Анатолий Спесивцев
Вот традиционные морские пути 17-18 веков
Даже большие корабли вполне могут пройти без значимых потерь в экипаже. Дружественные наглам порты по дороге обеспечат водой, провизией и фруктами: Калькутта - Бомбей - (Сурат) - Бендер-Аббас - Аден - Бейра. Как раз по течени с севера на юг. По большому счету именно таким маршрутом торговые суда в то время и ходили в Европу из Индии. Другое дело, что путь на мощных, но относительно тихоходных линкорах да при таком большом количестве остановок занимает уйму времени и стоит кучу денег. ДЛя то, чтобы подобная экспедиция стала возможной, ее должно финансировать государство. В 1762 году Компания попробовала взять расходы на себя при операции по захвату интересующей ее Манилы. Но сильно просчиталась и понесла огромные убытки. И это при путешествии примерно в 5,5 тыс км. В Лоренсу-Маркиш, при условии движения по указанному маршруту получится все 13 тысяч. То есть расходы возрастают минимум вдвое, а как бы и не втрое.
Британская экспедиция в составе восьми линейных кораблей, трёх фрегатов и двух купеческих судов под командованием адмирала Корниша (как командующего флотом) и генерала сэра Уильяма Дрейпера отплыла от берегов Индии в августе 1762 года. Треть из 1700 людей Дрейпера составляла британская пехота, остальные были сипаи и «такие бандиты, каких со времён Спартака не набиралось». Ост-Индская компания потратила на экспедицию около четверти миллионов фунтов стерлингов, поэтому в капитуляцию было добавлено специальное условие о том, что испанцы должны будут заплатить четыре миллиона песо для возмещения британских расходов. Однако завоеватели были жестоко разочарованы, обнаружив вместо богатой добычи ветхую колонию без собственных ресурсов; кроме того, испанцы не согласились с юридической обоснованностью запрашиваемого штрафа. В итоге британцам едва удалось набрать четверть запрашиваемой суммы.
Были и трофеи у флота, но они пошли, похоже, в казну а не самой Компании. Так что в ближайшие год-два ПОСЛЕ манильской операции на подобные авантюры Компания не пойдет. Значит только заинтересованность государства может сдвинут бюрократическую махину с места. А вот в этом я и сильно сомневаюсь. Примерно в описываемое время или даже чуть позже в Англию должны были прибыть захваченные у наглов два судна. При благоприятном путешествии. Интерес к пропаже и розыскные мероприятия по промежуточным портам займут еще минимум полгода. Это в том случае, если на поиски будет отправлено специальное судно. Если же, как это обычно бывало, первоначальную информацию поручат собирать капитанам попутных судов, то намного дольше. Понятно, что рано или поздно все выплывет наружу, но весь цимес тут в сроках.
Португальцы от сбежавших по суше моряков узнают об атаке судна (одного) через два-три месяца, когда люди доберутся по джунглям до Бейры и устья Замбези. О пропаже конвоя они не знают, а потому тихохода могут прохжать еще с месяц. Но даже предположив, что те же неизвестные захватили и его, сделать что-то они не имеют возможности. Куцый к тому времени португальский флот больше озабочен войной в Старом свете и Южной Америке. В Африке ничего серьезного у них просто напросто не имеется. А попросить внгличан власти небольшой колонии не смогут. Об операциях такого масштаба должны договариваться непосредственно Лиссабон и Лондон. То есть требуется время для прохождение информации в ту и другую сторону, да согласование действий между правительствами. Так что орт полутора до двух лет при самом пессимистичном расчете у ГГ есть.
Близкой это скока?
Для картечи 300-400 метров, для ядер 800-1000. Предполагаю, что те же цепные книппели можно использовать в пределах 400-800 метров.
Ни в одной сухопутной армии 18-19 веков таких прибамбасов на вооружении нет. Все что было ранее, это эксперименты, безграмотность или отсутствие иных боеприпасов под рукой.
Во многом согласен, но вы не учитываете несколько нюансов. Инерцию мышления, что много раз доказывала история и с другими вещами. Отсутствие подобного вида зарядов в сухопутных войсках, потому и не могли пользоваться. Отношение к такому виду оружия как брандскугель и книппель среди военных моряков. ЕМНИП считалось не очень честным и допускалось против мусульман и пиратов. Против регулярных флотов не очень приветствовалось среди повернутых на правилах чести дворян-офицеров. А потому часто такой вид боеприпаса просто отсутствовал на борту. А вот приморские крепости, где были склады боеприпасов для флота, бывало и использовали их при обороне. И достаточно результативно. К тому же не нужно принимать их за панацею и вундервафлю. Как и у всякого вида боеприпасов у них есть свои достоинства и недостатки.. Зная о них - применять можно с неплохой эффективностью. особенно как замену ядрам, весьма малоэффективным при отсутствия большой глубины построения штурмующих.
Капская колония, хотя и оставалась колонией, однако в силу откровенной слабости голландского флота тех времен была вполне самостоятельна в своей местной политике. Да, они торгаши, и будут пытаться выжать свою прибыль как умеют. Однако ко всему прочему - они именно что торгаши, то есть не особо будут стремиться к тому, чтобы выдавать источники своих товаров. Союз с Англией тут никаким боком не встал - Капцы, скорее, постараются скрыть пришельцев, чем будут трубить о ним на весь свет. Поэтому я и говорю о них, скорее, как о союзниках, чем как о врагах.
В таком случае требуется выходить на руководство колонии в Капстаде в тайне. Поскольку сам порт - проходной двор и информацию там не скроешь.
Lokki
Со снегом там не очень хорошо, так что придется бедным страусам жить в природных условиях.
PS Воняете там...
На свиноферме давно были! Кстати, неподалеку от Караганды есть куриная птицеферма, так там даже по дороге проезжаешь частенько зажав нос и закрыв наглухо окна.