Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 5


Жернова истории - 5

Сообщений 851 страница 860 из 941

851

Stark003 написал(а):

Ну и для справки: после Октябрьской революции 1917 года удалось ввести метрическую десятичную систему как обязательную с 14 сентября 1918 г., а в масштабе всей нашей огромной страны – лишь после постановления правительства от 21 июля 1925 г. Полный переход к метрической системе был завершен к 1 января 1927 г.

В уже вышедших текстах об этом было сказано.

0

852

Запасной написал(а):
П. Макаров написал(а):

Удивлен - я вот у нас в Перми ни одного старьевщика не помню. И всю жизнь считал их такой же экзотикой, как динозавров

У себя в родном Калининграде последний раз видел в начале 60-х. В Подмосковье - двумя-тремя годами позже (пугачи из какого-то легко сплава у них с пацанами покупали...). В Москве вообще не застал.

Ну я ж говорю: темнота я! :):)

0

853

Начало 16-й главы:

Глава 16. Дела украинские и другие

16.1.

Самым сложным в организации поездки Надежды Константиновны в колонию имени Горького было уговорить ее саму. Немножко помог мне, как ни странно, Зиновьев. В апрельском номере «Большевика» появилась статья (а мне помнилось, что она должна была выйти лишь в середине лета…) теперь уже бывшего члена Политбюро под хлестким заголовком «Манифест кулацкой партии». В общем, ее содержание вполне соответствовало тому, что мне было известно по моей прежней жизни – Зиновьев напал на Николая Дмитриевича Кондратьева, объявив его главой целого неонароднического направления, к которому были причислены еще и Чаянов, Челинцев, Макаров. Но теперь в этой публикации содержался и прямой выпад против меня, как замаскированного последователя «кондратьевщины» в области методологии планирования. В общем, примерно то же, что Струмилин в своей ранее вышедшей статье подавал осторожными намеками.
При разговоре с Крупской, когда я начал хвалить успехи трудовой коммуны Макаренко, Надежда Константиновна заметила:
– Говорят, у него там методы воспитания совсем не советские.
– Говорят? – переспросил я. – Про меня тоже много чего говорят. То меньшевиком обзовут, то заявят, что я покровительствую в ВСНХ классово чуждым элементам, а на днях Григорий Евсеевич чуть ли не кулацким подголоском объявил!
– Ведь это же не со зла. Он просто погорячился немного, – принялась оправдывать Зиновьева моя собеседница. – Вы должны войти в его положение: Гриша очень обижен на то, как с ним обошлись на съезде и после, и потому иногда проявляет несдержанность.
– Вполне понимаю… – меланхолически протянул я. И, уже более энергично, добавил:
– Вот так и по Макаренко могли пройтись под горячую руку. Так что, наверное, следовало бы довериться старинной пословице: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Не проехаться ли нам, Надежда Константиновна, и не взглянуть на плоды системы Макаренко своими глазами? Может быть, не стоит скоропалительно выносить заочный приговор?
Не сразу, но, в конце концов уловить в свои сети Крупскую удалось. Она дала уговорить себя совместить поездку в Наркомпрос Украины с посещением расположенной не столь уж в безнадежной дали от нынешней Украинской столицы детской трудовой Коммуны имени Горького. Шаг был очень рискованный, потому что в Харькове сидело немало макаренковских недоброжелателей, которые уж постараются вовсю, настраивая высокую гостью против возмутителя их педагогического болота. Но я, будучи осведомленным о нескольких прецедентах, когда личные встречи с Крупской, особенно с участием детей, помогали переломить неблагоприятное мнение чиновников от образования, решил сделать ставку на это. Оформить себе командировку на Украину по делам Украинского СНХ труда не составило, поскольку работа с республиканскими Советами народного хозяйства официально входила в круг моих обязанностей. Да и проблем там, в самом деле, было выше крыши: развитие угольно-металлургической базы на юге Украины, предстоящее строительство Днепрогэса и подготовка к развертыванию производства алюминия, проблемы с загрузкой Николаевской верфи, организация и снабжение машинно-тракторных станций…
Разговор у Макаренко с Крупской вышел сложный.
– Первое мое впечатление о вашей колонии у меня неплохое, – сказала Надежда Константиновна. – Однако у педагогической общественности к вам масса претензий.
– Если эту общественность послушать, так вся постановка дела в колонии имени Горького и вовсе никуда не годится, – ответил Антон Семенович. – Сплошные ужасы: «Ах, у Макаренко наказания! Наказание воспитывает раба!». Как будто если они те же самые действия назовут «меры воспитательного воздействия», то все чудесным образом переменится. А когда я без лицемерия говорю о наказании, то превращаюсь в злостного нарушителя неких неизвестно кем введенных незыблемых канонов! О долге перед Советской республикой или о рабочей чести говорить не смей, ибо, видите ли, долг – это буржуазная категория, а честь – привилегия старорежимного офицерства! – Макаренко почувствовал, что уж больно сильно заводится и на секунду запнулся. – В общем, сплошной ужас и кошмар, внедрение совершенно не советских методов воспитания. Как при несоветских методах у меня из ворот колонии выходят нормальные советские люди, это, получается, некая мистическая тайна.
– Вот именно! – вклиниваюсь в разговор. – Когда нужно организовать новую колонию или подтянуть разваливающуюся, так тут же наседают на Макаренко, требуя именно его воспитанников. Идет ли речь о Доме Революции – надо взять детей из колонии имени Горького, организуется колония имени Дзержинского – тоже берут у Макаренко. И так же дружно накидываются на его методы. Сами-то они со своими со всех сторон правильными методами хотя бы сколько-нибудь похожий результат показали?
– Мне в отделе соцвоса объясняли, что колония-то хорошая, но вот идеология у вас не выдержана, – не сдается Крупская.
– Как не выдержана? – удивляется Макаренко. – Ведь у нас 35% комсомольцев!
– Но говорят, что у вас классовая установка хромает, – продолжает перечислять Надежда Константиновна слышанные ею обвинения.
– Позвольте, что значит – хромает? Как она может хромать, если у нас воспитанники все до одного работают и гордятся своей работой, – возражает Антон Семенович.
– Мне так объяснили, что у вас работают только из-за строгой дисциплины. А без нее ничего бы и не получилось, ибо не привита внутренняя классовая сознательность, – не отстает Крупская.
– Так разве дисциплина – это плохо? – удивляюсь я.
– Хорошо, – отвечает Крупская, – но только если она основана на классовом самосознании, а у Макаренко вместо этого «долг», «честь», гордость какая-то, что они «горьковцы».
– Одно другому вовсе не мешает, а даже наоборот, помогает, – не сдается Антон Семенович. – Вот представьте, к вам приводят запущенного парня, который уже и ходить нормально разучился, а нужно из него сделать Человека. Я поднимаю в нем веру в себя, воспитываю у него чувство долга перед самим собой, перед рабочим классом, перед человечеством, я говорю ему о человеческой и рабочей чести. И что же, оказывается, это все «ересь»?
– Я, Надежда Константиновна, – снова вмешиваюсь в разговор, – тоже в Харьковский Наркомпрос заходил, пытался понять, что они под классовым самосознанием понимают, и почему вообразили, будто Макаренко его не воспитывает. Оказывается, им наплевать на реальную классовую позицию, которая только в труде, на рабочем месте, и формируется. Им важно, чтобы шаблонные фразы из учебника политграмоты от зубов отскакивали – вот тогда они классовое самосознание видят. Редко где, по совести говоря, мне доводилось такое лицемерие наблюдать, густо замешанное на коммунистическом чванстве. А комчванство Владимир Ильич, насколько я помню, считал одним из наших самых главных врагов.
– У нас классовая позиция строго выдержанная, – теперь Макаренко уже не защищается, а напирает. – Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие части, иначе говоря – он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом, – и Антон Семенович начинает перечислять:
– Он должен уметь подчиниться товарищу и должен уметь приказать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив и наказание. Он должен быть веселым, добрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день. Так вот, – заключил Макаренко, – за такую линию уже принято решение снять меня с заведывания колонией имени Горького.

