Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Йот Эр

Сообщений 11 страница 20 из 934

11

Запасной написал(а):

с вплетенными в них трехцветными лентами

Цвета императорского флага - черно-желтый-белый. С чего это вдруг, венки украшены цветами торгового флага России?

+1

12

Запасной написал(а):

По другой стороне реки виднелись крестьянские луга и поля.

виднелись -- обычно это слово означает, что объекты находятся в отдалении. То есть поля находятся на расстоянии метров 500-1000 от реки. Описание подробное, поэтому надо сказать, что расположено между полями и рекой.

Например, По другой стороне реки, за неширокой поймой, виднелись крестьянские луга и поля.

Если же поля и луга начинаются сразу за рекой, то стоит выбрать другой глагол - раскинулись, простирались.  Или наоборот, скучились, теснились.

Запасной написал(а):

За прудами дорога понемногу поднималась вверх по склону, на котором, по левую руку от дороги, ведущей к дворцу, стоял Императорский павильон Александра II, воссоздававший тот вид, который он имел в 1860 году, во время пребывания государя в Беловеже. Дальше склон упирался в крутизну, созданную насыпью для батареи Головина, стоявшей здесь во времена Наполеоновского нашествия 1812 года.

Так, отрывок получился перекрученным. Разберу по частям.
1. дорога понемногу поднималась вверх по склону, на котором, по левую руку от дороги, ведущей к дворцу,
Такое впечатление, что дорог две - одна поднимается по склону, другая ведет к дворцу.
2. стоял Императорский павильон Александра II, воссоздававший тот вид, который он имел в 1860 году
он - это павильон? Тогда как павильон может воссоздавать вид самого себя сорокалетней давности?
Если он - это склон, то стоит ли так на нем акцентироваться? Картинка разбивается на части: дамба, склон, ворота ... Как-то надо обобщить
3. Дальше склон упирался в крутизну - у вас не горы с отвесными скалами, в которые мог бы упереться склон. Лучше сказать, что Склон увенчивала крутизна, оставшаяся от

Запасной написал(а):

Для того, чтобы парк вокруг дворца возможно более быстро приобрел достойный вид, здесь были высажены уже взрослые деревья. Забор вокруг парка напоминал ограду Летнего сада в Санкт-Петербурге. Приезжающих встречали въездные Дворцовые ворота.


1. После велеречивых предложений с обилием причастных оборотов и прилагательных два простых повествовательных предложения кажутся выбивающимися из стиля.
2. Разрыв в описании. Как связан парк вокруг дворца со склоном и крутизной, о которых шла речь в предыдущем абзаце? У вас есть хорошая нить, на которую нанизывается картинка. Это дорога. Она началась на станции, прошла по дамбе и завернула на склон. Всё описание так или иначе вьется вокруг неё.  Предлагаю продолжить вести её - поднять её по склону, провести между насыпей, оставшихся от батарей, и углубиться в парк.

Запасной написал(а):

... напоминая своим архитектурным решением облик самого Охотничьего дворца.
На облике этого здания, строительство которого было проведено по проекту, выполненному архитектором графом Николаем де Рошфором, началось в 1889 году,

1. Какое здание? Такое впечатление, что речь продолжается о Дворцовых воротах
2. Черезмерно навороченное предложение. Вполне достаточно такого варианта: строительство которого было проведено по проекту , выполненному архитектора графа Николая де Рошфора,

по странному «совпадению» в основу композиции дворца лег прямоугольный план с центральным и боковыми ризолитами (выступающими частями здания), который был идентичен казармам для русских войск, как раз недавно законченным строительством в Варшаве, Демблине, Бресте, Модлине, Каунасе и т.д.


1. по странному «совпадению» - совпадение чего с чем? ИМХО, лучше так: по странному «совпадению», прямоугольный план  центральным и боковыми ризолитами, положенный в основу композиции дворца, был идентичен планам казарм для русских войск, строительство коих как раз закончилось к тому времени в Варшаве, Демблине, Бресте, Модлине, Каунасе и многих других крупных городах Империи.
2. Что ещё я изменил в отрывке. (а) Удалил скобки. Предложение и так длинное, скобки лучше превратить в сноску.
(б) план не может быть идентичен казарме, только другому плану.
(в) оборот про строительство преобразовал в подчиненное предложение.
(г) недавно - к какому времени относится? В отрывке есть как минимум два времени - время повествования (время охоты) и время планирования и строительства дворца.

