Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 5


Жернова истории - 5

Сообщений 371 страница 380 из 941

371

Продолжаю 11 главу:

Глава 11. Даю себя уговорить

11.3.

Страх перед нападением панской Польши, сыграл, думается мне, главную роль и в том, что «танковое совещание», на котором была принята трехлетняя танковая программа РККА, состоялось почти на год раньше, чем в моем времени. Конечно, и мои беседы с Фрунзе и Котовским как-то повлияли. Но без фактора польской угрозы никакие шевеления с моей стороны не сработали бы. Тактико-техническое задание на малый танк было выдано КБ Орудийно-Арсенального треста ГУВП ВСНХ уже к концу 1925 года. А сегодня у меня на работе раздался телефонный звонок. Собеседник поздоровался солидным басом. Не сразу (давно не беседовали!), но я узнал голос Котовского:
– Здравствуйте, Григорий Иванович!
– Не желаете взглянуть, какой у нас малый танк получился?
– Конечно, желаю! – какой же мужчина откажется поиграть во всякие смертоубийственные железяки?
– Тогда подъезжайте завтра утром ко мне, к семи тридцати. До встречи! – и в трубке раздался сигнал отбоя.
Ну, вот, напросился на свою голову! Это же в такую рань вставать придется! Мне уже расхотелось смотреть на малый танк, но отрабатывать обратно было неудобно.
Серым мартовским утром мы с Котовским и еще двумя командирами из Штаба РККА трясемся по дороге к станции Немчиновка – именно там проходят испытания новой боевой машины.
– Это уже второй образец, – поясняет мне по пути Григорий Иванович. – Первый еще той осенью испытывали.
– И как он вам показался?
– Вроде ничего, – тянет Котовский, – но комиссия замечаний написала целую кучу. Вот, на днях питерцы с «Большевика» новый танк прислали. Посмотрим, каков он в деле.
Импровизированный испытательный полигон недалеко от станции собрал немаленькую компанию. Там были и представители завода, и Орудийно-Арсенального треста, и Штаба РККА. Однако больших шишек, кроме Котовского, не наблюдалось. Сам танк уже урчит мотором, попыхивая сизым дымком выхлопа. Присматриваюсь. Вроде заметных отличий от знакомых мне фотографий и рисунков МС-1 (он же Т-18) и не наблюдается. Хотя… Сколько у него опорных катков? Шесть, как у первого прототипа, Т-16. А на Т-18 был еще и седьмой. Стоп-стоп! Не как у Т-16. Катки расставлены явно реже. Перемещаюсь ближе и обхожу танк со всех сторон. А, у него еще и корпус малость длиннее. Да еще и башня имеет кормовую нишу, как улучшенный вариант 1929 года. Мне только кажется, или у нее в самом деле габариты больше, чем на известных мне фотографиях?
Вместо пушки из башни торчит довольно ловко исполненный деревянный макет – издали не отличишь. Рядом – спаренные стволы 6,5 миллиметрового пулемета Федорова.
– А что с пушкой? – обращаюсь к Григорию Ивановичу. Тот подзывает к себе кого-то из технических специалистов, и, коротко переговорив с ним, бросает мрачным тоном:
– Не готова.
Наконец, танк издает утробное рычание, окутывается клубами дыма, и трогается с места, уходя на полигон. Хорошо что нет ветра и чуть-чуть пригревает мартовское солнце – а то на морозце, да еще в открытом поле можно было бы и простыть, дожидаясь окончания испытаний. Танк тем временем довольно резво – километров до пятнадцати в час, похоже, разогнался, – преодолевает заснеженное пространство, затем начинает борьбу с препятствиями – горкой, стенкой, рвом…
Судя по всему, дела идут примерно так же, как в известной мне истории. То есть немного поездить, пострелять, и худо-бедно преодолеть пехотные окопы машина может. «А на большее ты не рассчитывай…»
По окончании испытаний прислушиваюсь к разговору, который ведет группа производственников и конструкторов.
– …Нет, до 25 километров в час разогнать не удастся, – говорит один из них. – Он и двадцать не даст. Да ведь мотор-то до проектной мощности не дотягивает.
