- Мда, задачка… - Батя нахмурил лоб и я прямо-таки видел, в каком направлении заработала его мысль. Пустить корабль на дно – вполне посильная задача для нашего маленького, но зубастого «Приза». Но просто так убить несколько сотен человек, которые просто проплывали мимо… А ведь принудить их к сдаче будет уже нелегким делом. И огрызнуться такая добыча может весомо. Оружия на борту наверняка будет в достатке. И мушкетов и пушек.
- Нужно еще рассмотреть вариант, при котором судно будет не одно. Ежели историкам верить, еще совсем недавно на северном берегу Мадагаскара было полно пиратов. Даже целая пиратская республика существовала. Либерталия называлась, если мне мой склероз не изменяет. Ученые не один воз бумаги чернилами испачкали в спорах, существовала ли она на самом деле. Но тот факт, что пираты и работорговцы нередко там базировались – не вызывает у них никакого сомнения. Поэтому, как мне кажется, торговцы могут либо идти под охраной военного корабля, либо собравшись в караван. Вместе отбиться от одиночного корсара все же легче.
Я тоже задумался, облокотившись на прогретые солнцем камни крепостной стены. Как вариант можно расмотреть абордаж португальского корабля с двух сторон. Например, подготовить специальные сходни на оба наших судна. Наподобие тех, что использовали еще древние римляне на своих галерах. Раз мы не знаем, кто будет противником и какова высота его борта, нужно снабдить их шарнирами. Ну, это пусть у капитанов голова болит. Идейку им подкину, а там уже сами... Значит, срочно отзываем «Приз» и «Марлин» на верфь, пусть дооборудуются.
Понятно, что рулить парадом захотят наши вояки, но в морском деле они опыта не имеют. Значит, скорее всего, придется продавить назначение руководителем всей операции именно моряка. Причем, из двух имеющихся у нас капитанов, местного португальца и моего земляка Михаила Изварина, выбрать стоит последнего. Все-таки выходцы из 21 века подсознательно несколько свысока относятся к хроноаборигенам, не раз замечал такое дело даже за собой. Сядут начальнички на шею бедному Луишу, шкиперу «Марлина», и станут погонять его в меру своего сухопутного разумения. С нашим Мэлсовичем такой номер не пройдет.
Да и Приз Изварина все же сейчас больше боевой корабль, чем грузовой. Ему и выпадет основная задача: стреножить противника, сбив ему мачты и оставив болтаться посреди Мадагаскарского пролива. И тут уже потребуется немалая сноровка и удача, поскольку с двумя современными 76 миллиметровками отправить португальцев на дно не такая уж и большая проблема. Фугасного действия снарядов вполне хватит, чтобы развернуть в бортах деревянных кораблей приличных размеров пробоины. А дальнобойность и поворотные платформы позволят не входить в зону действенного огня самому. Нам же требуется иное. Нужна ювелирная и очень быстрая работа, после которой большинство моряков уцелеет. Особенно, если целей окажется две или три. А десантом уже пусть Вадик Ерошин занимается. В общем, нужно думать...
Второе парусное плавсредство у нас появилось недавно. Точнее не так. Два проведенных в Приморск Извариным «индийца» разгрузили и «обмародерили» моментом. Сам груз пошел на нужды анклава в качестве, как это модно говорить в 21 веке, импортозамещения. Все-таки почти по 700 тонн вкусного в каждом. И все это добро теперь нет необходимости тащить через «проем». Чугунные пушки ушли частью в арсенал, частью уехали на переплавку в Рудный. А вот что делать с самими парусниками - долго ломали голову. Так бы и болтались оба английских торговца на рейде, если бы не Луиш Фернанду, один из местных рыбаков.
Когда мой бессменный телохранитель Гриша Гришковец сказал, что за дверью меня дожидается португалец из Приморска, я и подумать не мог, что вот оно - решение проблемы. Нестарый еще мужик в темно-синих штанах из современной ткани и традиционной морской безрукавке из парусины долго мял свой головной убор, прежде чем начать излагать свое дело. Как оказалось после длинного предисловия, он рыбак и просит дозволения новых властей на создание рыболовецкой артели. Это было все, что я поначалу понял из его объяснений со своим португальским. Да еще несколько раз повторенное слово корабль меня заинтриговало. Выходить местным рыбакам на их баркасах в море мы разрешили давно и те спокойно ловили рыбу в глубоководном и обширном заливе Делагоа и даже выходили в открытый океан. Правда, не сильно далеко. Значит дело не в этом. С горем пополам с моим ломаным португальским и его таким же русским, я понял, о чем идет речь.
