Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Д. М-- Ледяной маг. Свиток 2.


Д. М-- Ледяной маг. Свиток 2.

Сообщений 461 страница 470 из 494

461

Глава 20
Фанатики – это люди, которые интенсивнее умирают, чем живут.
Жарко Петан, писатель
Посольство отправилось, а мы остались. Рарог готовится к дальнему путешествию, а я вот решил развеяться и выбрался на охоту. Помните, как я описывал нашу охоту? Так вот, княжеская – сильно отличается, начиная с того, что одному или вдвоём с приятелем уже не выйти. Да и идти было бы уж очень долго. Так что едем, давно уже пришлось выучиться ездить верхом на лошадях. Не сказать, чтобы это заняло очень много времени, но и не так, чтобы мало. Для князя навык обязательный, показатель статуса и богатства, чем роскошней конь и дороже сбруя – тем богаче князь. А раз тот богат, то и люди при нём не бедны. Так что выезжаем как на битву, только на охоту.
Снаряжение, кстати, хоть и полегче военного, но кольчугу, например, надеть надо обязательно. Впрочем, на мне чешуйчатый доспех, мне как-то привычней. Из оружия с собой рогатина и кинжал, меч и щит на охоте ни к чему. Даже если она на медведя или кабана. Вепри тут, однако, встречаются размеров весьма впечатляющих, с немалой длинны клыками. Правда, кинжал такой, что вполне может сойти за короткий меч, ну да ладно, традиция есть традиция.
На второй день загонщики выгнали на меня со свитой стадо кабанов, и секач кинулся как раз ко мне, да проворно так, что вместо того, чтобы угодить под лопатку, рогатина скользнула по хребту и воткнулась ему в спину. Зверя эта рана только разозлила и, завизжав, он поддел коня под брюхо. Конь такой подлости не ожидал и, крича, как могут только кони, завалился набок. Я не успел спрыгнуть, и лошадиная туша прижала ногу, самостоятельно из такого положения освободиться я точно не мог, а кабан решил окончательно разделаться с обидчиком. То есть со мной. Однако именно на такой случай и нужна свита. Подскочил один из бывших со мной воинов и, уперев рогатину подтоком в землю, принял зверя на рожон. Искепище выдержало яростный напор секача, и постепенно зверь сдался и лёг. В это время пара детских помогли мне выбраться из–под павшего коня. Брюхо его было распорото мощным ударом длинных клыков вепря.
Я, конечно, мог и магией приложить кабана, но нужно же и собственные навыки иногда использовать. В смысле чисто физические, боевой маг хилым быть не может по определению.
Этот случай не утолил азарта, но на всякий случай решил дальше охотиться пешком. Кабаны ушли, новых не предвидится, и потому решили поискать медведя.
Как ни странно, нашли и даже благополучно вышли. Мишка драться не хотел, а хотел уйти от шумных людей и собак и спокойно попастись в ягоднике. Осенью медведь ленив и толст, он готовится к спячке и усиленно питается, а потому держится подальше от всего, что может помешать ему в этом благом деле. А если медведь не хочет драться – он убежит. Бегают они быстро и при этом на удивление тихо, так что если он не захочет, то его и не услышать. Вот и этот сбежал. Впрочем, я не расстроился, потому что через некоторое время на нас выскочил совершенно озверевший лось.
Лоси во время гона бросаются на всё, что движется. Агрессия из них так и прёт, а зверь немаленький, одно копыто размером с братину. Если по голове попадёт, мало не покажется, да и бывали случаи, когда сохатый напором груди ломал искепище, а его сломать вовсе нелегко, всё же рассчитано на напор медведя. Лося я благополучно взял сам, помощь со стороны не потребовалась. Заодно мои сопровождающие набили кучу боровой и прочей дичи, уток так просто какое-то огромное количество. Эта птица такое впечатление, что не боится вообще ничего, и, бывало, садилась на воду буквально шагах в двадцати от нас. Из лука подстрелить её – раз плюнуть.
Потешились охотой, да и вернулись домой. А тут Забава призналась, что нынче в тягости. Так что теперь ждём первенца. Мальчик или девочка, мне без разницы, я любого пола ребёнку буду рад, однако же ближники говорят, что хорошо бы парня. Тут на мужчинах всё, они во главе рода стоят и ими род крепок.
– Надо бы и Рарога оженить, – Забава моя полна решимости не дать угаснуть роду пришельцев в этом мире.
– Случись что, так хоть детки останутся, а не только одни печи да крепость его распрекрасная.
В чём-то она права, мужчины здесь часто гибнут молодыми, оттого и стараются родители их оженить пораньше, чтоб род не прервался. Оттого же семьи, в которых много детей, счастливыми почитаются. Я с этим делом согласен, однако как заставить Рарога жениться? Он же взрывной и горячий как его пламя, попробуй намекни, делает вид, что намёков не понимает, а если напрямую сказать, так ещё обидится чего доброго.
***
Интерлюдия. Один купец издалека
Араш Ахмади никогда не считал себя особо удачливым человеком и с этим его мнением согласились бы многие. Осиротев в малом возрасте, он был взят дальним родственником в услужение, что только и помогло выжить, но сама жизнь была нелегкой. Огромными усилиями и немалым риском перс смог выбиться в люди и стал купцом в память об отце. Хотя именно торговые дела того сгубили, почесть память предка Араш считал необходимым.
Но молодому торговцу не везло, часто ему приходилось голодать – настолько плохо временами шли дела, не раз он оказался ограблен, несколько случаев чуть не окончились его смертью. Из-за неудачного торга погиб единственный человек, которого Араш мог бы назвать другом… Как будто мир задался целью сломать волю несчастливого перса. Или его проклял лично Ахриман.
С такой жизнью Араш подумывал принять популярный в последнее время в Иране ислам. Мусульманам воспринимать судьбу легче, да и глядишь, если молодой купец все-таки был проклят кем-то из зороастрийских богов, то уход к Аллаху его от такого освободит. Не властны боги над посвященными другой религии.
Но перед тем, как оставить отчую веру, Араш решил рискнуть еще один, последний раз. И отправиться в далекие земли Гардарики[80], что лежат у северных морей. Фантастические, а порой жутковатые слухи, доходившие оттуда, обещали многое, но и опасность была велика!
Араш, тем не менее, решился. Остатков золота хватило, чтобы организовать поход с товаром, а там, глядишь, и расторгуется. В свою удачу перс не верил, но и боги там ему точно не помешают. Далеко от них, а славянским должно быть все равно.
Вариантов дороги было не много, но идти до ромеев и плыть потом морем точно не хотелось. Разгул пиратства вдоль европейских берегов ужасал. О зверствах нурманнов ходили легенды, жутковатые, и руяне с бодричами от них не отставали. Впрочем, их всех окрестили одним словом – викинги. В последнее время, говорят, они притихли, да больше стали охранять морские караваны – за соответствующую плату – но все равно не хотелось. Тем более, что путь через хазар был уже частично знаком.
Там, правда, уже ходили слухи о войне с теми самыми словенами, но пока только слухи. Миновав хазар, полян, в конце пути караван подошел к границам владений словенских князей. И на все про все ушло всего четыре месяца.
На удивление порядка тут было много. И караванная тропа, проторенная к Изборску, была удобной. Местные жители считай кормились с нее. Но Араш подумал и решил отвернуть северо-восточнее, до города, что назывался Чистым. Именно оттуда расходились те, заинтересовавшие его слухи.Тем более что сам Ахурамазда заповедал чистоту и купцу название города показалось символичным.
Тропа до владений князя Мороза тоже была торной. И через пару дней караван наконец добрался до точки назначения.
На удивление, все пошло хорошо, нет, даже отлично! Привезенные товары, особенно всякие диковины для этих мест жители Чистого восприняли очень хорошо, что важнее, у них было серебро и золото, дабы покупать все, что было у Араша. Сам купец с огромным удивлением обнаружил, что слухи не лгали. Оружия и брони из стали тут было немало и все было дешевым. Даже неприлично дешевым по мнению перса, но он не возражал. Да что там! Радовался.
Всяких диковин, что хорошо пойдут уже у него на родине, тоже оказалось много. И цены отнюдь не кусались.
От такого везения Араш даже напрягся, все ожидая очередного удара судьбы, но тот все не происходил. А потом… потом случилось нечто, что разделило всю жизнь перса на «до» и «после». И сделало все, что случалось раньше, столь несущественным…
Сей град, Чистый, был вотчиной князя Мороза, про которого Араш успел наслушаться разного, чему, впрочем, особо не верил. Но также в этом городе очень часто появлялся другой князь, близкий друг местного правителя, его соратник и дорогой товарищ. Один из таких визитов пришелся на пребывание Араша в Чистом, и купец решил воспользоваться моментом, чтобы внимательно рассмотреть Рарога Любшанского. Чего перс не ожидал, так это того, что маги решат продемонстрировать свое владение мистическими силами. И если Мороз никак особо торговца не взволновал, то пламя Рарога что-то изменило в сознании огнепоклонника.
В этот момент Араш обрел просветление. Понял, насколько неважным было все его прошлое, и осознал свое истинное предназначение, смысл всего его существования!
Молодой фанатик с истинной верой внимал словам и действиям своего бога, и даже слова Рарога о том, что он совсем не бог, не помогали.
А потом они вместе отправились в Иран. И не было у мага последователя верней.
***
Рарог, огненный маг
Четыре месяца пути, четыре месяца! Такой длинной дороги у меня ещё не было. Мы вышли с караваном единственного персидского купца, что оказался в Чистом, и ведь надо же было ему увидеть нашу с Морозом тренировку! Горожане-то к таким штукам давно привыкли, и не пугались, и не восторгались уже, ну так кто обыденному восторгается? А вот перс как увидел мои упражнения с огнём и всё. Готов фанатик. Он, похоже, решил, что я первый саошьянт и принесу величие и благодать на земли Персии. Ну и заодно восстановлю учение, данное Заратуштрой[81]. Понятия не имею, как то учение восстановить. Не, я не против, чем могу – помогу, но какую благодать может принести огненный маг кроме разрушения? Сталеварению я тех персов точно учить не буду, мне тогда любшане не простят, да и в Чистом не похвалят. Конкуренты особо никому не нужны. Ну да может, что подскажут волхвы? Должны же они оправдать свою репутацию как собиратели мудрости… Правда ещё, чтобы сойти за своих среди персов, пришлось научиться носить седре и кошти[82] и даже по разным поводам кошти перевязывать. Волхвы не особо одобрили, но и ничего не сказали.
Путь наш не слишком ровный и точно не усыпан цветами. Отправились мы, как заведено на Руси, кораблями. Пришлось и на волоках пешком пройтись… и немало, потому как волок не один, а уж как пошли по реке, что называется Волга или по-другому ещё Итиль, так начали кочевники наскакивать. Оно считается, что огузы и печенеги[83] подчиняются хазарам, а с хазарами у нас сейчас мир, но на самом деле они слушают только своих племенных вождей, а те пограбить не дураки. Но обычно хватало пары залпов из луков, да изредка одного-двух файерболов.
Наш мазда ясна[84] пытается научить меня читать на авестийском, чтобы я сам мог понимать священные тексты, должен сказать, что алфавит не сложнее наших рун, так что, думаю, к концу путешествия научусь. Плюс к этому он постоянно читает мне авестийские гимны, что довольно утомительно, но всё же нужно.
Кроме того, как повелителя огня, он меня считает ещё и воплощением Аша Вахишта[85], как такая каша умещается у него в голове и какая в этом логика – мне так непонятно.
Дни тянутся за днями, а мы проходим верста за верстой по великой реке, даже на родине я таких рек не видел. У нас они поменьше, зато их больше количеством. Почти как на Руси.
Прошли город Итиль, сейчас это столица хазар, те сначала пытались заставить нас заплатить за проход, но когда узнали, чьи корабли идут караваном, сразу отстали. К кагану в гости, как ни странно, не приглашали. Через некоторое время мы вышли в Хвалынское море[86]. Насколько понятно из рассказов путешественников, это скорее огромное озеро, чем море, ну да местные гордятся, что живут именно у моря.
Пришли мы по морю в Дербент, великий город, запирающий путь в земли хазар и заодно к нам, на Русь. Стены его высоки и очень немалой толщины, даже мне, думаю, было бы затруднительно что-то с ними сделать, разве что вдвоём с Морэзом может что-то сотворили. Закрепились арабы в городе не так уж давно и собственно мусульман тут не так много ещё, а уж мавров и вовсе крохи. От имени арабского шаха правит тут наместник, причём выбранный из местных князей. Также в состав его владений входит Албания и армянская область Сюник и Тифлис, всё это один из районов наместничества Арминайя. Кстати, арабы перестроили в мечеть древний храм, что не могло понравиться персам. Восстаний было много, но все их подавляли, однако если немного помочь, то ислам, может, и вытеснят из этих мест.
Впрочем, наша дорога лежала дальше и теперь караваном по суше. Путь наш лежит к городу Агда[87], в котором живёт самое большое количество бехдин[88] в этих землях. Наш проводник твёрдо решил привести меня в храм священного огня, чтобы я пообщался с магупати[89] и прочими жрецами тоже. Всё же живого символа веры нет ни у мусульман, ни у христиан, а потому персы получают преимущество в проповедях. Однако же быть символом веры мне не нравится, волхвам моя роль не нравится тоже. Думаю, переговоры будут вести они, моё дело – зажигать огонь.

