Выкладываю очередной фрагмент истории. Текст "песни Беловой" я пока не публикую, но то, какое музыкальное произведение послужило основой для неё - я полагаю, совершенно очевидно...
Место действия : всё тот же курортный город в Австрии
Время действия: с 16 по 19 августа 1853 года
Музыкальное вступление:
«В наших глазах - крики "Вперёд!"
В наших глазах - окрики "Стой!"
В наших глазах - рождение дня
И смерть огня.
В наших глазах - звёздная ночь,
В наших глазах - потерянный рай,
В наших глазах - закрытая дверь.
Что тебе нужно? Выбирай!»(с)
(*https://www.youtube.com/watch?v=SA1QYTLD_hU *)
По окончанию ужина Франц-Иосиф высказал желание кое-что сообщить мне наедине. Я, конечно,понимала, о чём примерно пойдёт речь, поэтому нисколько не удивилась тому, что данный момент, похоже, был предусмотрен заранее...Во всяком случае, все присутствующие как-то слишком уж организованно покинули банкет. Чувствую, что этим организатором наверняка является мать императора. Ну что, Элис, давай посмотрим, как нам будут предлагать руку, сердце и корону Австрийской Империи в придачу?
«Александра, ты хоть в такой момент можешь быть чуточку менее язвительной? Можно подумать,что тебе каждый день делают предложение царственные особы!»
Прости, принцесса, я нисколько не хотела обидеть твои чувства...Мне никогда не делали такие предложения, конечно же. Поэтому я немного нервничаю - оттого и шучу столь неловко.
- Элизабет, вы очень много говорили за ужином о деньгах,золоте и красоте произведений искусства.Но при этом в ваших глазах я не заметил даже малейшего стремления к обладанию такими вещами - огонь в них загорался лишь тогда, когда речь заходила о чём-то более...утилитарном, я бы сказал: технических новинках, промышленности, кораблях, вооружении. Признаюсь, я не думал, что эти ваши увлечения, о которых вы сообщили мне, настолько серьёзны...
Мммда...совсем не так я представляла себе предложение руки и сердца...впрочем, императоры - они, конечно, со странностями, у них всё не так,как у нормальных людей. Попробовать объяснить ему,что,не интересуясь подобными вещами, в современном мире просто не выжить? Нет, лучше поступить иначе.
- Так ведь и в ваших глазах, Франц, я тоже не увидала алчного блеска, когда вы говорили о кладе и сокровищах... хоть огонь в них и загорался довольно часто...
Чуть улыбнувшись, император слегка кивнул мне:
- Вы весьма наблюдательны. Но, думаю, все присутствующие за столом заметили, что это происходило тогда, когда я смотрел на вас. Именно это сокровище я и хотел бы держать в своих руках превыше всех прочих...Я понял, что люблю вас, Элизабет... Но я не просто восторгаюсь вашей красотой - мне нужно намного большее... Я бы желал иметь в числе своих достоинств вашу способность мечтать о грядущем - и тут же находить возможности для воплощения своих мечтаний. Я бы хотел иметь дар ваших глаз видеть красоту в самых простых вещах - притом, даже ту красоту, которая пока что существует только в вашем воображении. Я был бы не прочь узнать все ваши тайны, которых, как мне кажется, огромное количество - но, думаю, что это слишком смелое желание.Я бы мечтал обладать вашей смелостью и волей, вашей решительностью и целеустремлённостью. Я бы жаждал, наконец, чтобы рядом со мною всегда находилась любимая женщина,которая не только способна защитить себя силой оружия - но и мне готова оказать в любой момент помощь и поддержку...Я только не уверен в одном...Нужен ли вам я, скромный человек средних физических и умственных способностей, пусть и наделённый верховной властью в Империи? Ведь такая власть, на мой взгляд, это не благо, а тяжкое испытание, выпавшее мне...Но я готов всю свою оставшуюся жизнь с честью нести это бремя! Мне бы только хотелось, чтобы при этом рядом со мною были вы... Я хочу, чтобы вы стали моей женой, Элизабет...Согласны ли вы быть ею, или, возможно, я возжелал слишком многого?
