Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Внеклассная работа


Внеклассная работа

Сообщений 171 страница 180 из 236

171

Вам с большой буквы - это этикет официальной или околоофициальной переписки. В книгах уместно лишь в соответствующем контексте.

0

172

- Ну вот мы и дома - сказал Сёмка. Прозвучало это до ужаса обыденно. Собственно, это и выглядело до ужаса обыденно - привычный до последней чёрточки на линолеуме школьный коридор, двери кабинетов через равные интервалы, ровный свет люминисцентных ламп. И - постеры на стене. Царь Пётр, шагающий вдоль галерных верфей, торжественный  портрет Рокоссовского и.... большая чёрно-белая фотография - снятая с высокой точки гавань между грядами сопок, россыпь низких домиков - и корабли. Низкий, увенчанный частоколом труб, на фоне Тигровки - «Аскольд». Чуть дальше - приземистый, длинный «Баян», а за ним массивные туши броненосцев.
«Снимали со стороны Нового города - подумалось мальчику.  - С Орлиного гнезда? Наверное. Но уже много позже из визита. Вот та махина, полускрытая «Доброфлотовскими» пароходами - «Ретвизан», а ведь они только сегодня видели его у стенки, на ремонте, с кессоном у борта. Его трёхтрубный силуэт ни с чем не спутать - разве что с «Пересветом», остальные броненосцы Порт-Артурской эскадры несли, вроде бы, по две трубы...»
- Сём! - жарко зашептала Светка. - Сём, получилось! Мы дома!
- Ура. - коротко ответил он. - А ты сомневалась?
- Да нет, но... - девочка явно была растеряна. - Но я думала... а ты что, не рад?
Да рад я, рад.... вздохнул Сёмка. - Всё нормально, Свет, дай мне только немного в себя прийти. И вообще - чего ты шепчешь, все ведь уже хорошо!
Поклажа, оттягивающая Сёмке руки, вдруг сделалась ужасно неудобной. Сёмка осознал, что они так и стоят всё это время с шаге от стены, уткнувшись в неё носом.
- Вознесенский? Ларина? А вы почему не в классе?
По коридору к ним шла классная руководительница восьмого «В» - географичка Татьяна Леонидовна. В её глазах, прикрытых старомодными очками, сквозило неудовольствие.  - А это что у вас тут?
- Книжки - торопливо ответил мальчик. - И плакаты. Это... нам задали внеклассное задание - подготовиться к занятию со старшеклассниками.
- Да, по обороне Порт-Артура. - включилась Светлана. - Вот, мы к Сёмке домой на перемене бегали, за книжками. Потому и опоздали!
Географичка проболжала недоумённо рассматривать Сёмкину ношу - стопку аккуратных пакетов в коричневой бумаге, перетянутых бечёвкой.
- Да? Ну ладно, идите.

Нескладный, долговязый десятиклассник развешивал карты. Получалось неважно - выполненная на большом листе схема порт-артурской обороны перекосилась и грозила вот-вот упасть. Старшеклассник нервничал, стараясь приладить её поаккуратнее.  Ещё двое возились с ноутбуком - на интерактивной доске висел рабочий стол «Виндов». На первой парте сиротливо притулилась моделька крейсера. Корабль был белый, с черно-жёлтыми трубами. Сёмка недоумённо нахмурился - как так? Крейсера Порт-Артурской эскадры - та же "Паллада, на которой служил их первый артурский знакомец, Иван Задрыга -  поминтся, несли оливково-серую боевую раскраску.
Историчка встретила опоздавших укоризненным взглядом и махнула рукой - садитесь, мол. Третья парта в правом ряду оказалась свободной - на ней-то и устроились Сёмка со Светланой, хотя до сего момента всегда сидели порознь, в разных углах класса. Это не осталось незамеченным - по рядам прошлошевеление, а Балевский, обычный Сёмкин сосед на уроках истории, удивлённо поднял брови и скорчил глумливую физиономию.  Сёмка исподтишка продемонстрировал  кулак - только попробуй, мол...
Доклада старшеклассников они почти не слышали. На экране менялись фотографии, потом заиграла бравурная музыка, и замелькали кадры фильма «Битва в Японском море» -  японская художественная лента о Цусимском сражении. Потом её сменил чёрно-белый, очень старый художественный фильм «Порт-Артур». - чехословацкий, как поведал старшеклассник, снятый ещё в 1936-м году.  Рядом зашуршала бумага - Светка старательно расковыривала ноготками узелок на бечёвке, стягивающей один их пакетов. Бечёвка поддалась, и на свет появилась стопка ярко раскрашенных картинок. Плакаты, те самые, что рассматривал пехотный солдат в книжной лавке мещанина Померанцева?  Да, они.
Что у вас, Вознесенский? - поинтересовалась историчка. Старшеклассники, оказывается, уже закончили презентацию.
- Чем вы нас порадуете? Надеюсь, со внеклассной работой вы справились?
Внеклассная работа? Ах да... задание к доклады? Сёмка ухватил из пачки несколько верхних листов и на негнущихся ногах выш к доске. Тощий десятиклассник посторонился, взял у Сёмки плакат и принялся пристраивать его поверх  интерактивной доски.

