Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории-3


Жернова истории-3

Сообщений 31 страница 40 из 947

31

Анатолий Спесивцев написал(а):

На тот момент среди них даже шпионов будет очень мало - после ПМВ бюджеты разведок сильно поурезали, а из Польши-Прибалтики особо и привлекать не стоит.

Вилката привлечь--и перевоспитать! :D
А потом его злодейски убьют бывшие соратники.   http://read.amahrov.ru/smile/blush2.gif

0

32

Выкладываю начало 36-й главы:

Глава 36. Кадрам – быть! Но каким?

36.1.

С отправкой записок в РУ РККА Яну Берзину и в ИНО ОГПУ Михаилу Трилиссеру вопрос решился достаточно быстро. На следующий день после подачи записки по начальству, в субботу, 18-го января, перепечатываю в машбюро вторую часть своего документа. Трилиссеру я просто позвонил, благо, со времени наших последних встреч его номерочком я обзавелся – просто «срисовал» то, что было указано на наклеечке, прилепленной к его телефонному аппарату.
– Здравствуйте, Михаил Абрамович! Узнаете?
– Здравствуйте! Конечно, узнаю.
– Как и обещал, набросал тут для вас кое-что. Не могли бы вы за этой бумажкой направить ко мне посыльного?
– Опять у вас идеи… – вздохнул Трилиссер. – Но интересно будет посмотреть. С вами не заскучаешь. Так что ждите посыльного – прямо сейчас кого-нибудь и отправлю.
Добраться до Берзина мне было несколько сложнее, но и тут способ, по некотором размышлении, отыскался. Правда, пришлось подождать, пока закончится Пленум ЦК. При чем тут Пленум? Да при том.
По окончании Пленума я смог застать на своем рабочем месте Льва Давидовича. После обмена приветствиями он не слишком дружелюбным тоном произнес:
– Опять с чем-нибудь… эдаким – он покачал растопыренными пальцами в воздухе – пожаловали?
– Вот, ознакомьтесь, – протягиваю ему листок с машинописным текстом.
Троцкий быстро пробегает его глазами, затем, блеснув стеклами пенсне, устремляет свой взгляд на меня:
– Я не вижу в вашей писульке адресата. Кому это предназначено? И на какой предмет вы знакомите с этим меня? Постойте, но мне как раз сегодня положили на стол документ за вашей подписью где, кажется, было что-то похожее. Тогда зачем эта отдельная писулька? Хотите, чтобы через Научно-технический отдел отдали эти ваши… тезисы на экспертизу специалистам?
– Не мешало бы, – киваю в ответ. – Но главная проблема у меня другая.
– Какая же? – живо интересуется начальник НТО ВСНХ СССР.
– Полагаю, вам не составит большого труда по старой памяти связаться с Яном Берзиным и ознакомить его с содержанием данной записки?
– А какое отношение, извините, Разведупр имеет… – начинает было Троцкий, но останавливается и несколько раз кивает:
– Да-да, понимаю, понимаю… Ладно, думаю, большого вреда не будет, если Ян это прочтет. – И Троцкий тут же снимает трубку:
– Барышня, дайте мне, пожалуйста, номер…
Так, и эта проблема решена. Возвращаюсь к себе, а там меня ждет уже примелькавшийся курьер нашего ГЭУ:
– Виктор Валентинович, вам конверт. Расписаться нужно.
– Что за бумага?
– Из военкомата.
Здрассьте! Какой, к черту, военкомат!? Расписываюсь, вскрываю конверт…
Опаньки! В феврале мне предписывается прибыть на двухнедельные сборы начальствующего состава. С какой это стати я в начальствующий состав-то попал?
И тут память Осецкого выдает на-гора полузатертые, за ненужностью, воспоминания. Было! Было-таки. В 1920 году, когда в начале марта из-за капповского путча было отложено на неопределенный срок мое назначение на должность торгпреда в Германию, хотя уже в конце февраля я сдал все свои дела в наркомате Фрумкину. Вот тогда, как болтающегося без дела, и послали меня по партийной мобилизации аж на четыре с лишним месяца… Нет, не фронт, поскольку ровным счетом никакого военного образования или хотя бы некоторого опыта опыта у Осецкого не было, а на политработу в Войска внутренней охраны республики. А в начале июля того же года выдернули обратно и отправили торгпредом в Эстонию.
Ладно, в конце концов, две недели – не такой уж большой срок. Послужим делу обороны Республики! Отложив предписание из военкомата в сторону, возвращаюсь к текущим делам. Следующая проблема, которой надо было вплотную заняться – кадры.