«Белова, я...не могу ответить ему...боюсь,что мой голос будет дрожать, или я даже заплачу...Скажи ему «да» за нас двоих!»
Да, неплохо он высказался. От души, что называется...и как же тут откажешь?
- Я просто поражена вашими словами, Франц - они по-настоящему искренние и откровенные,идущие прямо от вашего сердца. В свою очередь,хочу вам сообщить, что я тоже полюбила вас с момента нашей вчерашней встречи, даже не зная наверняка о том, кто вы, и какою властью обладаете. Наше последующее общение убедило меня в том,что вы умный и проницательный человек, который чувствует меня своим сердцем так, как никто другой из ранее встреченных мною людей. Я бы вышла замуж за такого человека, даже если бы он не обладал вашим титулом. Но ваша императорская ноша - действительно тяжела, и вам, как мне кажется, в самом деле будет нужна моя помощь. Или хотя бы доброе слово в трудную минуту. Я, разумеется, не смогу оставить любимого человека в час тяжких испытаний, выпавших на его долю...и его стране...и всему миру...Поэтому я, конечно, отвечу «да» на ваше предложение.
Взглянув мне прямо в глаза, он взял меня за руку, поднёс её к своим губам и нежно поцеловал. Я и не думала, что это может быть настолько приятно...
- Спасибо тебе, Элизабет...Я завтра же прилюдно объявлю о нашей помолвке и попрошу твоей руки у дяди Макса! Не знаю, почему это нельзя было сделать сегодня...Видимо,моя матушка хочет,чтобы это было выдающимся событием как в истории Ишля,так и Австрии в целом...
Он,усмехнувшись, продолжил:
- Как видите, я всё-таки доказал ошибочность ваших видений будущего.
Вообще-то ничего ты ещё не доказал, но сказать мне об этом нужно как-то поделикатнее, что ли...всё-таки я уже согласилась выйти за тебя замуж.
- То будущее, о котором я вам говорила - было просто наиболее вероятным на тот момент. Никто,наверное, тогда не счёл бы возможным то, что мы сможем полюбить друг друга.
- А эти тяжкие испытания, что ждут меня, Австрию и весь мир... что вы можете сказать о них? Какими они выглядят в ваших глазах? Или, может быть, вы их слышите? Прошу вас, откройте мне хотя бы одну из множества ваших тайн!
Грустно улыбнувшись, я так ответила Францу-Иосифу:
- Никакой тайны, собственно говоря, в этом нет. Любой достаточно информированный и внимательный человек может вполне уверенно спрогнозировать ближайшее будущее...и даже услыхать кое-что прямо сейчас. Франц, прислушайтесь-ка получше к ударам капель дождя по окнам - и вы услышите звук, который идёт через всю историю человечества...звук боевых барабанов!
Император весьма ощутимо вздрогнул.
*Вечером 17 августа*
Практически весь следующий день был посвящен подготовке к предстоящим танцулькам, которые, если честно, не произвели на меня особого впечатления - видала я вечеринки и поэкстремальней. Стоило ли ради этого тратить столько времени? Впрочем, примерки нарядов, сооружение причёсок, выбор подходящей парфюмерии - были делом важнейшим, сравнимым с подготовкой к спортивным состязаниям и подбором спортивного инвентаря. Ну да, это ведь уже не ужин в семейном кругу, а официальное мероприятие в рамках празднования дня рождения императора. Проходило оно,кстати сказать, в доме местного городского головы, крупного солепромышленника. Хорошо, что Ишль маленький городок, и особняк бургомистра находится буквально рядом с нашей гостиницей - не пришлось никуда ехать в бальных нарядах...было бы жаль помять в дороге это великолепное пышное платье из очень тонкой, практически воздушной ткани белого цвета с нежно-розовым оттенком. Как там она называется? Муслин, кажется?(*1)
Разумеется, Элис была в полном восхищении от происходящего и наслаждалась общением с Францем-Иосифом, который, дорвавшись-таки до своего сокровища, решил не выпускать его из рук - оттого танцевал только с нею. Как мне пояснила принцесса, при весьма строгих нормах придворного этикета, подобное уже указывает всем присутствующим гостям на предложение о заключении брака. Впрочем, восторг Елизаветы периодически сменялся смущением - ей явно было в новинку повышенное внимание многочисленных гостей к своей особе.
