Добро пожаловать на литературный форум "В вихре времен"!

Здесь вы можете обсудить фантастическую и историческую литературу.
Для начинающих писателей, желающих показать свое произведение критикам и рецензентам, открыт раздел "Конкурс соискателей".
Если Вы хотите стать автором, а не только читателем, обязательно ознакомьтесь с Правилами.
Это поможет вам лучше понять происходящее на форуме и позволит не попадать на первых порах в неловкие ситуации.

В ВИХРЕ ВРЕМЕН

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский Крест-7. "Загадка тетрадигитуса".


Коптский Крест-7. "Загадка тетрадигитуса".

Сообщений 41 страница 50 из 91

41

Andrey_M11 написал(а):

Угу. Гораздо логичней - денег людям побольше оставить, дабы вагон побыстрее на ход поставили - и не дали повода властям нос внутрь сунуть. Например, уведя его за границу.
А смерть имитировать как-то иначе.

А ещё логичнее - дать денег и вывезти обломки вагона в лом, пока никто не начал совать нос.
И вообще, в горящей ситуации далеко не всегда принимаются самые логичные решения.

0

42

Ромей написал(а):

Стоящий рядом с Ваней Николка вслед за товарищем старательно исполнил указания. Маэстро оглядел результат, обошёл нас, разглядывая и, как манекены в магазине одежды, поморщился и несколькими лёгкими шлепками стека поправил стойки.

Поветствование шло от третьего лица и вдруг ни с того ни с сего стало почему-то от первого

+1

43

по электро тяге мой старый пост.
В обшем и здесь могут сделать.
Предложить смесь малого фаэтона с гольф карой.
Двух местный,  электродвигатель на 2-4 л.с. Свинцовые аккумуляторы современного типа на специальном выдвижном легко съемном заменяемом поддоне, подъехал со спец тележкой быстро легко отсоединил выкатил, так же легко вставил заряженный, все на дурака даже русский конюх/дур справится.  Система управления привычная нам, круглый руль , тормоз, газ. Сопутствующие изобретения, пневматические шины одного размера  - с камерой и покрышкой что для нас привычно. Электро фары, гудок.

Плюс футуристичный для данного времени дизайн. Аналог биодизайна округлая передняя мордочка-лица с большими глазками фарами и подобием улыбки из передней решетки и бампера.

Для начала парково прогулочно-развлекательный, скорость небольшую, для продвинутых пользователей можно уже более мощную и скоростную усиленную  дорожную версию. 

Плюс соответствующий сервис, СТО. денежка идти будет постоянно.

https://i.yapx.ru/SYI8a.jpg

1881:Французский ученый Camille Alphonse Faure существенно улучшил конструкцию свинцово-кислотных батарей, значительно увеличив их емкость. Это привело к промышленному производству свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

1881: Трехколесный электрический велосипед, построенный Гастоном Планте, демонстрировался на Международной выставке электричества в Париже.

1881: Парижский инженер и производитель карет Шарль Жанто (Charles Jeantaud) с помощью Camille Alphonse Faure построил электрический автомобиль, используя коляску в стиле Тилбери, мотор Gramme и батарею Fulmen.

А в 1884 году английский изобретатель Томас Паркер (Thomas Parker) построил первый практически производившийся электрический автомобиль. В нем использовались созданные Паркером перезаряжаемые батареи «большой емкости». (Паркер также электрифицировал Лондонское метро, отвечал за наземный трамвай в Ливерпуле и Бирмингеме, с его именем связаны и другие подобные достижения).

0

44

Пост 35

Ромей написал(а):

Только вот в этой книге не сказано, что  руины, которые так любят осматривать досужие путешественники, имеют к катарской крепости довольно опосредованное отношение.   Эти сооружения возведены гораздо позже, в шестнадцатом веке, а тот,  никакого отношения.

надо поправить

Ромей написал(а):

Виктор слушал, не перебивая, и гадал – с чего это англичанин, до сих пор демонстративно избегавший любых объяснений, вдруг разоткровенничался?