Графу Потоцкому, ожидавшему прибытия императора у Дворцовых ворот, бросилось в глаза, что архитектура дворца сохранила казарменный характер – особенно это было заметно на фасаде, смотрящем на дорогу, ведшую к железнодорожной станции.

Такое впечатление, что дорог в имении больше одной, иначе зачем уточнение, что именно эта дорогая ведет на станцию?

В последовавших за прибытием во дворец придворных церемониях гости, ожидавшие императорскую чету, прибывшую на отдых в Беловежу после длительного турне по Европе (и впервые после восшествия на престол), принимали участие строго согласно рангам.


Да и самого приглашения на царскую охоту удостаивался весьма ограниченный круг лиц.

ИМХО, речь идет о разовом событии. Поэтому удостоился

На службу в церковь Николая Чудотворца, выстроенную в парке императорского Охотничьего дворца, Потоцкие, разумеется, не пошли. Во-первых, как же может настоящий католик позволить себе принять участие в церемониях этих схизматиков, и, во-вторых, туда их никто и не звал.

Рассогласование по числам. Множественное - единственное - множественное.

Двор Николая II (августейшая чета, великие князья и свита) занял специально отведенные комнаты в  Охотничьем дворце, а низшие придворные чины свиты поселились в специальном свитском доме, находившемся в северо-западном углу парка и представлявшим представлявшем собой весьма комфортабельное по тем временам помещение с отдельными комнатами, общей столовой, бильярдной, ваннами. Гостей же разместили в самых разных местах, в зависимости от благоволения императора: в помещениях той же гофмаршальской части, в губернаторском доме, в старом охотничьем домике и[зпт] в павильоне императора Александра II, в двухэтажном здании Управления удельного ведомства Беловежской пущи (в гостевых апартаментах начальника Управления на втором этаже), а так же в здании Беловежского лесничества… Прибывших с гостями слуг так же размещали «по ранжиру»:

+1

13

Zigbee
Большое спасибо! Отличный разбор. Буду работать. Да и подсократить описание придется: перечитал еще раз - больно уж местами на путеводитель похоже.

0

14

Старый Империалист написал(а):

Запасной написал(а):

    с вплетенными в них трехцветными лентами

Цвета императорского флага - черно-желтый-белый. С чего это вдруг, венки украшены цветами торгового флага России?


Тут дело весьма запутанное:

Накануне коронации Александра III 28 апреля 1883 года было издано Высочайшее повеление, объявленное Министром Внутренних Дел «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях»[100] запрещающее использование иностранных флагов для украшения зданий в торжественных случаях:
    "В торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов; употребление же иностранных флагов допускать лишь по отношению к зданиям, занимаемым посольствами и консульствами иностранных держав, а также для тех случаев, когда для чествования приезжающих в Империю Членов царствующих династий и вообще почётных представителей иноземных Государств признано будет необходимым украсить дома флагами их национальности".
Положения Повеления 1883 года были внесены в статью 129 Устава о предупреждении и пресечении преступлений 1890 года, что позволило харьковской полиции впервые в день Коронования Их Императорских Величеств 15 мая 1892 года потребовать снятия со зданий чёрно-жёлто-белых флагов. Это имело большой общественный резонанс.
Продолжающаяся дискуссия о цветах национального флага потребовала в преддверии коронации Николая II созыва Особого Высочайше утверждённого Совещания под председательством генерал-адъютанта К. Н. Посьета для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Решение Совещания было подготовлено изданием анонимной брошюры «Происхождение флагов и их значение» и рассылкой её членам Совещания с пометой «Печатано по распоряжению Председателя Особого Высочайше утверждённого Совещания»[108], доклад Председателя повторял положения этой брошюры[95]. Совещание в своём решении 5 апреля 1896 года пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же черно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований».
29 апреля (11 мая по новому стилю) 1896 года по докладу Великого князя Алексея Александровича, руководившего морским ведомством, император Николай II «соизволил на признание во всех случаях бело-сине-красного флага национальным», однако это решение не было обнародовано в течение двух лет[111]. В соответствии с этим 14 мая 1896 года коронация императора Николая II прошла со множеством бело-сине-красных флагов, драпировок и др. Участникам коронации раздавались бело-сине-красные нагрудные ленточки, почётным гостям вручались памятные медали на бело-сине-красных лентах.
Высочайшее решение было реализовано путём издания министерских приказов: приказа по Военному ведомству № 102 по Главному штабу от 9 мая 1896 года «О принятии к руководству определения рисунка и цвета Русского Национального флага», а также циркуляра Главного Интендантского Управления № 28 1896 года о том, что флаги «должны заготовляться взамен прежде заготовленных чёрно-оранжево-белых установленного национального бело-сине-красного цвета».
10 мая 1910 года было созвано новое Высочайше утверждённое при Министерстве юстиции Особое совещание для выяснения вопроса о русских государственных национальных цветах под председательством товарища министра юстиции А. Н. Веревкина, подошедшее к вопросу с гораздо большей основательностью. Исходя из геральдического принципа соответствия цветов государственного флага гербовым цветам, большинство участников Совещания высказалось за то, чтобы признать русскими государственными цветами черный, желтый и белый. Бело-сине-красный флаг предлагалось отменить (оставив его лишь для торговых судов во внутренних водах). Такое заключение Совещания было представлено на рассмотрение Совета министров, который на заседании 27 июля 1912 г. признал необходимым «подвергнуть его дополнительному соображению с точки зрения практической приемлемости и целесообразности» и возложил это «соображение» на особую комиссию при Морском министерстве, представители которого всегда выступали за признание флага коммерческих судов национальным. Эта комиссия под председательством морского министра И. К. Григоровича заседала 25 сентября 1912 года и 18 июня 1913 года В результате она пришла к выводу, что предложенная Особым совещанием реформа «неудобна». На заседании Совета министров 10 сентября 1914 года было решено впредь все вопросы о флагах передать в ведение Морского министерства, на которое и возлагалось решение о реформе русского национального флага[109]. В 1913 году Николай II подтвердил указ Александра II о государственных цветах России: чёрном, жёлтом и белом[113]
Бело-сине-красный флаг коммерческих судов просуществовал до 1918 года, по международным морским обычаям он считался национальным флагом России, указывающим на государственную принадлежность судов. Чёрный, золотой (жёлтый) и серебряный (белый) цвета сохранили статус гербовых цветов империи, однако их перестали использовать для украшения торжеств и домов.

Итак, все очень сложно. Императорский штандарт, как и Российский герб, основаны на черно-бело-желтых цветах (точнее, геральдические цвета - черный, золотой, серебряный). Тем не менее, во время коронационных торжеств 1896 года используются бело-сине-красные флаги. Неясно, почему в Беловеже в 1897 должны использоваться иные цвета? Хотя использование гербовых цветов императорского дома тоже нельзя исключить, но, скорее, не на станции, а в самом дворце.
Но вообще-то спор ни о чем. У меня написано: "трехцветными". А черно-бело-желтые - разве не трехцветные?

Отредактировано Запасной (07-12-2012 15:48:49)

+3

15

Выкладываю оттапкованный вариант:

Йот Эр

(Семейная хроника военного поколения)

Эта история является плодом авторского вымысла. Поскольку же она помещена автором в исторические декорации, постольку читатель будет постоянно встречать здесь упоминание реальных исторических лиц, событий, географических названий и т.д. Тем не менее, основные герои повествования, как и многие детали, их характеризующие, вымышлены. Поэтому не следует удивляться, сталкиваясь в книге с несуществующими топонимами, номерами частей и соединений, административными единицами и тому подобным искусственным реквизитом. Всякая же перекличка с реальностью в подобных случаях может быть отнесена лишь к неизбежным случайностям или к читательской фантазии.

