Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Игоря Мельника » В чужих садах


В чужих садах

Сообщений 71 страница 80 из 98

71

"Много [воинов] пало с обеих сторон, бой шел с переменным успехом, и до самого вечера нельзя было определить, на чью сторону склоняется победа. Но когда светило стало клониться к западу, император бросил на [скифов] всю конницу во весь опор; громким голосом призвал он воинов показать на деле природную ромейскую доблесть и вселил в них бодрость духа. Они устремились с необыкновенной силой, трубачи протрубили к сражению, и могучий клич раздался над ромейскими рядами. Скифы, не выдержав такого натиска, обратились в бегство и были оттеснены за стены; они потеряли в этом бою многих своих [воинов]. А ромеи запели победные гимны и прославляли императора. Он раздавал им награды и устраивал пиры, усиливая их рвение в битвах."

Два момента. Кавалерия есть у греков, но у русов ее нет. Но Цимисхий целый день раздумывал над тем, стоит ли ее пускать в бой. К вечеру решился. Византийские всадники в открытом поле превозмогли русскую пехоту. Второй момент - битва происходит неподалеку от крепостных стен. Стены могли находиться вдоль кольцевой дороги - сразу за футбольным полем.

+2

72

Приятно удивили комментаторы. "Бой в предместьях Доростола происходил, по Скилице, 23 апреля, когда праздновали день св. Георгия. Следовательно, от Преславы, которую Цимисхий покинул после пасхи, до Доростола он был в пути около недели. Видимо, нигде ни со стороны росов, ни со стороны болгар Цимисхий не встречал сопротивления, иначе он не смог бы пройти это расстояние столь быстро."

Очень быстро! 130 км за неделю. Норма суточного перехода пешей колонны 40 км. Три дня с хвостиком, который укладывается в два с половиной часа. И по два дня на Плиску с Динией. Очень даже укладывается, но такой темп никак не назовешь "быстрым". Быстро было бы так: за два дня греческая конница достигает Доростола и блокирует все дороги, выходящие из него. Пехота появляется к исходу третьего дня. Начинается осада по полной программе. По дороге Цимисхий оставляет штурмовые отряды для захвата Плиски и Динии, ибо русских гарнизонов там не было, а мисяне уже "склонились" к ромеям.

"Как только рассвело, император стал укреплять лагерь мощным валом, действуя так. Неподалеку от Дористола возвышается посреди равнины небольшой холм. Разместив войско на этом холме, [Иоанн] приказал рыть вокруг него ров, а землю выносить на прилегающую к лагерю сторону, чтобы получилась высокая насыпь. Затем [он приказал] воткнуть на вершине [насыпи] копья и повесить на них соединенные между собою щиты. Таким образом, лагерь был огражден рвом и валом, и враги никак не могли проникнуть внутрь - устремившись ко рву, они бы остановились. Так разбивают обычно ромеи свой стан во вражеской стране."

Такой вал не назовешь мощным. Ну да ладно. Смотрим на "холм". Он расположен слева от дороги. На холме телевизионная вышка и средневековые бастионы, в которых находится некое подобие артиллерийского музея. Место и впрямь выгодное в стратегическом смысле. Странно, что русы не пытались завладеть им до прихода греков. Хотя, вряд ли они смогли бы его удержать. Холм опоясывает дорога, по которой бродят туристы. Ров и насыпь вполне могли проходить на том же месте. Ставка Цимисхия могла находиться там, где сегодня стоят бастионы.

+2

73

Пока что увиденное нами вполне совпадает с классическими схемами (если их можно так назвать), изображающими битву у Доростола. За одним исключением - греческий вал опоясывал холм.

+2

74

"Укрепив таким образом лагерь, [Иоанн] на следующий день выстроил войско и двинул его к [городской] стене. Показываясь из-за башен, скифы метали на ромейскую фалангу стрелы, камни и все, что можно было выпустить из метательных орудий. [Ромеи] же защищались от скифов, стреляя снизу из луков и пращей. Сражение не пошло дальше этой перестрелки, и ромеи удалились в лагерь, чтобы поесть, а скифы к концу дня выехали из города верхом - они впервые появились тогда на конях. Они всегда прежде шли в бой в пешем строю, а ездить верхом и сражаться с врагами [на лошадях] не умели. Ромеи тотчас вооружились, вскочили на коней, схватили копья (они пользуются в битвах очень длинными копьями) и стремительно, грозной лавиной понеслись на врагов. Ромейские копья поражали [скифов], не умевших управлять лошадьми при помощи поводьев. Они обратились в бегство и укрылись за стенами."

Хотелось бы узнать, при помощи чего русские всадники управляли лошадьми? Поводьями не умели, а чем умели? Боюсь даже предположить. Возможно, голыми пятками.
60 тысяч русов и все, как один, верхом. Грозно выехали вечером из города. На 60 тысячах лошадей. Это шесть тумэнов, между прочим. А где сии лошади паслись? Нет, я понимаю, у болгар лошади были - недалекое кочевое прошлое и все такое. Но не столько же. Кстати, греки могли бы занять болгарские табуны на подходе к Доростолу.
В общем, речь, как и раньше, идет о небольших стычках. У кого-то из историков я прочел такое правило: в античные времена было принято умножать на десять. К примеру, приезжает какой-нибудь Кир Спитама в Индию и начинает переговоры. Мой повелитель Артаксеркс шлет тебе привет, он могуч, как стая туч, и может выставить на битву 600 боевых слонов и воинов, как грязи. Индус ковыряет в носу и задумчиво отвечает: я готов к политическому диалогу, меня интересует царь, который может вывести на поле 60 слонов.
6 тысяч русов в Доростоле - даже слегка многовато. Но пусть будет так. И 100 ладей. Может быть, меньше. Их не так просто разместить у силистрийских пристаней даже сегодня.

