Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 5


Жернова истории - 5

Сообщений 701 страница 710 из 941

701

Запасной написал(а):

Повестка дня была серьезная: организация серийного производства танков и боевых самолетов.

ГГ, свою критику  "сырости" предложеннного танка Т-18, и перечисление технических трудностей, которые предварительно необходимо преодолеть, следует дополнить предложением Халепскому взяться за ум УММ РККА на два года раньше срока. Фрунзе должен оценить и поддержать ГГ.

Отредактировано ehaiai (01-11-2013 17:27:26)

0

702

Добавляю продолжение 14-й главы. Опять бюрократическая рутина (и совсем чуточку домашней)...

Глава 14. Дела военные… и педагогические.

14.2.

В обсуждении дел самолетных участия практически не принимаю – даже на дилетантском уровне разбираюсь в авиационной технике куда хуже, чем в танках. Тем более что свой вклад в проблему внести уже успел еще в начале прошлого года, когда, упорно пиная всех, от кого зависело решение, – от Троцкого до Уншлихта, – добился-таки, что концессионное (а не лицензионное, как в моей истории) соглашение с фирмой BMW было заключено почти на год раньше. И теперь Государственный авиазавод №26 в Рыбинске (бывший «Русский Рено») активно дооснащается немецким оборудованием, а немецкие инженеры и рабочие занимаются наладкой производства какой-то модели авиадвигателя из семейства BMW-VI – ну, не помню я все эти индексы, да и в прошлом их не знал. Так что есть надежда, что движок под отечественным индексом М-17 пойдет в серию не в 1930 году, а, вполне возможно, уже в 1928-м.
Концессионный договор (тоже с моей подачи!) товарищ Троцкий состряпал хитрый. Срок концессии короткий – всего пять лет (1926–1931), и потому немцы за концессию не платят ничего. Но и мы ничего не платим за лицензию на производство двигателя, и за установленное немцами оборудование, которые по окончании срока концессии достаются нам. Интересы сторон удовлетворяет соглашение о разделе готовой продукции – часть движков получают концессионеры, а часть получает Авиатрест. Начало поставок определено в 1928 году, окончание – в 1931-м. Немцы решили, что могут рискнуть установить сравнительно дешевые моторы русского изготовления на свои машины, которые они должны поставить как раз в указанные сроки в Турцию, в Китай, и в Персию. Зато нам не надо будет мучиться с отладкой выпуска моторов – все сделают сами немцы.
Самый яростный спор на этом заседании Военно-промышленного комитета при СТО СССР вспыхнул вокруг вопроса о применении алюминия для авиастроения. Алексей Иванович Рыков, ведший заседание, даже малость растерялся, не сразу сумев утихомирить разбушевавшиеся страсти. Представители Авиатреста готовы были руками и ногами драться за каждую золотую копейку валютной квоты на импорт алюминия. Однако они понимали, что рассчитывать на сколько-нибудь заметное расширение этой квоты нереально. Госпромцветмет был не прочь урвать государственные ассигнования на развертывание отечественного производства алюминия, но все упиралось в необходимые энергетические мощности. Для серьезного производства требовалась прорва электроэнергии, а взять пока было негде.
Пожалуй, именно в этот вечер было твердо решено: Днепрогэсу – быть! До сих пор Совнарком и СТО тормозили инициативу Троцкого (возглавлявшего, помимо прочего, и Главэлектро ВСНХ) в этом вопросе. И их ссылка на преждевременность таких масштабных проектов из-за явной нехватки средств была вполне справедлива. Но и без таких проектов дело индустриализации вперед не двинешь. А алюминий – это не только самолеты. Это снижение веса моторов, что танковых, что авиационных. Это скоростные малые суда. Это фольга, необходимая в электротехнике и в пищевой промышленности. Да много чего еще! Настало время сделать шаг вперед.
Резались и вокруг того, где размещать производство авиадвигателей. Завод «Большевик», производивший в настоящее время двигатели М-5 (это те, которые «Либерти»), и пытавшийся своими силами наладить выпуск BMW-VI, принадлежал Орудийно-Арсенальному тресту (ОАТ). А трест всячески пытался избавиться от непрофильного производства, хотя руководство завода как раз против авиадвигателя ничего не имело. Пытаюсь предложить «Соломоново решение»:
– Раз ОАТ категорически против производства авиадвигателей на своих мощностях, давайте выделим производство М-5 на «Большевике» в отдельное предприятие с подчинением его Авиатресту. А опытный участок, на котором возятся с BMW-VI, передадим вместе со специалистами на Рыбинский завод…
Думал, меня съедят. Сырым, без хлеба и без соли. Раздались выкрики разгоряченных спорщиков:
– Эти цеха не смогут работать, как отдельное предприятие! – причем, что интересно, этот тезис одинаково упорно отстаивал и Авиатрест, и Орудийно-Арсенальный трест. Только первый требовал на этом основании передать ему весь завод «Большевик», а второй категорически не хотел расставаться ни с какой частью своего производства. Но и я тоже не лыком шит. Без соли меня не съешь! И не зря я вбросил это яблоко раздора…
Нужную мне позицию озвучил Начальник ВВС РККА Петр Ионович Баранов:
– Не надо ничего менять! Поскольку «Большевик» вполне справляется с производством двигателя М-5, там его и оставить. Всякие реорганизации в данном случае только во вред делу. А вот все работы по BMW-VI, действительно, лучше сосредоточить в Рыбинске.
Я поспешил согласиться. На том и порешили. Если уж ВСНХ СССР (в моем лице) и РККА (в лице Баранова) занимают общую позицию, то Орудийно-Арсенальному тресту деваться некуда.
После совещания успеваю перекинуться парой слов с Михаилом Васильевичем Фрунзе. Он с места в карьер радует меня известием:
– А-а, Виктор Валентинович! С вашей легкой руки мы уже полгода назад создали в структуре Главного управления РККА Центр боевой подготовки.
– И как успехи? – с искренней заинтересованностью спрашиваю у него.
– Из войск завалили жалобами, – усмехается в усы наркомвоенмор. – Замучил их это центр придирками: требует наладить боевую учебу согласно инструкциям, и обеспечить достижение нормативных результатов под угрозой понижения в должности. Кое-кто кричит про насаждение старорежимной муштры, и про то, что заслуженных красных командиров задвигают.
– А многих ли, в самом деле, задвинули?
Фрунзе снова усмехается:
– Как-то так получается, что у действительно заслуженных командиров дела с боевой учебой обстоят в большинстве своем неплохо. А пострадали в основном разгильдяи и горлопаны. Хотя и просто малограмотных, которым обучение вверенных войск дается с большим трудом, тоже хватает, – но этих мы стараемся, по мере возможности, подтянуть, подучить, а не наказывать сразу на всю катушку. Пока ограничиваемся выговорами.
– Михаил Васильевич, сейчас времени на разговор нет, но у меня созрел ряд конкретных предложений по активизации допризывной подготовки молодежи… – начинаю свое объяснение, но Фрунзе прерывает меня:
– Краткую записку – через Григория Ивановича. Договорились?
– Договорились.
Домой прихожу изрядно уставший. Хорошо, что на завтра никаких совещаний не назначено, и вечером в субботу можно устроить, как и планировалось, банно-прачечный день. Лиде, в ее положении, стиркой заниматься совсем ни к чему, и потому к корыту со стиральной доской, нацепив фартук и вооружившись куском хозяйственного мыла, приходится вставать самому. Благо, навыки соответствующие имеются – спасибо родителям! Да и здесь берусь за стирку уже не первый раз. Конечно, можно отнести белье в китайскую прачечную – китайцы стирают быстро, качественно, и сравнительно недорого. Но поблизости таковой, увы, нет. И как-то не принято пока, даже в столице, отдавать вещи в стирку на сторону. Этим грешат в основном люди состоятельные, и еще всякие казенные заведения.
Отдраив белье, намыленное хозяйственным мылом, на волнистой оцинкованной поверхности стиральной доски, отполаскиваю его в ванной, отжимаю, и развешиваю сушиться на веревках, протянутых под потолком в коридоре. Такого двора, где можно было бы сушить выстиранные вещи, как это делается в большинстве московских домов, у нас нет.
Лида, в меру сил, помогает – расправляет вещи и подает мне, стоящему на стремянке. Вспоминаю, как она удивилась, когда узрела мужчину, да к тому же специалиста с высшим образованием, который правильно выжимает стиранное белье! Однако толику уважения с ее стороны это мне прибавило. Вот уж не угадаешь, чем еще можешь блеснуть в глазах любимой женщины…

