Продолжение:
Глава 11
- Здравствуйте, Степан Осипович, проходите. Вам чаю, кофе или похмелиться? Судя по вашему виду, вы еще вчера отметили день глубокой скорби в связи с безвременной кончиной нашего незабвенного генерал-адмирала. Хорошо хоть погуляли-то?
- Э… ваше величество…
Макаров был явно растерян, что вообще-то случалось с ним нечасто. Но наверняка подобные речи ему приходилось слушать еще реже, а от столь высокопоставленного лица – и вовсе никогда.
- Ладно, адмирал, не смущайтесь, это я так шучу, хотя, конечно, в каждой шутке всегда найдется доля правды. И, значит, в связи с этим нам с вами предстоит обсудить два вопроса. Первый – как будет в дальнейшем развиваться российский флот. И второй – под чьим руководством, ибо Чихачева давно пора снимать. Начнем, пожалуй, с первого. Я тут просмотрел все наши кораблестроительные программы и впал в тягостное недоумение. Они составлены так, будто у русского флота есть выход в мировой океан.
- Ваше величество, но ведь наши корабли давно бороздят просторы…
Я с трудом удержался от того, чтобы продолжить - «Большого театра», но вместо этого подтвердил:
- Конечно, бороздят. Пока им это позволяют. Но даже в мирное время военные корабли из Черного моря в Средиземное пройти практически не могут. После начала войны с кем угодно такой проход будет полностью исключен. На Балтике чуть получше, но в случае войны хоть с Германией, хоть с Англией с выходом из моря тоже станет нехорошо. Во Владивосток поди еще доберись, да и нет там никакой промышленной базы. Но даже если мы на это наплюем и будем содержать там сильную эскадру, то у нее возникнут серьезные трудности в случае войны с одной только Японией. А если Японию поддержит Англия, что вполне вероятно, то наш флот будет заперт там не хуже, чем в Черном море. То есть сейчас российские корабли базируются в трех лужах. Первая закупорена наглухо, вторая почти наглухо, третья в ближайшем будущем может стать аналогом второй. Чтобы в таких условиях наш флот мог на равных сражаться с флотами вероятных противников, нам нужно поддерживать даже не двойной стандарт, как англичанам, а тройной. России такого не вытянуть при всем желании.
- Рад, что вы это понимаете, государь. И каков же, по-вашему, выход?
- А по-вашему?
- России нужен незамерзающий порт на севере. На Кольском полуострове есть места, свободные ото льда круглый год. Например, Екатерининская бухта.
- Знаю, - подтвердил я и разложил на столе карту. – Еще с детства.
Правда, я не стал уточнять, что это произошло еще в первом детстве, когда была прочитана книга «Два капитана». Городок Полярный, где во втором томе воевал Саня Григорьев – это как раз Екатерининская бухта.
- И вот что я по этому поводу думаю. Екатерининская бухта была выбрана поморами потому, что туда удобнее добираться с моря. Нам же надлежит заботиться и о доступе по суше. Вот здесь, по-моему, вода тоже не замерзает, но дотянуть железную дорогу будет проще.
Я потыкал карандашом в то место, где на картах моей прошлой жизни был Мурманск.
- Или вот здесь.
Теперь карандаш уперся в еще не существующий Североморск.
- Необходимо срочно послать экспедицию для тщательной разведки тех мест, и заниматься этим лучше всего вам. Возьметесь?
- С радостью, ваше величество! Я, честно говоря, боялся, что вас придется в этом долго убеждать.