шотландец...

+1

45

V
Апрель 1889 г.
Юг Франции,
департамент Арьеж.

Подземелье – крипта, как назвал его Уэскотт - выглядело в точности так, как представил его себе Виктор после рассказа англичанина. Разве что, оно оказалось ещё ниже, ещё сильнее давило на психику человека, склонного хотя бы в малой степени к клаустрофобии – а ведь раньше он не замечал за собой этого недуга… Видимо, дело в миллионотонной массе скальной породы  над головой – судя по тому, каким длинным был спуск в крипту (он-то, наивный, думал, что дело ограничится десятком-другим ступенек!) они сейчас находятся почти на уровне долины, и вся эта чудовищная масса давит, прессует, плющит и без того издёрганные событиями последних нескольких месяцев нервы.  А Бурхардту хоть бы хны, с завистью подумал Виктор – привык сидеть в подземелье в своей Александрии, и даже то, что ему пришлось просидеть в кромешной тьме под завалом невесть сколько не самых приятных часов, ничуть на него не подействовало. Всё же у людей прошлого психика куда крепче, чем у  выходцев из двадцать первого века – самого Виктора мутило от одной только попытки представить себя в подобном отчаянном положении.
Против ожидания Уэскотт обошёлся без театральных эффектов вроде смоляных факелов в руках угрюмых охранников, которые сопровождали их и сюда, под землю. В крипте повсюду были расставлены треноги с калильными лампами, дающими вполне яркий белый свет, и только в дальних углах низкой залы, за частоколом колонн, скапливалась удушливыми подушками тьма. «Любопытно, - подумал молодой человек, - а как здесь устроена вентиляция? - Калильные лампы, конечно, не факела – но ведь и не электрические фонари, кислород они жрут прилично но, несмотря на это, особой духоты тут не ощущается – разве что, как следствие всё той же клаустрофобии, то есть явление сугубо психологическое. Похоже, древние строители знали своё дело и устроили в толще камня какие ни то вентиляционные шахты или тоннели. Интересно – можно ли по ним, в случае чего, будет выбраться наружу?..»
Они с Бурхардтом переминались с ноги на ногу в нескольких шагах от каменных саркофагов – в точности как те, что были на продемонстрированных Уэскоттом рисунках. Англичанин сам обозначил черту, за которую им не следует переступать, не дав этому никаких объяснений – просто поставил сбоку одного из «церберов», чтобы тот следил за порядком. Тот и следил, недобро поблёскивая на «гостей» из-под массивных, густо поросших волосом надбровных дуг.
Четверо других охранников, подчиняясь знаку англичанина,  взялись за дубовые брусья, подсунутые под крышку ближнего к ним саркофага, с натугой приподняли её и опустили на пол. Потом повторили эту операцию со вторым сооружением. Виктор и Бурхардт молча ожидали; немец нетерпеливо вытянул тощую, в бледных веснушках шею, в попытке заглянуть внутрь. Англичанин, заметив этот его жест, спрятал усмешку. Похоже, он с самого начала поставил их именно на таком расстоянии от саркофага в расчёте на такую реакцию.
«…всё же, эти эзотерики и розненкрейцеры с масонами тяготят к откровенному показушничеству. - в свою очередь удержался от ухмылки Виктор. – Или это специфика эпохи, склонной к нарочитому пафосу и незамысловатым внешним эффектам?..»
Уэскотт выдержал театральную паузу и заговорил.
