Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Внеклассная работа


Внеклассная работа

Сообщений 131 страница 140 из 236

131

Чань Ли, разносчик, нерешительно мялся на пороге комнаты дядюшки Ляо. Войти он не решался - ждал, когда позовут. Чань ли, подобно любому из своих соплеменников, живущих в Люйшуне, хорошо знал своё место.
Кто не знает дядюшку Ляо? Его слово в квартале - закон; старейшины других кварталов хорошо знают дядюшку Ляо. Знают, и уважают - всякому жителю квартала известно, что старик рассудит любой спор так, что все останутся довольны. Или поможет попавшему в сложное положение соплеменнику, найдёт ответ на любой вопрос. А его, Чань ина, дело - подчиняться; недаром дядюшка Лял живёт в Люйшуне уже больше пятидесяти лет.
Люйшунь - так назвали новый город ещё в царствование императора Чжу ди, почти семьсот лет назад, всамом начале эпохи правления династии Мин. Будущий император, возглавлявший тогда  оборону северо-восточных границ Поднебесной, направил в эти края двоих посланников. Путь тх оказался спокоен и удобен - люйту шуньли , а добравшись сюда, посланники обнаружили меж гряд сопок удобную гавань. Как полагается, чиновники послали обстоятельный доклад своему повелителю - и по приказу Чжу Ди местность эта была названа Люйшунькоу ( «бухта спокойного путешествия»).
Двадцать с лишним лет назад Бэйян дачэнь Ли Хунчжан повелели строить  в удобном заливе Люйшунь порт для военных судов. Повеление было выполнено, а как же;  уже через четыре года в городе разместился отряд стрелков, для охраны от высадки с моря  хищников-французов . Командир китайского военного корабля «Вэйюань», доблестный офицер Фан Боцянь возвёл на берегу земляную батарею. Она получила название «Вэйюань паотай»  - так Люйшунь стал крепостью. Позже приглашённые  немецкие инженеры усилили оборону крепости;
Десять лет назад  лет началась война с захватчиками, пришедшими с  островов за Восточным морем. Защитник Люйшуня, генерала Цзян Гуйти, дезертировал; злобные людишки из страны Ниппон захватили город  и вырезали двадцать тысяч его жителей. Потом другие варвары, пришедшие с запада и с севера, вынужили захватчиков уйти прочь. Эти  варвары придумали городу новое название - Порт-Артур, в честь  давно забытого английского лейтенанта Уильяма Артура, чей корабль чинился здесь сорок три года назад. Нынешние хозяева Люйшуня, русские, люди, рпишедшие из страшных северных земель, тоже использовали это название. Как будто Люйшунь звучит хуже!
И в любое время был свой дядюшка Ляо, к которому жители квартала шли за советом и справедливостью.
Большой он человек,  дядюшка Ляо. У такого не грех и на пороге постоять. В конце концов, он Чань Ли, тоже не побродяжка какой-то. Его тоже знает весь квартал - семья Чань Ли проживала в Люйшуне уже не один десяток поколений; его пра-пра-прадеды, как и он, торговали пирожками из рисовой муки на этих кривых улочках.  Чань Ли и сам хорошо помнил ту, десятилетней давности, резню - ему посчастливилось пережить её двенадцатилетним мальчишкой, спрятавшись в груде навоза в доме своего дедушки Вана. А дедушка погиб - ниппонские варвары отрубили ему голову своими изогнутыми, боитвенно-острыми мечами. Впрочем - как и почти всем остальным жителям квартала, кто не догадался тогда вовремя убраться из Люйшуня. Маленький Чань Ли, рискуя выбираться по ночам из своего смрадного убежища, своими глазами видел некоторых из тех трёх дюжин несчастных, на чью долю выпало захоронение тел казнённых.  Японские командиры приказали написать на шапках этих китайцев иероглифы, означающие «Этих не убивать». Будущий разносчик рисовых шариков прятался в навозе целый месяц - и весь этот месяц тридцать шесть спасённых таскали тела; потом японцы приказали облить огромную груду тел малом и поджечь. Огонь пылал целых десять дней, а пепел и обгоревшие кости пришлось хоронить в четырёх огромных гробах у  подножия горы Байюйшань в 4 больших гробах с восточной стороны горы.

Дядюшка Ляо как раз и оказался в числе тех трёх дюжин. Старик не стал уезжать из обречённого города, оставшись с  теми, кто привык полагаться на его мудрость и справедливость. Да... дядюшка Ляо. Такой дурного не посоветует. Слушать надо. Тем более, как говорят в квартале, дядюшка Ляо знает целых десять тысяч иероглифов - как песец губернатора целой провинции! Гуань Вей, составляющий за медную монету письма и жалобы для неграмотных соотечественников, знает куда меньше иероглифов - всего-навсего две тысячи. Оно и неудивительно -  куда уличному писцу Гуань Вею до дядюшки Ляо!