«Председателю ВСНХ СССР Ф.Э.Дзержинскому
Копия – Наркому просвещения СССР А.В.Луначарскому
Копия – Председателю Госплана при СТО СССР А.Д. Цюрупе
Копия – заместителю председателя ВСНХ СССР Г.Л.Пятакову
Копия – Начальнику ГЭУ ВСНХ СССР В.Н.Манцеву

Для вынесения вопроса на СНК СССР

Положение с подготовкой кадров для народного хозяйства СССР донельзя отвратительное, если не сказать – угрожающее. Тот кадровый голод, который мы испытываем сегодня во всех отраслях нашего хозяйства, да и во всех сферах общественной жизни, в ближайшее время станет нетерпимым, суля нам колоссальные экономические и политические проблемы. С развертыванием социалистической реконструкции народного хозяйства перед нами встанет задача обеспечить кадрами квалифицированных рабочих и специалистов тысячи новых заводов и фабрик, десятки тысяч сельскохозяйственных кооперативов.
Где мы возьмем эти кадры, если не начать их подготовку немедленно, не откладывая дело ни на месяц? Нигде! Поскольку квалифицированные специалисты готовятся не один год, мы вынуждены будем замещать новые рабочие места, снабженные современной техникой, малограмотными или вообще безграмотными в техническом отношении людьми. В результате те жертвы, которые будут понесены во имя индустриализации народного хозяйства, во имя движения СССР к социализму, окажутся принесенными впустую. Этого допустить нельзя!
Чтобы предотвратить такое развитие событий безусловно необходимо, не откладывая, – чтобы решить все основные организационные вопросы не позднее начала нового учебного года (т.е. к сентябрю сего года) – проработать и принять и практически реализовать новую политику в области подготовки кадров. Эта политика будет включать:
1. Создание специального государственного органа (в рамках Наркомпроса или вне его), планирующего и контролирующего обеспечение народного хозяйства кадрами квалифицированных рабочих и специалистов всех уровней.
2. Подготовку и проведение кампании по полной ликвидации безграмотности взрослого (по крайней мере, трудоспособного) населения, одновременно с обеспечением охвата начальным образованием всех детей школьного возраста с перспективной перехода ко всеобщему семилетнему образованию. Поэтапное снятие всяких классовых ограничений в школьном образовании, что, в частности, усилит наше идеологическое воздействие на всех представителей подрастающего поколения, из какой бы классовой среды они ни происходили.
3. Прекращение навязывания в школьном образовании авантюристических экспериментов, нередко приводящих к падению уровня грамотности учеников. Нисколько не умаляя значения творческого поиска и эксперимента в деле образования и воспитания, хочу заметить, что широкое применение результатов этих экспериментов возможно допустить только в том случае, если они практически доказывают свою способность обеспечить более высокие результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения.
4. Значительное расширение набора студентов крупнейшими и наиболее авторитетными техническими учебными заведениями. Развертывание на базе наиболее передовых предприятий (а также совхозов и сельскохозяйственных коллективов), где сосредоточены и наиболее квалифицированные кадры, высших технических учебных заведений, техникумов, курсов и школ фабрично-заводского обучения, ориентированных на нужды не только данных предприятий, но и новых строящихся заводов, совхозов, сельских коллективов. Кроме того, каждое сколько-нибудь крупное предприятие должно иметь школу фабрично-заводского обучения, чтобы обеспечивать себя кадрами грамотных, квалифицированных рабочих. Эти школы должны так же предоставлять материальную базу для трудового обучения учащихся единых трудовых школ.
5. Исправление перекоса в классовом подходе к высшему образованию. Ни в коем случае не отступая от политики преимущественного доступа к высшему образованию представителей трудящихся классов, необходимо отказаться от тех шагов, которые приносят рабочей и крестьянской молодежи – равно как и делу социалистического строительства в целом – не пользу, а вред. Классовая позиция в области образования не может проводиться путем снижения его качества (во всяком случае, существенного), ибо иначе мы обеспечим себя массой кадров малограмотных специалистов с глубоко укоренившимся чувством собственного превосходства в силу одного лишь классового происхождения. Классовая линия Коммунистической партии в высшем образовании не может заключаться в обмане молодого поколения рабочих и крестьян путем предоставления им некоего суррогата вместо полноценных знаний.
6. Чтобы не превратить в профанацию дело широкого привлечения к высшему образованию представителей трудящихся классов, требуется значительное ужесточение критериев отбора в высшие учебные заведения (вплоть до восстановления системы приемных экзаменов), наряду с развитием системы поиска наиболее талантливых и способных представителей трудящейся молодежи для направления на учебу в вузы (через различного рода конкурсы, актив кружков технического творчества и т.д.). Кроме того, рабфаки должны предусматривать, наряду с двухгодичным, и трехгодичный срок обучения (в зависимости от исходного уровня подготовки обучающихся). При некотором сокращении контингента обучающихся в них это возможно обеспечить в переделах существующего бюджета. Если мы хоти выпускать действительно достойных специалистов, надо несколько смягчить нашу линию на ограничение приема в вузы непролетарских элементов, сохранив существующие ограничения в основном лишь для представителей эксплуататорских классов (выходцев из помещиков и буржуазии).