- Открывая впервые эти саркофаги, мы ожидали увидеть кости рыцарей, защитников Монсегюра, оружие, истлевшие свитки, возможно, даже драгоценности – те самые, о которых столько лет твердят искатели катарских кладов. Но мы точно не ожидали найти здесь то, что мы увидели!
Он наклонился и извлёк из каменного ящика стопку металлических пластин, каждая размером примерно с половину листа писчей бумаги. Пластины по одной из сторон были скреплены медными, покрытыми зелёной патиной, кольцами в подобие блокнота.
В навалившейся ватной тишине Виктор услышал, как изумлённо охнул Бурхардт.
- Да, вы совершенно правы профессор.  Точно такие же «металлические книги» хранились в собрании редкостей хедива, порученном вашим заботам, не так ли?  – осведомился Уэскотт, с трудом скрывая своё торжество. Немец торопливо закивал.
- Что ж, рад, что не ошибся. А вот такого предмета у вас наверняка не было.
И продемонстрировал слушателям плоскую пластину размером примерно с планшетный компьютер, из тёмно-серого металла (Виктор отметил, что из такого же, похоже, сделаны и «книги». Поверхность пластины была сплошь испещрена мелкими отверстиями, Уэскотт повертел её в руках, потом что-то нажал – и с торца выскочила ещё одна пластина, потоньше и тоже вся в дырочках, образующих спиралевидный узор. Англичанин повернул артефакт так, чтобы Виктор с Бурхардтом смотрели сквозь него на одну из ламп и несколько раз вставил «вкладыш». Отверстия при этом перекрывались, перемигивались световыми точками, вызывая в памяти у Виктора что-то мучительно знакомое, но совершенно здесь неуместное.
«…ну  да, конечно – с помощью очень похожей штуки забавный инопланетянин из его любимого фильма «Кин-дза-дза» пытался втолковать дяде Вове и Скрипачу насчёт тентуры, антитентуры и  прочих галактических координат!..»
- Насколько нам известно, точно такой же предмет был найден Семёновым в Конго -  найден и вывезен в Россию.  Но не она оказался главной, самой ценной нашей находкой.
Загадочный «гаджет» глухо звякнул, когда англичанин положил их на край саркофага, рядом с «металлическими книгами». Зрители ждали, затаив дыхание. Виктор покосился на Бурхардта – тот нервно мял в руках носовой платок, на бледном, изрезанном старческими морщинами лбу выступили крупные капли пота. Уэскотт снова наклонился – и выпрямился, держа руки перед собой.  В ладонях у него покоилась небольшая полусферическая чаша из напоминающего то ли мутное стекло, то ли полупрозрачный камень, фиолетового материала. С расстояния в десяток шагов, которое ни он, ни немец, так и не решились нарушить, Виктор разглядел в чаше горку мелких тёмных зёрнышек, в точности таких, что он извлёк на улице парижского предместья Понтуаз из кармана искалеченного Геннадия.
«…но как это может быть? Немыслимо...»
- Перед вами, джентльмены, чаша Святого Грааля. – торжественно произнёс англичанин и совсем уж театральным жестом поднял чашу выше, почти над головой. – Древние легенды не лгали: чаша действительно была спрятана от инквизиторов в недрах скалы под замком Монсегюр, и всё это время находилось здесь. И вы оказались в числе немногих избранных, допущенных к этой тайне.
Он опустил чашу и продолжил – уже нормальным голосом:
- И именно вам предстоит выяснить наверняка, что именно представляют из себя эти поразительные во всех отношениях находки. И сделать это надо как можно быстрее.