– Скажите спасибо, что он вообще этот танк тянет! – вклинивается другой. – Сколько мы с ним намаялись, пока он просто запускаться стал! Это чудо, что мы на своем оборудовании смогли такое изделие вытянуть. Простейшие контрольно-измерительные приборы едва выпросили. Гигрометра, аэротермометра – и тех не было. Спасибо, товарищ Микулин помог, выбил все-таки. А без них совсем труба была… – он махнул рукой.
Пока идет беседа, заглядываю внутрь через распахнутые створки люка механика-водителя. Гляди-ка, кресло похоже на что-то более или менее удобное для сидения, а не просто кожаная подушечка, набитая волосом. По крайней мере, небольшая спинка имеется.
Тем временем вступает в разговор еще какой-то специалист, и через какое-то время я догадываюсь, что это, наверное, представитель гастевского Центрального института труда, который, значит, по моему совету все же привлекли к проектированию. Работник ЦИТа начинает с претензий:
– Почему танк не оборудован нашлемным телефонным переговорным устройством?
– А где его взять? – отбивается представитель завода «Большевик». – Принесите, и мы его тут же смонтируем!
– И радио нет! – множит свои претензии гастевец.
– Нет, – охотно соглашается заводчанин. – Задание на проэктирование мы выдали, но первый образец по габаритам не вписался. Ждем следующего.
– Вытяжным вентилятором башню не снабдили! – не унимался товарищ из ЦИТ.
– Вентилятор в проекте был предусмотрен. Только электромоторов для него подходящих добыть негде. Разве что из-за границы выписать, – объяснил, разводя руками, заводской инженер.
– Вы бы хоть подушечку какую на брезентовую ленту сиденья командира танка приспособили, – уже упавшим голосом говорит человек от Гастева. – Я там всего ничего проехался, и то… А если длительный марш?
– Ну, это можно, – обрадованный тем, что нашлось выполнимое дело, быстро ответил представитель завода.
На обратном пути в машине у меня состоялся с Григорием Ивановичем примечательный разговор.
– Так как вам понравилась наша боевая машина? – сразу же задал вопрос Котовский, не успели мы вдвоем вытолкнуть автомобиль из снежно-грязевой каши, куда она села задними колесами, пытаясь развернуться. Устраиваясь на сиденье и захлопывая дверцу, отвечаю:
– Промышленность дала максимум того, что возможно на сегодняшний день. Танк вполне годится для того, чтобы припугнуть наших ретивых соседей, и начать самим отрабатывать вопросы применения танков и взаимодействия с другими родами войск.
– Штаб РККА предлагает дать заказ на производство тысячи танков в течение трех лет, – сообщает начальник снабжения РККА.
– Глупость. Эта машина годна только за неимением пока лучшей. За глаза хватит сотни машин для обучения танкистов, двух сотен – в опытную механизированную бригаду и еще двух сотен – для обучения пехотных частей взаимодействию с танками. Пять сотен – и на этом всё! – резко рублю ладонью воздух. – А дальше надо искать способы переходить от этой жалкой кустарщины к налаживанию производства боевых машин на самом современном уровне.
– Вы уж скажете – кустарщина! – недовольно басит Григорий Иванович. – Хотя, конечно, даже до заданных характеристик не дотянули…
– Такая слабая машина вообще перспективы не имеет! – твердо выношу свой вердикт. – Работы предстоит не на один год, чтобы суметь создать по-настоящему мощный танк. И главное – отработка современных технологий, которые позволять нам его изготовлять серийно.
– Каких технологий? – ту же заинтересовался Котовский.
– Сердце танка – двигатель, – начинаю пояснять свою мысль.– Микулин сделал весьма неплохой мотор, но 37 лошадиных сил – это же слезы для многотонной махины! А чтобы сделать мощный движок, нужно обзавестись качественными сталями, освоить хонингование цилиндров, ковку коленчатых валов, создать хорошо работающие масляные и воздушные фильтры. Если будем делать дизель, нужно будет разработать надежный топливный насос – мы ведь их сами пока не делаем!