+34

703

Запасной написал(а):

Замучил их это центр придирками: требует наладить боевую учебу

этот

+1

704

После совещания успеваю перекинуться парой слов с Михаилом Васильевичем Фрунзе. Он с места в карьер радует меня известием:
– А-а, Виктор Валентинович! С вашей легкой руки мы уже полгода назад создали в структуре Главного управления РККА Центр боевой подготовки.
– И как успехи? – с искренней заинтересованностью спрашиваю у него.
– Из войск завалили жалобами, – усмехается в усы наркомвоенмор. – Замучил их это центр придирками: требует наладить боевую учебу согласно инструкциям, и обеспечить достижение нормативных результатов под угрозой понижения в должности. Кое-кто кричит про насаждение старорежимной муштры, и про то, что заслуженных красных командиров задвигают.
– А многих ли, в самом деле, задвинули?
Фрунзе снова усмехается:
– Как-то так получается, что у действительно заслуженных командиров дела с боевой учебой обстоят в большинстве своем неплохо. А пострадали в основном разгильдяи и горлопаны. Хотя и просто малограмотных, которым обучение вверенных войск дается с большим трудом, тоже хватает, – но этих мы стараемся, по мере возможности, подтянуть, подучить, а не наказывать сразу на всю катушку. Пока ограничиваемся выговорами.

Заработало! А как войдут в возраст "птенцы гнезда Дзержинского" можно будет рискнуть и в каждом округе Учебный центр сделать, сначало полкового уровня, а потом поднимать до уровня дивизия-корпус с частями усиления и обеспечения. Не сразу, не скоро и чего уж там не везде, но два-три таких монстра, на весь Союз сделать можно будет... А там глядишь и Японцам так жестко и цинично вломим, что даже мысль об агрессии против СССР будет вызывать ночные кошмары.

+1

705

KalinushkinPV написал(а):

о два-три таких монстра, на весь Союз сделать можно будет...

Ну, как бы один всесоюзный центр уже есть:
"Высшая стрелковая школа командного состава учреждена в ноябре 1918 года на базе Ораниенбаумской офицерской стрелковой школы царской армии для подготовки среднего командного состава для стрелковых подразделений и частей, изучения и испытания новейших методов огнестрельного оружия. Школа была переименована в апреле 1923 года и получила название Высшей тактическо-стрелковой школы командного состава РККА им. Коминтерна «Выстрел».
Формирование 2-й стрелкового полка, Московской Пролетарской стрелковой дивизии, начато 26 декабря 1926 года приказами РВС СССР № 759/143 и МВО № 440/114сс, на базе отдельного учебного стрелкового батальона при Высших тактических курсах «Выстрел»."

Если ГГ вспомнит, то можно закинуть удочку о проработке проекта создания Центр боевого применения и переучивания летного состава (будущий Липецкий).

+3

706

Zybrilka написал(а):

получила название Высшей тактическо-стрелковой школы командного состава РККА им. Коминтерна «Выстрел

Насколько я понимаю, это совсем другого плана учреждение. Оно рассчитано (как и Академия) исключительно на командиров. В то время как ЦБП суть организаторы и инспекторы по проведению боевой учёбы непосредственно войск (то есть ближе именно к Липецкой школе, где обучались и рядовые лётчики. и их командиры).