Пролог

В этот день, 27 августа 1897 года, на конечной станции железной дороги, только-только протянутой от Хайнувки к Беловежу, было необычайно оживленно. Ну, как же – предстояла царская охота! К прибытию царского поезда свежепостроенный станционный павильон был украшен гирляндами из дубовых и сосновых ветвей с вплетенными в них трехцветными лентами, на платформе был выставлен почетный караул, а сама станция оцеплена двумя ротами солдат. К встрече допущены были лишь члены свиты, прибывшие в Беловеж ранее царского поезда, да главные распорядители намечаемого развлечения – начальник Управления охоты Министерства Императорского двора князь Дмитрий Борисович Голицын и ловчий его величества Владимир Робертович Диц.
Сначала из вагонов царского поезда споро выскочили казаки лейб-гвардии 3-й Терской казачьей сотни Собственного Его Императорского Величества Конвоя, в черкесках с газырями и меховых папахах, а за ними вышел командующий Конвоем, флигель-адъютант, генерал-майор Свиты Его Императорского величества барон Мейендорф. Казаки, не дожидаясь его команды, спешно выстроились, и встретили выходящую императорскую чету, уже встав, как положено, во фрунт. Николай, облаченный в длиннополый форменный сюртук с полковничьими погонами и белую летнюю фуражку, сопровождаемый своей супругой, одетой скромно, но не без изящества, в светлое платье с жакетом и модную шляпку, отдал лейб-конвойцам честь и лишь затем повернулся к встречающим…
Приезжающих совсем неподалеку от платформы встречали въездные Дворцовые ворота. Забор вокруг парка походил на ограду Летнего сада в Санкт-Петербурге, а ворота, как и церковь Николая Чудотворца, видневшаяся за оградой дворцового парка, будучи сложены из темно-красного кирпича, напоминали своим архитектурным решением облик самого Охотничьего дворца.
Почти сразу за Дворцовыми воротами дорога выходила на дамбу между двумя искусственными прудами, образовавшимися благодаря запруде на реке Наревка. В прудах, как то обыкновенно устроено в дворцовых парковых ансамблях, плавали белые лебеди, а правый пруд был украшен живописным островком. Миновав дамбу, дорога понемногу поднималась вверх по склону, на котором по левую руку стоял Императорский павильон Александра II, воссозданный в том виде, какой он имел в 1860 году, во время пребывания государя в Беловеже. Дальше склон переходил в крутизну, созданную насыпью для батареи Головина, возведенной здесь во времена Наполеоновского нашествия 1812 года. Поэтому дорога огибала здание, выходя к противоположному фасаду, а насыпь была прорезана широкой лестницей. Сейчас самая крутая часть насыпи у самого дворца для придания большей живописности была обрамлена диким камнем и обсажена плющом и другими вьющимися растениями. Чтобы парк вокруг всего дворцового комплекса возможно более быстро приобрел достойный вид, здесь высадили уже взрослые деревья.
На внешнем виде Охотничьего дворца, несомненно, сказался вкус императора Александра III, требовавшего обойтись без всяких излишеств. Поэтому по странному «совпадению» в основу композиции дворца лег прямоугольный план, который был идентичен планировке казарм для русских войск, строительство коих как раз закончилось к тому времени в Варшаве, Демблине, Бресте, Модлине, Каунасе и других городах Западного края. Графу Потоцкому, ожидавшему прибытия императора перед фасадом дворца, тоже бросилось в глаза, что архитектура этого здания сохранила казарменный характер – особенно это было заметно на фасаде, смотрящем на пруды и подъездную дорогу. Противоположный фасад, ориентированный на равнину с перелесками, переходящую в Пущу, смотрелся не столь по-солдатски.
И все же здание не было лишено некоторой прелести, которую ему придавали вежи (башни), соответствовавшие традиционному архитектурному решению охотничьих замков. Архитектор поместил главную вежу на углу здания, и подчеркнул ее особое значение не только размерами, но и высоким шатровым покрытием со шпилем для императорского штандарта – черного двуглавого орла, увенчанного с серебряной короной, на золотом поле. Вторая вежа напоминала эркер, и была решена в средневековом стиле: она была декорирована элементами, свойственными готической архитектуре – нишами и ложными бойницами. От сходства с казарменным обликом отвлекали и другие архитектурные детали – остроугольные мансардные перекрытия с открытыми конструкциями фронтонов, декоративная кладка фризов, пилястр и даже печных труб. Конструкция крыши, по конькам которой были поставлены ажурные металлические решетки, еще больше уводила взгляд ввысь и придавала зданию воздушность.
В последовавших придворных церемониях гости, ожидавшие императорскую чету, прибывшую на отдых в Беловеж после длительного турне по Европе и впервые после восшествия на престол, принимали участие строго согласно рангам. Да и самого приглашения на царскую охоту удостоился весьма ограниченный круг лиц. Среди гостей можно было заметить принца Ольденбургского, герцога Лейхтенбергского, князей Белосельского и Барятинского… Царь не слишком жаловал польскую шляхту, однако же не отказал в просьбе Великому князю Николаю Николаевичу младшему и разрешил тому пригласить его давних партнеров по охоте в Скерневице князей Радзивиллов, графов Потоцких и Замойских, владевших имениями поблизости.
Граф Потоцкий, в отличие от многих своих шляхетных однофамильцев, особо не рвался искать милостей императорского двора. Как, им, родовитым магнатам Речи Посполитой, пресмыкаться перед русским царем? Nie, nigdy! Не бывать этому! Однако… ведь не со всякими же худородными, пусть и соотечественниками, но не имеющими за душонкой почти ничего, кроме сомнительного права на герб, им общаться? Да и подрастающую дочь пора было выводить в свет, а предстоящая охота давала к тому неплохой повод.
На службу в церковь Николая Чудотворца, выстроенную в парке императорского Охотничьего дворца, Потоцкие, разумеется, не пошли. Во-первых, как же могут настоящие католики позволить себе принять участие в церемониях этих схизматиков, и, во-вторых, туда их никто и не звал. Впрочем, главе семейства довелось накануне побывать в этом храме, чтобы взглянуть на необыкновенный иконостас из китайского фарфора, которым была украшена церковь. Но любопытство – менее страшный порок, чем даже малейшая крупица вероотступничества.
Двухэтажный Охотничий дворец не имел большого зала для приемов, и потому гости были приглашены на ужин в большой трехэтажный корпус гофмаршальской части, где и располагался первый Гофмаршальский стол, собственно и предназначенный для гостей двора. Двор Николая II (августейшая чета, великие князья и свита) занял специально отведенные комнаты в Охотничьем дворце, а низшие придворные чины свиты поселились в специальном свитском доме, находившемся в северо-западном углу парка и представлявшем собой весьма комфортабельное по тем временам помещение с отдельными комнатами, общей столовой, бильярдной, ваннами. Гостей же разместили в самых разных местах, в зависимости от благоволения императора: в помещениях гофмаршальской части, в губернаторском доме, в старом охотничьем домике, в павильоне императора Александра II, в двухэтажном здании Управления удельного ведомства Беловежской пущи (в гостевых апартаментах начальника Управления на втором этаже) и в здании Беловежского лесничества. Прибывших с гостями слуг так же размещали «по ранжиру»: более высокого ранга – в егерском доме, а остальных пристраивали в доме для служителей конюшни. В палатках же, разбитых за пределами дворцового парка, расположились две роты солдат, присланных в помощь загонщикам.