- Как видите, убедиться в очевидном я могу и сам. Теперь далее. Порт будет нуждаться в большом количестве угля. Везти его туда с Урала или Юзовки – далеко. Но неподалеку находится остров Грумант, он же Шпицберген. То, что там есть уголь, местами аж выходящий на поверхность, знали еще в семнадцатом веке. Я сильно подозреваю, что скоро к нему протянут лапы англичане или американцы. А раз так, то первой должна начать разработки угольных месторождений Груманта Россия. То есть нужна еще одна экспедиция, и ее организацией тоже лучше заняться вам. Дипломаты же пока подумают, под каким соусом Россия объявит Грумант своим исконным владением. Но и это еще не все. Представим себе, что железная дорога на Кольский полуостров проложена, порт построен, уголь исправно везется с Груманта. Чем это может помочь освоению Дальнего Востока и Сибири?
- Нужно разведать Северный морской путь!
- Ну вот, только собрался начинать бояться, что вас в этом придется долго убеждать, а вы уже и сами справились. Да, именно Северный морской путь, причем проходимый за одну навигацию. Для этого нужен корабль особого типа – ледокольный, имеющий специальную форму носовой части и ломающий лед своим весом. Насколько я в курсе, такой четверть века назад построил какой-то купец, и этот кораблик зимой ходил от Ораниенбаума до Кронштадта.
- Совершенно верно, ваше величество. Пароход назывался «Пайлот», а переделал его из буксира судовладелец Бритнев. Потом в помощь «Пайлоту» были построены еще два подобных – «Бой» и «Буй».
- Представляю себе, как должен был называться третий пароход в этой серии, - усмехнулся я. – Но мы сразу начнем строить гораздо больший, примерно десяти тысяч тонн водоизмещением. Думаю, что постройку лучше всего поручить Титову, а вы будете его при необходимости консультировать. Я, наверное, тоже, во всяком случае по двигателям и электрике. И, наконец, примерно посередине северного пути нужен еще один порт с запасами угля. Наверное, он должен располагаться где-то в районе устья Енисея. Вот видите, Степан Осипович, сколько всякого на вас придется взвалить? Так что подумайте о помощниках.
- Это конечно, но где же вы на все это денег-то взять? Никакого золота с Аляски тут не хватит.
- На данный проект пойдут деньги, сэкономленные на кораблестроительной программе. Какие корабли сейчас самые дорогие?
- Разумеется, броненосцы.
- Вот их мы пока и не будем строить. Во-первых, потому, что пока еще не определился тип подобного корабля. Это богатые англичане могут сначала настроить казематных броненосцев, потом решить, что башенные будут лучше. Построят их и убедятся, что с башнями тоже не все в порядке, да и получается слишком дорого, и примутся за барбетные. Сейчас уже поговаривают о некой облегченной и удешевленной серии – наверняка в конце концов вообще получатся полные ублюдки. Не вижу никаких причин для России участвовать в этих метаниях. Это одна причина, но есть и другая. Я считаю, что на нынешнем этапе линейные корабли нам вообще не нужны. Точнее, не нужны за те деньги, которые они стоят.
- Не могу с вами согласиться, ваше величество.
- Хорошо, тогда давайте рассмотрим задачи броненосцев. В обозримом будущем мы не собираемся ни с кем устраивать эскадренных сражений в океане. Нам не больно-то нужно где-то там, вдалеке, демонстрировать флаг именно на этих громадинах, крейсера тоже сойдут. Наконец, у России нет жизненно важных морских торговых путей, для охраны которых нужны броненосцы. И что остается? Только борьба с подобными кораблями противника у наших берегов. Однако для этого можно применить и другие средства.
- Ваше величество, вы, кажется, исходите из того, что Россия всегда будет оставаться второстепенной морской державой.
- Нет. Но до решительных схваток с сильным противником в океанских просторах еще далеко. К тому времени все построенные сейчас линейные корабли успеют безнадежно устареть, а порты, береговые батареи, угольные станции, железные дороги и инфраструктура Севморпути останутся. Вот именно этим сейчас надо заниматься в первую очередь. Хотелось бы, конечно, всего и сразу, но так не бывает. Чтобы что-то получить, обычно приходится чем-то жертвовать.
- Жалко броненосцы, - вздохнул Макаров.