7. Подготовка квалифицированных специалистов в высших учебных заведениях должна непременно сочетаться с самым широким участием профессоров и студентов в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах на переднем крае современной науки и техники. Эти работы должны вестись в тесной связи с практическими потребностями народного хозяйства на основе планов его социалистической реконструкции, и быть нацелены на преодоление в будущем нашей технической зависимости от капиталистических держав. Однако при этом абсолютно необходимо пропорционально расширить и фундаментальные теоретические исследования, не сулящие немедленной практической отдачи – ибо без передовой теоретической базы не будет по-настоящему передовых практических достижений.
8. Для повышения качества подготовки специалистов необходимо последовательно проводить линию на направление наиболее способных студентов на обучение к самым выдающимся профессорам и на организацию зарубежных стажировок как для студентов, так и для молодых преподавателей вузов. Кроме того, необходимо шире приглашать из-за рубежа ученых, профессоров, технических специалистов и квалифицированных рабочих (особенно сочувственно относящихся к СССР) как на временной, так и на постоянной основе, что позволит несколько смягчить дефицит соответствующих кадров в нашей стране.
9. Предлагаемые шаги заставляют обратить сугубое внимание на положение так называемых старых специалистов. При нашем отчаянном кадровом голоде мы не можем допускать того «спецеедства», которое расцветает у нас пышным цветом, несмотря на неоднократные решения ЦК нашей партии. Полагаю, что окрики, призывы и разъяснительная работа являются не самыми эффективными инструментами решения этой проблемы. Гораздо эффективнее было бы усиление деловой смычки спецов с рабочим и партийным активом на почве совместного решения практических вопросов. С это целью предлагаю, во-первых, – на сугубо добровольной основе! – постараться привлечь каждого спеца к повышению квалификации нескольких молодых специалистов и техников. Во-вторых, образовать на предприятиях рабочие комитеты борьбы за качество и рационализацию производства с непременным вовлечением спецов в совместное с рабочими практические решение данных вопросов, с обязательным материальным вознаграждением за дельные предложения. В-третьих, обязать (в том числе в партийном порядке) директоров наших предприятий повышать свою техническую грамотность, привлекая к этому специалистов, ибо устраиваемых сейчас для этого краткосрочных курсов совершенно недостаточно. В-четвертых, поставить вопрос вовлечения старых специалистов в подобную совместную работу под самый плотный контроль партийных комитетов, чтобы содействовать как преодолению предубеждений против спецов, так и преодолению предубеждений многих спецов против Советской власти.
10. В дополнение к пунктам 5 и 6 – необходимом самыми крутыми мерами прекратить травлю профессуры в высших учебных заведениях, которая ведется не столько по идейно-политическим причинам, сколько является продуктом зарождающегося комчванства в среде нашего комсомольского актива, который таким образом прикрывает свое нежелание или неспособность учиться.
11. Само собой разумеется, что значительное расширение подготовки кадров для народного хозяйства должно проводиться не наобум. Поэтому требуется срочная проработка под эгидой Госплана хотя бы вчерне первых наметок среднесрочного (на пятилетие) плана развертывания социалистической реконструкции народного хозяйства СССР. У нас есть для этого база – план ГОЭЛРО, расчеты, которые все равно предстоит сделать образованному 14 января у нас, в ВСНХ, Особому совещанию по восстановлению основного капитала, а так же перспективные наметки других ведомств. Именно эти планы могут послужить основой пятилетней программы, за исходный пункт которой можно предварительно принять 1927/28 хозяйственный год, и которая должна определить объем, сроки и набор специальностей, по которым будет развертываться подготовка кадров.
12. Необходимо на самом высоком уровне установить и последовательно добиваться самого неукоснительного соблюдения того порядка, при котором ни одна стройка не может быть заложена в план и начата, если она не обеспечена не только строительными рабочими, поставками строительных материалов и конструкций, строительными механизмами, поставками оборудования – но и необходимыми кадрами рабочих и специалистов. Только такой подход может заслуживать названия действительно планового хозяйства, а не разбазаривания сил и средств в бюрократической погоне за дутыми цифрами.
13. Несмотря на то, что мои предложения означают значительные дополнительные бюджетные ассигнования, считаю своим долгом категорически настаивать на них, ибо запаздывание с развертыванием подготовки кадров может обернуться через три-четыре года неисчислимыми экономическим потерями.