***
- Пока я могу выдвинуть две версии. Первая:  вообще не имеет отношения к катарам, а устроен в недрах скалы ещё во времена римского владычества, когда не было в помине ни Лангедока, ни катаров, ни графства Тулузского, а была римская провинция Нарбоннская Галлия…
Бурхардт говорил торопливо, то и дело переходя с немецкого языка на английский и почему-то на латынь. Виктор с трудом поспевал за стремительным бегом его мысли. Присутствующие здесь же Уэскотт и МакГрегор, похоже, испытывали аналогичные трудности.
После эффектной презентации, устроенной англичанином «гостям», они поднялись наверх по длиннющей каменной лестнице и продолжили беседу уже при свете дня. К полуразрушенной стене здесь была пристроена времянка – небольшой дощатый домик, сооружённый якобы для работающих здесь археологов (адепты «Золотой зари», как сообщил Уэскотт, раздали  местным чиновникам немало денег, прежде чем получили разрешение на эти работы), и в нём-то и расположился сейчас импровизированный «научный совет».
- Вторая версия такова: - продолжал профессор, сделав большой глоток из стакана, в котором нагревалось в солнечных лучах кислое провансальское вино (здесь его употребляли вместо воды). – Предъявленные нам артефакты спрятали здесь именно катары, к которым они попали после Первого Крестового Похода. Тогда  многие рыцари возвращались в Европу из вновь созданного королевства Иерусалимского, и немалое их число было как раз из Аквитании и графства Тулузского.  краёв. Впоследствии они принимали альбигойскую ересь и яростно сопротивлялись крестоносцам Монфора и ищейкам Святой Инквизиции, возглавляемым папским легатом Арно Альмариком. Возможно, именно они и вывезли чашу и всё остальное из Святой Земли – в конце концов, те «металлические книги», что я в своё время передал герру Семёнову, тоже были найдены в Сирии, и где гарантия, что не было и других находок, нам неизвестных? Что до чаши, очевидно, являющейся двойником той, которую герр Семёнов вынул из четырёхпалой руки статуи в Конго, и  имеет ли она какое-то отношение к подлинному Святому Граалю – это вопрос другой. Я, с вашего позволения, воздержался бы от поспешных выводов – как минимум, до тех пор, пока не буду знать все подробности. В том числе,  и то, каким образом часть найденных русскими артефактов попала к вам? Вы ведь, если мне память не изменяет, обещали мне всё объяснить?
Упрёк был адресован Уэскотту. Англичанин досадливо скривился.
- В своё время, герр Бурхардт, всему своё время. Поверьте, ждать осталось недолго. Вы получите самые исчерпывающие объяснения, причём из первых рук.
За окном раздались голоса, среди которых Виктор с немалым удивлением разобрал и явно женский. Незнакомка, кем бы они не была, говорила на французском, причём с изрядным раздражением.
Уэскотт подошёл к окну, отодвинул занавеску – и повернулся к Бурхардту.
- Ну вот, герр профессор, а вы опасались! Закончилось ваше ожидание, закончилось! Не пройдёт и часа, когда я смогу представить вам настоящую героиню этой удивительной истории – она-то и ответит на все ваши вопросы. Только, должен вас предупредить: мадемуазель Берта – дама весьма своенравная и даже в чём-то экстравагантная. Этой особе палец в рот не клади - так что настоятельно рекомендую вам взвешивать каждое своё слово.