Дело было 25 апреля (24-го греки строили лагерь).

"Тем временем показались плывущие по Истру огненосные триеры и продовольственные суда ромеев. При виде их ромеи несказанно обрадовались, а скифов охватил ужас, потому что они боялись, что против них будет обращен жидкий огонь. Ведь они уже слышали от стариков из своего народа, что этим самым "мидийским огнем" ромеи превратили в пепел на Евксинском [море] огромный флот Ингора, отца Сфендослава. Потому они быстро собрали свои челны и подвели их к городской стене в том месте, где протекающий Истр огибает одну из сторон Дористола. Но огненосные суда подстерегали скифов со всех сторон, чтобы они не могли ускользнуть на ладьях в свою землю."

Это уже интересно. Снабженческий караван с огнеметным конвоем отправлялся на Марицу, а оказался на Дунае? Нет, таких караванов было два, просто Диакон, описывая морские приготовления греков, о втором караване запамятовал.
Дунай у Доростола делает дугу и берег имеет выступ. Этакий мысок. Но кроме того, рядом расположены острова с множеством проток, в которых русы легко могли маневрировать, скрываясь от тяжелых византийских крейсеров. Почему-то они этого не сделали. Видимо, русский флот был блокирован греками еще до того, как русы поняли, что происходит.
Мы видим хорошо подготовленную и тщательно спланированную операцию. Какая синхронность действий! Греческий флот поднялся по Дунаю до Доростола очень вовремя. Вот, почему Цимисхий не спешил и шел от Плиски целую неделю. Он ждал сигнала от своих моряков.

+1

75

Русы могли собрать "свои челны" вот здесь, где действительно есть остатки древней крепостной стены. Но давало ли это хоть какую-то защиту? Не давало. Греки могли сжечь русский флот в любой момент, ничего не опасаясь - расстрелять из корабельных катапульт горшками с напалмом. Издалека.  Русы могли вытащить ладьи на берег и спрятать. Скорее всего, так и было.

Что мы имеем? Доростол в осаде. Греки контролируют сушу и Дунай - от моря до Доростола и чуть выше. Преславец и Русе, возможно, еще находятся под русским контролем. И Филиппополь на Марице, но это не факт. Понятное дело, поражение русов - вопрос времени. Их задача - сберечь флот (на чем домой поплывем?) и сохранить лицо. Задача греков - вынудить русов уплыть, а это значит, что уничтожать их флот не обязательно. Флот - возможность вернуться домой, а если его нет, то и терять нечего, а это плохо.

+1

76

"На следующий день тавроскифы вышли из города и построились на равнине, защищенные кольчугами и доходившими до самых ног щитами. Вышли из лагеря и ромеи, также надежно прикрытые доспехами. Обе стороны храбро сражались, попеременно тесня друг друга, и было неясно, кто победит. Но вот один [из воинов], вырвавшись из фаланги ромеев, сразил Сфенкела, (почитавшегося у тавроскифов третьим после Сфендослава), доблестного, огромного ростом мужа, отважно сражавшегося в этом бою. Пораженные его гибелью, тавроскифы стали шаг за шагом отступать с равнины, устремляясь к городу. Тогда и Феодор, прозванный Лалаконом, муж непобедимый, устрашающий отвагой и телесной мощью, убил железной булавой множество врагов. Сила его руки была так велика, что удар булавы расплющивал не только шлем, но и покрытую шлемом голову. Таким образом, скифы, показав спину, [снова] укрылись в городе. Император же велел трубить сбор, созвал ромеев в лагерь и, увеселяя их подарками и пирами, побуждал храбро сражаться в [предстоящих] битвах."

Так, про лошадей забыли, ну их. Опять же, как быть с поводьями? Да, но греки конницу тоже не применили. Странно все это, напоминает игру в пейнтбол. Сегодня бьемся без лошадей. Кольчуги и длинные щиты. И булавы.
А Сфенкела жалко. Хороший был мужик. О Святославе и Икморе ни слова. Словно их не было в этой битве. Словно Икмор сидел в Филиппополе, а Святослав - в Преславце (не путать с Преславой) или Русе. В самом деле, если Доростол обороняла одна бригада Сфенкела, то реакция русских бойцов понятна - вождя убили! Как мы теперь без него? Был бы здесь Икмор (первый зам Святослава) или даже "сам" вождь, уж тогда бы... Он бы громовым голосом взял бразды. "Ну-ка всем драться дальше!". И Диакон бы об этом упомянул. А так что же получается? Святослав стоял на крепостной стене, покуривая люльку, и грозно щурился вдаль?
Дело было 26 апреля.

Пораженные гибелью Сфенкела тавроскифы нуждались в тайм-ауте. И греки его с радостью предоставили. Очень вовремя в Византии случился очередной мятеж. И Лев Диакон ловко перевел разговор на тему заговорщиков. Он так всегда делает, если хочет скрыть какое-нибудь действительно важное событие.

"Еще продолжались, таким образом, бои, и исход событий оставался неопределенным. В это время брат императора Никифора, куропалат Лев..."
В общем, антракт.