                                        Тем временем в Чистом.

Посольство хана Тукыя больше напоминало караван , столько груза везли они с собой.На постоялом дворе они естественно все не поместились и потому большая часть обоза расположилась лагерем за пределами внешних городских ворот.Тем более что всю охрану в город никто пускать и не собирался , тем более что с отъездом Рарога забот у меня прибавилось.Мало мне было постройки городских стен , так ведь всё производство тоже на мне. А ведь зарядка многочисленных артефактов тоже отнимает силы и время.Только то и пользы что это отличная тренировка резерва.
Так что собственно посольство смог принять через неделю. Поскольку положение обязывает , то дворец пришлось строить даже раньше чем новые стены. Правда большая часть его ещё в процессе — однако зал приёмов выстроили в первую очередь.А живу я пока в старом тереме , но послам об этом знать незачем.
Посол как полководец вошел в зал во главе своих людей.Вслед за ним внесли сундуки с подарками.Собственно поднесение даров-это при представлении посольства практически ритуал.Принимающей стороне , если не желает испортить отношения с прибывшим « голосом хана» , положено отдарится. Причём богатство отдарка говорит о богатстве и силе князя.Однако же отдарок не должен быть ценнее даров посольских.А потому что привезено в дар оглашается заранее.
Привез в дар от хана посол его Шимун  серебро арабское и камни драгоценные индийские , а также сафьян и юфть что выделывают  сувары в больших количествах.Большое количество меди , видимо прознал хан про некоторые наши нужды.
Отдарился несколькими комплектами лат и изделиями из стали в основном сельскохозяйственного назначения.Однако же для самого хана подарил парные саблю и кинжал.
Вручил мне посол и свиток послания. Впрочем написано это послание на арабском , а эти закорючки у нас никто не понимает.Так что пришлось верить на слово тому что озвучил Шимун.
Хан же предлагал союз и торговлю.Я так погнимаю что сил у него чтобы воевать с хазарами у него нет , но с нами ему тоже воевать резону нет.Как по мне-так торговать тоже лучше чем воевать.тем более что продать нам сувары могут много чего хорошего.Да хоть ту же пшеницу , которой у них много и которую они будут продавать нам охотно.
Опять же меди у них немало , а уж та кожа что посол привёз и что у нас те же нурманны продают втридорога идёт на лучшую обувь. Сафьяновые сапоги что на мне-как раз из такой кожи и сделаны.
– Как поживает брат мой , светлый хан Тукый?--вопрос не только ритуальный.Он подразумевает как воспринимает хан меня в иерархии властителей.если посол назовёт меня нижестоящим в семейной иерархии-- например сыном , то значит со мной не слишком считаются , а все подарки-- это попытка откупится от отморозка. Если же назовёт братом или отцом—то признаёт равным или даже высшим.Вообще в приёме посольства нюансов много.Вплоть до того что завуалированно могут предложить подчинится и если согласишься по-незнанию – то сам себе злобный враг.
--Хвала Создателю , всё хорошо.Мой владетельный хан интересуется как драгоценное его могущественных братьев?
В общем-то на ритуальные вопросы и ответы так же ритуальные.
Над вопросом союза обещал подумать.торговлю разрешил сразу.опять же ритуалы.Сразу на союз соглашаться нельзя , могут неправильно понять.Впрочем и так понятно что сейчас мы сильнее , а потому нам будет во всём благоприятствование.Тем более сувары заинтересованы в тех инструментах что делают Рароговы кузни. Однако сталь в слитках они будут приветствовать больше.Всё же своих кузнецов у них совсем немало , да и железо своё тоже есть.
Правда такая сталь как у нас – это товар совсем другой категории.куда дороже чем их собственное железо.

80 – Гардарика – с XII века норманское название Руси, известное в Северной Европе в Средние века, в том числе в скандинавских сагах. Термин можно перевести как «страна городов». В реальности книги название появилось на четыре века раньше и в основном случайно. При этом, из-за деятельности викингов распространилось по всей Европе и Ближнему Востоку.
81 – Саошьянт – эсхатологический спаситель в зороастрийской/маздеистской религии, который придет на Землю для окончательной победы добра над злом. Заратуштра – основатель зороастризма (маздеизма) – первой из известных монотеистических религий; жрец и пророк, которому приписывается авторство Авесты – священного писания зороастризма.
82 – Седре – традиционная белая нательная рубашка зороастрийцев (как мужчин, так и женщин), изготавливаемая из одного целого отреза тонкой хлопковой ткани. Седре имеет широкий ворот и минимальные рукава. Всего на ней насчитывается 9 швов, число которых имеет символическое значение. Поверх седре на талии зороастрийцы повязывают главный символ принадлежности к своей религии – шерстяной пояс-кошти.
83 – Печенеги – древний тюркоязычный народ, сформировавшийся, вероятно, в 7-8 веках в бассейне реки Сырдарья и в Приаралье. Скорее всего, изначально печенеги являлись частью огузов.
84 – Мазда ясна – почитатель Ахура Мазды, благого бога в зороастризме.
85 – Аша Вахишта – покровитель огня, божество, олицетворяющее «лучшую правду».
86 – Хвалынское море – старое название Каспийского моря.
87 – Агда – один из наиболее древних городов Ирана, находится в провинции Йезд. В этом городе находился в течение 700 лет священный огонь, пока в 1143 году не был перевезён в город Ардокан.
88 – Бехдин – человек, исповедующий зороастризм. Буквальное значение «благоверный», последователь «благой веры».
89 – Магупати – верховный жрец в храме огня.

+1

462

Кстати булгары -- они же сувары. Они же чуваши, были далеко не все мусульманами. Большая часть по вере ближе к зороастрийцам , правда насчёт признания ими Авесты и обрядов огнепоклонников ничего не известно.

0

463

Книготорговец написал(а):

Кстати булгары -- они же сувары. Они же чуваши, были далеко не все мусульманами. Большая часть по вере ближе к зороастрийцам , правда насчёт признания ими Авесты и обрядов огнепоклонников ничего не известно.