0

707

Запасной написал(а):

Думал, меня съедят. Сырым, без хлеба и без соли. Раздались выкрики разгоряченных спорщиков:– Эти цеха не смогут работать, как отдельное предприятие! – причем, что интересно, этот тезис одинаково упорно отстаивал и Авиатрест, и Орудийно-Арсенальный трест. Только первый требовал на этом основании передать ему весь завод «Большевик», а второй категорически не хотел расставаться ни с какой частью своего производства. Но и я тоже не лыком шит. Без соли меня не съешь! И не зря я вбросил это яблоко раздора…

ПМСМ - второе можно выкинуть. А то как-то невнятно получается: ой, съедыт без соли! Но без соли меня не съешь!...

Запасной написал(а):

Домой прихожу изрядно уставший. Хорошо, что на завтра никаких совещаний не назначено, и вечером в субботу можно устроить, как и планировалось, банно-прачечный день. Лиде, в ее положении, стиркой заниматься совсем ни к чему, и потому к корыту со стиральной доской, нацепив фартук и вооружившись куском хозяйственного мыла, приходится вставать самому. Благо, навыки соответствующие имеются – спасибо родителям! Да и здесь берусь за стирку уже не первый раз. Конечно, можно отнести белье в китайскую прачечную – китайцы стирают быстро, качественно, и сравнительно недорого. Но поблизости таковой, увы, нет. И как-то не принято пока, даже в столице, отдавать вещи в стирку на сторону. Этим грешат в основном люди состоятельные, и еще всякие казенные заведения.Отдраив белье, намыленное хозяйственным мылом, на волнистой оцинкованной поверхности стиральной доски, отполаскиваю его в ванной, отжимаю, и развешиваю сушиться на веревках, протянутых под потолком в коридоре. Такого двора, где можно было бы сушить выстиранные вещи, как это делается в большинстве московских домов, у нас нет. Лида, в меру сил, помогает – расправляет вещи и подает мне, стоящему на стремянке. Вспоминаю, как она удивилась, когда узрела мужчину, да к тому же специалиста с высшим образованием, который правильно выжимает стиранное белье! Однако толику уважения с ее стороны это мне прибавило. Вот уж не угадаешь, чем еще можешь блеснуть в глазах любимой женщины…

Вообще-то Осецкому давно уже стоило бы изобрести стиральную машину :)
Вот, из Вики на скорую руку:

Примитивные стиральные машины представляли собой деревянный ящик с подвижной рамой.
Первая стиральная машина, запущенная в серийное производство, была создана в 1874 году Уильямом Блэкстоуном, у неё был ручной привод. В Европе первые стиральные машины начали производить немцы в 1900 г. Современные машины с электрическим приводом появились в 1908. Механизация труда практически привела к исчезновению профессии прачки. В 1949 в США появилась первая автоматическая стиральная машина.

А то что-то мне сдается, что вопрос бытовой техники для советского человека получается ограничен ранее упоминавшимся примусом :)
К слову -  еще и пылесосами можно озаботиться... :)

Отредактировано П. Макаров (02-11-2013 02:52:40)

+1

708

Запасной написал(а):

Домой прихожу изрядно уставший. Хорошо, что на завтра никаких совещаний не назначено, и вечером в субботу можно устроить, как и планировалось, банно-прачечный день. Лиде, в ее положении, стиркой заниматься совсем ни к чему, и потому к корыту со стиральной доской, нацепив фартук и вооружившись куском хозяйственного мыла, приходится вставать самому. Благо, навыки соответствующие имеются – спасибо родителям! Да и здесь берусь за стирку уже не первый раз. Конечно, можно отнести белье в китайскую прачечную – китайцы стирают быстро, качественно, и сравнительно недорого. Но поблизости таковой, увы, нет. И как-то не принято пока, даже в столице, отдавать вещи в стирку на сторону. Этим грешат в основном люди состоятельные, и еще всякие казенные заведения.
Отдраив белье, намыленное хозяйственным мылом, на волнистой оцинкованной поверхности стиральной доски, отполаскиваю его в ванной, отжимаю, и развешиваю сушиться на веревках, протянутых под потолком в коридоре. Такого двора, где можно было бы сушить выстиранные вещи, как это делается в большинстве московских домов, у нас нет.
Лида, в меру сил, помогает – расправляет вещи и подает мне, стоящему на стремянке. Вспоминаю, как она удивилась, когда узрела мужчину, да к тому же специалиста с высшим образованием, который правильно выжимает стиранное белье! Однако толику уважения с ее стороны это мне прибавило. Вот уж не угадаешь, чем еще можешь блеснуть в глазах любимой женщины…