Котовский пока сидит тиха, молча внимая моему монологу, и я продолжаю:
– Но и движок – это еще не все. Нужно резко увеличить ресурс ходовой части. Для этого пружинная подвеска не очень-то подходит. Надо делать торсионную или хотя бы рессорную, для чего потребуется освоить выпуск специальных сталей. Нормальная коробка передач, вместо этого трехскоростного убожества, тоже понадобится. А для того, чтобы ее сделать, нужно соответствующее оборудование и кадры, способные на нем работать. Для гусениц нужна высокомарганцевая сталь по типу стали Гадфилда, а мы ее варить не умеем! Высокочастотная закалка и цементация брони у нас не освоена. Сварка броневых листов вместо клепки – тоже! – самому становится страшновато от перечня того, чего у нас нет и что нами не освоено, и язык сам собой останавливается.
– Того нет, этого не умеем… – снова слышится недовольный бас Григория Ивановича. – Ты толком скажи, что делать надо?
– Нужна целая промышленная революция в военной промышленности, – отвечаю ему. – И это дело не одного только Орудийно-Арсенального треста, и даже не одного ГУВП. Тут и металлурги должны подключиться, и химики, и электротехники, и радиотехники, и станкостроители. Ведь танку и бензин нужен, и радиостанции, и броня хорошая, и электрооборудование. Пока мы «Бош» ставим, а ну, как война? Да и кадров квалифицированных эта работа потребует множество – а их загодя готовить надо! Тут работы не одному только танковому бюро – тут десятки конструкторских бюро должны объединить свою работу. А для начала – изучать, изучать, и еще раз изучать зарубежный опыт, тащить оттуда все самое передовое, все самое эффективное. Но – с учетом наших возможностей, не зарываться! И уже на этой основе решать – как нам переоснастить нашу промышленность, чтобы она могла выпускать лучшие в мире танки.
– Вот что, дорогой, – голос Котовского звучал потише, но стал твердым, как закаленная сталь. – Ты все эти мысли на бумажку положи, и эту бумажку – срочно ко мне на стол.
– Не вопрос. Завтра получишь свою бумажку, – не промедлив ни секунды, киваю ему в ответ. – Только тебе, как начальнику снабжения, хочу дать совет – будете заказывать танки, ставьте промышленности жесткое условие: принимать каждый танк будете только вместе с комплектом запчастей на весь срок службы, включая и запасные двигатели. И от этого условия не отступайте ни под каким видом. А то найдутся охотники рапортовать об успехах ударного труда на благо родной армии, и будет у вас стоять тысяча танков в парках без движения, потому что запчастей к ним нет.
– Добрый совет, – отозвался Григорий Иванович. – Точно, у нас таких охотников много расплодилось, пыль в глаза пускать, да очки втирать начальству… Он помолчал немного, а потом проговорил с расстановкой:
– Помнится, ты при нашей предыдущей встрече насчет танковой бригады поминал. Так говоришь, хватит двух сотен танков на бригаду?
– Танков – хватит. Восемьдесят – на консервацию, восемьдесят – гонять в хвост и в гриву для боевой учебы, и сорок будут составлять резерв повышенной боевой готовности, – и тут же схожу с успокоительного тона. – Только ведь для бригады и помимо танков многое нужно. Танк ведь не сам по себе воюет. Я же тогда в своей записке писал: танки надо сопровождать мобильной артиллерией, в идеале – самоходными пушками на танковом шасси, мобильной пехотой, мобильными зенитками. А еще нужны автомобили для снабжения, бензовозы, ремонтные летучки и еще прорва всего. И, главное, - люди, которые сумеют все это с толком применить. Пока не будет этого – не будет и полноценных танковых войск.

