Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Кино » "Белый Тигр"


"Белый Тигр"

Сообщений 31 страница 40 из 161

31

Сегодня посмотрел. Фильм - отличный. Есть, конечно, царапающие глаз моменты:
1) пару актеров на второстепенных, вообще, удивительно как на площадку допустили. Настолько корявые...
2) Работа в танке показана хорошо, но нет ни намека на опыт ни у стрелка, ни у башнера.
3) И откуда у полковника-контразведчика полный бант" Славы"? Про аллюминиевые колодки на наградах, вообще молчу.
4) За последние эпизоды простил все. И с авансом)

Смотреть - НАДО.

0

32

«Белый тигр» - фильм хороший. Нет, не шедевр. Уверенно обходит все подводные камни постсоветских фильмов о войне. Впрочем, антилиберального я в фильме также ничего не увидел: чтобы рассказать историю, минуя шаблоны, не обязательно быть правым - достаточно просто быть честным. Или же умным.
Впечатления фильм производит очень и очень противоречивые. Но попробую изложить свои мысли по порядку.
Сюжет. Советский танкист, извлеченный из сгоревшего танка с 90% ожогами тела, удивительным образом выздоравливает, хотя и теряет при этом память. Он возвращается в строй, получает имя Иван Иванович Найденов, добровольно отказывается от прошлой жизни, молится танковому богу и получает от него благословение в виде умения разговаривать с танками - ради того, чтобы уничтожить исчадье зла, таинственный немецкий танк «тигр» белого цвета, который неуловим, неистребим и вездесущ.
Сначала необходимо сказать хотя бы два слова о первоисточнике - коротком романе Ильи Бояшова «Танкист или Белый тигр».
Роман я прочитал. У романа есть два несомненных плюса и один столь же несомненный минус.
Первый плюс - отменный литературный язык, которым написан роман.
Второй плюс - уникальность жанра, в котором роман исполнен: что-то вроде военного фэнтези, где эффект достигнут не примитивной мистикой, а виртуозным тасованием абсолютно реалистических элементов - сложенные в новой последовательности, они открываю врата к постижению метафизической сути войны, и здесь, в этой зоне сумерек, не удивительны ни бессмертные немецкие танки, ни одушевленная техника, ни полубожественные фигуры военачальников.
Колоссальный минус книги - это то нездоровое смакование, с которым автор описывает колоссальные потери советской армии и военные преступления, совершаемые нашими солдатами в Европе. Наверное, Бояшов полагал, что это называется реализмом. При этом одним из источников называет недоброй памяти Энтони Бивера, радетеля миллионов изнасилованных немок.
В общем, книга вышла противоречивая - блестящая литературная техника, интересное препарирование метафизики войны, ритуальные гекатомбы идолу либерализма.
Фильм удивительным образом вобрал в себя сильные стороны первоисточника и счастливо избежал его недостатков.
Не будучи специалистом по атрибутике ВОВ, выскажу сугубо дилетантское суждение - антураж в картине не глянцевый, словно в «9-й роте», но и не натуралистично-чернушный, как в «Чистилище», то есть именно такой, какой и нужен - герои носят форму, которая явно надета не вчера, плащ-палатки, как им и положено, порыжевшие от влаги, генералы трезвые и не пьют цинично французский коньяк, а едят прозаическую гречневую кашу. Персонажи живые, похожие на людей, какими мы видим их в реальной жизни: никто не произносит пафосных речей, не идет в атаку, захлебываясь пеной, не материт советскую власть и не призывает пожалеть немцев, потому что они, как-никак, в Европе живут. При этом авторы не скрывают от нас, что война, штука, в общем-то, жутковатая - начальные кадры, когда нам показывают извлекаемые из развороченных танков обгоревшие трупы танкистов, прямо скажем, не для детей. «А ноги-то у него где?..» (с)
Пусть на отдельных ресурсах упиваются выявлением несоответствий реального и киношного Т-6 - это, по моему, самая малая из претензий, которые можно адресовать фильму.
В общем, с точки зрения изображения военных реалий фильм - заметный шаг вперед после тех картин, где единственной заботой наших солдат были размышления о том, почему они воюют за ненавистный коммунистический режим.
Режиссер сознательно сгладил многие спорные моменты книги. Стрелок-радист Крюк из убийцы-насильника-мародера стал просто трепливым бабником. Заряжающий Бердыев, который в книге больше пьет, чем воюет, пусть и появляется в кадре пару раз со стаканом спирта, зато все три произнесенные им реплики - смешные. Главное же - режиссеру хватает ума и такта не превращать трагедию в фарс: наши венные потери проговариваются, но в кадр практически не попадают (за исключением финального сражения). Все мы отлично понимаем, что война и жертвы - понятия неразделимые. Но не стоит беспокоить мертвецов без толку - проявите же, в конце концов, такт.
А вот теперь о сути фильма. И тех, кто фильм пока не видел, предупреждаю.
Глупо было бы ожидать от Карена Шахназарова, автора работ впечатляюще концептуальных, просто реалистического фильма о войне. Тот, кто имел такую неосторожность или не читал романа Бояшова - уйдет с фильма разочарованным.
Равно с ним, не ждите от картины какой-то определенной развязки. Это лишь сосуд, который каждый наполнит собственным содержанием: кто елеем, а кто желчью.
Тема фильма невероятно сложна и невероятно деликатна - кризис веры в хаосе войны. Где тускнеют и теряют смысл не только пресловутые общечеловеческие ценности, но и большинство христианских догматов. И тогда война сама порождает своего творца и своего мессию.
Иван Найденов, претерпевший смертные муки, возрождается к жизни посланником великого танкового бога, который носит шлемофон и ездит по небу на золотистом Т-34. Бог - за наших, ибо помогает правым, и его волей Ивану дается шанс найти и истребить Зверя, персонифицированного «белым тигром». Битва заканчивается ничем, потому что другого финала у нее быть не может - зло неистребимо до конца времен. Но кто-то должен стоять между ним и человечеством. В мирное время это добрый бородатый дядечка 33 лет от роду. В военное - Иван Найденов, заживо сожженный и восставший к жизни носителем высшего знания. Велик танковый бог, и русский солдат - пророк его.
Именно русский. Шахназаров - вольно или невольно - противопоставляет бездушность арийской военной машины («танк мертвый…» (с)) экипажу Т-34-85 с его человеческими слабостями и недостатками - и люди побеждают механизм. Русский архетип - жертвенность, западный - профессионализм. «Не жалеть живота своего» против «убить их всех», солдат-гражданин против военного ремесла. Отсюда и необходимость предфинальной сцены с обедом Кейтеля, фон Фридебурга и Штумпфа - нам демонстрирую тех самых профессионалов, которые утратили живые человеческие эмоции и не чувствуют вкуса пищи.
Если вас не пугает такой сложносочиненный сюжет - есть все шансы получить от картины подлинное удовольствие.
Надо сказать, что более всего меня смутила именно сложность картины, потому что глупо ожидать от тинэйджеров понимания христианских реминисценций и социокультурной символики. Где та гениальная простота, что отличает «В бой идут одни старики» или трилогию о полковнике Млынском?
Главная загадка фильма - с кем это Гитлер беседует в финале?
Кое-кто считает - с психоаналитиком. Ну-ну. Скорее - с дьяволом.
Хотя если бы из тени проступило лицо самого Карена Шахназарова - я бы не удивился.