"Что же касается росов (ибо рассказ снова возвращается [к тому месту], от которого он отклонился)..."
Врет, сволочь, и делает это намеренно. Вскоре мы убедимся в этом.
"...то они построились и вышли на равнину, стремясь всеми силами поджечь военные машины ромеев. 0ни не могли выдержать действия снарядов, которые со свистом проносились над ними: каждый день от ударов камней, выбрасываемых [машинами], погибало множество скифов. Эти машины охранял родственник государя, магистр Иоанн Куркуас."

Если Лев Диакон возвращается к тому месту своего рассказа, на котором прервал его, то дело происходит 27 апреля. Формулировка "еще продолжались таким образом бои..." не дает большого временного зазора. День, от силы два.
Почему русы не попытались захватить хотя бы одну катапульту? Зачем сразу сжигать? Затем что они все равно не смогли бы их использовать. Образования не хватало.

"Заметив дерзкую вылазку врагов, [Куркуас], несмотря на то, что у него сильно болела голова и что его клонило ко сну от вина (дело было после завтрака), вскочил на коня и в сопровождении избранных воинов бросился к ним навстречу."
Не бухайте, друзья мои, особенно, на войне. Тем более, с утра. К добру это не приведет.
"[На бегу] конь оступился в яму и сбросил магистра."
Видимо, конь тоже плотно позавтракал - с барского стола. 
"Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения - они были покрыты немалым слоем золота - и подумали, что это сам император."
Вот дела. Биноклей у русов не было, и если они смогли разглядеть бляхи на уздечке, то это значит, что пьяный маршал прискакал прямо к ним. Видимо, хотел разъяснить обнаглевшим варварам политику партии, но не успел - свалился в воронку от снаряда. Конечно же, они его перепутали. Одет так же, зовут Иоанном, лицо такое же (сказалось фамильное сходство). Подумаешь, Куркуас. Нам что Куркуас, что Цимисхий.
Но где же "избранные воины", сопровождавшие магистра? Я так понимаю, эти парни вообще лыка не вязали. Возможно, они поскакали в другую сторону, выкрикивая во всю глотку: "Магистр, где ты? Пиво будешь? А скифы будут?". Но скифам было не до пива - они узрели золото.
"Тесно окружив [магистра], они зверским образом изрубили его вместе с доспехами своими мечами и секирами, насадили голову на копье, водрузили ее на башне и стали потешаться над ромеями [крича], что они закололи их императора, как жертвенное животное."
Думаю, они кричали: мы его зарезали, как свинью! Лев Диакон, скорее всего, не любил свинину.
А поди ж ты, русские мечи с топорами легко изрубили позолоченные доспехи - вместе с магистром. И ни разу не погнулись. Интересно, тавроскифы разобрались с осадными машинами или довольствовались головой Куркуаса?
"Магистр Иоанн стал добычей варварского неистовства и понес, таким образом, кару за [преступления], совершенные им против святых храмов, - ведь говорят, что он разграбил в Мисии много [церквей] и обратил в свое частное имущество их утварь и священные сосуды".
Как говорится, сколько веревочке не виться... Опять же, греки ничем не лучше американцев. "Освобождая" болгар от "русского ига", они вели себя в "освобожденной" стране действительно по-свински. Впрочем, Цимисхий сам виноват - устраивал пьянки после каждого боя. Думаю, белая горячка была частым гостем в греческом лагере.

"Ободренные такой победой, росы вышли на следующий день из города и построились к бою на открытом месте. Ромеи также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу."
Дело, надо полагать, происходит 28 апреля. Враги сразу же договорились: никаких лошадей, только пехота.
"Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста, [первый] после Сфендослава предводитель войска, которого [скифы] почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них."
Ну вот, нарисовался Икмор. Как и Сфенкел, он был "гигантского роста". Не армия, а баскетбольная команда. Еще позавчера в Доростоле не было ни Икмора, ни Святослава. Должно быть, Икмор появился в Доростоле во время "антракта".
"Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас, воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч..."
До этого дрался кулаками? Нет, до этого вообще не дрался - охранял императора. Значит, император в битве не участвовал - руководил издалека.
"...проскакал на коне в разные стороны..."
Брал разгон.
"...и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил [мечом] в шею - голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю."
Что тут скажешь. Анемас был левшой. Если же он был правшой, то нападал на Икмора со спины. Его меч не мог быть коротким, даже учитывая большой рост русского офицера. Скажем так, византийский меч был не короче русских мечей.
"Как только [Икмор] погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали."
Опять - двадцать пять. Да сколько же можно! Прямо бабы базарные, а не лихие бойцы. И что за дурацкая манера отступать, повернувшись к врагу спиной? Такое отступление называется бегством. Паническим. Даже со щитом на спине. С ним или на нем? Лучше с ним, чем на нем, так что ли? Кстати, Икмор мог быть убит именно во время этого "отступления".