+12

16

Запасной написал(а):

Николай, облаченный в длиннополый форменный сюртук с полковничьими погонами и белую летнюю фуражку, сопровождаемый своей супругой, одетой скромно, но не без изящества, в светлое платье с жакетом и модную шляпку, отдал лейб-конвойцам честь и лишь затем повернулся к встречающим…

Лишнее и так ясно прилагательное просится, но лучше другое найти.  И я бы всё таки упростил.
Николай, облаченный в длиннополый форменный сюртук с полковничьими погонами и белую летнюю фуражку, вышел в сопровождении своей супруги. Императрица была одета скромно, но не без изящества, в светлое платье с жакетом и модную шляпку. Государь отдал лейб-конвойцам честь и лишь затем повернулся к встречающим…
Кстати, представил описываемую сцену и вопросы появились. Они как вышли, под руку? Двери вагона такие широкие? Или Николай жене помог, руку подал? Или нет? Она сзади тащилась шла? Или вперёд пропустил? А вообще сопровождая даму офицерам надо честь отдавать? Или императорам другие правила? Нет, я не настаиваю это в тексте отражать, просто заинтересовало вдруг.  http://read.amahrov.ru/smile/blush2.gif   

Запасной написал(а):

Поэтому по странному «совпадению» в основу композиции дворца лег прямоугольный план,

Коряво звучит Из-за этого, по

Запасной написал(а):

особенно это было заметно на фасаде, смотрящем на пруды и подъездную дорогу. Противоположный фасад, ориентированный на равнину с перелесками, переходящую в Пущу, смотрелся не столь по-солдатски.

2-развёрнутом или 4-выглядел.
Один фасад заменить на сторона комплекса

Запасной написал(а):

И все же здание не было лишено некоторой прелести, которую ему придавали вежи (башни), соответствовавшие традиционному архитектурному решению охотничьих замков. Архитектор поместил главную вежу на углу здания, и подчеркнул ее особое значение не только размерами, но и высоким шатровым покрытием со шпилем для императорского штандарта – черного двуглавого орла, увенчанного с серебряной короной, на золотом поле.