+18

33

Несносный ДеNNис написал(а):

Сам не смотрел ещё, но отзывы несколько настораживают:

Автор рецензии ожидал от фильма совсем другого, вот и выплекскивает свое разочарование. А сцена капитуляции и "поедание" клубники - очень сильны. Если их не смотреть с позиций школьника-геймера, ожидавшего от фильма эпичной танковой резни

Отредактировано Чекист (06-05-2012 10:00:52)

0

34

Artof написал(а):

Ну... Один мой знакомый пейсатель тоже главного героя в конце завалил... И без пыщ-пыщ, кстати. И ничего - дошло.

Да ладно дошло
Некоторые вон даже анти-этого-писателя пишут, слишком негероически :-)

В общем, я тут подумал - перенес бы сцену последнего разговора особиста и Найденогва в самый конец, после Алоизыча.
Чтобы последними словами фильма были "Его надо сжечь. Вы же понимаете."
А капитуляцию, ужеин в кладовке, проход пленных и беседу там сократил бы в сумме раза в два.

ИМХО драматургически было бы правильнее.

0

35

Почитал, подумал - смотреть не буду. Чтобы не расстраиваться.

0

36

Отшельник написал(а):

Почитал, подумал - смотреть не буду.

Зря Вы так. Хороший фильм. Просто ждать от него ничего не надо)

Отредактировано Чекист (06-05-2012 12:15:50)

0

37

Чекист написал(а):

Автор рецензии ожидал от фильма совсем другого, вот и выплекскивает свое разочарование. А сцена капитуляции и "поедание" клубники - очень сильны. Если их не смотреть с позиций школьника-геймера, ожидавшего от фильма эпичной танковой резни

В сцене подписания докадрово воспроизведён реальный эпизод. Сцена с клубникой взята из мемуаров Кейтеля "12 ступенек на эшафот"

0

38

Artof написал(а):

В сцене подписания докадрово воспроизведён реальный эпизод. Сцена с клубникой взята из мемуаров Кейтеля "12 ступенек на эшафот"

Это просто замечательно.
Проблема в том, что эта замечательность не воспринимается зрителями, и это видно по многим комментариям :-(
В результате авторский посыл доходит до 1% посмотревших. А этого мало.
ИМХО сокращение по сумме "воспринятого материала" было бы на пользу

0

39

Уважаемый Альберт. Скажу честно - ждал с нетерпением вашей рецензии на фильм. Конечно не только вашей, но еще и коллег Пушка и Несносного Денниса. Так же жадно ожидаю и других отзывов форумчан. Но вы успели первым(с).
Спасибо за отменный разбор фильма. Лично я после вашей рецензии пойду и посмотрю.

Альберт написал(а):

Если вас не пугает такой сложносочиненный сюжет - есть все шансы получить от картины подлинное удовольствие.

Меня не пугает. Нет. Спасибо вам большое за рецензию.

