Обещанный Алисой "гастритник" носил гордое название «Закусочная «Аппетит». Пол кафельной плитки, несколько столиков из прочного пластика с пластиковыми же цветочками в вазочках, наводивших мысли на закупку в «Фикспрайсе»; на витрине – завернутые в пищевую пленку сомнительные пирожки и пиццы, «бизнес-ланч» за двести девяносто рублей, состоящий из «щавелевого супа», от которого несло бульонными кубиками, соевой сосиски с серым пюре, чая из пакетика и куска хлеба, тоже упакованного в пленку. Все – в одноразовой посуде.
Гиляровский внимательно осмотрел стоящий перед ним «бизнес-ланч» и поинтересовался:
- Из чего, вы говорите, сделана эта сосиска?
- Соя, желатин, пищевой краситель, вкусовые добавки, консерванты. Возможно – что-нибудь еще, о чем производитель предпочитает не упоминать. Если там мясо и есть - то точно не свинина. Да и кому это интересно? Заведение оборот делает на на этих тошнотиках - и Алиса брезгливо кивнула на трубочки «сосисок в тесте», - а на водке и портвейне в разлив. А уж чем из закусывать - здешних посетителей давно не колышет...
- А знаете, знакомая картина, - усмехнулся журналист - как припомню «дырки» на Охотном ряду... Там, видите ли, с полудня до полуночи полно мастерового люда; порой прямо на улице, у торговок из глиняных корчаг - осердье или тухлую колбасу берут. Этих ваших электрических ледников-то у нас нет, да и обычный лёд не всякий лавочник да содержатель трактира может себе позволить. Вот и сбывают подтухший, лежалый товар в «дырки». Но там все же, хоть тухлое, а мясо. Соя, желатин... тьфу, ну и придумают, прости господи....
И коллеги не сговариваясь, повернулись - и покинули неаппетитный «Аппетит».
- А вообще - у нас людей дурят, похоже, ничуть не меньше вашего, дорогая Алиса. - продолжал репортёр вышагивая вниз по бульвару, от здания Политехнического музея и памятника героям Шипки. - Возьмут самый паршивый прогорклый маргарин, подкрасят в жёлтый цвет - да и продают за коровье масло. Впрочем, это я вам уже рассказывал... а вот ещё - кофе молотый мешают с просеянной дорожной пылью того же цвета; вместо вина разливают смесь спирта, сахара и акварельной краски...
Алиса не осталась в долгу - и поведала репортёру о поддельной
тушенке, об «адидасе» и прочем китайском фальсификате. Начала было о китайских айфонах - да вовремя сообразила, что уж очень долго придётся объяснять собеседнику, что это такое. И подвела неутешительный итог - несмотря на все «общества защиты прав потребителя», санэпидстанции и роспотребнадзоры, жулики по-прежнему благоденствуют - коррупция...
- Да, Расея-матушка... - невесело усмехнулся Гиляровский. - За мзду нужному человечку - нда не получить казённой бумажки с печатью? Не было такого никогда и не будет...
Тема оказалась благодарной; о взятках и коррупции оба могли рассуждать долго, предметно и доказательно - да так, что запиши кто этот диалог - вполне хватило бы на приличную ретроспективную статью о сравнении уровня коррупции в Москве девятнадцатого и двадцать первого веков. Увы, такого доброхоты не нашлось - самой Алисе куда интереснее было удивлять собеседника картинами изменившейся московской жизни, показывать ей раскинувшиеся на десятки километров спальные районы, прокатить по футуристического вида участкам Третьего Кольца - где небо порой закрыто пересекающимися над головой путепроводами и сплошными сенами рекламных щитов...
Оказавшись в Ясенево, Алиса решительно свернула к знакомой многоэтажке.
- Это раньше была квартира моей бабушки. - пояснила она Гиляровскому. - Она была учительницей, но рано овдовела, и воспитывала отца одна. А теперь вот я живу. Раньше бабушка с отцом жили в коммуналке на пять семей, с общей кухней; квартиру она получила уже перед самым распадом союза, как заслуженный учитель РСФСР... ой, что это я? ВЫ ведь наверное, не знаете?..