Зам начальника ГЭУ ВСНХ                                              В.В.Осецкий»

Отредактировано Запасной (16-03-2012 21:33:46)

+28

33

Запасной написал(а):

Чтобы предотвратить такое развитие событий безусловно необходимо, не откладывая, – чтобы решить все основные организационные вопросы не позднее начала нового учебного года (т.е. к сентябрю сего года) – проработать и принять и практически реализовать новую политику в области подготовки кадров.

"проработать, принять и практически..."

Запасной написал(а):

Если мы хоти выпускать действительно достойных специалистов, надо несколько смягчить нашу линию на ограничение приема в вузы непролетарских элементов, сохранив существующие ограничения в основном лишь для представителей эксплуататорских классов (выходцев из помещиков и буржуазии).

"хотим"

Отредактировано Zybrilka (16-03-2012 21:43:03)

+1

34

"6. надо несколько смягчить нашу линию на ограничение приема в вузы непролетарских элементов, сохранив существующие ограничения в основном лишь для представителей эксплуататорских классов (выходцев из помещиков и буржуазии)."
Эксплуататорских классов уже нет 8 лет, абитуриенты выросли и закончили школы уже при советской власти. Но дети продолжают отвечать за грехи родителей. Как долго? Или они навсегда остануться с клеймом и будут гражданами второго сорта? - Должны быть заданы и подобные вопросы.

При этом п.6. отрицает действенность п.2. " Поэтапное снятие всяких классовых ограничений в школьном образовании, что, в частности, усилит наше идеологическое воздействие на всех представителей подрастающего поколения, из какой бы классовой среды они ни происходили.."