«Все эти незнакомые люди столь пристально смотрят на меня, тщательно оценивая каждую деталь моего наряда и каждое моё движение в танце!...Мне ужасно неловко...а вдруг я совершенно нелепо споткнусь, да ещё и под эту великолепную музыку? Вот ведь позор-то случится!»
Сохраняй хладнокровие, принцесса. Оконфузиться я тебе не дам! Повышенное внимание зрителей и судей на спортивных соревнованиях тоже поначалу меня раздражало - а потом привыкла. В конце-концов, сказала я себе, если с подобными волнениями справляются артисты на сцене - чем я хуже их? Воспринимай всех этих наблюдателей, словно воссторженную публику в театре, готовую вот-вот зааплодировать тебе - и сразу будет полегче, волнение уйдёт, твои движения сами собой станут плавными и грациозными, вот увидишь! Да и с этими танцевальными па я тебе помогу,конечно...
Похоже, мои слова возымели должный эффект: Элис перестала быть зажатой, словно в стальных тисках, и наконец-то начала танцевать исключительно в своё удовольствие, что, как мне кажется,все присутствующие восприняли весьма благосклонно. Император,похоже,также был доволен - впрочем, думаю,он остался бы в восхищении от моего танца, даже если бы я пару раз наступила ему на ногу- чего,разумеется, я не сделала, да и принцессе не позволила,хотя она и была к этому весьма близка в нескольких случаях. Продемонстрировав всем гостям свою избранницу, Франц-Иосиф, взяв меня за руку, вышел в центр бального зала,где извинился перед остальными дамами за то, что не уделил им сегодня большого внимания, поскольку был необычайно увлечён танцами со...своею невестой! Разумеется, что гости тут же начали восторженно поздравлять меня и императора, а оркестр заиграл какую-то мелодию, необычайно напоминающую современный мне гимн Германии...венский Гайдн, ну конечно же(*2)! Прекрасно играют музыканты! Пожалуй,нужно подойти и поблагодарить их...хотя бы на словах...
Я подошла к оркестру, окончившему исполнение мелодии и ,искренне улыбнувшись, сказала:
- Хочу выразить вам большую признательность,господа, за ваш труд и за те чудесные минуты, которые я провела,наслаждаясь музыкой в вашем исполнении, - с этими словами я поклонилась буквально остолбеневшим музыкантам и дирижеру. Им что, никогда не говорили простое человеческое «спасибо»? Или этого просто не делали чересчур гордые благородные особы?
Взволнованный дирижер подошел ко мне поближе:
-Вы очень добры, ваше высочество...Позвольте вас заверить,что и я, Йозеф Штраус, как и мой оркестр - всегда будем рады принести вам удовольствие исполнением своей музыки.
Обалдеть можно! Штраус? Не может быть,чтобы тот самый!
- О, ваша фамилия мне хорошо известна, Йозеф... Я просто не могу поверить тому, что судьба свела меня со столь выдающимся музыкантом и композитором!
Йозеф, немного смутившись,ответил:
- Ваше высочество,боюсь, что невольно ввёл вас в заблуждение...Вероятно,вы слышали о моём, увы, уже покойном, отце и старшем брате - Иоганнах Штраусах. К сожалению, мой брат очень загружен репетициями и выступлениями - поэтому я, по решению нашей семьи, с некоторого времени выступаю вместо него на многих концертах...конечно же, мой брат гораздо талантливее меня, - окончательно загрустил музыкант.