Ну, неплохой шанс устроить политико-религиозную интригу.

0

464

Глава 19
Мировая политика и международные отношения.
Узнали мы, что происходило под Киевом, только когда войско вернулось из похода. Ну, как сказать, вернулось? Просто по дороге части войска отправлялись к себе домой. Правда, руяне, лютичи и бодричи так и дошли до Чистого, там и собрались князья и воеводы на совет. Всё же арабская угроза показалась значительной, куда более значительной, чем даже хазарская. Собственно если арабы сомнут хазар – они и до нас доберутся, а с их непримиримостью воевать нам придётся очень долго. Тогда уж лучше воевать, чем дальше – тем лучше. В мире жить, конечно, лучше, но молодая мусульманская религия с её стремлением к экспансии мира как-то не предполагает.
С другой стороны постоянно содержать немалое войско весьма накладно. А потому надо придумать что-то, что устранит арабскую проблему если не навсегда, то хотя бы очень надолго. Вопрос, конечно, сложный, но, тем не менее, придумать можно.
– Что делать будем, братья-князи? – арабы – противник серьёзный, просто так их от завоеваний не отвадить.
– А что если нурманнов на них натравить? Они пограбить горазды, но и повоевать не дураки. А в войне с маврами и славы снискать можно и богатств взять немало. Халиф богат, очень богат. – Мстивой не в первый раз уже постарался, чтобы воевал за наши интересы кто-то другой. Нахватался у ромеев наверняка.
– Одни нурманны халифа с пути не свернут, тут удар посильнее нужен. – Не хотелось мне этого говорить, но приходится. – Он слишком силен. Однако же если гебры восстанут, а мы им поможем, то, глядишь, и отбросим арабов подальше. А если договориться ещё с императором ромеев о помощи, то можно и загнать их, откуда пришли. У ромеев, понятно, свои интересы, да безопасности империи халифат угрожает сильно. Могут и согласиться, нужен только переговорщик толковый, ну и показать свою силу. Силу византийцы уважают, боятся, правда, но уважают. Да ещё, мыслю я, что надо показать им, что наши интересы устремлены не в их сторону, а совсем в другую. Вот хоть бы в сторону тех гор, что на восход от нас, там вполне могут быть подходящие нам минералы, надо только поискать.
– Людей маловато у нас ещё, да наученных рудознатцев совсем немного. Надо искать таких умельцев да к себе переманивать. Хоть в империи ромейской, хоть у франков. Вот говорят в королевствах гишпанских таких немало и у халифа, кстати, тоже.
– Повоевать халифа, да за его счёт же ещё поднять наши производства? Тоже идея интересная. На то ещё нурманн наших нацелим. Всё равно сбывать награбленное к нам повезут. Так пусть заодно и мастеров к нам везут. Мы для тех мастеров отдельный посёлок построим, а там глядишь – приживутся и учеников себе уже из наших возьмут. Ну или поставить условие освобождения, чтобы с полдюжины учеников выучил, а там гуляй куда хочешь. Всё равно лучших условий, чем у нас, не найти.
– Нурманн-то можно озадачить, невелик труд. А вот делить шкуру неубитого медведя как-то рано. – Мстивой усмехнулся, – лучше подумать, как всё, что мы сейчас напридумывали, выполнить. – На совещание князей он был допущен исключительно по причине немалого жизненного и военного опыта.
– К гебрам, наверное, надо нашего огневика послать. С сопровождением, конечно, они же огню поклоняются, значит, его послушают. Заодно еще и поможет хазарам в войне с арабами. А сам каганат прижмём с помощью гебров, впрочем, за помощь в войне им можно любой договор навязать. Багатур трона лишаться не хочет ни в каком случае. А на его власть, насколько я знаю, уже шад покушается, того и гляди станет ритуальной фигурой. Если кагану помочь, он, глядишь, благодарен будет и нам с того какая польза выйдет. – Словен высказал то, что хотел сказать я, но несколько раньше.
– Поддерживаю. Нам каган, обязанный властью и может даже жизнью, никак не помешает, – обозначил свою позицию я.
– А вот насчёт послать Рарога к гебрам – это, во-первых, надо у самого Ра спросить, он что-то молчит, кстати, а во-вторых, что-то мне кажется, он там таких дров наломать может, что нам это потом ещё долго аукаться будет. Особенно если он восстановит персидскую державу и сам там править начнёт. Уж поверьте, я его дольше всех тут знаю. Гебры же его за бога примут, там любое его слово за откровение сойдёт. Вы что, ещё одну мировую религию создать хотите? – я не зря всё это высказал, Рарог, если его не ограничивать, вполне способен ещё и не то провернуть.
– А что я? Если честной народ попросит, так и поеду! – подал голос Рарог. – Производство у меня налажено, а там может чего интересного узнаю. Про религии тоже, ведь большая часть мировых религий именно оттуда и вышла, кроме разве что мусульманства, но и то что-то мне кажется, что некоторая часть их философии и представлений в основе что христианства, что мусульманства заложены.
– Вполне допускаю. Но вот нам их религии ни к чему! – голос Словена, да и прочих князей союзных был твёрд. – У нас своё представление о мире и о богах и менять их не след! Род того не одобрит и предки так же. (Знал бы он, как дедушку зовут…)
– Но вот сделать какую гадость халифу можно. Уж больно широко шагает, как бы порты не порвались. Так что Рарога ехать надо просить, но при нём уважаемого советника послать. Можно из волхвов.
– Да я не отказываюсь, – Рарог был несколько смущён разгоревшимся спором, – можно и волхва в советники. Они пока что ничего плохого не советовали. Только лучше бы кого не очень старого, потому что, во-первых, старика с места сдвинуть ещё попробуй, а во-вторых, дорога дальняя и не простая. Чтоб не помер в дороге. Можно даже не одного, как они лазутчиков вылавливали, мне понравилось. Вот и со мной тем же займутся, кроме советов.
На том и порешили. Рарог к гебрам поедет, но в сопровождении советников из волхвов. Нурманнов тоже наладим арабов грабить и тем ослаблять. Посмотрим, что из этого выйдет. Ну и некоторую помощь войском для хазар против арабов тоже соберём, но за счёт самих хазар. Они на торговых потоках сидят и денег у них много, вот пусть и платят. Так же решили послать посольство к хану Тукыю, всё же Булгария как раз между нами и хазарами, рядом. Относительно, конечно.
Однако же при этом к булгарам посылать волхва нельзя, они его как жреца воспринимать будут, ну и понятно, что слушать не станут. Нужно посылать человека в возрасте и притом почтенного по их понятиям. То есть либо воеводу, либо купца. Воевод у нас не так, чтобы много, чтобы рисковать хотя бы одним, значит, нужен купец. Тут выбор больше и можно подобрать человека опытного, тем более в нынешние времена купец зачастую и воин.
Таковой нашелся довольно скоро. Купец Годимир был статен, высок ростом и при этом сед, поскольку шел ему шестой десяток, что для этих мест и времени возраст солидный, хоть и не чрезмерно. При том славится купец ясным разумом и хитростью необыкновенной, но при случае и мечом помахать может запросто. Будучи призван к князю, держался с достоинством, но при том учтиво. Для начала решил узнать купец, что князю от него нужно. Узнав же, что хотят его послать на переговоры к хану Тукыю, даже обрадовался.
– Булгария мне знакома, княже. К хану, конечно, пробиться сложно, но ежели послом – то примет. Но жаден Тукый и подарки надо будет слать ему немалой цены. А уж для того, чтобы он войском помог, так и вовсе нужно послать что-то очень ценное. Государство у них не самое большое и не очень сильное, с хазарами тягаться не смогут, но довольно богатое и отпор при случае дадут. Очень много мусульман, оттого влияние ислама на жизнь значительное, но при этом господствующей религии как таковой нет. Привечают всех, особенно сильных и богатых. Если покажем им свою силу – будут очень приветливы и в союз, наверное, вступят. Ближайшие родственники их, огузы или кипчаки, кочуют по степи, но от хазар независимы. Если Хазария падёт, будут править в степи, потому как воинственны и независимы. Довольно многочисленны и есть родственные им царства. На реке Дунай прямо у границ Ромейской империи есть государство родственных им болгар. Управляет им кан[58] Телериг[59], наследник кана Аспаруха. Впрочем, положение его непрочно, и каны там меняются довольно часто. Не удивлюсь, если Телеригу придётся бежать к ромеям.
– Так ведь предыдущие именно к ромеям и убегали. – Мстивой не смог удержаться от ехидного комментария.
– А куда им ещё бежать? К сербам или хорватам? Так у них традиционная вражда. Да и хорваты хоть и успели погреть руки на нашей войне с франками, но больше тяготеют именно к ним. Сербы больше тяготеют к ромеям. Однако многое может измениться в свете нашей вражды с арабами.
– Посмотрим, но силы для борьбы с арабами надо собирать отовсюду. Правда, это не значит, что надо подчиняться тем, кто может помочь.
– А никто и не собирается кому-то там подчиняться, вот если можно подчинить…
– Если подчинить, то разве что франков и лангобардов. Но те сами хотят властвовать. Разве что уничтожить их государства совсем. Можно надорваться. Да и вдобавок заодно тем же арабам поможем. Франки же с ними насмерть режутся.
– А если посмотреть в другую сторону? На восход? Кто у нас там есть? И главное, с кем можно договориться?
– Есть угры, но они разделились и теперь часть их осталась на месте, а другая – ушла на запад. Вроде как дошли до Паннонии[60] и на том остановились. Как в своё время орда болгар хана Аспаруха заняла территорию нынешней Болгарии и благополучно там прижилась. В принципе, можно договориться с кипчаками, но войско из них ненадёжно. Разве что использовать как конных стрелков и только, а тяжелую конницу надо создавать свою. Реки всё же не везде судоходны, а степь велика и без лошадей там не победить.
– Ну что же, я рад, что ты так мудро рассуждаешь. Что потребно – получишь у ключника, из походов, помнится, привезли много чего ценного, так-то оно не слишком нужно, но на подарки сгодится. Возьми ещё, пожалуй, чешуйчатый доспех с зерцалом и меч. Тукыю должно понравиться. Ступай.
Нурманнов уговаривать пограбить и повоевать не пришлось, это в принципе их нормальное состояние. Нужно было только указать цель, и вот в поход отправился целый флот в несколько сотен кораблей. Когда они услышали про богатство халифа, пришлось их ещё удерживать, чтобы не рванули наперегонки.
Проблемы арабам обеспечены. Правда и франкам передышка вышла, но на них одних славян хватит. После того погрома, что мы устроили франкам, у них Вишеслав Хорватский отобрал земли по реке Драва, но как известно, аппетит приходит во время еды и округлить свои владения князь совсем не против. В соседях у него баварцы, так что от таких аппетитов хорват страдать будут именно они, ну и угры в Паннонии, увлечённо режущиеся с остатками авар, добавляют огня во всю эту кашу.
***
Интерлюдия. Размышления хана Тукыя