Отредактировано ehaiai (16-03-2012 22:53:24)

0

35

ehaiai
Вопросы логичные. Но жесткое политико-идеологическое противостояние 1917-1921 гг. еще совсем не ушло в прошлое. Причем с обеих сторон. Надо знать, какая пропасть и взаимная неприязнь была в тогдашних университетах между теми, кого раньше именовали "белоподкладочниками", и выходцами из рабочей и крестьянской среды. И засыпать эту пропасть провозглашением равенства прав на высшее образование удастся почти через поколение после начала гражданской войны. Да и чисто по политическим раскладам - идея не пройдет. А вместе с ней будет похоронено и все остальное, что выкатывает ГГ.

0

36

Запасной написал(а):

Вопросы логичные. Но жесткое политико-идеологическое противостояние 1917-1921 гг. еще совсем не ушло в прошлое. Причем с обеих сторон

Для потомков эксплуататорских классов учеба должна быть сопряжена с перековкой трудом. Рабфаковец два года грамоту учит, а сын буржуя два года пролетарствует- скажем начинает с ученика слесаря и должен дойти до (?) 4-го разряда. Долго, но очень полезно и снимет напряженность. Труд перековал потомственного буржуя в умелого пролетария! Может и проскочить.

Ещё. Попытаться вернуть часть эмигрантов. Да была амнистия, но далеко не все в неё поверили. Нужна постоянная работа с эмигрантами.

Отредактировано ehaiai (17-03-2012 00:16:38)

0

37

ehaiai написал(а):

Для потомков эксплуататорских классов учеба должна быть сопряжена с перековкой трудом.

И второе предложение полезное. Но ГГ один... И не царь Фёдор он, к сожалению. В смысле, не может так вольно и наплевательски относится к реалу, который его окружает.

Отредактировано Zybrilka (17-03-2012 00:31:14)

0

38

ehaiai написал(а):

Для потомков эксплуататорских классов учеба должна быть сопряжена с перековкой трудом.

Например, рекомендовать завод-втуз. Неделю учатся, неделю  работают. Человек реально представляет себе то, что изучает теоретически. Какая - никакая,  а помощь детям врачей и учителей. Хоть так вернуть им гражданские права.

0

39

Поступить на рабфак, отработав минимум два года на производстве в качестве рабочего - это дорога тогда была открыта для всех. Но, согласитесь, оставлять только такую лазейку, загонять всех на стезю "рабочего от станка" - не самое рациональное решение. Для многих - вполне нормальный путь (и им, кстати, реально пользовались), но для всех... Не уверен. Что касается детей врачей и учителей - то мой ГГ предлагает сохранить ограничения только для выходцев из семей эксплуататорских классов (помещики и буржуазия, возможно еще и высшее духовенство).
Реально же положение было таково (заметьте, это не вуз, а школа). По газетной хронике 1925 года (Москва):
1 сентября. По новым правилам первоочередного приема в школы дети распределялись на три категории. Первая категория: дети фабрично-заводских рабочих, трудового крестьянства, работников просвещения, получающих пособие инвалидов и дети командного и политического состава Красной армии и флота. Вторая категория: дети служащих (членов профсоюзов), кустарей, ремесленников и лиц свободных профессий, не пользующиеся наемным трудом. Третья категория: дети остальных граждан.
Мой же ГГ предлагает в школе всякие ограничения снять, оставив некоторые только в вузе.

+3

40

Запасной написал(а):

ГГ предлагает сохранить ограничения только для выходцев из семей эксплуататорских классов (помещики и буржуазия, возможно еще и высшее духовенство).

Осмелюсь напомнить, что для высшего духовенства обязательно было монашество. И в митрополиты-епископы очень редко попадали люди принявшие сан в зрелом возрасте. Хотя... надо бы pythonwin спросить, он сторией церкви этого периода интересуется.
А в целом, гг не мог переломить отношение в массах к дворянам, так что такой подход более, чем оправдан.

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории-3