+4

46

VI
Франция,
Департамент Луаре
Где-то на подъездах к Орлеану

Это была поездка в стиле Дюма-отца, с удовольствием думал Семёнов. Тёплая, почти летняя апрельская погода, весёлая зелень живых изгородей и фруктовых рощиц, крестьянские повозки и двуколки с монашками в крахмальных чепцах на козлах. Ночлеги в придорожных трактирах, блюда с жареными каплунами, кислое вино вместо воды, деревенские мальчишки, предлагающие за медную пятисантимовую монетку напоить коня или посторожить повозку, пока мсье зайдут на почту и побеседуют с сонным почтовым чиновником.
Встреча с Алисой состоялась в пансионе в Латинском Квартале Парижа – том самом, где Яша обитал в бытность свою студентом Сорбонны. Комната, оплаченная на год вперёд по-прежнему сохранялась за ним; можно было, конечно, и самим отправиться на бульвара Капуцинок, где обитала новая владелица модного дома «Вероника» - оставить на попечение прислуги пансиона гнедого мерина с двуколкой и нанять фиакр. А то и попросту прогуляться по весенней столице Франции пешком - благо расстояние не так уж и велико, а каштаны уже вовсю цветут на бульварах, перестроенных стараниями барона османа. Однако,  Яша решил не рисковать, и вызвал Алису на встречу запиской и условной фразой, переданной самым примитивным способом – через рассыльного. Олег Иванович не спорил – о том, что новая хозяйка модного дома связана с русскими секретными службами, наверняка уже знают те, кому положено знать такие вещи. Знают – и не спускают с особняка на бульваре Капуцинок глаз, а значит, вполне могут взять на карандаш и гостей – просто так, на всякий случай. А оно им надо?
Самой же Алисе избежать слежки куда проще – в конце концов, она ежедневно делает множество визитов, ездит по делам, бывает в театрах и на выставках модных художников. Что ей стоит задержаться и выпить чашечку кофе в одном из заведений латинского квартала, на втором этаже которого расположен маленький пансион, где снимают комнаты представители студенческой братии, из числа не слишком стеснённых в средствах?
Разговор не затянулся. Алиса мило раскланялась с двумя подошедшими к её столику провинциальными мсье, завела с ними ничем не обязывающий разговор, во время которого незаметно передала Яше флешку и подключаемый блютуз-модем для ноутбука. А когда приезжие попрощались и удалились к себе в комнату, разыграла небольшую сценку: ахнула, схватилась за виски и умело изобразила лёгкое недомогание. На вопрос встревоженного официанта ответила, что ничего страшного, просто ей стало дурно – и, если можно, она хотела бы немного прийти в себя, отдохнув в отдельной комнате. У вас ведь найдётся такая? Просьба сопровождалась беспомощной улыбкой и серебряным кругляшом с номиналом «5 франков» на аверсе и чеканным женским профилем – на реверсе.
Дальнейшее было делом техники. Устроившись подальше от чужих глаз, Алиса и визитёры достали свои гаджеты связь – и дальнейшая беседа продолжалась уже в электронном формате.  Причём обе стороны предпочитали обмениваться текстовыми сообщениями – у стен, как известно, есть уши, а в Латинском квартале эти уши особенно развесисты и внимательны. А так – ни малейшего риска, никакой необходимости в кодовых фразах и недомолвках.
В первую очередь Яша расспросил её о Берте. Да, действительно, подтвердила девушка, она объявилась в Париже месяца полтора назад:  делала визиты в аристократические дома, ходила по театрам, модным салонам, крутила необременительные романы, по большей части, с французскими офицерами – в общем, вращалась в приличествующих её положению кругах. А потом вдруг исчезла - отправилась покататься с очередным поклонником на прогулку в Булонский лес – и пропала. Поклонник, капитан спаги, что характерно, пропал вместе с ней.
Конечно, её искали, и ещё как! Два лучших агента Д.О.П.а землю рыли – и нарыли-таки, что Берта отправились куда-то на юг – неделю назад она вроде бы, была замечена на вокзале в Лиможе. Но там её след был снова потерян и новых сведений пока не поступало.
Семёнов на всём протяжении беседы отмалчивался. Они не раз обсуждали с Яшей предстоящие поиски Берты – но вот теперь, когда появились свежие сведения он ней, оказалось вдруг, что старая душевная рана отнюдь не зажила и саднит. Яша косился на спутника с пониманием и не настаивал на его участии в разговоре.
Что касается ван дер Стрейкера – то тут Алисе нечем было порадовать посланцев Корфа. Бельгийский авантюрист как в воду канул. Зато несколько дней назад в Париже появился подручный Уэскотта – тот самый, что вместе с ним засветился во время стычки в Понтуазе, а потом, вроде бы, покинул французскую столицу вместе с англичанином и Виктором.
Агенты Д.О.П.а быстро установили его личность – это казался чешский мошенник и взломщик Ян Прохазка; к имени-фамилии прилагался так же детальный бертильонаж, доставленный прямиком из Пражского управления сыскной полиции. Услыхав фамилию подручного Уэскотта, Семёнов скептически усмехнулся: назваться в Чехословакии Прохазкой   - это примерно то же самое, что в России назваться, скажем,  Петровым или Сидоровым. Общее место и только…» Но  ничего другого не было, не считая длинного списка уголовных похождений, а так же сообщения, что пять дней назад Ян Прохазка взял билет на поезд, идущий в Льеж, в Бельгию.
Семёнов тут же сделал стойку: а не он ли ответственен за взрыв на железной дороге? Яша, однако, с ним не согласился: не того полёта птица, чтобы организовать такое сложное и дорогостоящее мероприятие. А роль подручного или связного он вполне мог исполнять – при том же Стрейкере. Пуркуа па, как говорят французы и Михаил Боярский?
Все сообщённые Алисой сведения содержались так же и на флешке – а кроме того, Яша, разумеется, сохранил беседу на жёстком диске своего ноутбука. В Париже решено было не задерживаться – оставив у сообщение для Ярослава, чтобы тот вместе с группой ждал их в Тулузе,  Олег Иванович и Яша распрощались с Алисой, пообедали и уже в шесть вечера выехали из Парижа и, миновав городок Монруж, отправились по засыпанному мелким щебнем шоссе на юг.

