Margohechka написал(а):Бытует мнение, что при Крещении произошел геноцид населения - девять миллионов было уничтожено из двенадцати.Вот как-то совершенно не верится.Что думаете, какие мысли по вопросу насильственного Крещения, коллеги7
Ладно, раз зашла в эту тему то выскажусь.
Во первых про геноцид - геноцид это искусственное вырезание народа с целью ликвидации. Типа "голодомор на Украине". Однако вопрос: а нахрена? Кто тогда будет пришедших на новые земли воинов кормить, поить, ткани делать? Типа дружина князя этим должна заниматься? Ага - и сеять, и сражаться, и перед князем... ну вы поняли. То есть и жнец, и жрец, и на дуде игрец.
Не сходится. Надо местное население - без него как-то жратвы резко уменьшается и вообще - не весело. Кем править? Или по аналогии с американскими боевиками - всех вырежу и буду править пустой планетой? Пустыней править не хочет никто.
Но тут есть население, которое считает себя пусть "кривичами", "полянами" и т.д. А вот нафига князю в каждом селе по новым "народностям" - да еще с обычаевым правом? То есть в каждом селе своя правда и свой уклад, а князю что, всех запоминать. Нет. После его прихода резко исчезают эти "кривичи" и т.д., а вот новые жители, которые соблюдают его законы, наоборот прибавляются. Конечно, те, кто не хочет идти под "великую" руку - их того, по законам военного времени. Ну, а селянину вообще может быть без разницы кем запишут и кто над ним - у него поле есть, хлеб есть, дом есть. Что еще надо? Ну вырезали в селе десять мужиков из двадцати, всех баб трахнули и детей новорожденных вместе с остатками бывших уже записали как своих. И вообще - баба есть, значит родит, а от кого - ну это как сложится. Поэтому и стали массово исчезать мелкие народности и создаваться крупный конгломерат единого государства с единым законом, единой религией и едиными торговыми правилами.
Кстати, именно на перекрестках торговых путей начинают селится люди и создавать города, а вот мелкие городишки, которые оказались в стороне от путей сообщения, наоборот, исчезают. Иногда сами собой, иногда им помогают.
Но если торговля уходит, и власть не пребывает в городе, а переходит в другие центры, то выжить человек может только на земле, то есть занимаясь сельским хозяйством. Поэтому города расползаются. Зачем нужна белошвейка, если ей никто нечего не заказывает? Она идет пастушкой. Вот и получается - города съеживаются, практически расформировываются. Но почему никто здесь не говорит о росте сел и деревень в данной местности. О новых, растущих дальше от рек селах. Раньше селения были у рек, а после 13 века начали расползаться в глубь, иногда подальше от рек. Так что тут надо иметь полную картину (это как у нас любят говорить о западных зарплатах и забывают о западных растратах).
Второе - по поводу крещения. Опять же - мир стремиться к монополизации. В торговле, контроле территории. Религия - это такая же сфера деятельности, как и торговля и политика. Кем удобнее править - сотней мелких городишек с разными верованиями и обрядами или той же сотней, но с единой структурой закона, как материального, так и духовного. Христианство на Западе и на Ближнем востоке уже прошли "детский" путь сформировав уже общую систему церковной власти. На Руси этого еще не было. Поэтому логично, что надо было в пирамиду общей монополизации вписать и религиозное направление.
Вопрос стоял только - какое? Католицизм, иудейство или христианство восточного (константинопольского) толка. Вот тут и надо обратить внимание на границы, политическую и социальную зависимость, общее культурное поле, даже языковые барьеры и психологию электората. Наиболее близкой и понятной! стала восточная церковь. Тем более, что были уже большие торговые связи и свои местные христиане.
Так что, если бы это не начала Ольга, а закончил Владимир, то Ярослав бы точно это сделал. Это был закономерный и разумный шаг по укреплению власти.
Отредактировано Ника (15-10-2018 23:45:54)