«Однако сильны словене, такое войско хазарское уничтожили практически. Говорят, там даже пленных почти не было. Но при этом ещё и дальше воевать не захотели. Удовлетворились тем, что стрясли с кагана огромный выкуп, да выданным им Рас-тарханом. Хитры хазары, недаром у верхушки их иудеи в учителях, а те торговцы непревзойдённые. Раса-то всё равно казнить нужно было, а это могло вызвать недовольство тарханов. Теперь его казнят словене, которым он битву проиграл. А каган только был вынужден подчиняться тем обстоятельствам, которые Рас своим поражением создал.
Самое интересное, что нурманны, воевавшие с хазарами, после переговоров нанялись к кагану в войско. Теперь вместо мусульманской гвардии будет северная. Правда, всадники из северян аховые, поляне и те лучше в седле держатся. Бус, кстати, тоже хорош, сразу переметнулся к князьям-колдунам под руку. Ну, слухи ходят, что им оборотни служат. Вроде как они и порвали в клочья Расову рать. Вот теперь и думай, если пойти к колдунам под руку - каган осерчает, а с ним сил нет воевать. А если держаться хазар, могут обозлиться колдуны, ну как на Булгарию натравят оборотней?
Да ещё нашептали мне, что словене не любят что христиан, что мусульман. А в ханстве исламских проповедников как блох на барбоске. Ну как северяне войско пришлют? Знать надо слать посольство и узнавать намерения князей на месте. Но с посольством нужно слать и дары. Да богатые, иначе могут подумать, что я принимаю колдунов за мелких князьков, а такое могут и не простить.
Значит решено: нужно идти в сокровищницу, выбирать дары. Да подобрать в посольство людей умудрённых, с опытом. Чтоб не опростоволосились, но и не потеряли лицо.»

58 – Кан (канасубиги) – один из первых болгарских правителей – «тюрок».
59 – Телериг – правитель Болгарии с 768 по 777 год.
60 – Паннония – римская провинция; регион в центральной Европе на территории современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины.

+2

465

Глава 20
Фанатики – это люди, которые интенсивнее умирают, чем живут.
Жарко Петан, писатель

Посольство отправилось, а мы остались. Рарог готовится к дальнему путешествию, а я вот решил развеяться и выбрался на охоту. Помните, как я описывал нашу охоту? Так вот, княжеская – сильно отличается, начиная с того, что одному или вдвоём с приятелем уже не выйти. Да и идти было бы уж очень долго. Так что едем, давно уже пришлось выучиться ездить верхом на лошадях. Не сказать, чтобы это заняло очень много времени, но и не так, чтобы мало. Для князя навык обязательный, показатель статуса и богатства, чем роскошней конь и дороже сбруя – тем богаче князь. А раз тот богат, то и люди при нём не бедны. Так что выезжаем как на битву, только на охоту.
Снаряжение, кстати, хоть и полегче военного, но кольчугу, например, надеть надо обязательно. Впрочем, на мне чешуйчатый доспех, мне как-то привычней. Из оружия с собой рогатина и кинжал, меч и щит на охоте ни к чему. Даже если она на медведя или кабана. Вепри тут, однако, встречаются размеров весьма впечатляющих, с немалой длиной клыками. Правда, кинжал такой, что вполне может сойти за короткий меч, ну да ладно, традиция есть традиция.
На второй день загонщики выгнали на меня со свитой стадо кабанов, и секач кинулся как раз ко мне, да проворно так, что вместо того, чтобы угодить под лопатку, рогатина скользнула по хребту и воткнулась ему в спину. Зверя эта рана только разозлила и, завизжав, он поддел коня под брюхо. Конь такой подлости не ожидал и, крича, как могут только кони, завалился набок. Я не успел спрыгнуть, и лошадиная туша прижала ногу, самостоятельно из такого положения освободиться я точно не мог, а кабан решил окончательно разделаться с обидчиком. То есть со мной. Однако именно на такой случай и нужна свита. Подскочил один из бывших со мной воинов и, уперев рогатину подтоком в землю, принял зверя на рожон. Искепище выдержало яростный напор секача, и постепенно зверь сдался и лёг. В это время пара детских помогли мне выбраться из-под павшего коня. Брюхо его было распорото мощным ударом длинных клыков вепря.
Я, конечно, мог и магией приложить кабана, но нужно же и собственные навыки иногда использовать. В смысле чисто физические, боевой маг хилым быть не может по определению.
Этот случай не утолил азарта, но на всякий случай решил дальше охотиться пешком. Кабаны ушли, новых не предвидится, и потому решили поискать медведя.
Как ни странно, нашли и даже благополучно вышли. Мишка драться не хотел, а хотел уйти от шумных людей и собак и спокойно попастись в ягоднике. Осенью медведь ленив и толст, он готовится к спячке и усиленно питается, а потому держится подальше от всего, что может помешать ему в этом благом деле. А если медведь не хочет драться – он убежит. Бегают они быстро и при этом на удивление тихо, так что если он не захочет, то его и не услышать. Вот и этот сбежал. Впрочем, я не расстроился, потому что через некоторое время на нас выскочил совершенно озверевший лось.
Лоси во время гона бросаются на всё, что движется. Агрессия из них так и прёт, а зверь немаленький, одно копыто размером с братину. Если по голове попадёт, мало не покажется, да и бывали случаи, когда сохатый напором груди ломал искепище, а его сломать вовсе нелегко, всё же рассчитано на напор медведя. Лося я благополучно взял сам, помощь со стороны не потребовалась. Заодно мои сопровождающие набили кучу боровой и прочей дичи, уток так просто какое-то огромное количество. Эта птица такое впечатление, что не боится вообще ничего, и, бывало, садилась на воду буквально шагах в двадцати от нас. Из лука подстрелить её – раз плюнуть.
Потешились охотой, да и вернулись домой. А тут Забава призналась, что нынче в тягости. Так что теперь ждём первенца. Мальчик или девочка, мне без разницы, я любого пола ребёнку буду рад, однако же ближники говорят, что хорошо бы парня. Тут на мужчинах всё, они во главе рода стоят и ими род крепок.
– Надо бы и Рарога оженить, – Забава моя полна решимости не дать угаснуть роду пришельцев в этом мире.
– Случись что, так хоть детки останутся, а не только одни печи да крепость его распрекрасная.
В чём-то она права, мужчины здесь часто гибнут молодыми, оттого и стараются родители их оженить пораньше, чтоб род не прервался. Оттого же семьи, в которых много детей, счастливыми почитаются. Я с этим делом согласен, однако как заставить Рарога жениться? Он же взрывной и горячий как его пламя, попробуй намекни, делает вид, что намёков не понимает, а если напрямую сказать, так ещё обидится чего доброго.
***
Интерлюдия. Один купец издалека