+2

40

Известный советский и российский режиссёр Карен Шахназаров снял первый за свою весьма длительную карьеру фильм о войне – «Белый тигр». И ведь фильм получился!
Что необходимо отметить сразу – Шахназаров мастерски очистил от всякой грязной накипи повесть Бояшёва и в результате его кинокартина от этого только выиграла. Фильм получился вполне достойным, хотя всёж и несколько неоднозначным, в паре эпизодов чуть ли не «странным».
Увы, но во время просмотра этой картины я с грустью констатировал тот непреложный факт, что действительно великая советская киношкола военных фильмов окончательно канула в Лету. Недавняя «Брестская крепость» осталась всего лишь исключением, только подтверждающим правило. Но! На фоне остальных фильмов последних лет «Белый тигр» смотрится очень даже достойно. Скажу разу – фильм этот довольно сложный, большая его часть – самый что ни на есть натуральный «танковый боевик». Причём боевик отличный А вот ближе к финалу мы видим уже нечто в духе не сколько военного, сколько уже авторского кино. Но тут тоже всё вполне достойно.
О чём фильм. Во-первых, он о танках. Во-вторых, он снова о танках. И в третьих, он о сути вечной борьбы добра и зла, в том числе и на войне.
Этот фильм называют мистическим. Ну что тут сказать – элементы мистики в нём действительно есть. Но всёж скорее перед нами притча, причём притча, вспоенная в том числе и древней традицией русских былин.  Чудом выживший («Феномен! 90% ожёг тела!») в сгоревшем танке танкист Найдёнов фактически стал дважды рождённым. Он прошёл через огонь, мёртвую и живую воду – и вернулся на войну. Вернулся с целью сжечь убившего его танк «Белого тигра» (тяжёлый немецкий танк T-VI). Но не только и не сколько ради мести  вернулся фактически с того света сержант Найдёнов – и про это предельно ясно будет сказано в самой последней сцене с его участием…
«Чистой» мистики в фильме довольно немного. Страшный в своей неуязвимости немецкий панцер может быть как продуктом пика развития сумрачного тевтонского технического гения, так и подобием корабля мёртвых из древних германских и скандинавских саг. Это зло – но зло т.с. символическое, настоящее Зло мы видим только в самой последней сцене фильма…
Сержант (а потом и лейтенант) Найдёнов внешне довольно невзрачен, он несколько щуплый, нос картошкой… Но ближе к финалу фильма с некоторым изумлением начинаешь понимать что есть в Найдёнове что-то от богатырей Древней Руси. Он силён правотой своего дела, своей , возможно, наивной, но искренней верой… Хотя и генерал недаром ведь сказал что «на войне в Бога поверил»…  В образе танкового бога Найдёнова мы может увидеть явные черты «народного христианства», нельзя тут не упомянуть и образ громыхащего в небесах Ильи-пророка, Ильи Фесвитянина… И наше дело было тогда воистину правым делом. Ну а кто оппонент этого русского «танкового бога»? Неоязычество III Рейха (да и современное уже нам неоязычество по большей части тоже), которое официально возрождало (правильнее будет сказать - реконструировало) различные древнегерманские религиозные верования, опираясь при этом, правда, не сколько на древние источники, сколько на теософию (`ариософию), пограничные восточные практики и всевозможные смутные видения всяких шарлатанов в чёрных мундирах…  Скорее уж тут речь идёт о порождении дьявольских сил – недаром башнёр Крюков однажды метко подметил что их Т-34-85 заехала «к чёрту на именины». Образ туманного леса, где прячется тяжёлобронированный «Белый тигр» - чем это не Чёрный лес, прибежище злых колдунов и ведьм?  Ну а внимательный слушатель финального монолога фюрера – кем он ещё может быть, как не Люцифером или Мефистофелем?