"И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин."
Каких таких пленных? Тем более, мужчин и женщин. Что там вообще творилось? Пленными женщины быть не могли. Вспоминаем Ибн Фадлана. Сжигали жен или наложниц погибших русов. Это значит, что у русов в Доростоле было поселение, они там были с семьями. О пленных греках Диакон ничего не говорит. Это какие-то непонятные пленные. Русы могли принести в жертву мужчин-рабов. Возможно, болгар, хотя это вряд ли. Болгары были союзниками вроде бы. На крайний случай - подданными.
Вот рабов могли почикать перед стенами запросто. Но это значит, что до весеннего похода Цимисхия русы занимались обычным делом - торговали рабами в Доростоле, и у них там было поселение. Такое же, как на Волге. С момента получения известия о "взятии" Преславы до прихода греков к Доростолу было достаточно времени, чтобы убрать из города рабов и женщин с детьми. 
Греки дали русам спокойно ходить по полю и собирать мертвецов. При этом они могли легко наблюдать происходящее, то есть, находились неподалеку. В нескольких сотнях метров.
Теперь о полной луне. Этот момент порождает много споров, но о них позже. Пока что отметим, что конец лунного месяца припадает в 971 году на первые числа мая, если датировать гибель Икмора 28-м апреля.   
"Совершив эту кровавую жертву, они задушили [несколько] грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра".
А вот это греки могли наблюдать лишь с Дуная. У них не было кинотеатров, бухать надоело, а тут такое развлечение - русы приносят жертвы и поют песни.

"Говорят, что скифы почитают таинства эллинов, приносят по языческому обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса и Замолксиса, то ли у соратников Ахилла. Ведь Арриан пишет в своем "Описании морского берега", что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмикион, лежащего у Меотидского озера. Изгнанный скифами за свой дикий, жестокий и наглый нрав, он впоследствии поселился в Фессалии. Явными доказательствами [скифского происхождения Ахилла] служат покрой его накидки, скрепленной застежкой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость, над которыми издевался Агамемнон, порицая его следующими словами: Распря единая, брань и убийство тебе лишь приятны. Тавроскифы и теперь еще имеют обыкновение разрешать споры убийством и кровопролитием. О том, что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, [что] он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: "Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос". Но довольно о жертвоприношениях тавров."

Малоинформативный фрагмент, несмотря на обилие всяческих деталей. Я его привожу для того, чтобы можно было брать "поправку на автора". В основном Лев Диакон тут несет всякий вздор. Ахилл не носил плащ. Изначально скифы были именно всадниками, но греки называют так русов, которые захватили Причерноморье и Крым (отсюда тавроскифы). Иезекииль упоминает "Рош", а не Рос, и так далее. Решение споров поединками зафиксировано в Русской правде, кажется. А Мирмикон - селение возле Керчи. Соответственно, Меотидское озеро - это Азовское море.   

"На другой день на рассвете Сфендослав созвал совет знати, который на их языке носит название "комент". Когда они собрались вокруг него, Сфендослав спросил у них, как поступить. Одни высказали мнение, что следует поздней ночью погрузиться на корабли и попытаться тайком ускользнуть, потому что невозможно сражаться с покрытыми железными доспехами всадниками, потеряв лучших бойцов, которые были опорой войска и укрепляли мужество воинов. Другие возражали, утверждая, что нужно помириться с ромеями, взяв с них клятву, и сохранить таким путем оставшееся войско. [Они говорили, что] ведь нелегко будет скрыть бегство, потому что огненосные суда, стерегущие с обеих сторон проходы у берегов Истра, немедленно сожгут все [их корабли], как только они попытаются появиться на реке."

Святослав нарисовался! Где он был до того, трудно сказать. Дело было 29 апреля, если считать дни, буквально следуя Диакону. "Комент" - не наше слово. "Камент" - может быть. Это к падонкам из Бабруйска.
Русские ладьи, как я понял, были вытащены на берег и спрятаны в укрытиях. Выскользнуть действительно было нереально. Интересный момент - если для русов были важны "проходы" в обе стороны, то это значит, что они могли с одинаковым успехом уходить из Доростола хоть вверх, хоть вниз по течению. Запомним это.
Вот, как видели ситуацию марсовые с греческих кораблей.

+1

77

"Тогда Сфендослав глубоко вздохнул и воскликнул с горечью: "Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей!" Вот какое мнение высказал Сфендослав."
Греки слушали и одобрительно кивали головой.

"О тавроскифах рассказывают еще и то, что они вплоть до нынешних времен никогда не сдаются врагам даже побежденные, - когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе Мечами внутренности и таким образом сами себя убивают. Они поступают так, основываясь на следующем убеждении: убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть. Вот какое убеждение владеет ими."
Это принимаем. Согласуется с сообщениями арабских авторов, хоть и с некоторыми оговорками. Погибнуть в бою не считалось зазорным, о чем свидетельствует хотя бы речь Святослава, приведенная Диаконом в предыдущем абзаце.  Товарищ Лев вызывает все меньше уважения. Двоечник! Математика - неуд, иностранные языки - неуд, история - неуд, закон божий - неуд, природоведение - неуд, логика - неуд.

"А тогда, выслушав речь своего повелителя, [росы] с радостью, согласились вступить в опасную борьбу за свое спасение и [приняли решение] мужественно противостоять могуществу ромеев. На следующий день (шел шестой день недели, двадцать четвертый - месяца июля) к заходу солнца все войско тавроскифов вышло из города..."