Араш Ахмади никогда не считал себя особо удачливым человеком и с этим его мнением согласились бы многие. Осиротев в малом возрасте, он был взят дальним родственником в услужение, что только и помогло выжить, но сама жизнь была нелегкой. Огромными усилиями и немалым риском перс смог выбиться в люди и стал купцом в память об отце. Хотя именно торговые дела того сгубили, почесть память предка Араш считал необходимым.
Но молодому торговцу не везло, часто ему приходилось голодать – настолько плохо временами шли дела, не раз он оказался ограблен, несколько случаев чуть не окончились его смертью. Из-за неудачного торга погиб единственный человек, которого Араш мог бы назвать другом… Как будто мир задался целью сломать волю несчастливого перса. Или его проклял лично Ахриман.
С такой жизнью Араш подумывал принять популярный в последнее время в Иране ислам. Мусульманам воспринимать судьбу легче, да и глядишь, если молодой купец все-таки был проклят кем-то из зороастрийских богов, то уход к Аллаху его от такого освободит. Не властны боги над посвященными другой религии.
Но перед тем, как оставить отчую веру, Араш решил рискнуть еще один, последний раз. И отправиться в далекие земли Гардарики[61], что лежат у северных морей. Фантастические, а порой жутковатые слухи, доходившие оттуда, обещали многое, но и опасность была велика!
Араш, тем не менее, решился. Остатков золота хватило, чтобы организовать поход с товаром, а там, глядишь, и расторгуется. В свою удачу перс не верил, но и боги там ему точно не помешают. Далеко от них, а славянским должно быть все равно.
Вариантов дороги было не много, но идти до ромеев и плыть потом морем точно не хотелось. Разгул пиратства вдоль европейских берегов ужасал. О зверствах нурманнов ходили легенды, жутковатые, и руяне с бодричами от них не отставали. Впрочем, их всех окрестили одним словом – викинги. В последнее время, говорят, они притихли, да больше стали охранять морские караваны – за соответствующую плату – но все равно не хотелось. Тем более, что путь через хазар был уже частично знаком.
Там, правда, уже ходили слухи о войне с теми самыми словенами, но пока только слухи. Миновав хазар, полян, в конце пути караван подошел к границам владений словенских князей. И на все про все ушло всего четыре месяца.
На удивление порядка тут было много. И караванная тропа, проторенная к Изборску, была удобной. Местные жители считай кормились с нее. Но Араш подумал и решил отвернуть северо-восточнее, до города, что назывался Чистым. Именно оттуда расходились те, заинтересовавшие его слухи. Тем более, что сам Ахурамазда заповедал чистоту, и купцу название города показалось символичным.
Тропа до владений князя Мороза тоже была торной. И через пару дней караван наконец добрался до точки назначения.
На удивление, все пошло хорошо, нет, даже отлично! Привезенные товары, особенно всякие диковины для этих мест жители Чистого восприняли вполне положительно, что важнее, у них было серебро и золото, дабы покупать все, что было у Араша. Сам купец с огромным удивлением обнаружил, что слухи не лгали. Оружия и брони из стали тут было немало и все было дешевым. Даже неприлично дешевым по мнению перса, но он не возражал. Да что там! Радовался.
Всяких диковин, что хорошо пойдут уже у него на родине, тоже оказалось много. И цены отнюдь не кусались.
От такого везения Араш даже напрягся, все ожидая очередного удара судьбы, но тот все не происходил. А потом… потом случилось нечто, что разделило всю жизнь перса на «до» и «после». И сделало все, что случалось раньше, столь несущественным…
Сей град, Чистый, был вотчиной князя Мороза, про которого Араш успел наслушаться разного, чему, впрочем, особо не верил. Но также в этом городе очень часто появлялся другой князь, близкий друг местного правителя, его соратник и дорогой товарищ. Один из таких визитов пришелся на пребывание Араша в Чистом, и купец решил воспользоваться моментом, чтобы внимательно рассмотреть Рарога Любшанского. Чего перс не ожидал, так это того, что маги решат продемонстрировать свое владение мистическими силами. И если Мороз никак особо торговца не взволновал, то пламя Рарога что-то изменило в сознании огнепоклонника.
В этот момент Араш обрел просветление. Понял, насколько неважным было все его прошлое, и осознал свое истинное предназначение, смысл всего его существования!
Молодой фанатик с истинной верой внимал словам и действиям своего бога, и даже слова Рарога о том, что он совсем не бог, не помогали.
А потом они вместе отправились в Иран. И не было у мага последователя верней.
***
Рарог, огненный маг

Четыре месяца пути, четыре месяца! Такой длинной дороги у меня ещё не было. Мы вышли с караваном единственного персидского купца, что оказался в Чистом, и ведь надо же было ему увидеть нашу с Морозом тренировку! Горожане-то к таким штукам давно привыкли, и не пугались, и не восторгались уже, ну так кто обыденному восторгается? А вот перс как увидел мои упражнения с огнём и всё. Готов фанатик. Он, похоже, решил, что я первый саошьянт[62] и принесу величие и благодать на земли Персии. Ну и заодно восстановлю учение, данное Заратуштрой[63]. Понятия не имею, как то учение восстановить. Не, я не против, чем могу – помогу, но какую благодать может принести огненный маг кроме разрушения? Сталеварению я тех персов точно учить не буду, мне тогда любшане не простят, да и в Чистом не похвалят. Конкуренты особо никому не нужны. Ну да может, что подскажут волхвы? Должны же они оправдать свою репутацию как собиратели мудрости… Правда ещё, чтобы сойти за своих среди персов, пришлось научиться носить седре и кошти[64] и даже по разным поводам кошти перевязывать. Волхвы не особо одобрили, но и ничего не сказали.
Путь наш не слишком ровный и точно не усыпан цветами. Отправились мы, как заведено на Руси, кораблями. Пришлось и на волоках пешком пройтись… и немало, потому как волок не один, а уж как пошли по реке, что называется Волга или по-другому ещё Итиль, так начали кочевники наскакивать. Оно считается, что огузы и печенеги подчиняются хазарам, а с хазарами у нас сейчас мир, но на самом деле они слушают только своих племенных вождей, а те пограбить не дураки. Но обычно хватало пары залпов из луков, да изредка одного-двух файерболов.
Наш мазда ясна[65] пытается научить меня читать на авестийском, чтобы я сам мог понимать священные тексты, должен сказать, что алфавит не сложнее наших рун, так что, думаю, к концу путешествия научусь. Плюс к этому он постоянно читает мне авестийские гимны, что довольно утомительно, но всё же нужно.
Кроме того, как повелителя огня, он меня считает ещё и воплощением Аша Вахишта[66], как такая каша умещается у него в голове и какая в этом логика – мне так непонятно.
Дни тянутся за днями, а мы проходим верста за верстой по великой реке, даже на родине я таких рек не видел. У нас они поменьше, зато их больше количеством. Почти как на Руси.
Прошли город Итиль, сейчас это столица хазар, те сначала пытались заставить нас заплатить за проход, но когда узнали, чьи корабли идут караваном, сразу отстали. К кагану в гости, как ни странно, не приглашали. Через некоторое время мы вышли в Хвалынское море[67]. Насколько понятно из рассказов путешественников, это скорее огромное озеро, чем море, ну да местные гордятся, что живут именно у моря.
Пришли мы по морю в Дербент, великий город, запирающий путь в земли хазар и заодно к нам, на Русь. Стены его высоки и очень немалой толщины, даже мне, думаю, было бы затруднительно что-то с ними сделать, разве что вдвоём с Морэзом может что-то сотворили. Закрепились арабы в городе не так уж давно и собственно мусульман тут не так много ещё, а уж мавров и вовсе крохи. От имени арабского шаха правит тут наместник, причём выбранный из местных князей. Также в состав его владений входит Албания и армянская область Сюник и Тифлис, всё это один из районов наместничества Арминайя. Кстати, арабы перестроили в мечеть древний храм, что не могло понравиться персам. Восстаний было много, но все их подавляли, однако если немного помочь, то ислам, может, и вытеснят из этих мест.
Впрочем, наша дорога лежала дальше и теперь караваном по суше. Путь наш лежит к городу Агда[68], в котором живёт самое большое количество бехдин[69] в этих землях. Наш проводник твёрдо решил привести меня в храм священного огня, чтобы я пообщался с магупати[70] и прочими жрецами тоже. Всё же живого символа веры нет ни у мусульман, ни у христиан, а потому персы получают преимущество в проповедях. Однако же быть символом веры мне не нравится, волхвам моя роль не нравится тоже. Думаю, переговоры будут вести они, моё дело – зажигать огонь.
***
Тем временем в Чистом

Посольство хана Тукыя больше напоминало караван, столько груза везли они с собой. На постоялом дворе они, естественно, все не поместились и потому большая часть обоза расположилась лагерем за пределами внешних городских ворот. Тем более что всю охрану в город никто пускать и не собирался, не говоря уж о том, что с отъездом Рарога забот у меня прибавилось. Мало мне было постройки городских стен, так ведь всё производство тоже на мне. А ведь зарядка многочисленных артефактов тоже отнимает силы и время. Только то и пользы, что это отличная тренировка резерва.
Так что собственно посольство смог принять через неделю. Поскольку положение обязывает, то дворец пришлось строить даже раньше, чем новые стены. Правда, большая часть его ещё в процессе создания — однако зал приёмов выстроили в первую очередь. А живу я пока в старом тереме, но послам об этом знать незачем.
Посол как полководец вошел в зал во главе своих людей. Вслед за ним внесли сундуки с подарками. Собственно поднесение даров - это при представлении посольства практически ритуал. Принимающей стороне, если не желает испортить отношения с прибывшим «голосом хана», положено отдариться. Причём богатство отдарка говорит о богатстве и силе князя. Однако же он не должен быть ценнее даров посольских. А потому последние оглашаются заранее.
Привез в дар от хана посол его Шимун серебро арабское и камни драгоценные индийские, а также сафьян и юфть, что выделывают сувары в больших количествах. Большое количество меди, видимо, прознал Тукый про некоторые наши нужды.
Отдарился несколькими комплектами лат и изделиями из стали в основном сельскохозяйственного назначения. Однако же для самого хана подарил парные саблю и кинжал.
Вручил мне посол и свиток от самого хана. Впрочем, написано это послание на арабском, а эти закорючки у нас никто не понимает. Так что пришлось верить на слово тому, что озвучил Шимун.
Хан же предлагал союз и торговлю. Я так понимаю, что сил у него, чтобы воевать с хазарами, нет, но с нами ему тоже сражаться резону никакого. Как по мне - так торговать тоже лучше, чем воевать, тем более что продать нам сувары могут много чего хорошего. Да хоть ту же пшеницу, которой у них полно и которой они будут торговать с нами охотно.
Опять же, меди у них немало, а уж та кожа, что посол привёз и что у нас те же нурманны продают втридорога, идёт на лучшую обувь. Сафьяновые сапоги, что на мне, как раз из нее и сделаны.
– Как поживает брат мой, светлый хан Тукый? - вопрос не только ритуальный. Он подразумевает, как воспринимает хан меня в иерархии властителей, если посол назовёт меня нижестоящим в семейной иерархии - например сыном, то значит, со мной не слишком считаются, а все подарки - это попытка откупиться от отморозка. Если же назовёт братом или отцом, то признаёт равным или даже высшим. Вообще, в приёме посольства нюансов много. Вплоть до того, что завуалированно могут предложить подчиниться, и если согласишься по незнанию – то сам себе злобный враг.
- Хвала Создателю, всё хорошо. Мой владетельный хан интересуется, как драгоценное здоровье его могущественных братьев?
В общем-то на ритуальные вопросы и ответы так же ритуальные.
Над вопросом союза обещал подумать. Торговлю разрешил сразу, опять же ритуалы. Немедленно на союз соглашаться нельзя, могут неправильно понять. Впрочем и так понятно, что сейчас мы сильнее, а потому нам будет во всём благоприятствование. Тем более, сувары заинтересованы в тех инструментах, что делают Рароговы кузни. Однако сталь в слитках они будут приветствовать больше. Всё же своих кузнецов у них совсем немало, да и железо своё тоже есть.
Правда, такая сталь как у нас – это товар совсем другой категории, куда дороже, чем их собственное железо.