- Да, птичку жалко, - с ностальгией подтвердил я. Правда, без положенного по сценарию всхлипывания.
- Простите?
- Не обращайте внимания, это я так, вспомнил один эпизод, к делу не относящиеся. И не волнуйтесь, будут вам еще броненосцы! С восемью, а то и десятью двенадцатидюймовыми орудиями, вовсе без вспомогательного калибра, но зато вместо противоминного – универсальный миллиметров сто двадцать. С хорошей броней, водоизмещением двадцать тысяч тонн и скоростью двадцать два узла. Хоть и не завтра, но вы такие корабли точно увидите – если, конечно, будете соблюдать хоть самый минимум необходимой осторожности.
- И вы тоже, ваше величество.
- В каком смысле?
- Если вы вдруг позволите кому-то организовать вашу безвременную гибель, то сомневаюсь я, что мне доведется увидеть подобные корабли.
- Постараюсь не позволить, - вздохнул я. – Но давайте вернемся к теме сегодняшней встречи. Кто, по-вашему, сможет наилучшим образом управлять морским министерством в свете только что мной изложенного?
- М-м… пожалуй, контр-адмирал Тыртов Павел Петрович.
Имя мне было совершенно незнакомо – я его не слышал ни в той, ни в этой жизни. Поэтому пришлось признаться:
- Что-то я такого не помню. Где он служит?
- На Дальнем Востоке, начальник эскадры Тихого океана.
- Ну, раз вы считаете, что человек справится, то я тоже возражать не буду. Как скоро он сможет прибыть в Петербург?
- Если без дикой спешки, то в середине лета.
- Сойдет, за такое время Чихачев много наворотить не успеет.
- Вообще-то сам по себе он почти ничего не решает. Он слушал, что ему с одной стороны говорил ныне покойный генерал-адмирал, а с другой – что продолжает говорить его секретарь, полковник по адмиралтейству Обручев.
- Ничего страшного, а теперь до прибытия Тыртова пусть послушает, что ему буду говорить я с вашей подачи. Кстати, этот Обручев не родственник начальнику Главного штаба?
- Да, младший брат.
- Спасибо, буду иметь в виду. И последний на сегодня вопрос – довольно деликатный. Вы не обижаетесь, что я не предложил пост морского министра вам?
- Помилуйте, ваше величество, да вы на меня уже столько возложили, что теперь и спать-то придется через день! Нет, такой пост не для меня, особенно сейчас. Ведь морской министр в море не выходит? Ну так я там помру с тоски, в кабинетах-то, а пожить еще хочется. И, возвращаясь к нашим баранам, вы собираетесь в ближайшее время сделать основной упор на минное дело?
Мое ответное «да» было абсолютно правдивым, ибо торпеды сейчас назывались самодвижущимися минами Уайтхеда. И против броненосцев противника будут отличным средством вооруженные ими подводные лодки и самолеты-торпедоносцы. Да и торпедные катера для начала тоже сойдут, ибо нынешние орудия просто не способны переносить прицел с такой скоростью, с какой смогут маневрировать эти малявки.
Разумеется, и все остальное, сказанное Макарову, было правдой. Я действительно собирался разворачивать программу основания Мурманска и освоения Севморпути на деньги, сэкономленные на морской программе. Правда, тут была одна тонкость, на которой я не стал заострять внимание.
В этом году должны быть заложены броненосцы «Сисой Великий» с «Полтавой» на Балтике и «Три святителя» на Черном море. Деньги на них требовались уже сейчас, а на программу освоения севера в этом году понадобится существенно меньше – всего лишь профинансировать две экспедиции Макарова и начало проектных работ по железной дороге Петербург – Петрозаводск. Такой сдвиг по времени будет очень кстати, потому как в результате голода бюджет уже начал потихоньку трещать по швам. Не так давно Вышнеградский даже поинтересовался, не собирается ли мое величество слегка заморозить расходы на строительство Транссиба, начавшееся почти два года назад, еще при Александре Третьем. А то ведь иначе могут и не сойтись концы с концами. Я пообещал, что у нас все сойдется, и вот теперь потихоньку выполнял обещанное.