Но вернёмся к танкам. Сцены с ними – это подлинное украшение фильма. Причём хороша как техника (Т-34, БТ, Т-VI, Т-IV и др.) – танки и самоходные орудия, так и очень удачно подобраны ракурсы съёмок, особенно моменты с видом «через триплекс»… Ну а сцены танковых боёв вообще просто великолепны. Показан даже рикошет снарядов от башни боевой машины… Звук и саундтрек – на уровне. Пиротехника – отлично. Форма и вооружение – вполне достойно. Что же касается актёрских работ – я не могу сказать что мне не понравились кто-либо из актёров, сыгравших в этом фильме. Причём как в главных, так и в эпизодических ролях… Очень хороши были как маршал Жуков, так и командарм Катуков, но всёж главные герои этой картины – экипаж машины боевой (лихие ребята!) и поверивший им, а точнее – Найдёнову, майор-контрразведчик. Именно они ведут охоту на немецкого танкового монстра…
В конце фильма в течении ровно 10 минут мы видим подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Отличная и глубоко символическая сцена. А вот её продолжение – я понял его смысл, но так ли было нужно показывать этот обед поверженного врага? «Сокуровщина»?.. Возможно, но лишь в самой минимальной дозе. Но, слава Богу, хоть не «михалковщина». Очень хорош последний диалог лейтенанта и майора. Отличный диалог. Увы – вот прошло чуть более 50 лет, и зло снова выползло…  Это и приравнивание палачей и жертв, это и попытка поставить знак равенства между СССР и гитлеровской Германий – напомню, что даже в самых страшных наших лагерях не делали перчаток и обложек из человеческой кожи…  Нынешние западноевропейцы ради своего «примирения» хотят сравнять завоевателей и освободителей… Но ведь как верно сказал Гитлер в самом финале фильма – «мы всего лишь нашли в себе мужество сделать то, о чём втайне мечтал каждый европейский обыватель. Разобраться с евреями и большой страшной страной на востоке». Многочисленные французские, голландские и бельгийские добровольцы, служившие в SS и вермахте, отправившиеся покорять «дикие азиатские орды» нашли свои два метра русской земли, но дело их, увы, не пропало втуне… И снова мы слышим в тумане рокот приближающегося призрака с белой бронёй…
Подводя итоги, скажу так: Карен Шахназаров снял не идеальный, но очень достойный фильм. Его стоит посмотреть хотя бы ради замечательных сцен танковых боёв и финального монолога фюрера. А также для того, что бы ещё раз вспомнить тех, кто горел в таких вот машинах… Кто сжигал панцеры пришедшего на нашу землю врага, сжигал, не щадя при этом жизни своей… 
Фильм этот также наверняка понравится фанатам компьютерных игр про Вторую Мировую, особливо любителям танковых симуляторов. А ещё это размышление о том, что такое война. И ПМСМ это не сколько «средство поддержания нации в тонусе», сколько действительно вечное противостояние добра и зла. 22 июня 1941 на нашу страну напало зло. И оно было сокрушено. Страшной ценой. Но это зло (`дьявол) может возрождаться… А посему вспомним слова знаменитого русского адмирала Макарова, погибшего на боевом посту во время русско-японской войны – «Помните войну!». И слова замученного нацистами чехословацкого журналиста – «Люди, будьте бдительны!»
Ну а ещё «Белый тигр» - это просто хороший боевик. Про войну.

Резюме: Своеобразное, немного неоднозначное, но всёж очень достойное кино. До того же «Освобождения», «Горячего снега» и многих других классических советских картин ему далеко – однако этот фильм западает в душу… Отличный танковый боевик, притча, драма и местами почти документальное кино.

p.s. очень порадовала надпись на одном из танков – «Уральский комсомолец».

Отредактировано Пушок (10-05-2012 16:24:10)

+15


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Кино » "Белый Тигр"