61 – Гардарика – с XII века норманское название Руси, известное в Северной Европе в Средние века, в том числе в скандинавских сагах. Термин можно перевести как «страна городов». В реальности книги название появилось на четыре века раньше и в основном случайно. При этом, из-за деятельности викингов распространилось по всей Европе и Ближнему Востоку.
62 – Саошьянт – эсхатологический спаситель в зороастрийской/маздеистской религии, который придет на Землю для окончательной победы добра над злом.
63 – Заратуштра – основатель зороастризма (маздеизма) – первой из известных монотеистических религий; жрец и пророк, которому приписывается авторство Авесты – священного писания зороастризма.
64 – Седре – традиционная белая нательная рубашка зороастрийцев (как мужчин, так и женщин), изготавливаемая из одного целого отреза тонкой хлопковой ткани. Седре имеет широкий ворот и минимальные рукава. Всего на ней насчитывается 9 швов, число которых имеет символическое значение. Поверх седре на талии зороастрийцы повязывают главный символ принадлежности к своей религии – шерстяной пояс-кошти.
65 – Мазда ясна – почитатель Ахура Мазды, благого бога в зороастризме.
66 – Аша Вахишта – покровитель огня, божество, олицетворяющее «лучшую правду».
67 – Хвалынское море – старое название Каспийского моря.
68 – Агда – один из наиболее древних городов Ирана, находится в провинции Йезд. В этом городе находился в течение 700 лет священный огонь, пока в 1143 году не был перевезён в город Ардокан.
69 – Бехдин – человек, исповедующий зороастризм. Буквальное значение «благоверный», последователь «благой веры».
70 – Магупати – верховный жрец в храме огня.

+2

466

Отлично. Думаю сегодня ещё две главы выложу. С интерлюдиями. Но наверное ближе к ночи.

0

467

Как обещал.Глава 21.

Глава 21
Огонь покорным быть устал.
Устал смирять свой гордый нрав и дух:
Жестоким зверем он восстал,
Презревшим милость наших рук.
Кипелов. «Власть огня»
Рарог, огненный маг.
Поселение Агда находится в провинции Йезд, от одноимённого города не слишком далеко расположено, большая часть населения здесь именно гебры или зороастрийцы, как их называют иные народы по имени пророка их Заратуштры, разработавшего основные положения их религии и написавшего главную книгу бехдин, Авесту. Город построен из глины полностью, как по мне, так вполне оправданно в их климате, ведь вокруг пустыня. Арабы заняли крепость, но их немного, правда, это не мешает им устраивать гонения на персов-зороастрийцев при помощи, конечно, персов же, но мусульман. Впрочем, Араш надеется с моей помощью перетащить всех их на сторону своей религии, и вот тогда, на его взгляд, Атешкаде снова станет величайшим храмом в Персии, а все жители страны снова станут бехдин. Мусульмане, по его мнению, служат Ангра-Манью, или по-другому Ахриману, богу зла, я же, как первый саошьянт (а после будет ещё два), должен помочь мазда ясна победить, и тогда небесный огонь очистит эту землю от скверны, что принесли с собой завоеватели.
Что сказать, если они сами будут воевать, я помогу. Всё же огненный маг в первую очередь маг боевой. А в остальном пусть волхвы договариваются, они у нас мудрецы. Некоторое сходство в верованиях есть, да вот хоть бы Род[90] смахивает на Ахура-Мазду, меньшие же боги сильно похожи на фраваши[91]. Хотя я могу и ошибаться. Но вот то, что человек должен быть чист телесно – это и у славян, и у мазда ясна совпадает. Правда, у персов это, по-моему, доведено до абсолюта. Впрочем, по сравнению с франками и саксами они полностью правы.
В крепость мы не въезжали, незачем, храм находится не там. Я ожидал увидеть величественную постройку, но реальность разрушила мои ожидания. На самом деле это очень простое здание, перед которым находится большой круглый пруд, двор окружён вечнозелёными деревьями разных пород. В сам храм ведут восемь ступеней, а фасад его украшает прямо по центру изображение фахаравар. У входа расположены изящные колонны, а внутри храм украшен изображениями Заратуштры и священной книги мазда ясна Авесты. В самой глубине храма, куда солнечные лучи не достают, уже семьсот лет горит священный огонь. Даже хербед, что следит за тем, чтобы огонь не угас, прикрывает лицо специальным платком или шарфом, чтобы не осквернить огонь своим дыханием. Кстати, в этом верования славян и персов расходятся диаметрально. Славяне верят, что огонь очищает и ничто не может его осквернить.
Араш прошёл вперёд, чтобы просить магупати побеседовать с важным гостем. За последние лет пятьдесят таковые гости не слишком баловали посещениями храм, так что магупати согласился.
– Приветствую тебя, мелик[92], что добрался до нас издалека. Позволь представиться тебе, зовут меня Арэмэзд, и я магупати этого храма. К сожалению, бехдин становится всё меньше, и всё больше людей переходит на сторону Ахримана, да будет проклято само имя его. Скажи, с какой целью ты хотел побеседовать со мной, мелик?
– Здравия тебе, достойный магупати. Зовут меня Рарог, и посоветовал поговорить с тобой этот вот уважаемый купец. Он отчего-то решил, что я воплощение первого саошьянт и поведу бехдин к победе над слугами Ахримана – мусульманами. Я, конечно, могу помочь, но пока не понимаю, чем. Может, ты вместе с моими советниками, достойными волхвами, сможете помочь мне решить эту задачу.
– А отчего уважаемый купец решил, что славный мелик Рарог воплощение саошьянт?
– Но, но как же? Рарог! Покажи, что ты делаешь с огнём! – воскликнул Араш.
– Да пожалуйста, нетрудно, – я зажег над рукой шар файербола. Ничего особенного, любой стихийный маг в пределах своего элемента может творить, что захочет. Обученный, конечно. Необученный маг подобен стихийному бедствию.
– Думаю, славный мелик вовсе не саошьянт, а вот небесным огнём Ахура-Мазды владеет словно фраваши огня. Может, ты и есть его земное воплощение. Тут я один ничего не решу, и нужно созывать магов.
Маги тут хоть и называются так же, как и у нас, но вовсе не то, что мы. Скорее, они похожи на волхвов, хранители и собиратели мудрости.
– А пока прошу быть гостем храма и расположиться в моём доме. Уважаемый купец может составить вам компанию, ваших же советников мы разместим на постоялом дворе неподалёку.
***
Интерлюдия. Арэмэзд, верховный жрец в храме огня
Немолодой уже гебр самолично прибирался в своем храме. Ему совсем не нужно было этого делать, пост верховного жреца позволял переложить подобную работу на служителей рангом помладше, но монотонная работа успокаивала и позволяла мыслям течь ровным потоком.
А мысли эти были нерадостные.
«И как так получается, что все больше и больше мазда ясна уходят служить Ахриману, что скрывается под именем Аллаха – бога нечестивых арабов? Вот ведь, вроде совсем недавно говорил с купцом, проходившим через город, явно склоняющемуся уйти из отчей веры, – почему? Потому что так легче, сказал он…
Но разве стоит временное облегчение служения самому злу? Разве стоит оно осквернения души бехдина?» – Арэмэзд вздохнул, подняв свой взор выше, вглядываясь куда-то вдаль, сквозь обстановку. – «Но зарастает тропа к священному пламени. Все важные люди идут не в Атешкаде, они идут к муллам и имамам. Как вы не видите надвигающейся катастрофы? Как вы не видите торжества Ангра-Манью? О, Ахура-Мазда, я верю в твою окончательную победу, но молю, пошли саошьянт, дабы он проложил путь в эти темные времена, защитил нас от зла, распространяемого мусульманами, спас фраваши верных тебе мазда ясна от осквернения Ахриманом!» – Арэмэзд вознес своему богу мысленную, но очень искреннюю молитву, и стал ждать и надеяться на чудо. В жизни старика было много разочарований, но в своей вере он был крепок и ждал обещанного спасения.
И чудо явилось… Явилось в облике иноземца из дальних краев, что был благословлен самим Ахура-Маздой силой, что принадлежала лишь фраваши огня. Это было не то, что ожидал Арэмэзд, но пути Ормузда не под силу осознать всего лишь смертному разуму.
Магупати был человеком обстоятельным, с немалым жизненным опытом, потому не стал делать необдуманных поступков, хоть его душа и пела счастьем, ожидая возвращения мира на путь Аши. Вместо того он решил созвать дастур для принятия решения, что определит судьбу бехдин на века вперед.
***
Сбор магов – дело не быстрое, пока съехались все, прошёл не один месяц, и заодно арабы зашевелились, подозревая, что гебры что-то замышляют. Когда все собрались, решили провести службу, называемую ясна. Однако полностью отслужить её было не суждено, во двор Атешкаде ворвались стражники и попытались схватить всех находящихся в храме. К счастью, перед храмом расположилась моя охрана, в сам храм им нельзя зайти, и они сумели задержать арабов. Я успел выскочить во двор, стражников всё прибывало и прибывало, и некому кроме меня было защитить магов. А ведь мы даже не успели приступить к ритуалу жертвоприношения. Пришлось показать, что и в меньшинстве сила, а мазда ясна, как может сражаться настоящий маг огня.
Вышел во двор я, окружённый щитом огня, понятно, что из луков по мне стрелять бесполезно, а сунувшиеся поближе с холодным оружием поняли, что оружие может быть и горячим. Настолько горячим, что держать его невозможно. Стражи и побросали свои мечи. Более того, они и доспехи свои начали сбрасывать, потому как очень уж в них горячо стало. Впрочем, на этом ещё ничего не кончилось. Стоило мне снять щит, как откуда-то набежали ещё воины арабов и попытались зарубить и меня и заодно несчастных безоружных мобедов[93]. Пришлось немного покидаться файерболами, благо пожар тут устроить затруднительно, всё же глина горит как-то неохотно, а город из нее полностью. Стражников файерболы, как ни странно, не сильно впечатлили, но тут раздался страшный грохот, который и меня заставил оглянуться в поисках источника. Небо пересекла огненная черта и упёрлась прямо в крепость. Стены её хоть и толстые, но столкновения с небесным камнем, объятым огнём, не пережили. Это послужило последней каплей, и с дикими криками стражники разбежались. Зато набежало множество персов, хоть и безоружных, но решительно настроенных защищать священный огонь до конца. Магупати тут же воскликнул:
– Смотрите же, люди, и не говорите, что не слышали! Сам Ахура-Мазда решил покарать нечистых прислужников Ахримана, покусившихся на наше пламя! Он послал небесный огонь, чтобы разрушить нечестивое гнездо прислужников дэвов[94]! А ещё он послал нам мелика Рарога, владеющего небесным пламенем, чтобы мелик защищал нас и вёл нас по пути чистоты! Мы должны изгнать слуг Ангра-Манью с нашей земли и очистить её от скверны!
Увидев, как я управляюсь с огнём, берущимся словно ниоткуда, один из ближайших бехдин спросил меня, откуда берётся пламя, с которым я управляюсь. На что пришлось ответить, что это Ахура-Мазда дал мне талант управлять им. После этого ответа я был немедленно объявлен фраваши огня. После такого объявления люди прислушиваются ко мне куда охотней. Впрочем, брать крепость было бы всё же сложно, учитывая отсутствие оружия, которое бехдин как зимми[95] иметь и носить было запрещено. Некоторое количество, конечно, взяли на стражниках, но этого мало. Однако же цитадель разрушена и брать её надобность отпала, зато нужно было захоронить трупы образовавшиеся там и собрать всё оружие что можно найти. Война предстоит долгая.
В городе было несколько кузнецов и вот их-то и призвали для переделки сельскохозяйственных орудий в оружие. При желании собственно и кетмень им становится. А уж купеческая гирька при наличии веревки или цепочки и вовсе замечательна. Нужна, конечно, некоторая сноровка, но тут уж ничего не поделаешь. Пришлось пообещать людям, что те, кто возьмёт в руки оружие и останутся живы после полного изгнания слуг Ахримана (мусульман), станут ратаэштарами[96]. Скорее всего и станут. Просто потому, что старую военную аристократию арабы почти всю уничтожили, а новую только предстояло вырастить. Ну и если Иран освободится от завоевателей и их религии, то для нас проблема воинственных арабов на некоторое время будет закрыта. Ровно до тех пор, пока они завоюют Иран снова. А может и не завоюют. Тогда между нами и мусульманами будет маздаистская Персия. Хоть какая-то передышка.
А с хазарами разберёмся.