Здрасьте, Настя! Какой июль, товарищ летописец? Вы утверждали, что вернулись к тому месту повествования, на котором его прервали. Опять соврали. Нехорошо.
Вносим поправки. 24 июля Святослав произносил спич. 23 июля погиб Икмор и русы устроили кровавую вечеринку с похоронами. 22 июля русы сделали вылазку и убили Куркуаса. 26 апреля погиб Сфенкел - на третий день осады Доростола.
Выпадает 3 месяца.  Что происходило в этот промежуток времени? Трудно сказать. Лев Диакон напустил дыма с туманами и увлек нас россказнями о заговорах в столице. Но мы стойкие ребята, нас на мякине не проведешь.
Возможно, осада длилась все эти три месяца. Русы тупо сидели в Доростоле и отстреливались из луков. Греческие катапульты их доставали и они мечтали их сжечь. Пили воду из Дуная. Ели лошадей. Тех самых, на которых рискнули показаться в поле на второй день осады.
Возможен и другой вариант, о котором все помалкивают. Все эти три месяца царило перемирие. Русы спокойно торговали рабами и не думали ни о чем таком. Цимисхий обманул их ожидания, не сдержал слово. Звучит фантастично, но в конце июля, через три месяца после начала осады в Доростоле все еще находились рабы, которых можно было принести в жертву, и русские жены с детьми. Если бы осажденные захотели отправить семьи со скарбом на родину, греки не стали бы мешать. Ведь позволяли же они русским выходить в поле и совершать культовые ритуалы.

Это еще не все. С датами полная путаница. Комментаторы говорят, что 24 июля в 971 году было воскресеньем, а не пятницей. Шестой день недели сегодня считается воскресеньем, но в те годы считали иначе. То ли Лев Диакон ошибся, то ли летопись создана намного позже. Пятницей 24-е июля было в 974 году. То есть, война длилась 3 года, а не 3 месяца (мне это вариант больше нравится, но уж больно фантастичен). А в 971 году пятница припадает на 21 июля. Диакон утверждает, что 21-го было полнолуние и русы приносили жертвы. Но дело в том, что 21-го было как раз новолуние - темно, хоть в морду бей. Греки не могли видеть церемонии, хотя погребальные костры давали неплохую подсветку. Полнолуние 21 июля имело место в 970 году. Вот такие дела.

"...они решили сражаться изо всех сил, построились в мощную фалангу и выставили вперед копья. Император со своей стороны выстроил ромеев и вывел их из укрепления. Вот уже завязалась битва, и скифы с силой напали на ромеев, пронзали их копьями, ранили стрелами коней и валили на землю всадников. Видя, с какой неистовой яростью бросался Сфендослав на ромеев и воодушевлял к бою ряды своих, Анемас, который прославился накануне убиением Икмора, вырвался на коне вперед (делать это вошло у него в обычай, и таким путем он уже поразил множество скифов), опустив поводья, устремился на [предводителя росов] и, ударив его мечом по ключице, поверг вниз головою наземь, но не убил. [Сфендослава] спасла кольчужная рубаха и щит, которыми он вооружился, опасаясь ромейских копий. Анемас же был окружен рядами скифов, конь его пал, сраженный тучей копий; он перебил многих из них, но погиб и сам - муж, которого никто из сверстников не мог превзойти воинскими подвигами."

Вот это я называю битвой. Еще один аргумент в пользу того, что в апреле Святослава в Доростоле не было. Его могло не быть и во время убийства Икмора. Кстати, одинаковый способ атаки. Скорее всего бились не фронтально, а греческая кавалерия обходила русских с тыла, чтобы отрезать от города.
Святославу досталось - как минимум сломана ключица. Надо полагать, кавалерийский отряд греков, обошедший русских с тыла, был изрублен в капусту.

"Гибель Анемаса воодушевила росов, и они с дикими, пронзительными воплями начали теснить ромеев. Те стали поспешно поворачивать назад, уклоняясь от чудовищного натиска скифов. Тогда император, увидевший, что фаланга ромеев отступает, убоялся, чтобы они, устрашенные небывалым нападением скифов, не попали в крайнюю беду; он созвал приближенных к себе воинов, изо всех сил сжал копье и сам помчался на врагов. Забили тимпаны и заиграли военный призыв трубы; стыдясь того, что сам государь идет в бой, ромеи повернули лошадей и с силой устремились на скифов. Но вдруг разразился ураган вперемежку с дождем..."

Вот так всегда. На самом интересном месте. Байку про святого Федора, который повел в бой ромеев, сидя на белой лошади, выпускаем.

"Завязалась горячая битва, и скифы не выдержали натиска конной фаланги. Окруженные магистром Вардой, по прозванию Склир, который со множеством [воинов] обошел их с тыла, они обратились в бегство. [Ромеи] преследовали их до самой стены, и они бесславно погибали. Сам Сфендослав, израненный стрелами, потерявший много крови, едва не попал в плен; его спасло лишь наступление ночи."
Обходные маневры были обычным делом. Откуда Диакон знает про Святослава? Князь, утыканный стрелами, валялся себе на поле битвы и потихоньку полз к городским воротам. Греки думали: куда он денется? Вот, закончим битву и заберем его в плен. Не успели.

"Говорят, что в этой битве полегло пятнадцать тысяч пятьсот скифов, [на поле сражения] подобрали двадцать тысяч щитов и очень много мечей. Среди ромеев убитых было триста пятьдесят, но раненых было немало. Вот какую победу одержали ромеи в этом сражении."
Ай, барин!