Оказалось, что Луиш много лет был боцманом на торговой шхуне. Несколько раз ходил из метрополии в Восточно-Африканские колонии, а один раз даже в Бразилию. Во время своего последнего рейса из Порту в Бейру он, как и еще несколько моряков, заболел. И был оставлен на обратном пути в Лоренсу-Маркиш, где, несмотря на отсутствие толковой медицины, выжил. И даже приженился, стал рыбаком.
Помогая корабелам в первые дни становления верфи, весьма неглупый бывший боцман обзавелся знакомствами с моими современниками. А потом, благодаря именно этим связям, выяснил: вопрос с добытыми индийцами завис в воздухе. И решил действовать.
А предложение у него было простое. Пообщавшись с нашими кораблестроителями, он выяснил, что на большие корабли можно поставить механические движители. На «Приз» же установили водомет. Значит реально и на трофейный корабль. Для торговли узнаваемые в любом порту корабли с обводами Ост-индской компании не годились, а вот рыбакам все равно. Они далеко от родных берегов все равно не уходят. И парусную оснастку переделывать не нужно, большая скорость рыбаку не нужна. Команду он наберет из местных рыбаков сам. Ну, кроме механиков. Так что, если власти сдадут судно в аренду, то он может гарантировать увеличение улова в несколько раз. Сеньорам же нужно кормить все время увеличивающееся население? А рыбы подальше в море много…
Покрутив в голове эту идею и так и эдак, я отправился к Баталову. Понятно, что рыбака прихватил с собой за компанию. Пусть поговорят о своем, о морском, а я послушаю.
Наш главный кораблестроитель обнаружился под парусиновым навесом столовой, трепетавшим на ветерке неподалеку от нашей верфи. Прислушавшись к урчанию в собственном животе, я присоединился к нему и, попутно, вкратце ознакомил с предложением Луиша. Судя по тому, что Баталов оторвался от тарелки с супом и задумчиво зачесал нос, предложение его заинтересовало. Как выяснилось через минуту, вариант с переделкой трофейных судов в сейнер он уже рассматривал. Но отказался от него по нескольким причинам. Самая главная из них - отсутствие у нас команды и слабосильность водомета для такого большого судна. Больше сорока метров длины и приличный тоннаж требуют либо парусной оснастки с соответствующей командой, либо пары солидных двигателей. Паровых или дизельных - не важно. Вот только переделка корпуса под них будет сравнима с постройкой нового судна. И он уже в инициативном порядке, вместе с Вахтангом Зурабовым, готовит проект достаточно большого сейнера. С железным килем и шпангоутами, деревянной обшивкой, паровым двигателем. Правда, ничего этого у него еще нет, и неизвестно когда появится.
Тут заволновался прислушивавшийся к нашему разговору бывший боцман. Рыбак так быстро затараторил на своем русско-португальском «суржике», что я практически перестал его понимать. У Баталова, похоже, такой проблемы не было: он внимательно прислушивался, временами даже кивал. В итоге обещал подумать над возможными вариантами и на следующий день подъехать в Штаб с предварительными набросками и сметами.
Оба заинтересованных лица появились в Перевальном, когда солнце только выползло из моря. Судя по красным от недосыпа глазам, они уже и без меня обо всем договорились, так что «вариант», предложенный нашим кораблестроителем, был представлен только один. В нем предполагалось взять болтающуюся на рейде «Индию» и путем несложных работ превратить ее в достаточно большой по нынешним временам сейнер.
Полностью убрать бизань-мачту, к корме приделать транец на два дизельных подвесных мотора для неторопливого хождения против ветра. Поскольку аутентичность эпохе в этом случае никого не волновала, подобный вариант всем представлялся самым простым. Дизельный же генератор и электромотор должны были помогать рыбакам с сетью, а на баке планировалось сделать надстройку с жилыми помещениями. То есть корпус «индийца» оставался практически в первозданном виде. А для заводки кошельковой сети сейнеру придавалась большая RIB-моторка. Причем значительная часть работ должна была выполняться самой новосозданной рыболовецкой артелью. Они даже название для судна придумали – «Марлин». Ну не ходить же новоявленному сейнеру с прежним именем…