Некоторые экономические результаты Октябрьской революции на селе или как черный передел привел к коллективизации .
В 1922 году вышла книга очень лояльного к большевикам народнического экономиста Н.П. Огановского "Очерки по экономической географии России"
Огановский писал следующее :
"Но как бы то ни было – везде после революции крестьяне оказались владеющими 96-98% всей удобной площади (кроме леса): однако фактически в виде ли купчей или арендованной, половина частновладельческой земли уже ранее оказалась в руках крестьян. Это формальный переход принес им лишь незначительную прирезку.
Даже по официальным данным в 29 губерниях Европейской России эта прирезка увеличила в среднем земельный надел одного едока с 1,87 дес. до 2,26 дес., т.е. всего на 0,39 дес.
Но так как в прирезанную землю входила арендованная, то в действительности средняя прибавка не превышала, вероятно, 0,2 дес. на едока. И, конечно, не в этой микроскопической прибавке заключался главный положительный эффект революции для крестьян"
Иными словами произошедший в ходе революции уравнительный "черный передел" земель по едокам вопреки ожиданиям крестьян не принёс им никакого существенного улучшения их земельного положения .
Взять земли было просто неоткуда .
Но , скажут крестьяне получили не только землю .
Крестьяне получили практически весь помещичий скот и лошадей .
Однако по данным 1917 года по 47 губерниям Европейской России крупным и средним землевладельцам принадлежало всего 4 миллиона из 154 миллионов голов крупного рогатого скота .
Номинальный прирост поголовья крупного рогатого скота у крестьян тогда получился всего 2,8% , мелкого ещё меньше - 2,2 % .
Та же ситуация получается и с лошадьми .
Но крестьянство вообще не могло эффективно воспользоваться помещичьим скотом и лошадьми , даже получив их .
Дело тут вот в чем .
Помещики имели почти везде скот и лошадей породистых , лучших европейских пород .
Однако породистые и потому эффективные лошади и коровы требовали и соответствующего ухода , кормления и содержания .
Попав в условия в которых реально содержались простые русские беспородные лошади и коровы , породистый скот и породистые лошади не только показывали результаты намного хуже русского беспородного скота и русских беспородных лошадей , но и массово дохли от непосильных условий содержания .
Таким образом переход в крестьянские руки помещичьего скота реально мало что дал .
Это показали и меры предпринятые в 1907-1913 годах по улучшению породистости русского скота и лошадей .
Далеко не все крестьяне могли эффективно использовать породистый скот и лошадей .
Крестьяне получили почти весь помещичий инвентарь и сельскохозяйственные машины .
Но общая стоимость и инвентаря и машин в имениях на 1917 год оценивается в 350 миллионов рублей .
Иными словами крестьяне получили инвентаря и машин в лучшем случае в 4-5 рублей на душу .
На самом деле они не получили и этого .
Сложные сельскохозяйственные машины и механизмы использовать на крестьянских парцеллах было невозможно , да и пользоваться крестьяне ими умели не часто .
В результате они оказались в забросе и в значительной части сгнили .
В крупных имениях частыми были различные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции ( сахарные , маслобойные и другие ) .
После раздела имений между крестьянами эти предприятия остались без сырья и встали .
Персонал в значительной части разбежался .
Крестьяне были не заинтересованы сажать сахарную свеклу и подсолнечник .
В крупных латифундиях было значительное количество постоянно работающих людей ( кузнецы , механики , агрономы , конюхи . скотники и т.д. ) после раздела имений и их имущества они все остались как правило ни с чем .
Навыков работы на земле в качестве крестьян они в своём большинстве не имели и после ликвидации латифундий им было очень плохо .
Кроме имущества помещиков было разделено уравнительным способом и имущество богатых крестьян именуемых кулаками .
Точных данных об увеличении имущества большинства крестьян в следствие раздела имущества кулаков нет .
Но оно тоже не было значительным .
Под раздел попало и значительное количество кооперативов .
В целом имущество и доходы крестьян после "черного передела" несколько выросли ( благодаря национализации земли , конфискации крестьянами почти всего имущества помещиков , списанию после революции всех без исключения долгов , отмены арендной платы , поземельного налога и питейного налога ) , но это не привело к повышению эффективности крестьянского хозяйства .
Малоимущие крестьяне работали батраками в имениях и получали деньги за работу .
После раздела имений им было идти работать некуда .
Более того уровень сельского хозяйства после "черного передела" очень сильно упал .
Во первых помещичьи имения в которых велось производящее хозяйство находились на более высоком уровне агротехники чем окружавшие их мелкие крестьянские хозяйства .
В имениях был и лучший скот и лучшие лошади , использовались лучшие семена , лучшие сельскохозяйственные орудия и т.д. .