+2

78

"Всю ночь провел Сфендослав в гневе и печали, сожалея о гибели своего войска. Но видя, что ничего уже нельзя предпринять против несокрушимого всеоружия [ромеев], он счел долгом разумного полководца не падать духом под тяжестью неблагоприятных обстоятельств и приложить все усилия для спасения своих воинов. Поэтому он отрядил на рассвете послов к императору Иоанну и стал просить мира на следующих условиях. Тавроскифы уступят ромеям Дористол, освободят пленных, уйдут из Мисии и возвратятся на родину, а ромеи дадут им возможность отплыть, не нападут на них по дороге с огненосными кораблями (они очень боялись "мидийского огня", который мог даже и камни обращать в пепел), а кроме того, снабдят их продовольствием и будут считать своими друзьями тех, которые будут посылаемы по торговым делам в Византии, как было установлено прежде."

Дело было 25 июля. Инициатором мира был Святослав. Оговаривалась лишь сдача Доростола. Значит ли это, что русы больше не владели Филиппополем? Наверное да, иначе почему в Доростоле собрались все три русские бригады? На "болгарском" участке Дуная у русских не осталось укрепленных пунктов.
Если русам давали хлеба на дорогу, и это оговаривалось в мирном договоре, то осада была длинной и ребята оголодали.
Кроме того, восстанавливались прежние торговые соглашения, заключенные до войны. Вот только чьи - Игоря или Ольги?

"Император с радостью принял эти условия [росов], заключил с ними союз и соглашение и дал им хлеба - по два медимна на каждого. Говорят, что из шестидесятитысячного войска росов хлеб получили только двадцать две тысячи человек, избежавшие смерти, а остальные тридцать восемь тысяч погибли от оружия ромеев."

Мда. Времена пошли уже не те. Раньше русы уходили с золотом. Теперь дали по мешку зерна на пятерых. Грызите, друзья мои, и будет вам счастье. Варите кулеш, мамалыгу. А мясо вредно для здоровья.
Что-то тут не так.
- Вот тебе, княже, 400 тонн зерна (20 кг на 20 тысяч, это я грубо) и чеши подобру-поздорову. Если каждый твой кораблик поднимет по 4 тонны, то 100 кораблей хватит. Да, передай там, что все торговые соглашения остаются в силе. Пусть приезжают.
- А кому передать-то?
- Вот матушке своей и передай.
- Так ведь она умерла вроде бы.
- Кто сказал?

В самом деле. А давайте сделаем вид, что мы Нестера не читали. Сначала суммируем все зарубежные источники, набросаем сеточку, а сверху наложим ПВЛ. И посмотрим, что из этого получится. Но сперва закончим с Диаконом.

"После утверждения мирного договора Сфендослав попросил у императора позволения встретиться с ним для беседы."
Была процедура подписания. И утверждения. С литаврами и шампанским. У Святослава на руках должен был остаться экземплярчик. Просьба о личной встрече - не по протоколу - исходила от русского князя. Как и просьба о перемирии.

"Государь не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, - подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них."

Еще одна загадка. Где происходила встреча? Смотрим карту. По логике вещей встреча должна была произойти либо в Доростоле, либо в ставке Цимисхия (на холме возле телевизионной вышки), либо на нейтральной территории - где-то посередине. На футбольном поле, например.
Вспоминается Жванецкий: "сидишь на лошади с веслами, как дурак".
Если встреча происходила на "этом" берегу, Святославу не было нужды садиться в "човнык". Мог добраться на лошади, для этого джигитовка не нужна. На крайний случай, придти пешком, в этом нет ничего зазорного. Но "оне" приплыли. Куда?

На "тот" берег. Или на остров.

Если дело было на левом берегу, значит, греки его контролировали, во всяком случае, на небольшом участке. Но тогда берег не был нейтральной территорией. Как я понимаю, северная граница Болгарии в этом месте проходила по Дунаю. Так же, как проходит и сейчас - с Румынией. Вообще говоря, древние границы частенько совпадали с нынешними. Иногда они идентичны. Кстати, с каким государством была граница? Надо будет разобраться. Попозже.
Итак, граница проходила по Дунаю. Одно из условий мира - русы убираются из Болгарии, которая теперь стала как бы греческой территорией. Куда убираться? Да хоть куда. На тот берег, например. Или вверх-вниз по течению. Вниз - до Черного моря, и всю дорогу правый берег будет запретным. Вверх - до нынешней Сербии хотя бы. За пределами Болгарии на Дунае начинаются очень интересные населенные пункты - Новое Село, Мала Каменица (Каменец по-нашему), Оршова (Орша), Велико Градиште, Бела Црква (Белая Церковь). Белград, наконец. Он же Белгород. А еще выше Нештин (Нежин) и дальше к венграм - союзникам. А выше Будапешта есть еще один Вышеград (Вышгород). И Новград (Новгород). Это на венгерской-то земле. А дальше братья-чехи. Там вообще Русы-Русовце на каждом углу. И на Братиславу. Там много лесистых гор, где данники-славяне рубили лес для моноксилов.
Святославу было, куда ехать. Пороги преодолел - и вперед. Лишь бы зерна хватило.

Остров у Доростола был нейтральной территорией. Встреча могла происходить там. Святослав приплыл, а Цимисхий перешел на лошадях вброд. Или навел мост в узком месте. Запросто.
Если переговоры велись на следующий день после боя, во время которого Святославу сломали ключицу и утыкали стрелами, как подушку для иголок, и он целый день валялся в беспамятстве на поле боя...
Снимаю шляпу перед нашим предком.

"Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос- признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды, его приближенных только чистотой."