Запасной, у вас Москва, середина двадцатых.
Я понимаю что Осецкий, его жена и его тесть коммунисты, против эксплуатации человека человеком (здесь я слегка утрировал, прошу меня простить), но в их семье все работают, почему не пригласить домработницу, тогда даже профсоюзы и объединения их были. Платили согласно ставкам, плюс взносы в их организацию.

И ещё мелкая заклепка, белье тогда сушили, зимой вымораживали, на чердаке дома, даже многоэтажного, у жильцов был "ключ от чердака".
Отжим был руками, белье влажное, топили дровами, сушить дома.... тогда это значило сгноить дом.
Вот фото подобного чердака, между столбами натягивалась веревка.
http://s7.uploads.ru/t/Pdr9j.jpg

+1

709

П. Макаров написал(а):

Вообще-то Осецкому давно уже стоило бы изобрести стиральную машину :)
Вот, из Вики на скорую руку:

    Примитивные стиральные машины представляли собой деревянный ящик с подвижной рамой.
    Первая стиральная машина, запущенная в серийное производство, была создана в 1874 году Уильямом Блэкстоуном, у неё был ручной привод. В Европе первые стиральные машины начали производить немцы в 1900 г. Современные машины с электрическим приводом появились в 1908. Механизация труда практически привела к исчезновению профессии прачки. В 1949 в США появилась первая автоматическая стиральная машина.

А то что-то мне сдается, что вопрос бытовой техники для советского человека получается ограничен ранее упоминавшимся примусом :)
К слову -  еще и пылесосами можно озаботиться... :)

Озаботится можно..., рынка сбыта практически нет.  http://read.amahrov.ru/smile/JC_thinking.gif

0

710

Может информация об этом человеке уже была, если нет, то может пригодится.

Академика Сергея Тимофеевича Кишкина по праву можно назвать одним из основателей науки об авиационном материаловедении. Новые методы исследования, эффективные технологии, предложенные учёным, послужили основой для разработки сталей и сплавов всех видов и типов, которые во многом определили уровень отечественного авиастроения. Открытие им явления распада мартенсита при пластической деформации позволило уточнить наши представления о причинах упрочнения сталей. Установленное им гетерофазное строение жаропрочных сплавов и предложенная гетерофазная теория жаропрочности явились основой создания жаропрочных сплавов для отечественных газотурбинных двигателей. Научная школа металловедения Кишкина стала уникальным исследовательским центром, в котором были решены многие проблемы упрочнения, фазового равновесия, дислокационной кинетики, изучены свойства фаз и фазовых переходов, тонкой структуры, оптимального легирования и микролегирования авиационных сталей и сплавов.Родился СТ. Кишкин 30 мая 1906 г. в Луганске (Ворошиловград) в семье кузнеца. Среднее образование получил в индустриально-технической профшколе Ворошиловграда, которую закончил в 1923 г. Проработав с 1923 по 1926 г. чертёжником технического отдела завода № 60, он в 1926 г. поступил в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана (МВТУ). Незадолго до его окончания был мобилизован для участия в организации Московского высшего инженерно-педагогического института (взамен Высших педагогических курсов) при МВТУ. По завершении организации нового института Кишкин вернулся в МВТУ, где после окончания учёбы в марте 1931 г. был оставлен аспирантом на кафедре металловедения.
Учёба в аспирантуре была прервана для выполнения важного задания - изыскания брони для плавающих танков. Созданная броня повышенной стойкости (марка КО) не содержала дефицитного никеля и позволяла экономить до 50% молибдена. Сталь КО была внедрена на ряде броневых заводов в 1933 г. и принята на вооружение для изготовления танкеток Т-27 и плавающих легких танков (амфибий) Т-37.

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 5