- Так вы уверены, Яков Моисеевич, что слежки за нами не было?
Кнут легонько щёлкнул над ушами рыжего мерина. Тот обернулся – «Чего пристал? Делаю всё, как положено, в стороны  не дёргаю, иду лёгкой рысью…»
За последние несколько дней Семёнов вполне уже овладел мудрёным искусством управления повозкой и теперь считал себя вполне опытным путешественником – в стилистике девятнадцатого века, разумеется.
Яша пожал плечами. Спутники меняли друг друга на козлах каждые два-три часа, и сейчас он  наслаждался заслуженным отдыхом.
- Пожалуй, что и уверен, Олег Иваныч. Я ведь постоянно проверяюсь, хотя вы этого, возможно, и не замечаете. Мадмуазель Алису опять же, попросил послать за нами человечка – он до самого Этампа за нами следовал, наблюдал. А потом вперёд по линии дал телеграмму на моё имя. Никого, можно не волноваться.
Этамп, маленький средневекового облика городок, полный архитектурных достопримечательностей, среди которых особо выделялась развалины башни Людовика Толстого начала  двенадцатого века, лежал верстах в пятидесяти от Парижа. В Этампе они переночевали, а с утра, отказавшись от завтрака и прихватив вместо этого с собой корзину с разнообразной снедью и полудюжиной бутылок кислого божоле с виноградников долины Луары, отправились дальше, в сторону Орлеана. К которому сейчас и подъезжали.
- Тогда, может, в Орлеане пересядем на поезд? - предложил Семёнов. - Виды, конечно, видами, но что-то надоело трястись на сиденье. Душа и афедрон, извините мой французский,  требуют комфорта.
- Афедрон – это по латыни. – ответил, подумав, Яша. – А насчёт поезда, то тут вы, пожалуй, вы правы. От Орлеана до Тулузы без малого пятьсот шестьдесят вёрст -  сядем на вечерний экспресс к полудню следующего дня будем на месте. Только, уж простите, сойти придётся не доезжая конечной станции, скажем, в Монтабане. Там наймём экипаж и к темноте будем уже в самой Тулузе.
- Дуете на воду, Яков Моисеевич? – усмехнулся Семёнов. – нет-нет, я только «за». А вот дальше, уже в Тулузе, чем займёмся?
- Для начала, дождёмся Ярослава с его парнями. У него с собой, надеюсь, будут новости от мадемуазель Алисы, да и телеграф пока никто не отменял. Осмотримся на месте, решим. Я так думаю, надо искать следы вашей пассии… простите, мадам Берты. Особа она яркая, приметная, не то, что шаромыжник Прохазка. Тулуза, конечно, город немаленький, но если она там побывала – наверняка оставила какие ни то следы. Начнём с гостиниц и пансионов – как я понимаю, путешествует она с комфортом, а значит, в деревенском трактире, как мы с вами,  останавливаться не будет. На вокзалах невредно поспрашивать, особенно носильщиков – эта публика всё примечает, а багаж у этой дамочки наверняка солидный, одних шляпных картонок, небось, не меньше полудюжины…
Олег Иванович скептически покачал головой. Год назад, во время их африканских странствий Берта, подобно прочим членам экспедиции, довольствовалась саквояжем, портпледом и карабином Holland & Holland. Этот карабин да небольшое, в серебряной оправе, зеркальце по сути, и были единственными предметами роскоши, которые она себе позволяла.
Впрочем, подумал он, Франции  и саванна между озёрами Виктория и Альберта – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Пожалуй, Яша прав: богатая, аристократического облика, путешественница не может обойтись без обширной поклажи. Вот по ней и будем её искать, если никак иначе не получится…
Рыжий мерин мотнул башкой и сделал попытку свернуть к обочине, где зеленели свежей зеленью акации. Олег Иванович строго прикрикнул на чистом французском «Н-но, балуй, холера!» и щёлкнул кнутом. Разочарованная скотинка презрительно фыркнула и вернулась на прежнюю траекторию, и Олег Иванович, поёрзал, устраивая поудобнее свой многострадальный афедрон на жёсткой скамейке.
Как там пел Боярский в незабвенном "Человеке с бульвара Капуцинов"?
"...Впереди ещё полпути,
Позади уже полдороги.
Так молись богам, сколько есть их там:
Впереди ещё полпути..."