На первый взгляд - запорожец обыкновенный. Признаком знатности рода была серьга, а не чуб. Она многого стоила. Но это не запорожская внешность. Диакон описал нам Аттилу. Но вполне может быть, что Святослав так и выглядел. В любом случае Лев Диакон его в глаза не видел.
Одежды были белыми? Это бинты.

"Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами."

Как разговаривали? По-гречески. С толмачем или без оного? Возможно, без оного. Святослав беседовал с императором сидя. Весь в мамочку. К тому же, раны давали себя знать. Веслом он, может быть, и не махал, но все-таки...
Этот разговор был нужен Святославу. Он спрашивал, Цимисхий отвечал. Получив нужные ответы, князь уехал. По-английски. Возможно, он кивнул головой на прощанье. Крутой, как Эверест.
Чего-то мы все равно не знаем.

"Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки - многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места."

Порубить в капусту 22 тысячи викингов, даже утомленных боями - это вам не фунт изюму.
Диакон не говорит, где именно и когда печенеги устроили засаду. Но если верить древним картам, они могли это сделать в любом месте - от среднего течения Дуная до Тамани. А вот когда - трудно сказать.

"Таким образом, император Иоанн, как явствует из предыдущего рассказа, всего в четыре месяца победил полчища росов и возвратил ромеям Мисию. Он переименовал Дористол в Феодорополь в честь Стратилата мученика Феодора и, оставив там надежную охрану, вернулся с большими трофеями в Византий."

Диакон настаивает - война (в правление Цимисхия) длилась 4 месяца. При этом 2 месяца он "спрятал".

"Он вступил в великий храм божественной Премудрости и, воздав благодарственные молитвы, посвятил Богу первую долю добычи - роскошный мисийский венец, а затем последовал в императорский дворец, ввел туда царя мисян Бориса и приказал ему сложить с себя знаки царского достоинства."

Вот так - приказал сложить с себя знаки. Кстати, сами знаки мало отличались от византийских. Ведь до этого Болгария была империей, которой Византия платила дань.
"Я спасу тебя, болгарский царь, от секиры росов". Ага. Вот только корону дай сюда. Цимисхий напоминает Барака Обаму. Хорошо, что Бориса не повесили. Публично.

"Затем он возвел Бориса в сан магистра. Вот каким образом император Иоанн в очень короткое время сверх всяких ожиданий одержал столь великую победу, сломил и поверг ниц своей воинской опытностью, мудрой доблестью и отвагой высокомерное бахвальство росов и подчинил ромеям Мисию."

Из всего дальнейшего нужно отметить сообщение о комете.
"В это же время, в начале месяца августа, появилась хвостатая звезда - нечто божественное, небывалое и превышающее человеческое разумение. Ничего похожего не видели в наш век, и никогда прежде не случалось, чтобы подобное явление длилось столько дней подряд. Появившись на северо-востоке, комета поднималась в форме гигантского кипариса на огромную высоту, затем постепенно уменьшалась в размерах и склонялась к югу, пылая сальным огнем и распространяя ослепительные, яркие лучи. Люди смотрели на нее, преисполнившись страха и ужаса. Появившись, как я сказал, в начале августа, комета была видна целых восемьдесят дней, восходя в середине ночи и светясь до самого утра."

Говорят, что это было в 975 году. Нужно запомнить для привязки.
Потом Цимисхий умер, потом Варда Склир устроил мятеж (почему бы и нет?).
А потом...

Отредактировано ingvar (02-07-2011 00:42:41)

+2

79

"Когда грабительская шайка Варды Склира была полностью рассеяна, император Василий собрал войско и выступил против мисян. Это дикое, жестокое племя помышляло только об убийствах; оно наносило вред ромейскому государству, немилосердно опустошая Македонию и уничтожая всех людей цветущего возраста. Поэтому [Василий], побуждаемый более горячностью, чем благоразумием, торопился одним ударом покорить [Мисию]. Но из-за Несправедливости судьбы он обманулся в своих надеждах."

Вот так, друзья мои. Болгария не была покорена. Более того, болгары хорошо прошлись по Македонии. Огнем и мечом. Филиппополь и все такое. Святославу было, куда плыть, если бы он решил подниматься вверх по Дунаю. Комментаторы в этом месте особенно невнятны и говорят, что никто до сих пор не установил даты "восстания" и территории, которую оно охватило.

"Совершив путь по узким, крутым тропам и приблизившись к городу Сардике, который скифы обычно именуют Тралицей, [Василий] разбил вблизи него лагерь и двадцать дней осаждал город."

Сардика, она же Трилица. Русское название. Значит ли это, что "скифы" участвовали в боевых действиях? Сардика - это нынешняя София. Так говорят комментаторы. Город расположен между двух горных хребтов. Хорошее местечко. И Филиппополь недалеко.
Как Василий туда шел? Константинополь - Аркадиополь - Адриаполь - Филиппополь - Сардика. 580 км.
Ну хорошо, Аркадиополь и Адриаполь оставались за греками, но из Адриаполя путь тоже неблизкий. К тому же император не сидел в этом милом городке. Он узнал о "мятеже", собрал войска и двинулся. Из столицы. Лев Диакон зачем-то примкнул к этому походу. С пером и чернильницей.

