Катя, это не примус! Это "Керосинка трёхфитильная", у нас на даче такая валяется. Принцип работы - фитиль в ёмкости с керосином, как в лампе, только фитиль широченный. С примусом ничего общего.
Отредактировано Dingo (07-10-2013 09:10:21)
В ВИХРЕ ВРЕМЕН |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 5
Катя, это не примус! Это "Керосинка трёхфитильная", у нас на даче такая валяется. Принцип работы - фитиль в ёмкости с керосином, как в лампе, только фитиль широченный. С примусом ничего общего.
Отредактировано Dingo (07-10-2013 09:10:21)
"В 1927 году был выпущен первый государственный займ индустриализации."
http://reallystory.com/post/174
Традиция проведения лотерей в СССР имеет богатую историю. Начать надо с того, что молодое Советское государство с лотереями боролось. Декрет Совета Народных Комиссаров "О запрещении устройства лотерей" от 19 декабря 1918 года "считая недопустимым развитие среди граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики ажиотажа, азарта и спекуляции" воспрещал "устройство лотерей денежных и вещевых, а также розыгрыши денежных премий". Была запрещена также продажа "билетов иностранных лотерейных займов и частных промесс на всевозможные лотереи". Об опасности лотереи как пережитка буржуазного прошлого для советских граждан говорит и предусмотренное тем же декретом наказание для устроителей розыгрышей и продавцов лотерейных билетов - "лишению свободы сроком до двух лет, или денежному штрафу в размере по усмотрению суда". Но достаточно скоро советское правительство посмотрело на это социальное явление с другой стороны. Ведь лотерея - это прекрасная возможность собрать столь необходимые денежные средства, не вкладывая практически ничего. И уже 1921 году было разрешено проведение всероссийской лотереи, доходы от которой пошли на помощь голодающим.
С тех пор лотереи становятся массовыми, регулярными и даже обязательными для советского человека. При этом советская пропаганда не стеснялась утверждать, что "в отличие от царских лотерей, перекладывающих тяготы голода и войны на плечи трудящихся, советские лотереи проводятся для укрепления отдельных участков социалистического строительства при добровольном участии народных масс". С помощью лотерей собирались средства для борьбы с голодом, помощи беспризорникам, военного и гражданского строительства.
Лотерея в Советском Союзе всегда была монополией государства. Правда оформлено это могло быть по разному: сначала государство просто выдавало разрешение различным организациям на проведение лотерей. Так например в 1925 году общество «Долой неграмотность» (основано в 1923 г.), которое было создано массового обучения населения грамоте, провело книжную лотерею. Было выпущено около миллиона билетов и разыграно 2,5 тысячи библиотечек стоимостью от 10 до 100 рублей. А Общество по борьбе с алкоголизмом провело в 1929-от году 1-й Всероссийский беспроигрышный книгорозыгрыш «Книга вместо водки». Билеты этой лотереи имели характерный рисунок: мускулистая рука ударяет молотком по бутылке водки, во все стороны летят осколки и брызги... Вырученные средства использовались на устройство культурных мероприятий, продвижение книги в массы. С помощью лотерей население получало не только книги. Общество друзей радио СССР в 1929 г. провело 1-ю Всесоюзную вещевую крестьянскую радиолотерею. Деревня получила 58 300 детекторных и 125 четырехламповых приемников, 50 трансляционных узлов.
Для оказания помощи инвалидам гражданской войны и демобилизованным красноармейцам Народный комиссариат социального обеспечения РСФСР в 1931 г. устроил 1-ю Всесоюзную лотерею. Пять лотерей организовало в 1927—1933 гг. Общество земельного устройства трудящихся евреев в СССР. Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях СССР (ОСВОД) в 1932 г. провело 1-ю Всесоюзную лотерею, цель которой — «мобилизация общественных средств на постройку новых судов и укрепление материальной базы Общества под лозунгом «Усилим мощь советского флота». Гознаком было изготовлено 10 млн билетов. Индустриализация страны потребовала усиления транспортного строительства. В 1927 г. было учреждено Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог в РСФСР (Автодор), которое уже в следующем году организовало 1-ю автолотерею. Затем деятельность Автодора была распространена на всю страну, и в 1930 г. устраивается 2-я Всесоюзная автолотерея, а вслед за ней еще три автомотовелолотереи.