                                    Каган Багатур.Итиль.

Послали же боги беду откуда не ждали.То арабы побили войско на Кавказе и тархан Рас им командующий еле успел бежать с охраной.Однако тархан ставленник могущественного клана и наказать его было чревато.Однако для предотвращения вторжения ещё и с севера выдачу Раса одобрили все.Что белые хазары , что чёрные.
Однако же совершенно неожиданно беда же обернулась не только потерями-но и приобретениями. Те же самые северяне что только что уничтожили целое войско хазар тут же прислали на помощь нурманн.Уничтожив значительную часть мусульманской гвардии прислали на помощь против арабов ( мусульман опять же) — язычников.Вот и решай , какую религию поддерживать.Что характерно , язычники в отличие от мусульман и даже иудеев властвовать над Хазарией не рвутся.Зато помочь готовы.
С тех пор как Рас-тархан проиграл битву арабам- они превратились в настоящую проблему.дошло до того что пришлось столицу переносить.отбиваться всё труднее и труднее , да ещё мусульмане обнаглели до того что требуют принять ислам всем государством , мол тогда оставят в покое. Однако приняв религию врага — тем самым попадаешь к нему в полное подчинение , несмотря на кажущуюся независимость. В пику что ромеям , что арабам думал принять иудаизм.А что? Религия очень похожа и на христианство и на мусульманство , да собственно из него обе и вышли , однако теперь впору думать о том чтобы религию предков подогнать под веру северян. Собственно общее-то есть , пусть даже имена богов не совпадают.надо бы пригласить жрецов словен к себе , как их там , волхвы вроде.
Ну и посольство в столицу словенскую послать надо.Ведь назвали же город : Чистоград , как будто бы другие города грязные.Подберу пожалуй кого из тарханов познатнее , пусть посмотрит насколько этот город чист и что за колдуны там правят.

90 – Род – восточнославянский мифологический персонаж, Бог-Сын в славянском пантеоне.
91 – Фраваши – души праведных, множество светлых гениев, это воинство Ахура-Мазды. Почитание фраваши людей близко к культу предков. Фраваши представляет собой самое тонкое из девяти упоминаемых в Авесте тел; является связущим информационным полем народа, государства, человечества и мироздания в целом.
92 – Мелик – восточный дворянский титул и титул владетельного феодала, в частности князя, то есть соответствует официальному титулу Рарога.
93 – Мобед – священнослужитель в зороастризме. Мобедом может стать только здоровый мужчина из рода мобедов (мобед-задэ), потомков первых учеников пророка Заратустры, не совершавший неискупимых грехов (танапохл гунах).
94 – Дэв – сверхъестественные человекоподобные существа, имеющие вид великанов, встречающиеся в иранской, славянской, грузинской, армянской, тюркской и других мифологиях, в зороастризме – злые духи.
95 – Зимми – собирательное название немусульманского населения (в основном тех, кто исповедовал христианство, иудаизм, зороастризм и проч.) на территории государств, созданных или завоёванных мусульманами и живших по законам шариата (кроме законов о личном статусе (брак, развод)). Зимми часто не имели права владеть оружием, занимать государственные посты, служить в армии, свидетельствовать на суде, ездить на лошади, вступать в брак с лицом мусульманского вероисповедания. Могли применяться самые разные формы дискриминации, подчёркивающие «второсортное» положение христиан и иудеев.
96 – Ратаэштары – сословие воинов или «колесничих», по сути военная аристократия персов.

Отредактировано Книготорговец (07-03-2021 23:12:02)

+1

468

И вдогонку 22.

Глава 22
«Если один из нас идет на войну – мы все идем на войну».
Х. Нурмагомедов
Дэйд Морэз, он же Дед Мороз, ледяной маг.
Ну вот и хазарское посольство пожаловало.Посол кагана взирал с высоты своего скакуна на окружающих как двугорбое животное верблюд , с видом крайне высокомерным.Словно бы вот-вот плюнет в собеседника густой и вонючей слюной.Ну ещё бы , тархан Булджан вообще-то относится к одному из знатнейших кланов в каганате.Знатнее только сам каган.А ведь в помощниках не менее владетельные тарханы.
Однако знатность не помогла в том что пришлось вместо того как он привык , требовать покорности , выражать радушие и братскую любовь язычнику и колдуну.Более того , каган признал ( возможно временно , но не факт) князя равным себе.Силу всегда уважают , а северяне эту силу показали более чем наглядно.Теперь ещё натравить бы этих бешеных язычников , которым говорят даже оборотни служат на не менее бешеных арабов.

Собственно разбираться с хазарами пришлось мне. Переговоры с ними были тяжелыми, уж очень хотелось степнякам, чтобы за них всё сделали и платить за это не нужно было. Пришлось обламывать, упорные, словно небольшое вьючное животное осёл, или по-другому ишак, властительные тарханы особо слушать кагана не хотели. Некоторые откровенно метили в теневые властители. Впрочем, после того, как парочка из них совершенно случайно потерялись на охоте и найти этих тарханов так никто и не сумел, остальные приутихли. Однако же всё равно что-то замышляли. Подозрительно зашевелились рахдониты, коих во владениях хазарских давно было немалое количество. К нам во владения они предусмотрительно не лезут, благо знают, что работорговцев в наших краях, мягко говоря, не приветствуют, а большинство из них именно работорговлей и промышляют. У нас такого могут и прибить ненароком. Ну да ими волхвы занялись, они иудейских торговцев тоже не привечают. Может, потому что конкурентов по искусству закручивания мозгов в рахдонитах[97] чуют? На всякий случай я попросил Велимудра приставить к кагану парочку своих мозгокрутов, отправили их к хазарам под видом магов-советников, каган их принять согласился, когда ему рассказали, как рахдониты умеют втираться в доверие и что из этого выходит. Ему не понравилось.
Ну и для большей представительности вместе с волхвами отправили ещё и небольшой отряд наших воев. В смысле обученных и экипированных по-нашему. Охрана кагану тоже не помешает, а то вдруг тарханы решат устроить ему маленький несчастный случай, на охоте, например.Тем временем жизнь шла своим чередом и в положенное время Забава разрешилась от бремени мальчиком. Крепким таким младенцем.
Я метался по горнице как тигр в клетке, впервые с начала наших приключений от меня ничего не зависело.Только от здоровья роженицы и искусства бабки-повитухи.Правда последняя по слухам в своём деле лучшая.Да и не столько повитуха сколько ведунья.Знает она действительно много.
Сверху донёсся полный боли и страдания крик. Я сел и закрыл уши руками.Правильно говорили мне опытные мужи что пока жена рожает -мужу лучше отправится например на охоту. Или проведать кузни.Всё меньше переживать.Однако вечером куда идти? Вот и приходильсь ждать в гриднице старого терема.
Но вот из покоев роженицы раздался совсём другой крик.Даже скорее слегка басовитый рёв.Родила!Крики Забавы  затихли , плач младенца тоже затих и меня позвали к Ней!К жене , матери моего ребёнка.Повитуха уже сказала что сын.
Забава лежала на ложе измученная , но счастливая.Спелёнатый младенец у неё на груди.
Я тихо вошёл и опустится на малый стульчик стоявший у ложа.
– Как ты , милая?--я извёлся весь , слушая твои крики.
--Всё хорошо , любый мой.Говорили тебе старшие что нужно было отправиться дела исправлять , а ты не слушал. В другой раз тебе наука будет.Даже у магов с рождением детей всё так же как у прочих людей.--она слабо улыбнулась.
--Теперь ступай , мне отдохнуть надо.
По поводу рождения сына я устроил пир на коий были приглашены все ближние князья и владетели.Про ближний круг и говорить нечего , приглашены все кроме ушедшего в Персию Рарога. Ну так не возвращать же его с полдороги.