Отредактировано Ромей (12-06-2015 00:37:30)

+3

132

Ромей написал(а):

А его, Чань ина, дело - подчиняться; недаром дядюшка Лял живёт в Люйшуне уже больше пятидесяти лет.

Лао- Опечатка
Чан-Ина.

+1

133

Скрипнули циновки. В проёме двери возникла - как всегда, неслышно, - сухонькая, согбенная фигура. Дядюшка Ляо мелко семенил, опираясь на толстую лакированную трость работы Бейджинских мастеров - трости, как рассказывали, насчитывалось больше трёхсот лет. В квартале ещё поговаривали, что в ней скрыт особый, гибкий, как полоса рисовой бумаги и острый, как японский меч, клинок. Об этом Чань Ли предпочитал не задумываться - не его ума дело. Всякий должен знать свой место, и только тогда можно жить в мире и спокойствии.
- Пирожник Чань Ли? - голос хозяина дома был сух и рассыпчат, как песок на морском берегу.  - Проходи, присаживайся.
Чань Ли благодарно склонился, сложив руки перед лицом и замер. В дом, однако, не вошёл - приглашение было всего лишь знаком вежливости, не более. Чань ли знал своё место.
С чем ты пришёл, пирожник Чань ли? - песчинки снова просыпались на укрытый циновками пол.
Чань Ли слегка разогнулся и протянул дядюшке Ляо небольшую тёмно жёлтую монету.  Золото? нет, это дядюшка Ляо понял сразу - это Чань Ли заметил сразу.Разумеется, лицо старика ничего не отразило, но вот лёгкий наклон головы... Не золото, что и говорить.
Вот, это мне дал вчера вечером торговец рыбой, Ван Люй. Он заплатил за рисовые колобки, заказанные на день рождения его жены. Мы с моей семьёй всю ночь готовили рисовые колобки, не спали, но всё успели в срок. Вы ведь знаете, дядюшка Ляо, у меня самые вкусные рисовые колобки в квартале!
Дядюшка Ляо степенно кивнул.
- Рыбник Ван Люй заплатил мне русской медной монетой - шестьдесят семь копеек, как договаривались. Но среди монет оказалась вот эта. Я не заметил, потому что хорошо знаю Ван Люя, он честный человек и никогда не платил мне негодной монетой!
- Почему ты считаешь эту монета негодной? - прошелестели песчинки.
- Я не считаю! - поспешно отозвался Чань Ли.  - Кто я такой, чтобы считать? Да, монета того же размера что и русский алтын, хотя и немного другого цвета. Но это обычное дело для русских монет - они чеканят их далеко на севере, и кто знает, из чего?
Дядюшка Ляо снова кивнул, соглашаясь с визитёром. Воодушевлённый разносчик продолжил:
- Но дома я пригляделся повнимательнее и увидел, что надпись на монете какая-то не такая. Смотрите, дядюшка Ляо - нет профиля русского царя, и цифра другая.
Снова кивок.
- Вот я и подумал - если пойти сейчас к Ван Люю и потребовать заменить монету, он может обидеться на меня. А кому нужны ссоры сс соседями? К тому же Ван Люй и сам мог не разглядеть монету - у него иногда покупают рыбу русские солдаты с батареи на Золотой горе и платят самой разной мелочью. Я маленький человек, откуда мне знать, какие монеты чеканят теперь в казначействе русского царя? Тем более она совсем новая. Вот я и решил показать монету вам. Посоветуйте - принять мне её или всё-таки пойти к Ван Люю и попросить заменить? Я смогу сказать, что поступаю так по вашему совету, и тогда он не затаит на меня злобы. Вы всегда говорили, что мир среди своих - самое важное в нашей жизни!
Пауза - и снова посыпался песок.
- Ты хорошо сделал, что принёс эту монету мне. Тебе сейчас дадут за неё не один алтын, а алтын и ещё одну копейку - чтобы ты запомнил, как важно и впредь поступать правильно и осмотрительно. Иди, разносчик Чань Ли и продолжай дить в мире со своим соседом, рыбником - он не желал тебе зла и сам обманулся. Монету же я заберу себе. Это будет разумно. Ты доволен, разносчик Чань Ли?
Гость с готовностью закивал. Мальчик лет десяти неслышно возник из-за спины дядюшки Ляо и протянул визитёру две медные монетки. Чань Ли схватил из и принялся пятиться, мелко-мелко кланяясь - каждый раз он сгибался чуть ли не до пояса. Песок больше не шелестел - хозяин дома так же неслышно растворился в комнатах. И как это он ухитряется ходить с тростью совершенно бесшумно?
Впрочем, «меньше знаешь - крепче спишь», как  сказал однажды один знакомый Чань Ли русский варвар...
Разумеется, Чань Ли остался вполне довольным. Он уйдёт от дядюшки Ляо  просветлённым истинно конфуцианской справедливостью, на которой уже которое тысячелетие только и зиждется Поднебесная. Да, только так - с самого низа и до волшебных дворцов Запретного города!
Что будет дальше с загадочной монеткой он, разумеется, не задумывался. Да и какое дело ему до того, что металлический кружочек с неожиданным для подобной монеты достоинством в 10 рублей и непонятными цифрами «2014»  осядет в особом ларчике у дядюшки Ляо  - чтобы когда-нибудь потом, при подходящем случае, быть извлечённой, приобщённой и ОБДУМАННОЙ - вместе с новыми фактами.
Но когда оно ещё будет... уж кому-кому, а дядюшке Ляо торопиться точно некуда.
Правда, в самом скором времени торговца Ван Люя навестят двое дальних родственников дядюшки Ляо - и рыбник, конечно же, нес танет скрывать от таких больших людей, что получил эту монетку от своего троюродного племянника, семи лет от роду - дальнего родственника, которого Ван Люй взял из милости после того, как его деревню сожгли бандиты-хунхузы. Семилетний парнишка старательно помогает своему благодетелю, а потой и пополняет семейную казну одной-двумя монетками, которые удаётся раздобыть на улице.
Родичи дядюшки Ляо навестят и шайку оборванных ребятишек, к которой прибился племянник Ван Люя - и те в свою очередь расскажут им о двоих русских подростках, облагодетельствовавших юных попрошаек целой горстью таких монет. Тем временем сам дядюшка Лю встретится за чайником тонкого зелёного чая с господином Минем, самым известным менялой Люйшуня - и тот лишь усугубит его сомнения, заявив, что никогда и нигде не видал монет, подобных этой. После чего рассказ об этом расследовании, записанный на полоске тонкой рисовой бумаге  - вместе с ещё двумя монетками,с толь же странными, как и первая, - присоединятся к ней в заветном ларчике дядюшки Ляо. Пусть себе лежат - мало ли когда пригодятся?
Мудрый он, дядюшка Лю. И мудрости его вполне достанет на то, чтобы такими вот непонятностями ни с какими ниппонскими или  русскими варварами не делиться. Обдумать ведь надо - а когда ещё до этого руки дойдут?
Китай...

