ в июне 1887 года был осужден к вечной каторге. — Б. Г., Б. К.). Обстоятельства же, при которых приготовлялось последнее преступное намерение, еще с большей очевидностью указывают на неудовлетворительность настоящего положения Охранной Агентуры, т. к. злоумышленники, три дня выходившие для осуществления преступного покушения и остававшиеся по несколько часов на улице, не были замечены ни одним из постоянных агентов».
Резолюция Дурново на записке о финансировании охранного отделения:
«... в разъяснение деятельности Охранной Агентуры, сообщить хотя бы несколько случаев особенно полезной деятельности, т. к. об этом ничего, в течение 4-х лет, ни в Департаменте Полиции, ни мне не было известно».
Не слишком лестно?
Далее. Очень интересный факт:
В 1887 году по просьбе генерала П. А. Грессера ассигнования на Охранную агентуру были увеличены Министерством внутренних дел с 90 до 120 тысяч рублей. (три миллиона золотом, да?) Одним из обоснований этого решения было высказанное им опасение того, что уволенные ввиду недостатка финансирования агенты «из чувства озлобления могут сообщить известные им сведения посторонним лицам». В анонимном письме, направленном в это время на имя министра внутренних дел, говорилось: «Просим обратить Ваше милостивое внимание на Агентов Охраны. Прослужив почти 5 лет, теперь увольняют без всяких причин… Если же с вашей стороны не будет обращено должное внимание — постараемся подать прошение Государю Императору».
И в завершение - чтобы говорить о качестве тогдашней этой слуюбы, невредно вспомнить о том, сто её возглавлял. А возглавлял её П. А. Черевин - человек, безусловно, лично беззаветно преданный государю, но вот беда - АЛКАШ. Даже на фоне самого Александра, который тоже себе не отказывал.
Так что... уж извините, но я останусь при своём мнении.