+47

854

М.б. показать Крупской плоды трудов колонистов? Например вот это: Уголок сельскохозяйственной выставки в колонии.http://s7.uploads.ru/t/52y1e.jpg

http://www.makarenko.edu.ru/Fotogorky/fotogorky.htm
Жизнь колонии имени М.Горького в фотодокументах

Публикуемые здесь фотографии, за исключением второй и четвёртой, отобраны из серии снимков,
сделанных самим А.С.Макаренко в колонии имени М.Горького.
Фотографии эти нельзя рассматривать как иллюстрации к "Педагогической поэме", но, подобранные в хронологическом порядке, они дают наглядное предствление о том, как в процессе воспитания складывался и креп коллектив, как изменялся внешний облик ребят.
Ценность этих фотодокументов заключается также в том, что в них нет искусственности и нарочитой парадности. Здесь показана повседневная жизнь ребят, всегда наполненная разнообразной деятельностью: работа, игра, физкультура, отдых, строй, марш и т.д.
"Самое вредное для детей - это привычка к бесцельному глазению", - говорил А.С.Макаренко,
и организация детской жизни в колонии исключала такую возможность.
Первые девять снимков иллюстрируют жизнь колонии им.М.Горького в 1921-1925 гг., когда колония находилась близ Полтавы, а последующие относятся к 1926-1928 гг., когда колония переехала в Куряж, под Харьковом. Все эти иллюстрации дают некоторое представление о воспитывающей силе детского коллектива.
В пояснительном тексте к иллюстрациям сохранены литературные имена и фамилии персонажей "Педагогической поэмы".