+3

134

Ромей написал(а):

Чань ли знал своё место.

Чан-Ли. С большой буквы.

Ромей написал(а):

С чем ты пришёл, пирожник Чань ли? - песчинки снова просыпались на укрытый циновками пол.

Тоже самое.

0

135

Ромей написал(а):

А кому нужны ссоры сс соседями?

Одно с лишние опечатка.

Ромей написал(а):

Семилетний парнишка старательно помогает своему благодетелю, а потой и пополняет семейную казну одной-двумя монетками, которые удаётся раздобыть на улице.

Потом

Ромей написал(а):

Тем временем сам дядюшка Лю встретится за чайником тонкого зелёного чая с господином Минем, самым известным менялой Люйшуня - и тот лишь усугубит его сомнения, заявив, что никогда и нигде не видал монет, подобных этой.

Менялою.  Морфологический словарь даёт такую форму (Я лично не согласен и думаю что у вас верно.)

Отредактировано Генерал (12-06-2015 00:26:30)

0

136

Ромей написал(а):

Да, монета того же размера что и русский алтын, хотя и немного другого цвета.

Строго говоря, диаметр царского алтына был на шесть миллиметров больше, чем у современной десятирублевой монеты. Диаметр современной десятирублевки практически равен (с точностью до десятых долей миллиметра) диаметру царской копейки и царского червонца. У десятирублевки диаметр 22 миллиметра, у алтына - 28,4, у царской копейки - 21.8, у царского червонца - 22,5.
Во всяком случае так получается по данным вот этих сайтов:
http://bankirsha.com/ves-monet-i-banknot-banka-rossii.html
http://www.liveinternet.ru/users/1045060/post159174378/
www.coinsplanet.ru/articles/n/poslednie-monety-poslednego-carja.html

0

137

ну мог же китаец ошибиться?

0

138

Сомневаюсь, что он путал алтын и копейку - по размеру они отличаются сильнее, чем современные рубль и пятирублевка.

0

139

УЧИТЕ ВСЁ ЖЕ ВОЗРАСТНОЙ УРОВЕНЬ КНИГИ - И ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕТ КОПАТЬ ТАК ГЛУБОКО В ДЕТАЛЯХ.

0

140

Ромей написал(а):

УЧИТЕ ВСЁ ЖЕ ВОЗРАСТНОЙ УРОВЕНЬ КНИГИ - И ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕТ КОПАТЬ ТАК ГЛУБОКО В ДЕТАЛЯХ.

Не будем. И решение всегда за вами. Вы же автор.  http://read.amahrov.ru/smile/orator.gif

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Внеклассная работа