"Но он не имел в этом деле успеха, так как войско склонилось из-за непригодности стратигов к беззаботности и лени. Сначала, когда ромеи вышли из лагеря в поисках зеленой травы и сена, мисяне напали на них из засады, учинили страшное побоище и увели множество вьючных животных и лошадей. Затем произошло следующее: осадные орудия и другие машины ввиду неумелости тех, кто их подводил к стенам, не действовали и были сожжены врагами; кроме того, воины чрезмерным потреблением израсходовали взятые с собою припасы и стали испытывать нужду во всем необходимом; поэтому император, собрав снаряжение, направился со всем войском в Византии."

Действительно, Василий был на удивление хорошим полководцем. Кругом горы, леса, а ему травы не хватает. И чтобы эту траву добыть, решил идти в Константинополь - полтыщи верст, это ж мелочь. Рукой подать. Диакону стыдно признаться. Греки панически спасались бегством. Видимо, что-то случилось под стенами Сардики. Кто-то чувствительно настучал Василию по шлему. И его воинам тоже.

"После целого дня пути он расположился лагерем в лесной чаще и дал воинам отдых. Еще не прошло время первой ночной стражи, как вдруг с восточной части неба устремилась на лагерь довольно большая звезда; озарив шатры ярким светом, она упала на западе у самого рва и, рассыпавшись множеством искр, погасла."

Метеор? Болид? Кто-то окурок бросил с вертолета? Или горшок с углями - с ближайшего утеса? В любом случае, явление не масштабное, не было звуковой волны. Привязаться к этому явлению, как к временной вехе, мы не сможем.
Как "звезда" рассыпалась углями, Лев Диакон приврал. Он вообще был до ужаса впечатлительный мальчик, позже мы это увидим.
Да, уйти от Софии на юг греки далеко не могли за дневной переход. Дело было где-нибудь в районе Гара Елин-Пелин, место вполне подходящее.

"На следующий день войско проходило по лесистому, изрытому пещерами ущелью; едва пройдя его, оно попало в изобилующее расселинами, трудно проходимое место; там на ромеев напали мисяне, перебили большую часть воинов, захватили шатер императора, казну и весь обоз."

Сурово. Есть такое ущельице на подходе к Ихтиману. Там действительно можно устроить чудную засаду на кого угодно - хоть на греков, хоть на колонну танков. Чувствуете атмосферу? У греков земля горела под ногами.

"Был там и я, рассказывающий с горечью об этом; на беду мою я сопровождал правителя, неся службу дьякона. Едва не поскользнулись стопы мои, и я стал бы добычею скифского меча, если бы не избавило меня от этой опасности некое божественное попечение, внушившее мне быстро погнать коня, взобраться по склону ущелья, покуда он не занят врагами, и поспешно достичь вершины горы. Остатки войска с трудом нашли спасение в бегстве по непроходимым горам от преследовавших мисян и вернулись, потеряв почти всю конницу и обоз, в ромейские пределы."

Божественное попечение приказало Льву драпать без оглядки, бросив императора. Он ехал, стоя в седле? На чем скользили его стопы? И что за скифские мечи? Неужели русы?
Греки поспешно бежали "в ромейские пределы". Как минимум, к Филиппополю. Как максимум - к Константинополю, куда они и собирались.
Комментаторы точно датируют эту бойню - 17 августа 986 года. Ничего себе разлет - целых 11 лет. Ай да Лев Диакон. Кстати, дата указана так точно благодаря Яхъе Антиохийскому. Еще один летописец в обойму. Чем больше, тем лучше. Надо же хоть когда-нибудь разобраться во всем.

Потом был еще один мятеж - Варды Фоки. А потом...

"И на другие тягчайшие беды указывал восход появившейся тогда звезды, а также напугавшие всех огненные столбы, которые показались затем поздней ночью в северной части неба; ведь они знаменовали взятие тавроскифами Херсона и завоевание мисянами Веррии. И сверх того, звезда появлялась на западе при заходе солнца, восходя по вечерам, она не имела какого-либо постоянного места на небе. Распространяя яркие, видные на далеком расстоянии лучи, она часто передвигалась, показываясь то севернее, то южнее, а иногда за время одного и того же восхождения меняла свое положение на небе, производя внезапные, быстрые движения. Люди, смотревшие на комету, удивлялись, страшились и полагали, что ее странные перемещения не приведут к добру."

Диакон способен довести до отчаяния любого читателя. О какой звезде речь? О той, которая светила 80 дней в 975 году, начиная с 3-го августа? Нет, он описывает их по-разному. Та появлялась на северо-востоке, а эта - на западе. Следующая комета, как говорят комментаторы, сияла 20 дней в 989 году - в августе.
Запомним - русские взяли Херсон, предположительно в августе 989 года. В это же время болгары взяли Веррию. Говорят, что речь о современной Верии, но ведь это Греция. До Салоников рукой подать.

"И случилось как раз то, чего ожидал народ. Вечером того дня, когда обычно праздновалась память великомученика Димитрия, страшное землетрясение, какому равного не бывало в те времена, опрокинуло башни Византия, повалило множество домов, которые стали могилами для их обитателей, соседние с Византием селения разрушило до основания и причинило смерть многим деревенским жителям."

Комментаторы заявляют - 26 октября 989 года.

Пришло время составлять хронологическую сетку.

+2

80

ingvar написал(а):

Он вообще был до ужаса впечатлительный мальчик,

Рыдал... А ещё говорят, что триллеры изобретение двадцатого века. Просто раньше они назывались летописями  http://read.amahrov.ru/smile/smile.gif

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Игоря Мельника » В чужих садах