Синоним надо :) найти не проблема

Запасной написал(а):

Вторая вежа напоминала эркер, и была решена в средневековом стиле: она была декорирована элементами, свойственными готической архитектуре – нишами и ложными бойницами.

2-лишнее

Запасной написал(а):

Во-первых, как же могут настоящие католики позволить себе принять участие в церемониях этих схизматиков, и, во-вторых, туда их никто и не звал. Впрочем, главе семейства довелось накануне побывать в этом храме, чтобы взглянуть на необыкновенный иконостас из китайского фарфора, которым была украшена церковь.

В принципе без обоих можно обойтись, без 1 так точно

Отредактировано Орлов Гай (07-12-2012 22:30:52)

+1

17

Запасной написал(а):

Поэтому по странному «совпадению» в основу композиции дворца лег прямоугольный план с центральным и боковыми ризолитами (выступающими частями здания), который был идентичен казармам для русских войск, как раз недавно законченным строительством в Варшаве, Демблине, Бресте, Модлине, Каунасе и т.д.

А не Ковно он тогда назывался?

+1

18

Dingo написал(а):

А не Ковно он тогда назывался?

Русскими - да, Ковно. А как называли поляки - не знаю. Так что поправка принимается.

0

19

Всем спасибо! Хорошо все же заиметь дотошных тапкователей! Глядишь, и текст пристойный получится.

0

20

Продолжаю выкладку пролога:

Пролог

1.2.