Огромный казак в синих шароварах и  красной рубахе добродушно скалился, небрежно опираясь на ствол пушки. Ноги казака были вольготно раскинуты по берегам бухты, уставленной корабликами с Андреевскими флагами; вдоль берега шла зубчатая линия крепостных бастионов, густо утыканная орудийными стволами. «Порт-Артурь» и «Манчжурiя» гласили надписи за крепостной стеной; где-то под боком у казака весело дымил паровозик, бегущий по рельсам Манчжурской железной дороги. На горизонте грозно маячил ощетинившийся пушками куб крепости. «Владивостокъ».
Перед линией укреплений недоумённо остановились два джентльмена в цилиндрах. Первый, чей головной убор был украшен синей полосой с белыми звёздочками - высокий, тощий, с длинной тонкой трубкой в зубах - недоумённо пялился на сапог русского великана. Второй, невысокий, толстенький, с коварной улыбкой на украшенной рыжими бакенбардами физиономии обеими руками выдвигал под прицел чудовищной пушки маленького злобного человечка с жёлтым раскосым лицом и с саблей в руке. Человечек что-то орал и рвался совершать подвиги. Из-а спины носителя бакенбард воровато выглядывал ещё один мерзостный мелкий тип в жёлтом расшитом китайском кафтане. «Посидимъ у моря, подождёмъ погоды!...» гласила надпись поверх картинки.
http://sh.uploads.ru/t/8H05W.jpg

Сёмка обвёл взглядом плакаты, карту артурской обороны, развешенные вдоль верхней кромки доски фотографии, принесённые десятиклассниками - огромное осадное орудие на массивном лафете, кучка солдат и казаков, замерших перед фотографом изрытые воронками сопки, сплошь опутанные колючей проволокой. Словно наяву увидел Сёмка  бледное, холодное  февральское , бледное солнце над Внутренним рейдом, в ушах его отозвались раскаты далёкой артиллерийской пальбы. Улочки Старого города, террасами взбегающие на сопки, лохматые столбы разрывов тяжёлых снарядов над крышами пакгаузов...
«Они ведь настоящие, живые! - чуть не заорал мальчик.  - Я сам, сам видел их!  Этих людей,  которых вы только что укладывали в ряды цифр, в сводки забытой истории - они живые, они говорят, дышат, это им на головы летят тяжёлые японские снаряды - во сейчас, с этот самый момент, если эскадра адмирала Того снова явилась к Артуру! Эти люди ходят по улицам -  кто ведет за руку в гимназии девочку, как денщик Казимир, кто  лихо отдает рапорт на пристани, как боцманмат Иван Задрыга, кто отправляется утром  по утрам на службу, оставив дома жену и дочерей - как штабс-капитан Топольский. А его старшая  большеглазая гимназистка Галина  собирается поступать медсестрой в военный госпиталь. А я, мы - здесь, рассуждаем об истории, смотрим старые фотографии, и вообще, занимаемся какой-то унылой ерундой?!»
Светка со своего места подавала знаки - делала страшные глаза и отчаянно жестикулировала. Сёмка успокоительно кивнул - ничего страшного.
Видение отпустило. Снова кабинет истории, лица одноклассников, моделька «Варяга» на первой парте. Свой, родной двадцать первый век?
А где Порт-Артур? Непонятно. Но он точно где-то есть!
- С тобой всё нормально, Вознесенский?  - голос исторички слегка встревожен. - Может, лучше в другой раз?
Нет, Татьяна Георгиевна,  ну что вы! Я просто.. кхм... всё в порядке!
- Ну ладно... - учительница поудобнее устроилась за своим столиком. - Итак, что же ты нам подготовил дома?
Сёмка поглядел на старшеклассников. Они тоже слушали. Тот, тощий, помогавший развешивать плакаты, явно - главный знаток темы чуть заметно усмехался - «что может сказать этот восьмиклашка, чего я ещё не знаю? начитался, небось, Википедии и теперь горд своими познаниями?»
Википедии? Ну-ну...
- Спасибо ребятам за презентацию, - начал Сёмка. - Оборона Порт-Артура - это, конечно, интересно. Но я... по моему, надо бы побольше рассказать  о  самом городе. Не о пушках и фортах, а об улицах, домах - о  китайских лавочках, о городской женской гимназии, о казармах пехотного  полка на полуострове Тигровый Хвост... в-общем, о городе, и тех, кто там жил... нет, живёт. О них обо всех. Это ведь самое главное, верно?