Вот оно как...теперь я,кажется, понимаю,откуда создатель «Ласкового мая» взял идею о «клонировании» своей группы с одновременными гастролями по стране сразу нескольких музыкальных коллективов под одним и тем же названием...Штраус- и Штраус...а кто там из братьев фактически гастролирует - поди разберись(*3)...Но взгрустнувшего молодого человека нужно бы морально поддержать - очень уж мне понравилась музыка в исполнении его оркестра. Как ты на это смотришь,принцесса?
«Было бы неплохо...А ты сможешь?»
Попытаюсь.
- Я думаю, что вы просто недооцениваете себя, Йозеф. Своими музыкальными произведениями ваши отец и брат, безусловно, прославились - но я думаю, что вы сами ничуть не менее талантливы...Возможно,чтобы не считать себя тенью своих более известных родственников, вам просто нужно создать собственную музыку в несколько ином стиле?
Музыкант , похоже, немного заинтересовался и слегка воспрянул духом:
- Вот как? И какой же стиль в музыке мне должен подойти, ваше высочество?
- Я думаю, что это должна быть по-настоящему патриотическая музыка в песнях с простыми,понятными всем словами,которая вдохновляла бы всех и на повседневный труд, и на воинский подвиг! У меня даже есть стихи для одной подобной песни...Может, хотите послушать?
- Конечно же, ваше высочество...Простая всенародная патриотическая песня...Любопытно...
После этого я негромко напела Штраусу слова песни, что слышала от своего отца, а тот - от своего деда. Правда,пришлось переводить текст на немецкий и немного изменить слова - но с этим мне буквально на ходу помогла Елизавета,что и сама немного сочиняла стихи...
- Это просто потрясающе! Слова хоть и простые,неказистые, но и они, и ритм - всё настолько связано...До глубины души пробирает,а в оконцовке даже слёзы на глаза наворачиваются. Где и когда вы её услыхали? Кто автор текста? - изумлению композитора не было предела.
- Не скажу точно, когда впервые услышала...Напевал песню без музыки близкий мне человек, которого, увы, сейчас нет в этом мире с нами, а он говорил,что слыхал её от одного старого солдата...Слова я запомнила,как смогла,ну, а музыка, я надеюсь, будет вашей, Йозеф. Можете записать, что слова - народные. Даже если автор вдруг найдётся - думаю, он не предъявит никаких претензий. Отобрать у народа авторство никому не придёт в здравом уме, я полагаю.
- Хорошо, я берусь написать музыку для этого марша. Только исполняться он должен обязательно с поддержкой большого хора Венской оперы, не иначе.С участием как мужчин, так и женщин! Речь ведь идёт полностью о всём народе, о мужчинах,женщинах,детях...богатых и бедных...знатных и нет...правильно? И ещё я хотел бы поменять местами два последних куплета. Можно, куплет об императоре и генералах будет раньше, нежели куплет о музыкантах? Мне очень о музыкантах строки понравились...
- Маэстро, вы абсолютно правы! Конечно же,без хора эта песня звучит не так эффектно. И ,разумеется, не куплет о императоре, а куплет о певцах и музыкантах должен завершать песню - так мы воздадим должное и автору музыки, и исполнителям песни. Вообще, что касается слов...Слова-то народные! Возможно,народ что-то изменит в тексте со временем, или даже какие-то куплеты прибавит или убавит, главное - ваша музыка, Йозеф! Она должна быть просто потрясающей!
- Я постараюсь оправдать оказанное мне доверие, ваше высочество. Разрешите тогда ещё один вопрос, напоследок? Признаюсь, я в некотором замешательстве ...хоть этот текст и на немецком, но мне не совсем понятно, о каком именно народе идёт речь? О каком государстве? Где же это поют такие суровые, но прекрасные в своей грозной гордой силе военные марши? Ритм, конечно, неплохо подобран под прусский «гусиный шаг», но пруссаки не могли написать таких стихов, я чувствую...
Улыбнувшись, я честно ответила талантливому музыканту:
- Мне кажется, что этого единого народа сейчас ещё нет. Как и этого государства. Но, благодаря в том числе вам и вашему таланту, я думаю, они непременно появятся! Просто обязаны появиться!