Николай Николаевич младший, немного поеживаясь от утренней прохлады – конец августа не баловал теплом – тронул коня и подъехал поближе к своему гостю:
– Дорогой граф, а не поискать ли нам удачи в другом месте? Ну что за удовольствие палить в огромное стадо животных, сгоняемых прямо под выстрелы толпой солдат?
– То дело, – отозвался старший Потоцкий.
Великий князь покрутил головой, и, заметив неподалеку чиновника в мундире лесничего, окруженного группой своих подчиненных, направился к нему:
– Назовись, братец, а то я имя запамятовал.
С легким, лишь слегка обозначенным поклоном немолодой лесничий в черном форменном мундире, с аккуратно подстриженной бородкой, ответил:
– Коллежский асессор Адам Иванович Речницкий, лесничий 2-го разряда Беловежского удельного лесного округа… Ваша светлость.
Едва заметная пауза, слишком малая, чтобы принять ее за оскорбление, но достаточная, чтобы ее нельзя было не уловить вовсе. Все в рамках вежливости, но с акцентированным отсутствием подобострастия.
Губы Великого князя тронуло бледное подобие улыбки:
– А не подскажешь ли нам, где тут сыскать настоящего дикого зверя. Там ведь – Николай Николаевич махнул перчаткой в сторону компании, окружавшей императорскую чету – какая охота! Так, стрельба по мишеням… Егеря здешние только в загонщики и годятся, а настоящего зверя поднять не умеют.
– Ступайте за мной! – промолвил лесничий – Думаю, мы поспеем добраться до урочища Мешаная долина. Кажется, несколько лет назад у Вашей светлости там была удачная охота.
– А! И верно! – воскликнул великий князь. – Веди!
Юная графиня Потоцкая, сидевшая в рессорной коляске позади смешанной группы всадников и пеших, на мгновение закусила губы, затем, справившись с собой, снова «сделала лицо». Ведь именно это – всегда держать лицо, казаться, а не быть, – вдалбливалось в нее последние годы вместе с правилами светского этикета.
Как же можно было столь пристально рассматривать этого немолодого уже, лет, пожалуй, сорока с лишним, если не пятидесяти, мужчину? Первый раз она замечает за собой такое неподобающее поведение. Матка Боска! Что же с ней происходит? Почему она столь долго не могла оторвать взгляд от этого престарелого чиновничка, вероятно, дворянина, но наверняка худородного и уж точно беспоместного? Вот и сейчас, помимо ее воли, глаза сами смотрят на него, а сердце замирает…
Сердито тряхнув головой, Ева Потоцкая решительно отвернулась в сторону. Коляска тронулась с места вслед за всадниками, направившими своих лошадей по дорожке, указанной идущим широким шагом лесничим. По мере того, как дорога бежала все дальше по лесу, пуща, которую юная графиня посетила впервые, не переставала удивлять ее первозданной мощью природы, совсем не похожей на те рощицы и перелески, да даже и казавшиеся ей дикими леса, в которых ей приходилось бывать ранее.
Могучие вековые дубы, не меньше, чем в три охвата, возвышаются, как могучие колонны меж прочих деревьев довольно внушительных статей, но кажущихся рядом с дубами-великанами всего лишь тонкими жердинами. И те же дубы, выросшие на открытых местах, на небольших полянках среди лесных зарослей, приобретают вид замшелых корявых великанов. Может быть, среди этих дубов отдыхал после охоты Август Саксонский, а иные из них помнят Стефана Батория?
Смешанный лес вдруг сменяется стройными рядами сосен, возносивших высоко вверх шапки своих густо-зеленых макушек, а за ними проглядывают белокожие березки, усыпанные мелкими листочками, кое-где уже тронутыми едва заметной желтизной. Тут дорога пролегает среди толпы гладкоствольных кленов с их пышной узорчатой листвой, радующей глаз сочными зелеными красками. Но вот надвинулись заостренные темные силуэты елей-великанов, погружая все вокруг в таинственный сумрак…
– Стой! – вдруг разрезал тишину леса, нарушаемую лишь шумом ветра, да птичьими голосами, властный голос лесничего. – Дальше верхами не пройти.
Чуть привстав в коляске, Ева разглядела впереди небольшой лесной кордон с коновязью около него. Тем временем лесничий отдавал распоряжения:
– Федор, Ксаверий, Ежи, Ахмет! Примите лошадей, устройте и обиходьте!
Спешившись, Михал Потоцкий подошел к экипажу, и подал руку сестре, помогая ей выйти из коляски.
– Что-то ты сегодня не в духе, ma cher, – заметил он.
Разумеется, Ева не стала признаваться, почему она «не в духе». Подходящее объяснение нашлось тут же, без долгих раздумий:
– Не люблю, когда убивают беззащитных зверей просто для развлечения! – вспылила она.
– Ладно, ладно, – усмехнулся брат, – ты вечно ищешь повод, чтобы напасть на светские обычаи. Не будь букой, высший свет этого не оценит!
Присоединившись к группе охотников, Ева, тем не менее, демонстративно оставила свое ружье в коляске. Мужчины, практически все, как один, были одеты в очень похожие охотничьи костюмы – пиджаки или глухо запахнутые куртки с поясом, брюки, заправленные в сапоги, шляпы с узкими, немного загнутыми вверх полями, некоторые из них – украшенные перышками. Лишь немногие вышли на охоту, обутые в ботинки и в брюках навыпуск. На Еве был примерно такой же наряд, как и на других женщинах, участвующих в этой охоте – юбка до пят, приталенный жакет с пышными, присборенными у плеч рукавами, темная блузка под горло и небольшая шляпка, напоминающая мужскую. Единственные вольности, которые позволила себе юная графиня, состояли в том, что одежда ее была не столь унылых расцветок, как у прочих дам, рукава жакета, в соответствии с последними веяниями венской моды, были облегающими, а охотничью шляпку заменило веселенькое канотье.
Охотники углубились в лес, и, проделав пешком еще немалый путь, занявший около часа, начали занимать позиции, указанные лесничим. Ева держалась чуть поодаль, позади одного из своих братьев. Между тем на лесной прогалине, видневшейся по левую руку, послышался шум, среди лесного подроста мелькнули спины кабанов, и, когда часть стада вышла на открытое место, загрохотали первые выстрелы.
Юная графиня дернула плечом и отвернулась. Почти в то же мгновение в двух десятках шагов от нее кусты бесшумно раздвинулись, и на прогалину выскочил матерый секач. Вацлав Потоцкий, обернувшись на короткий сдавленный крик сестры, не медля вскинул ружье и выпалил по кабану единственный оставшийся заряд. То ли мимо, то ли таким выстрелом зверя было не свалить…
Дикий вепрь несся прямо на Еву. Внезапно, шагах в трех-четырех впереди нее на прогалину выскочил лесничий прямо наперерез секачу и саданул дуплетом из обоих стволов. Секача ощутимо повело в сторону, затем он остановился, будто налетев на преграду. Передние ноги его подломились и зверь медленно, будто нехотя, завалился набок, едва не воткнувшись в лесничего, который, так и не сойдя с места, стоял с длинным кинжалом в правой руке.

Отредактировано Запасной (09-12-2012 17:01:42)

+18