Кан булгарский хоть и был приглашён, но только прислал послов с богатыми дарами,  да и боги с ним. Столы на пиру ломились от яств и напитков, стряпухи на поварне расстарались так, что гости не знали, что есть в первую очередь, ибо всё выглядело весьма аппетитно.
Пир вышел весёлым, народ развлекался кто во что горазд, но какой же пир да без драки? Сначала какой-то из нурманнских ярлов что-то сказанул про руян, руянин ответил, и через некоторое время словесных аргументов спорщикам не хватило. Хорошо ещё, что оружие все оставили в подклети, за исключением конечно поясных ножей, за них, впрочем, никто не хватался, просто потому что выясняли отношения исключительно кулаками. В изгои никому не хочется. Смотреть на массовую драку может и забавно некоторое время, но всё хорошо в меру и потому пришлось охладить слегка разгорячённых гостей. Для этого хватило только короткого рыка «хватит» от хозяина празднества, то есть от меня, и лёгкого жеста, от которого воздух в гриднице охладился словно в холодильном шкафу. Ворча словно побитые псы драчуны расходились по своим местам. Пир продолжался ещё два дня, но затевать свары и драки никто больше не рисковал, тем более что травницам нашим лечить побитых я запретил, так что большая часть присутствующих щеголяет разного размера синяками, а у парочки и вовсе носы на бок свёрнуты.
***
Интерлюдия. Рарог, фраваши огня

Начавшееся у Атешкаде восстание быстро начало шириться по всему Ирану. Сбежавшие арабы, отправленные магупати пилигримы и посланники в другие храмы, пошедшие разносить благую весть прочим мазда ясна горожане, просто бывшие в Агда и ставшие свидетелями чуда купцы со своими слугами – все они, покинув город, разносили слухи о пришествии мессии зороастрийцев. А вслед за слухами по Персии штормовым приливом расходились волнения и мятежи персов против слуг Ахримановых мусульман. Арабы в большинстве случаев справлялись, против невооруженных-то бехдин, но не всегда и не везде. Был освобожден от их присутствия Йезд[98], не в последнюю очередь благодаря нескольким мусульманам из персов, решившим искупить свою вину и вернуться в отчую веру. Оказались захвачены повстанцами некоторые другие поселения. Однако бурно начавшееся восстание начало буксовать. И вот тут выступил уже Рарог. Мощь огненного мага оказалась решающей, подобно реальному божественному вмешательству, переписывая все происходящее в пользу мазда ясна.
Тем не менее, Рарог со своим немалым опытом князя – военачальника и управленца – прекрасно понимал, что это вопрос времени, когда Иран вновь будет замирен исламистами. В конце концов, боевой маг – это сила, но не абсолютная. Он не может быть везде и всюду. А если мусульмане начнут заливать страну кровью, то они обязательно победят. Ведь Рарогу и Морозу нужна свободная Персия, следующая пути Ахура-Мазды, а не заваленная трупами пустыня. К сожалению, фанатики Аллаха могли бы устроить подобное.
«А значит», – решил Рарог, – «мне нужна помощь. Войсками. Дэйд-то здесь не появится, но он и не нужен. А вот отряд воинов, способный побеждать хорошо вооруженных арабов, будет в самый раз. Потом же сами бехдине вооружатся, научатся правильному бою и отвоюют всю страну. А чтобы арабы не смогли вернуться, вновь воспрявшая вера мазда ясна и возможный союз против мусульман с нами, хазарами и кто там еще есть? В любом случае, помогут, бехдине справятся с защитой своей страны, Иран будет свободен и дружественен. Нам. Словенам.»
А посему, решив, что ему нужна помощь, Рарог отослал гонца к Морозу. Понятное дело, гонец был не один. Ушел целый отряд, в который вошел один из волхвов, несколько воинов дружины Рарога и кто-то из местных. Как проводники по охваченному смутой Ирану.
Отряд был хорошо вооружен и, что самое главное, снабжен амулетами буквально на все случаи жизни. Рарог, уже будучи опытным боевым магом, прекрасно представлял все возможные трудности, которые могли бы встретиться гонцам. А следовательно, отряд посланников будет так быстр, как только это вообще возможно.
***
Дэйд Морэз, ледяной маг, он же князь Чистоградский.
Среди шумно празднующих веселых людей выделялся один, со сосредоточенным выражением лица, направляющийся к князю. За ним справа и слева пристроилась пара воев. Внешний вид всей троицы походил на местных, но некоторая изможденность облика и нехарактерный для Севера загар на лицах намекали, что прибыли гости издалека.
Впрочем, это только сторонний наблюдатель мог задаваться вопросом, что это за люди и зачем они пришли, я же точно узнал воинов из Рароговой дружины. Посланники, судя по всему. Немного не вовремя, празднество наше еще не окончилось, но… судя по виду их, новости достаточно важные и срочные принесли мне гонцы.
– Княже! От господина нашего Рарога сообщение тебе скорое! – И с поклоном передал мне пергамент, запечатанный лично приятелем.
Чтоб было понятно – опечатанная личным знаком мага почта посторонним человеком не может быть прочитана вообще. При любой попытке вскрыть послание огненного мага свиток сгорает без остатка во вспышке пламени. И, кстати, не факт, что пытающийся прочесть письмо, не ему адресованное, не пострадает.
– Хорошо! Ступай, отдохни, путь твой был нелёгок, как только прочту и приму решение – тебя позовут.
Прочтя послание, обратил я свой взгляд на веселящийся зал:
– Рарог просит помощи, друзья! Пир окончен, пора собираться в поход. Кто со мной?
Вызвались все.
Через неделю войско выступало в путь. По дороге присоединялись всё новые воины и целые отряды. На одном из привалов нас догнал очень большой отряд, скорее он был похож на целое войско, мои люди выстроились было в «стену щитов», однако это было лишним. Нас догнали западные славяне. Слухи про богатства Востока не оставили равнодушными никого. К нам присоединились даже несколько сотен саксов. Таким войском, думаю, с арабами мы справимся.
Однако мой поход не значит что Чистый остался без охраны.Большая часть моей первоначальной дружины осталась в подчинении Забавы , да и горожане нынче вовсе не безобидные жители малой веси.Вокруг города давно уже встали укреплённые огнища богатых сельских родов.Причём все они отлично понимают что без нас нынешнего богатства им не видать.

97 – Рахдониты – странствующие еврейские купцы, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы.
98 – Йезд – один из наиболее древних городов Ирана и центр одноимённой провинции. Построенный преимущественно из глиняных домов город находится в оазисе и существует с III тысячелетия до н.э.

Отредактировано Книготорговец (07-03-2021 23:04:46)

+1

469

Шинрай написал(а):

Ну, неплохой шанс устроить политико-религиозную интригу.

Уже намекнул на неё.

0

470

Кстати, не факт, что везде в мире будет классика бояр-аниме.
В Иране между огнепоклонничеством и священной войной с мусульманами (ни персы, ни арабы не остановятся, но маги появятся у обеих сторон, после чего между арабским миром и Ираном пролягут какие-нибудь "мертвые земли", что сильно затруднит боевые действия, но не остановит их полностью. И такая байда может длиться веками) сложится теократическое государство, где маги будут привилегированным сословием, но без особой клановости.
В христианской Западной и Южной Европе позиции Церкви сильно затруднят развитие магии, что будет иметь как отрицательные (ввиду относительной слабости мистической поддержки), так и положительные (внутреннее единство стран) последствия. Особняком будет стоять остаток Византии, после того, как туда переедет Ватикан. Ромеев из Азии выкинут, но вот в Европе они удержатся небольшим огрызком, скорее всего мутируя в теократическое государство с абсолютной властью Пап в нем.
В Словенской Империи… Ну, это будет ближе к классике бояр-аниме, но потомки Рарога, Мороза и их ближайших сподвижников смогут образовать высшую аристократию в империи как наиболее влиятельные рода: самые богатые, из которых выходят самые знающие и умелые маги, имеющие связь с другим миром и просто традиционно правящие. Так что выстроить вертикальную иерархию над этой клановой анархией и укрепить центральную власть они смогут.

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Конкурс соискателей » Д. М-- Ледяной маг. Свиток 2.