Лотерейный билет Осоавиахима 1939 года Подробнее
Но самые массовые и популярные из довоенных лотерей проводил ОСОВИАХИМ. Эта загадочная аббревиатура расшифровывается как Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Достаточно сказать, что тираж билетов вырос с 2 млн в 1-й Всесоюзной авиационной лотерее 1926 г. до 75 млн в 15-й лотерее Осоавиахима 1941 г. Лотерея была доступна всем слоям населения, билет стоил всего 50 копеек. В первой лотерее разыгрывалось свыше 8 000 выигрышей на сумму 111401 рублей. Главный приз – три кругосветных путешествия: возможность совершить круиз вокруг Земли. Многие другие обладатели счастливых билетов получили путешествия в Париж, Вену, Берлин, Рим, Венеция и Афины, на различные курорты, а также смогли осуществить свою мечту – подняться в небо и совершить авиаполет над крупными городами. Позднее добавились вещевые призы: мотоциклы, велосипеды, спортивное оружие, часы, фотоаппараты и многие другие полезные вещи. Начиная с 10-й Всесоюзной лотереи, в числе главных выигрышей, наряду с заграничными путешествиями, появляется автомобиль.
Свои лотереи ОСОВИАХИМ проводил и в годы Великой Отечественной войны. Так в 1942 году под лозунгом: «Приобретая билеты ОСОАВИАХИМа, Вы укрепляете военную мощь Советского Союза, помогаете созданию военнообученных резервов Красной Армии и укрепляете оборону советского тыла» была выпущена 16-я Всесоюзная лотерея ОСОАВИАХИМа на общую сумму 150 миллионов рублей. Члены ОСОАВИАХИМа собрали в Фонд обороны страны более 272 миллионов рублей. На эти средства, а также на средства, полученные от проведения лотереи, были построены: 20 эскадрилий самолетов, 20 танковых колонн, 2 торпедоносца, бронепоезд и артдивизион.
Интересно, что ни устроители, ни распространители предвоенных лотерей ни доходов, ни даже заработной платы за свой труд не получали. Эта деятельность рассматривалась как "общественная нагрузка". Правда, самые активные распространители могли получать небольшие премии за свои достижения. "Работа по реализации 4-й лотереи Автодора,— как было написано в одной инструкции для распространителей,— ни в коем случае не должна превратиться в погоню за рублем. Путь голой рекламы лотереи, коммерческий подход к ней неизбежно приведет к забвению политических задач Общества. Поэтому он должен быть решительно осужден." Основными целями лотереи декларировался не сбор денег с населения (ни о какой прибыли в Советском государстве и речи не могло быть, только добровольная помощь населения государству, армии и флоту) а пропаганда и агитация. Более того, организаторы лотерей так увлекались агитацией за советскую власть, что порой забывали объяснить покупателям билетов, что по ним можно выиграть. Поэтому многие считали, что, приобретая билет, они таким образом платят некий налог, а не делают ставки в азартной игре. Желающих заглянуть в таблицы выигрышей было немного. Весной 1933 года правление Осоавиахима вдруг обнаружило, что граждане забрали лишь 8% выигрышей по тиражу, проведенному четыре месяца назад. Превращать азартную игру в простое изъятие денег у населения никто не собирался (для этого существовали государственные займы), и добровольные общества стали буквально бегать за обладателями счастливых билетов, умоляя их забрать выигрыши. Так, например, в мае 1933 года Осоавиахиму пришлось объявить месячник по оплате выигрышей 6-й всесоюзной лотереи. На распространивших билеты активистов теперь была возложена обязанность самим проверить, не выиграл ли кто-нибудь из их подопечных, а затем брать счастливца за руку и вести его в сберкассу за выигрышем. "Если ячейки и совет Осоавиахима,— наказывала инструкция,— при раздаче билетов записали разряды, серии и номера полученных из района билетов, они должны немедленно сверить эти записи с таблицей выигрышей, выявить выигрыши, павшие на записанные билеты, широко оповестить о выигравших номерах всех держателей билетов... и добиться, чтобы все выигравшие получили свои выигрыши".
Шестая лотерея ДОСААФ СССР, 1971 год Подробнее
К услугам бесплатных распространителей-общественников организаторы советских лотерей прибегали и в послевоенные годы, когда монополия государство на азартные игры была выражена уже более открыто - устроителями лотерей выступали Министерства финансов Союзных республик. Вспомним дедушку из ЖЭКа предлагавшего лотерейные билеты герою Юрия Никулина в фильме "Бриллиантовая рука" и незабываемую фразу: "Кто возьмет билетов пачку, тот получит... водокачку". Хотя некоторые общественные организации по традиции продолжали выпускать свои лотереи. Например наследник ОСОАВИАХИМА - ДОСААФ. Впрочем, с разрешения и под строжайшим контролем государственных и партийных органов.