Например количество полей под паром в имениях было около 10% общей площади , тогда как в крестьянских хозяйствах под паром было около 40% надельной земли .
Т.е. в имениях использовались намного более рациональные севообороты .
Поэтому эффективность использования земли в имениях была намного больше ,чем земли крестьянских наделов .
То же относится и к хозяйствам богатых крестьян .
И там уровень агротехники был выше ,чем у подавляющей массы крестьян .
Переход крестьян к таким рациональным севооборотам означал-бы увеличение их дохода минимум на 30% .
Но при сохранении общины нововведения шли исключительно трудно .
Общинный принудительный севооборот делал невозможным модернизацию отдельного крестьянского хозяйства .
Известно ,что к 1905 году только в 4 тысячах великорусских общинах агрономы с большим трудом смогли ввести травопольные севообороты .
В империи было однако сотни тысяч общин , при таких темпах как раз к 22 веку возможно все общины модернизировали своё хозяйство .
Во вторых "черный передел" и революция привели к полному слому создававшейся с начала 20-го века системы агрономической помощи крестьянам .
Как и государственная ,так и земская агрономическая помощь были в ходе революции полностью уничтожены .
Количество работающих агрономов сократилось во много раз .
В 20-х годах агрономическую службу пришлось восстанавливать фактически заново .
Уровень земледелия и скотоводства в ходе "черного передела" очень сильно обвалился .
На поделённой помещичьей земле и поделённых землях богатых крестьян вместо рациональных севооборотов была восстановлена архаическая трехпольная система земледелия .
Ликвидация имений и погром богатых крестьян , общая примитивизация агротехники привели к падению товарности сельского хозяйства .
В 1926 году товарная часть собираемого зерна составила всего 10,3 миллиона тонн ,против 21,3 миллиона тонн в 1913 году .
Уничтожение имений и ослабление прослойки богатых крестьян неизбежно должно было привести к падению количества зерна поставляемого на рынок .
Перед началом Первой Мировой на помещичьи имения приходилось 21,6% товарного хлеба и 12% валового сбора , и из хозяйств богатых крестьян поступало 50% товарного зерна и на них приходилось 38% валового сбора , из бедняцких хозяйств и хозяйств середняков поступало 23.4% товарного хлеба ,но на них приходилось 50% валового сбора .
Товарность подавляющей массы крестьянских хозяйств была низкой .
Удельный вес товарной продукции в 1913 году для сельского хозяйства в целом был не больше 30% , по продукции земледелия не больше 25% .
Экономическая статистика периода 1907-1913 года показывала ,что уровень товарности сельского хозяйства увеличивался .
В 20-х годах количество товарной продукции сельского хозяйства сократилось примерно в два раза .
В 1927 году количество товарного хлеба было примерно в 2 раза ниже чем в 1913 году , при сравнимых урожаях .
На реализацию шло 10-12% крестьянского хлеба .
Если оценивать революцию на селе с точки зрения развития сельского хозяйства , то она отбросила его на 30-40 лет назад .
С такой точки зрения революция вылилась в чисто реакционное мероприятие .
Надо сказать ,что большевики в своей аграрной программе принятой в 1917 году требовали передачи крестьянам только тех помещичьих земель , которые не обрабатывались владельцами и сдавались в аренду крестьянам .
Для большевиков было очевидно ,что крупные и средние латифундии находятся на много более высоком уровне хозяйства ,чем масса крестьянских хозяйств и что раздел латифундий ничего кроме экономических проблем не принесёт .
Крупные и средние латифундии предполагалось не только не уничтожать , а сохранить превратив в крупные социалистические хозяйства .
Предполагалось образование из каждого помещичьего имения- латифундии крупного образцового социалистического хозяйства, которое велось бы на общественный счёт Советом депутатов сельскохозяйственных рабочих.
Т.е. предполагалось сразу получить крупный социалистический сектор в сельском хозяйстве .
Если-бы это удалось провести в жизнь ,то уже в 1918 году появление социалистического сельского хозяйства было-бы реальностью .
И никаких проблем с заготовками хлеба не было-бы .
В ходе революции латифундии были почти полностью уничтожены , что никак не соответствовало целям большевиков .
Большевики были просто вынуждены принять основные положения эсеровской аграрной программы с её принципом уравнительного распределения земли среди "всех граждан Российского государства, желающих обрабатывать ее своим трудом" .
Это имело далеко идущие последствия .
Фактически коллективизация была прямым результатом "черного передела" 1917-1918 года и разграбления латифундий и хозяйств богатых крестьян .
Надо было как-то перевести сельское хозяйство на производство товарного хлеба и повысить его эффективность .