Отредактировано Череп (15-11-2013 20:22:43)

+6

855

Запасной написал(а):

Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие части, иначе говоря

чести

+1

856

Череп написал(а):

Фотографии эти нельзя рассматривать как иллюстрации к "Педагогической поэме", но, подобранные в хронологическом порядке, они дают наглядное предствление о том, как в процессе воспитания складывался и креп коллектив, как изменялся внешний облик ребят.

Да, совершенно четко видно, что с 1926 года - практически совершенно другие люди...

0

857

Запасной написал(а):

Начало 16-й главы:

Жаль - два плюса поставить нельзя! :):)

0

858

П. Макаров написал(а):

Жаль - два плюса поставить нельзя!

Это да! Жаль...  http://read.amahrov.ru/smile/wink.gif

0

859

Работая над статьей, случайно вышел вот на этот источник:
http://www.elib.grsu.by/katalog/158709-338950.pdf
Технология и товароведение пищевых продуктов. Допущено Министерством обороны Республики Беларусь
в качестве учебного пособия для проведения занятий с курсантами, обучающимися по специальности 1-950103 «Тыловое обеспечение
войск» специализации «Продовольственное обеспечение войск» и студентами по специальности ВУС 250100 «Организация
объединенного обеспечения в наземных войсках и авиации»
Под редакцией доцента кафедры тылового обеспечения военного факультета в учреждении образования «Гродненский государственный университет  имени Янки Купалы» В.М. Кривчикова

Есть любопытный экскурс в историю продовольственного обеспечения РККА (в том числе и в то же время, в котором действует ГГ произведения). Вот отрывочек:

Вопросы  продовольственного  обеспечения войск  Западного военного   округа  (далее –  ЗВО)  были всегда  на контроле  у руководства БССР. В ноябре 1925 года на очередном Пленуме КПБ был заслушан доклад Революционного военного  совета ЗВО (далее – РВС ЗВО), где было отмечено, что снижение приварочного оклада для частей  ЗВО до 8,9 коп. на одного красноармейца в сутки в виду недостаточного финансирования совершенно недопустимо [21]. В январе 1926 года комитет содействия РККА по ЗВО поручил комиссии в составе заместителя Председателя СНК БССР тов.Карклина и начальника Политуправления ЗВО тов. Кожевникова настойчиво добиваться в высших органах СССР более внимательного  отношения  военного  ведомства  к  нуждам  частей  Красной Армии, расположенных на территории БССР, в связи с увеличением цен на различные продукты и ходатайствовать об увеличении для ЗВО приварочного и фуражного оклада [23].Снабжение  войск  продовольствием  и  фуражом  постепенно начинает  приобретать  вид  централизованного  снабжения.  Если первоначально  снабжение  осуществляли  «Военпромторгзап»  и «Белвоенпромторг»,  то  с  сентября  1925  г.  Правительство  БССР учредило организацию «Белвоенпромторг» на новых условиях, в задачу которой стало снабжение Красной Армии на договорных
началах мясом, продфуражом, сеном, овощами и прочим [22].
В октябре 1926 года Западный военный округ был переименован в Белорусский военный округ, так как большинство районов дислокации кадровых частей и районов комплектования территориальных  частей  Западного  военного  округа  находилось  в Белоруссии [24].
Качество организации питания личного состава в БВО в 20-е –30-е годы ХХ века было низким. В письме Секретаря ЦК ВКП(б)
А.Криницкого в ЦК ВКП № 86сс от 10.10.1926 г. отмечалось, что средствами БССР невозможно облегчить в заметной степени нужды Красной Армии в области питания. Питание войск крайне не нормальное. Приварочные оклады, которые устанавливались для войск, низкие и по ним невозможно заготавливать продукты [25].
В сводке Политуправления БВО № 050 от 21.09.1933 г. «О настроениях бойцов и начсостава» отмечалось, что из настроений внутриармейских порядков значительное место занимает недовольство пищей. Например, в 39 кавалерийском полку весь июнь был рыбным, причем рыба выдавалась соленая [26].

+2

860

http://sc.mil.ru/files/morf/military/archive/Copy of 7.2010.pdf
П.И.ВЕЩИКОВ / P. I. VESHCHIKOV
КООПЕРАТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В АРМИИ И НА ФЛОТЕ  / COOPERATIVE ASSOCIATIONS IN THE ARMY AND NAVY 51 http://s7.uploads.ru/t/bMDax.gif
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / MILITARY HISTORY

Есть интересные цифры и факты по кооперативам в РККА:http://s7.uploads.ru/t/ZVn9x.gif

+1


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Андрея Колганова » Жернова истории - 5