Популярнейшей советской лотереей послевоенных лет конечно же было Спортлото. Эта лотерея стартовала в 1970 году, как многое новое в СССР "в порядке эксперимента". Новый формат лотереи, возможность участнику самостоятельно выбрать выигрышный номер, заполнив крестиками специальную таблицу и таким образом попытаться повлиять на удачу, сразу сделали Спортлото популярнейшей игрой советского народа. Тем более, что лотерея была практически единственной легальной возможностью обогащения для советского человека. Более того, покупка билетов лотерей приветствовалась как форма поддержки народом государства. Лотереи являлись разрешенным способом быстрого обогащения, поэтому за обладателями счастливых билетов охотились те, кому нужно было легализовать доходы от незаконной деятельности. Билет, на который выпал крупный выигрыш, перекупался с большой переплатой, после чего подпольный бизнесмен мог легко объяснить происхождение своих денег.
Интересно, что до 1986 года Советский союз занимал лидирующие места в мире по продаже лотерейных билетов. Лотерейные билеты продавались по всему Союзу и таким образом стимулировали бюджет страны. Билеты лотерей поступали в свободную продажу через систему «Союзпечать», а также розничную торговлю. Позднее, где-то уже в 1980-х, появились специальные киоски, где кроме традиционных лотерейных билетов можно было приобрести билеты моментальной лотереи «СПРИНТ». Часть лотерейных билетов распространялась «добровольно-принудительно» — как «нагрузка» к покупке, «на сдачу», вместо определённой суммы при выдаче зарплаты, премии, стипендии или пенсии, одновременно с уплатой членских взносов партийных, комсомольских, профсоюзных и различных добровольных организаций (ДОСААФ, ОСВОД и т. д.). Лотереи распространяли профсоюзные активисты, комсорги и партработники. Сам денежный выигрыш можно было получить в сберкассе, вещевой — в уполномоченном магазине. При этом лотерейный билет, на который выпал особо крупный вещевой выигрыш, прежде всего автомобиль (особенно «Волга»), сам по себе мог становиться предметом неоднократной перепродажи и спекуляции.
Как видите, простой клочек бумаги может рассказать целую историю. Поэтому, если внимательно изучить домашние собрания фотографий, документов, писем, коллекций, всегда можно найти исторические свидетельства. Кстати, в коллекции проекта "Я-История", как вы уже наверное могли заметить, нет лотерейного билета Спортлото. Возможно такой билет сохранился в у вас? Поделитесь с нами на страницах нашего сайта, расскажите свою историю!
Отредактировано череп (07-10-2013 09:28:24)
Есть у меня мечта-надежда, что если Пальмен и Фирсова использовать по назначению, то Т-34 Т-54 появится лет через десять.
Не нужен Т-54 в 30х, более того - вреден. Не было для него противников, а стоил он...
Я вообще всю танкостроительную программу Тухачевского, к сожалению активно поддержанную Сталиным, считаю удачной диверсией против СССР. Трактора надо было выпускать, а не лёгкие танки, обречённые на устаревание через несколько лет.
Комсомолец - за рычаги трактора и руль автомобиля! - вот к чему надо призывать и давать этим комсомольцам возможность осваивать технику.
Осецкий должен донести до Сталина - в итоге именно он будет решать - что танки, произведённые заранее, бесполезны в войне. Если руководство ему поверит о невозможности её в ближайшие годы, то в СССР успеют построить несколько лишних заводов по производству техники, перед войной легко переводимых на выпуск танков.
Комсомолец - за рычаги трактора и руль автомобиля! - вот к чему надо призывать и давать этим комсомольцам возможность осваивать технику.
Толя, ты как всегда прав!!!! Можно и нужно кроме этого выпускать технику двойного применения. Опыт Великой Отечественной войны о котором знает ГГ говорит о том, что автомобильные двигатели и ряд других агрегатов нашли применение в легких танках Т -70 и Т- 80, самоходках СУ - 76. Кроме того, это как подтвердил опыт Германии хорошая дымовая завеса для разработки и выпуска бронетехники.
