У коллег, защищающих позицию сотрудничества интеллектуалов и богословов мне видится одна крупная методическая ошибка - они считают, что это надо делать при монастырях, при "центрах православия". Я выскажу имхо, но нет, вот именно там как раз в этом нет никакого смысла. Развивать интеллектуальное богословие и ковать подобные кадры надо не в монастырях, до "духовных достижений" коих широкой общественности нет никакого дела. Кого волнует, сколько святых старцев живет там в уединении? Да никого, пусть простят меня верующие и воцерковленные коллеги. Горожане, посадские, т.е. целевая аудитория ГГ их не видит и не знает. В лучшем случае, известно что они просто есть. Те же, кто реально известен людям, те, кто постоянно работает с народом - это не монахи, а белое духовенство, мирские священники, которые живут в городах. Именно они должны иметь наибольшее влияние на умы целевой аудитории, именно с ними надо в первую очередь работать в направлении повышения грамотности и интеллектуального уровня. Потому, университеты надо делать в городах и городах значимых, или в непосредственной близости от них. Соответственно, желательна близость епархиального центра, чтобы поддерживать постоянную связь не со святыми отшельниками-затворниками и т.п., а с реальной церковной жизнью, с последними событиями в этой области, держать руку на пульсе, если уж хочется взаимоконтроля, взаимодействия, взаимопроникновения и сотрудничества. В университетах при монастырях нет никакого смысла. Это приведет только к отрыву интеллектуальной элиты, и научной, и церковной, от реальной жизни и от целевой аудитории; к самоизоляции по сути, чего, имхо, допускать нельзя.
Потому, при всем уважении к коллегам, ни Сергиев Посад, ни Звенигород, ни что-либо подобное не подходят, ИМХО. Москва (Подмосковье), Ростов, Суздаль, в меньшей степени - Тверь или Владимир. Никак иначе.
Впрочем, вряд ли дело ограничится одним заведением. Рано или поздно, универы появится во всех упомянутых точках.
Отредактировано Леонард ви Британния (20-10-2015 00:21:10)