Отредактировано Запасной (01-10-2013 15:49:17)

+32

372

Как-то неправдоподобно получился разговор. Вряд ли Котовский будет так слушать, глядя в рот - характер не тот, да и мысли свои наверняка должны быть, с которыми ГГ пришлось бы, где поддержать, где покритиковать, где развить... А не вещать.

+2

373

Запасной написал(а):

– Задание на проэктирование мы выдали

Это возможно соответствует нормам орфографии того времени, но не нормам современной. :)

Отредактировано Игорь К. (01-10-2013 17:50:21)

+1

374

Запасной написал(а):

Надо делать торсионную или хотя бы рессорную, для чего потребуется освоить выпуск специальных сталей.

Рессорная подвеска тогда была давно и хорошо известна, а торсионная - помнится, нет. По-моему логичнее построить предложение наоборот: "Надо делать рессорную подвеску, а ещё лучше - торсионную, но для этого потребуется ...."

И в общем соглашусь с уважаемым Ядыгаром - разговор неправдоподобно мирный. По-моему больше соответствует характеру Котовского попытка вырвать нужные танки и вообще технику из печенок Осецкого...

+2

375

Ядыгар написал(а):

Как-то неправдоподобно получился разговор.

А по мне, так нормально. Как раз тот случай, когда ГГ слегка оторвался от действительности и включил режим "попаданца-прогрессора". За что ему потом самому будет неловко.

Игорь К. написал(а):

Это возможно соответствует нормам орфографии того времени, но не нормам современной.

Тогда действительно так говорили и писали. Текст почти наверняка во многом взят из книги М.Свирин "Броня крепка. История советского танка 1917-1937". И слова "эксплОтация" будет с "О".
Раз уж тут заговорили о танках, то может позволить ГГ "задвинуть" Дыренкова с его прожектами? Время еще есть. Но парочку недоброжелателей, в лице Халепского и Уншлихта, он себе таким образом наживет...

Отредактировано Zybrilka (01-10-2013 18:21:08)

+1

376

Запасной написал(а):

принимать каждый танк будете только вместе с комплектом запчастей на весь срок службы, включая и запасные двигатели

Так срок службы и эксплуатация у танков будет разная - одни будут стоять законсервированные, другие - при тогдашнем ресурсе двигателей и ходовой части - особенно используемые для для обучения, сточатся через несколько месяцев. Нормативы на расходники придется постоянно пересматривать. Танки не столько ездить будут, сколько ремонтироваться. (Что хорошо с точки зрения опыта и плохо с точки зрения стоимости.) Скорее на каждый изготовленный танк (бригаду) быстро выработают норматив постоянно выпускаемых запчастей. Если запчастей нет, то выпуск новых танков прекращается.

Отредактировано ehaiai (01-10-2013 18:18:53)

+1

377

Зануда написал(а):

Рессорная подвеска тогда была давно и хорошо известна, а торсионная - помнится, нет. По-моему логичнее построить предложение наоборот: "Надо делать рессорную подвеску, а ещё лучше - торсионную, но для этого потребуется ..

Zybrilka написал(а):

А по мне, так нормально. Как раз тот случай, когда ГГ слегка оторвался от действительности и включил режим "попаданца-прогрессора". За что ему потом самому будет неловко.

http://pro-tank.ru/bronetehnika-usa/leg … m24-chaffi
На Т24 была применена торсионная подвеска ходовой части истребителя танков М18. Существует мнение, что этот тип подвески изобрели немецкие конструкторы, в действительности же американский патент на торсионную подвеску был выдан в декабре 1935 года У. Э. Престону и Дж. М. Барнесу (будущему генералу, начальнику научно-исследовательской службы департамента вооружений до 1946 года).

Следовательно, как и предположил уважаемый коллега Zybrilka, ГГ оторвался от действительности и Котовский, который не страдал склерозом,  явно должен при следующей встрече спросить: а что же такое "торсионная подвеска"?!

+5

378

ehaiai написал(а):

Так срок службы и эксплуатация у танков будет разная

Полезное замечание. Было бы интересно, если эти мысли выскажет в книге кто-то другой, не ГГ. Что очень вероятно. И дишний раз напомнить "диванным тИоретикам", что предки отнюдь не были простаками.

+1

379

Да не-ет...   оживляж "роли" Котовского надобен - характерные реплики, жесты, мимика даже. Чтоб у несведущего читателя в голове "картинка" появилась - вот такой вот он человек -  Григорий Иванович Котовский...

+2

380

Zybrilka написал(а):

Тогда действительно так говорили и писали.

Вот я на это и указал. Не соответствует нормам нынешней орфографии. А должен соответствовать.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 5