Осецкий должен донести до Сталина - в итоге именно он будет решать - что танки, произведённые заранее, бесполезны в войне. Если руководство ему поверит о невозможности её в ближайшие годы, то в СССР успеют построить несколько лишних заводов по производству техники, перед войной легко переводимых на выпуск танков.
По-моему вы перегибаете палку. Танки в те годы быстро устаревали и физически и морально, но выполняли роль пугала для недружелюбных соседей и учебных коней для подготовки танкистов.
Другое дело - может, имеет смысл в конструкции танка предусмотреть, что лет через пять его разберут и башню с подбашенным листом будут использовать для строительства БОТов, а корпус без крыши переоборудуют в тягач или какую инженерную машину...
Большая модернизация имевшегося парка производилась во Франции в середине 20-х годов. Танки «Рено» М24/25 оснащались новой резиновой гусеницей типа «кегресс», для защиты которой при преодолении препятствий и повышения проходимости спереди и сзади танка навешивались широкие катки (так же по типу бронеавтомобилей «кегресс»). Изменениям подверглась так же и подвеска, был увеличен ход катков. Привод ведущего колеса заменили на цепной, что можно расценивать скорее как шаг назад, а не прогресс. Резиновая гусеница оказалась крайне недолговечной, и уже на модели «Рено» М26/27 от неё отказались в пользу резино-металлической, заодно ликвидировав и катки. Другим изменением стал новый двигатель, мощностью 45 л.с., что повысило скорость до 16 км/ч, а запас хода до 160 километров...
Одним из последних эпизодов боевого применения танков «Рено» можно назвать бой с японской армией, штурмовавшей Ханойскую крепость. Но и после Второй Мировой войны танки «Рено» эпизодически «всплывали» в разных частях света. Так, на одном из телевизионных сообщений из Афганистана на заднем плане мелькнул двигавшийся своим ходом «Рено»! Столь поразительное долголетие машина обязана в равной степени как конструктивной простоте и ремонтопригодности, так и гениальной для своего времени конструкции. Родившийся в 1917 году танк великого конструктора на многие десятилетия определил развитие танкостроения в мире, а найденное компоновочное решение и по сей день остаётся актуальным, заслуженно нося титул «классической».
танки, произведённые заранее, бесполезны в войне
Очень глубокая мысль. Строить ТОГДА танки "про запас" - просто глупость. Надо строить трактора, отрабатывая технологии. А танки производить понемногу, только для отработки управления войсками. Например, пусть по немецкому образцу командиры учат тактику танковых боёв на муляжах или танкетках. Научится перебрасывать легкие танки - освоит маневр тяжелыми.
Другой вопрос, что учить танкиста уже в армии сложно. Желательно получать подготовленные кадры. Поэтому прошу отметить идею:
Комсомолец - за рычаги трактора и руль автомобиля! - вот к чему надо призывать и давать этим комсомольцам возможность осваивать технику.
Вы забываете одну важную вещь. танки строились про запас не просто так. Исходили из возможностей перевода промышленности на военные рельсы. До какового надо было держаться на запасах мирного времени. И в 41-м это в принципе оправдалось (конечно, если бы танки были технически более надежные, а танкисты более подготовлены- запас мог бы и поменьше быть. Но это уже послезнание)
Вы забываете одну важную вещь. танки строились про запас не просто так
Не-а. Не забываем. ГГ из послезнания делает вывод, что ТОГДА запас не был нужен. Насколько помнится, он об этом докладывал.
Другой вопрос, что неправомерно продлять "ненужность" навсегда. ПОТОМ он очень даже потребуется.
Комсомолец - за рычаги трактора и руль автомобиля! - вот к чему надо призывать и давать этим комсомольцам возможность осваивать технику.
Ну, вообще-то и призывали и возможность давали. И на трактора и на автомобили и на паровозы и на пароходы.
Так что, честно сказать - не вижу, что именно тут надо доносить до Сталина...
А больше всего интригует упоминание про танкостроительную программу Тухачевского, принятую Сталиным
Коллега - что-то вы как-то уж шибко решительно постулируете...
Жернова истории 8 | Произведения Андрея Колганова | 02-04-2025 |
Жернова истории 7 | Произведения Андрея Колганова | 08-11-2019 |
Жернова истории - 4 | Произведения Андрея Колганова | 26-08-2013 |
Жернова истории-3 | Произведения Андрея Колганова | 14-09-2012 |
Жернова истории - 2 | Произведения Андрея Колганова | 12-03-2012 |
Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 5