Ну как же без советов? СкуШШШно же.
Вот еще инфа к размышлению. Вез советов, но с намеком.
Газификация в СССР или даром никому не нужный природный газ
В 30-е годы ХХ века было начато промышленное освоение огромного нефтеносного района СССР между Волгой и Уралом. Уже на первых порах переработчики столкнулись с одной немаловажной проблемой: как утилизировать нефтяные газы, которые всегда присутствуют в подземных породах, а при вскрытии пласта устремляются на поверхность вместе с жидкими компонентами.
На некоторых промыслах объемы природного газа в пластах оказывались настолько громадными, что он просто не давал нефти выходить из скважины. Такие месторождения записывались в геологические карты уже как нефтегазовые. При этом в 1930-е годы в течение многих лет они практически никак не использовались, находясь в законсервированном состоянии.
Что же касается попутного природного газа, получаемого при разработке нефтяных месторождений, то он в то время считался отходом производства и банально сжигался в факелах, которые порой и по сей день нередко можно увидеть близ наших нефтеперерабатывающих заводов.
Правда, в 1930-х годах на некоторых промыслах Азербайджана были попытки использовать это полезное ископаемое в качестве топлива, для чего сооружались небольшие внутризаводские газопроводы, но промышленного значения такой опыт тогда не имел. Уже в те годы геологи и нефтехимики не раз пытались обратить внимание руководства промышленных отраслей на тот факт, что рациональное использование природного газа способно принести стране не меньшие доходы, чем переработка нефти и добыча угля. Однако к мнению специалистов долгое время никто не прислушивался – до тех пор, пока сделать это не заставила суровая необходимость. Началась Великая Отечественная война.
В течение первых военных месяцев в Куйбышеве (ныне Самара), который в то время имел статус «второй столицы СССР», остро встала проблема скорейшей газификации промышленных предприятий, а также всей социальной сферы города. Дело в том, что из-за оккупации фашистами Донбасса на Куйбышевскую ГРЭС и Безымянскую ТЭЦ прекратилась поставка донецкого угля марки АШ. И хотя еще с ноября 1941 года оба предприятия перешли на снабжение углем, добываемым в районе Караганды, уже вскоре выяснилось, что это топливо плохо соответствует технологическим требованиям, предъявляемым к нему электростанциями. В частности, в казахстанском угле было слишком много пустой породы.
Выход был найден в переводе Куйбышевской ГРЭС и БТЭЦ на сжигание природного газа, значительные запасы которого к тому времени были разведаны на границе Куйбышевской и Оренбургской областей – в окрестностях городов Похвистнево и Бугуруслан.
В конце 1930-х годов на огромных пространствах Среднего Поволжья проводились масштабные геологоразведочные работы по поиску нефти. Однако в Оренбуржье вместо месторождений черного золота буровые станки зачастую вскрывали подземные пласты с крупными запасами природного газа. Тогда это природное сырье для промышленности не представляло интереса. Все скважины, в которых не нашли нефти, забили, а в народно-хозяйственных планах начало какой-либо эксплуатации похвистневских и бугурусланских газовых месторождений было отодвинуто на неопределенный срок.
Артиллеристы, Сталин дал приказ!
Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
Вопрос об обеспечении оборонных предприятий топливом решался на уровне председателя Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО СССР) Иосифа Сталина, который подписал секретное постановление №1563с от 7 апреля 1942 года «О строительстве газопровода Бугуруслан – Куйбышев». Согласно этому документу, транспортировка топлива по трассе должна была начаться уже в ближайшем декабре. Первоначальная пропускная способность трубопровода определялась в размере 150 миллионов кубометров газа в год, но уже к третьему кварталу 1943 года добытчики обязаны были выйти на прокачку через него 220 миллионов кубометров.
Чтобы еще больше увеличить темпы сооружения важнейшего объекта, по приказу ГКО СССР в соседней Башкирии начался демонтаж нефтепровода Ишимбаево – Уфа, трубы от которого затем перевозились в Бугуруслан и далее распределялись по будущей трассе. Основной участок топливной магистрали (Куйбышев – Похвистнево) протяженностью 160 километров был введен в эксплуатацию 15 сентября 1943 года. А в конце декабря того же года к трубе подключили также и отрезок трасы от Бугуруслана до Похвистнева, после чего общая длина газопровода достигла 180 километров. Эта магистраль и стала самым первым в СССР газопроводом промышленного значения.
Вот, еще чуть-чуть инфы по этой же теме. И с жирным таким намеком.
Параллельно с подключением электростанций к трассе шло строительство еще одного ее участка, протянувшегося до Красноглинского района, где также находилось много оборонных предприятий. Уже 31 декабря 1943 года вступил в строй участок топливной магистрали от Безымянки до Мехзавода протяженностью 5,6 километра. В общей сложности с сентября 1943 года по июль 1945-го энергетические предприятия Куйбышева получили по новому газопроводу 260 миллиардов кубометров природного газа, что оказалось равноценно 370 тысячам тонн каменного угля.
Тогда подсчитали, что благодаря этой газовой магистрали железнодорожники высвободили от перевозки угля 20 тысяч вагонов, которые в трудное военное время были остро необходимы стране для перевозки оборонных грузов. Во второй половине 1945 года Куйбышевская ГРЭС и Безымянская ТЭЦ с газового топлива перешли на сжигание сырой нефти, которая к тому времени стала сюда поступать по нефтепроводу из района Зольного. Еще в годы Великой Отечественной войны, после того как природный газ подали в котлы энергетических предприятий, началась также и массовая газификация жилых домов и социальных объектов Куйбышева и области – даже раньше, чем в Москве и Ленинграде. К 1950 году протяженность внутригородских сетей в области превысила 200 километров. В том году в области насчитывалось уже около 10 тысяч газифицированных квартир. Так волжский город стал пионером бытовой газификации в СССР.
Отредактировано poloz07 (03-11-2013 11:53:50)