Чем больше времени я уделял государственным делам, тем сильнее разрастался мой секретариат, и к концу девяносто первого года там работали сорок семь штатных и десятка два внештатных сотрудников. В середине года в нем начали образовываться отделы – в частности, появился небольшой оформительский отдел. Но сидели там отнюдь не художники, как можно было решить, исходя из названия. Задачей отдела было так оформлять вызовы в Петербург вообще и в Гатчину в частности понадобившихся мне людей, чтобы об интересе императора к их персонам знали только они сами. А все остальные считали, что вызов пришел от кого угодно, но только не от меня. Зачем это нужно? Ну, например, возьмем грядущую замену морских министров. Чихачев, узнав, что через его голову в Питер вызван Тыртов, наверняка забеспокоился бы. А так вызов придет из недр его же родной конторы, и беспокоиться нынешний министр начнет только тогда, когда возьмет в руки приказ о своей отставке. Зачем заранее трепать нервы пожилому человеку? Мало чего он сможет натворить, пребывая на посту министра в расстроенных чувствах.
После Тыртова отделу предстояло без привлечения особого внимания вызвать в столицу старшего адъютанта штаба Виленского военного округа подполковника Кондратенко Романа Исидоровича. Раз уж я вынужден заняться флотом, то необходимо обратить внимание и на армию. Но так как сам я человек не военный, причем так было в обеих жизнях, то пусть профессионал сначала создаст небольшое подразделение вроде батальона, которое отработает все те новшества, что потом будут внедряться в армии. И в вооружении, и в тактике, и во всем прочем. Назовем это батальоном особого назначения, сокращенно осназ. Заодно у меня появится поначалу небольшое, но все-таки полностью мое личное войско. Потому как лейб-конвой Черевина – он, конечно, тоже мой, но все-таки не совсем. А уж про лейб-гвардию и говорить не хочется. Она сама никак решить не может, кому служит – мне, России или дяде Володе.
Само собой разумеется, про воздушный флот я тоже забыть никак не мог, и теперь раздумывал, где будут находиться две его базы. Почему две? Да потому что, как правильно в свое время подметил Ники, авиация и аэронавтика – направления довольно-таки разные. И Залесье, где сейчас базировались и авиа, и аэро отряды, в качестве любой главной базы не годилось – в первую очередь из соображений трудности поддержания должной секретности. В этом смысле хуже было бы только в случае базирования отряда на Дворцовой площади. Почти каждый мог подойти к ограде летного поля и сколько угодно пялиться на происходящее там. Нет уж, пусть здесь так и остаются четыре дельтаплана, два учебных летающих паровоза Можайского и тепловой дирижабль, капитальный ремонт которого уже почти закончен.
Следующие дирижабли будут базироваться где-то в другом месте, а в качестве газа станут использовать водородно-гелиевую смесь в соотношении пятнадцать к восьмидесяти пяти. И главным секретом будет не их конструкция или летно-технические данные, а то, что внутри у них не чистый водород. А в основном гелий, который мы уже научились добывать из монацитового песка.
Насчет авиации – ну не вечно же моим орлам летать на небесных паровозах! Луцкой уже впрягся в разработку пятицилиндрового звездообразного движка по мотивам М-11 другой истории, и я надеялся, что максимум через год такие моторы пойдут мелкой серией. Так вот, даже их звук будет секретным, не говоря уж о внешнем виде, а это значит, что новый аэродром нужно строить там, где чужие по определению не ходят.
К счастью, никаких кадровых перестановок для развития воздушного флота не требовалось – Можайский вполне справлялся со своими обязанностями и помирать совершенно не собирался.