http://sg.uploads.ru/t/IZJHv.jpg

Москва. Апрель-июнь 2015 г.

Отредактировано Ромей (15-06-2015 12:30:22)

+4

173

Ну вот и выложен заключительный фрагмент повести "Внеклассная работа". В процессе написания пришлось несколько скорректировать формат произведения - это будет не единый текст из нескольких частей, а сборник их 3-х повестей с общими героями и общей сюжетной линией, которые выйдут под одной обложкой. Итак, первая часть "Внеклассная работа" закончена и представляется на Ваше рассмотрение. остальные не заставят себя ждать.

+3

174

Ромей, надеюсь, что сборник выйдет, и это будет хорошо. Вы правы - литературы для подростков практически нет. Буду ждать дальнейших событий.

+1

175

Собственно, это даже не сборник. Единая книга довольно скромного объёма (9-10 А.Л.),  разбитая для удобства на три повести. Сквозные герои, сквозная общая линия. С тем же успехом можно говорить о трёх частях; это просто уступка формату подростковой литературы.

0

176

Ромей
Спасибо, книга получилась очень хорошая!
P.S.
Честно говоря ожидал что из Артура, ребята попадут в Москву того времени.  http://read.amahrov.ru/smile/smile.gif

+1

177

Ромей написал(а):

кто отправляется утром  по утрам на службу,

одно утро явно лишнее.

А вообще мне понравилось. Хотя, в общем-то, было бы интересно послушать Сёмкин доклад. Тут ведь встает старая проблема: "Потому что вам никто не поверит" (с). Ну никто не поверит, что запись гелевой ручкой в его блокноте сделал сам адмирал Макаров. Никто не поверит, что бескозырка - настоящая бескозырка матроса Первой Тихоокеанской эскадры, а не новодел. Дневник Галины Топольской он тоже цитировать не будет - потому что понятия не имеет, был этот дневник издан или нет, а иначе оглашать записи из него без ведома автора - как-то не очень прилично. Для него-то девочка жива - он с ней разговаривал от силы пятнадцать минут тому назад. И надо не сорваться, не дать понять, что рассказываешь то, что видел своими глазами...

+1

178

Dimitriy написал(а):

Честно говоря ожидал что из Артура, ребята попадут в Москву того времени.

Я лично тоже не ожидал такого скорого окончания. Мне почему-то казалось, что ребята попадут куда-то еще, только не домой. Мало ли где могла побывать за сто лет эта гравюра. В Шанхае двадцатых годов, в Америке времен Великой Депрессии, в каком-нибудь французском или югославском городке, оккупированном гитлеровцами. Ну да автору виднее.

0

179

Уважаемый Dimitriy, я тоже приготовился к приключениям ГГ в дореволюционной Москве, но...Автор, проявив хитрость и коварство, обманул все мои наивные надежды.(с).

0

180

Ромей написал(а):

Внеклассная работа? Ах да... задание к доклады

к докладу

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Внеклассная работа