Сравнивая «параллельные» реальности.
О событиях 16 марта 1978 г. нашей истории в «околополитбюро» я в прошлом ноябре уже упоминал. А вот что происходило в последующие дни (выдержки из дневников А.С. Черняева, заместителя заведующего Международным отделом ЦК Б.Н. Пономарёва), болд и курсив - мои:
Суббота, 25 марта 78 г.
Москва, Старая площадь, здание ЦК.
Несколько дней ломали голову [в Международном отделе ЦК], поздравлять или не поздравлять французов с выборами (на парламентских выборах в марте 1978 г. союз левых партий, коммунисты + социалисты, получил ровно столько же голосов избирателей, сколько союз голлистов и центристов. – Д.А.)... да к тому же еще целыми полосами в «Юманите» (газета французских коммунистов) каждый день долбают нас за лишение гражданства Ростроповича и Вишневской...
...Б.Н. [Пономарёв] правильно рассуждает: не доложим в ЦК, никто там, в верхотуре и не чихнет по поводу французов. Их выборы - до лампочки, как и многое другое. А доложим - начнутся колебания, суждения. Время идет...
Б.Н. [Пономарёв]... волновался все по поводу приезда группы американских конгрессменов (Американские «голуби»? – Д.А.). Едут туристами, но хотят встреч с Брежневым, Громыко, Устиновым, Огарковым и т.п. Шитиков (член Президиума Верховного Совета СССР) и Корниенко (теперь первый зам МИД'а, быстро усвоивший хамскую манеру своего шефа) решили не «лизать жопу» (так Шитиков выразился в разговоре с зав. нашим американским сектором Мостовцом). Не захотели даже посылать наших депутатов встречать американцев в аэропорт, не говоря уж о том, чтоб сопровождать их в Ленинград и Киев. Арбатов (директор Института США и Канады) мне пожаловался, я - Б.Н.'у. Тот раскипятился. Шитикову я продиктовал, что надо делать и всерьез. Он трепыхался, но подчинился. А Корниенко по поводу «корректив» секретаря ЦК заявил мне: я считаю это совсем ненужным и неправильным, но поскольку я не вижу особых политических (!) причин возражать, я не буду всего этого опрокидывать. Это говорится об «указаниях» Секретаря ЦК! Я перешел на басы. Но дело не в этом: особо приближенные (к Громыко) чувствуют такую крышу над собой, что для них даже верхний эшелон партийного руководства - нуль без палочки.
...поскольку я знаю и сам видел, что ездят десятки наших высокопоставленных чинов, смотрят, обещают, уезжают, а через месяц-два туда же приезжают другие, уезжают с тем же. Англичан это сначала удивляло, а потом привело в бешенство. На днях, инструктируя делегацию «Великобритания - СССР», собравшуюся в Москву, один зам. Оуэна (министра иностранных дел) велел им исходить из того, что документы, подписанные в 1975 году «Вильсон-Брежнев» можно считать «мертвой буквой».
Так вот: так как этот Беляк (Беляк К.Н., министр машиностроения для кормопроизводства) собрался ехать туда же, где в ноябре мы были с Кунаевым (глава Казахстана, член ПБ), я выразил сомнение. Здоров (зам. зав. Отдела машиностроения ЦК), с которым мы знакомы лет 20, сказал: «Знаешь что, Анатолий Сергеевич, не выпендривайся. Так было - так будет. И не только в Англии. Ты в курсе, откуда взялся этот новоиспеченный Беляк, министр без министерства? Нет? А я в курсе! И не советую тебе лезть в это дело...» «Взялся» он от Самого.
Суббота, 1 апреля 78 г.
Там же.
...Вообще-то говоря, всем всё надоело и почти никто не в состоянии заставить себя действительно серьезно относиться к делу.
Ибо не делается главное дело страны. А онанизмом никто не хочет заниматься.
Леонид Ильич поехал поездом по Сибири и Дальнему Востоку. Может быть, действительно, чтоб попугать обнаглевших китайцев («неразумных хазаров»), а может быть, чтоб имитировать руководство «главным делом страны». ...Брежнев в Кирове, Тюмени, Новосибирске на встрече с обкомами «высказывает указания» (термин из газеты): что весной надо хорошо сеять, что технику надо готовить заблаговременно, и т.п. А первые секретари благодарят за ценные советы. (Но посмешище в том, что если эти первые секретари сами не догадываются, что надо «хорошо сеять», их давно бы надо прогнать.)
Сегодня (в Красноярске) появилось еще одно культовое выражение «Это вам мой наказ», - сказал Леонид Ильич жителям города...
...Кажется, уже все Геркулесовы столпы политической пошлости давно пройдены, но...
Воскресенье, 16 апреля 78 г.
Там же.
...Очень встревожил меня один момент, который ненароком вылез в разговоре с Блатовым (помощник Брежнева). Поскольку мне уже известно, что на съезде комсомола будут важные вещи по разоружению, а интервью будет позже, я спросил, как с этим быть. Блатов начал мямлить: мол, вот разослали по ПБ уже несколько дней назад, реакции пока никакой. Предложения там очень важные, как еще к ним отнесутся.
Что происходит? С каких это пор начинают сомневаться, что кто-то не поддержит предложений, изложенных в тексте, разосланным самим Брежневым??
...Но самое главное - чем он [Блатов] занимается! Стол завален шифровками. Звонит ему, судя по всему, Галя (наперсница-стенографистка), неотступно находящаяся при Л.И. (Брежневе), звонит с дачи, как я понял, из Завидово. Он ей медленно выдиктовывает кое-что (по его мнению, самое существенное) - minimum minimorum из весьма некоторых телеграмм. Для доклада, если ей удастся улучить момент. Например, он ей сообщает, медленно диктуя: Штоф (премьер ГДР) в тайне от Хоннекера и др. своих коллег сообщает о решении ПБ СЕПГ (принятом без него, Штофа) с предложением к КПСС - отказаться от привилегированных цен, по которым оплачивается пребывание наших войск в ГДР; поднять цены на урановую руду, поставляемую заводом «Висмут» в СССР.
Или: Живков (глава Болгарии) в разговоре с Катушевым (зам Пред. Совмина, бывш. Секретарь ЦК) обращается с драматическим призывом спасти Болгарию от финансового банкротства. Мол, чтобы расплатиться с Западом по долгам, болгарам надо увеличить годовой экспорт туда на 33 %. Это немыслимо. У советских товарищей, мол, мы знаем, создается впечатление, что болгарское руководство не справляется со своими обязанностями, заваливает экономику и т.д. Пусть, мол, так. Но с нами или без нас (!), - мы, мол, готовы уйти, - но многомиллиардный долг остается, и Болгарии надо помочь.
И сколько таких дел на день! Заключенных в шифровки, из которых докладывается, может быть, сотая часть. А за этим ведь проблемы исторические, судьбы содружества и т.п.
... Если так, то маразм, значит, вступил в последнюю фазу. И это уже совсем не «лично». Это «общественно»...
Поскольку в «Мире Квинта Лициния» Брежнев ведёт себя гораздо адекватней, имитацией деятельности, вроде, не занимается и подобного маразма, скорее всего не допускает, складывается впечатление, что основание «ледового затора на политическом русле» ГГ удалось, таки, расшатать. А судя по эпизоду встречи с Канторовичем, ГГ всерьёз замахнулся и на расчистку «экономического русла».
Отредактировано Дмитрий Александрович (09-09-2017 13:09:18)