- Они должны возникнуть...здесь, в Австрии?
- Непременно. Но я очень надеюсь, что не только здесь. Песня,собственно,как раз об этом. Ну, и о том, что первыми, кто возвестит о рождении новой нации - будете вы, наши музыканты.
Штраус побледнел и поправил галстук, который, похоже, слегка сдавил ему горло...
*Ещё через день*
Как мне кажется, большинство мероприятий, посвященных дню рождению императора, были сорваны из-за ещё более испортившейся погоды. Зарядивший дождь буквально разогнал всех по домам и гостиницам - что, возможно,было не так уж и плохо...Во всяком случае, это позволило высоким договаривающимся сторонам в лице эрцгерцогини Софии и принцессы Людовики тщательно согласовать все детали предстоящей свадьбы и окончательно определиться с её датой,которой ,как я и ожидала, выбрали 24 апреля следующего года. Тётка Елизаветы, кстати, на людях старалась показать, что не очень одобряет выбор сына...Неужели решила согласиться с тем ,что её невестке нужен имидж «мечтательницы, и, в некотором роде, бунтарки»? Похоже, что так...
Когда,наконец-то, слегка распогодилось - официальная часть мероприятий пошла своим чередом, и немаловажным из них стала...церковная служба в местном католическом храме. Я призналась Елизавете, что совершенно не религиозна, и не знаю полностью ни одной молитвы на латыни, что совершенно недопустимо для католички. Поэтому на мессе я откровенно скучала, передав Элис все полномочия по управлению. Лишь отметила, что и Франц-Иосиф, и принцесса были необычайно взволнованы происходящим, особенно, после того, как по окончанию службы император представил священнику свою невесту и попросил его благословения, которое, разумеется, было тут же получено, ко всеобщему ликованию довольно-таки большой толпы собравшихся гостей и местных жителей. Впрочем, возможно, что их ликование имело под собою вполне прозаическую причину: наконец-то выглянуло солнышко, и,когда мы вышли из кирхи, сквозь мелкие капли дождя, вот-вот готового окончательно прекратиться, на небе вспыхнула яркая радуга.
«Александра, посмотри, как красиво! Добрый знак, все вокруг сразу поняли это! Сами небеса благославляют нашу помолвку с Францем! Я просто не могу дождаться того дня в апреле,на который назначена свадьба - уверена, это будет нечто грандиозное!»
Да, радуга просто замечательная. Надеюсь, что и насчёт доброго знака все вокруг не ошибаются...
«Над тобой - небесных рек берега,
Подо мной - подземных вод молоко.
Нам с тобой - одна дорога на века, на века -
Радуга над бездной,
Радуга над ямой,
Радуга над пропастью...
Безнадёжный апрель» (с)
(*https://www.youtube.com/watch?v=5w1VUI8ZTBs *)
Примечания:
(*1)Очень тонкая и довольно дорогая в то время ткань, идеально подходящая для пышных бальных платьев. Цена в пять шиллингов за ярд подобной ткани считалась весьма низкой, и купить её по такой цене было огромной удачей. При том, например,что на знаменитое, описанное в мировой литературе, зелёное в цветочек платье Скарлетт ушла дюжина ярдов муслина! То есть минимальная цена материала, необходимого на такое платье - три вот этих золотых соверена.
(*2) Оркестр играл «Боже, храни императора Франца» - государственный гимн Австрии в то время. Музыка, действительно, написана венским композитором Гайдном - кстати, также Францем-Иосифом, тёзкой австрийского императора. Текст «Дойчланд юбер аллес» уже, конечно, написан, и исполнялся под эту мелодию - но он не является в 1853 достаточно популярным.
(*3) Йозеф Штраус начал «подменять» своего брата Иоганна на выступлениях именно с 1853 года...позже количество одновременно гастролирующих по всей Европе Штраусов ещё больше увеличилось- с 1861 года этим же стал заниматься и третий брат- Эдуард.
Отредактировано Франческа (22-03-2020 22:01:17)