-Слыхал кое-что. - невесело усмехнулся репортёр. - Олег Иванович изволили просветить по поводу вашей истории. Невесело, что и говорить... но если расскажете поподробнее - буду признателен.
Какая маленькая квартира! - удивлялся писатель - просто крохотная. - В этом доме все квартиры такие?
- Нет, есть двух и трехкомнатные. Но такие полагались на большие семьи - или по хорошему знакомству. Ну, или если кто важную должность занимал.... - в общем не знаю, Владимир Алексеич, а врать не хочу, и без меня есть кому. Меня же тогда ещё на свете не было....
- То есть, это считается жилье хорошим?
- Ну, в общем - да. - кивнула девушка. - Не хоромы, конечно, как у Ромки - ну так там старая застройка... Москва всегда была перенаселена. Сюда ехал народ со всего Союза; бабушка рассказывала, что после войны по подвалам ютились, в дощатых бараках на окраинах... Это потом, когда стали массово строить дешёвое жильё - в пятиэтажных, очень скверных домах, без лифта и мусоропровода - тогда многие переселились в отдельные квартиры. А ещё потом - вокруг старых районов понастроили вот такие, сплошь застроенные такими вот многоэтажками. У нас их называют «спальные» - потому что люди приезжают сюда только переночевать, а остальная жизнь проходит в других районах города. Только это неправда - я сама выросла в спальном районе, и у нас тут всё было - и школа и магазины, и вообще...
А так - да, в Москву всегда приезжало много народа. Раньше, когда был строгий паспортный режим - чтобы работать на крупных столичных заводах. Это называлось «по лимиту» - крупным предприятиям можно было привлекать сколько-то рабочих из провинции. Вот люди и ехали - чтобы всеми правдами и неправдами зацепиться за столичную жизнь. Устраивались, получали прописку. Жили, кончено, в общежитии, но если повезёт - лет через десять могли получить и комнату...
Гиляровский слушал очень внимательно, время от времени задавая вопросы. Алиса отвечала - и радовалась что вовремя устроила генеральную уборку. А то у нее постоянно что-нибудь валяется на самом видном месте - типа второпях брошенного и забытого бюстгальтера.
Пока девушка варила кофе, гость с интересом рассматривал фотографии - ее работы, развешанные по стенам в тонких серых багетах на стенах.
- Это с выставки в арт-клубе «Свирель», - пояснила Алиса, расставляя кофейные чашки на журнальном столике, - две тогда даже купили...
- То есть фотография теперь заменила живопись? – удивился журналист
- Нет, что вы, фотография – совершенно самостоятельный вид искусства!
- Но где же здесь искусств - когда фотограф просто берет и копирует при помощи аппарата то, что видит?
Девушка со всем пылом пустилась в защиту своего ремесла; Гиляровский с сомнением качал головой и возражал, напоминая Алисе аргументы обыкновенного обывателя. Она и сама не заметила, как углубилась в детали, принялась взволнованно сыпать терминами, по ходу объясняя их значение. Пока вдруг не осознала, что хитрый гость из прошлого попросту развёл её как младенца - и теперь с удовольствием наблюдает, как она горячится и доказывает что-то.. Нет, ну надо же! Сама ведь сколько раз использовала этот заезженный журналистский приёмчик! Вот точно, сейчас скажет - «а сфотографируйте меня»!
- Ну раз так - то может вы и меня сможете сфотографировать... высокохудожественно? - с хитринкой произнёс Гиляровский. Алиса чуть не расхохоталось и поймала себя на том, что совершенно не обижается на коллегу. Ну что же, господин журналист, вы сами напросились!
- С удовольствием, - улыбнулась девушка, - только не тут, разумеется. Думаю, лучше всего снять вас в реалиях нашего времени - что-нибудь совершенно непривычное, не так ли? Ведь вы, я полагаю, захотите забрать фотографии с собой?
- О, да! – обрадовался Владимир Алексеевич . - Именно это я и имел в виду.
- Сейчас соберу аппаратуру, и пойдем.. ой, не успеем уже - нам через полтора часа надо быть на улице Казакова, как договорились.
Давайте завтра с утра, хорошо? Есть у меня пара идеек...
Гиляровский кивнул, пряча улыбку в усах.
Отредактировано Ромей (16-02-2015 18:40:54)