+3

47

Ромей написал(а):

Тогда  многие рыцари возвращались в Европу из вновь созданного королевства Иерусалимского, и немалое их число было как раз из Аквитании и графства Тулузского.  краёв.

Остаток от редактирования?

Ромей написал(а):

Устроившись подальше от чужих глаз, Алиса и визитёры достали свои гаджеты связь – и дальнейшая беседа продолжалась уже в электронном формате.

Что-то пропущено.

Ромей написал(а):

В Париже решено было не задерживаться – оставив у сообщение для Ярослава, чтобы тот вместе с группой ждал их в Тулузе,

Тоже что-то пропущено.

Ромей написал(а):

Впрочем, подумал он, Франции  и саванна между озёрами Виктория и Альберта – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Франция, наверное.

+1

48

VII
Апрель 1889 г.
Юг Франции,
департамент Арьеж.

- Нет, меня позвали меня не сразу. Сначала возле раскопа началась какая-то возня, послышались крики. Потом туда побежал этот азиат, топограф экспедиции, и только прибежал Жиль, мой стюард, и сообщил, что они там что-то нашли.
Берта сделала крошечный глоток воды из высокого стеклянного бокала – она не прикасалась к спиртному до вечера, не делая исключения даже для лёгких столовых вин, которыми здесь, в Провансе запивали любые блюда.
- Как я уже говорила, раскопки вели в недрах невысокого земляного холма, затерянного в джунглях. Тоннель, ведущий вглубь, заканчивался проходом высотой примерно в человеческий рост. Я вошла – и оказалась в небольшом, куполообразной формы, зале, стены которого были словно отлиты из какой-то полупрозрачной стекловидной массы мутно-зелёного цвета. Сам мсье Семёнов возился у стены, ковыряя этот материал ножом и что-то бурча по-русски, но не к нему было приковано всё моё внимание. В середине идеально круглого зала стоял невысокий постамент, словно отлитый из того же самого материала, из которого состояли стены. А на постаменте…
Она выдержала недлинную паузу.
- …на постаменте стояла скульптура примерно шести футов высотой из полупрозрачной массы, но не мутно-зелёного, а фиолетового оттенка. На первый взгляд это была человеческая фигура в ниспадающих одеждах до самых пят. Лица фигуры видно не было – голову скрывал капюшон,  и фиолетовая  тьма под ним была особенно глубокой и непроницаемой. Руки фигуры были раскинуты в стороны, и я не сразу заметила, что на руках её было по четыре, а не по пять пальцев – длинных, прозрачных, какие пошли бы профессиональному скрипачу или пианисту.
- Отсюда и этот идиотский термин, «тетрадигитус»? – сварливо спросил МакГрегор. Уэскотт с досадой покосился на шотландца.
- Вероятно. – ответила Берта. – Насколько я помню, название возникло к вечеру этого же дня, когда участники экспедиции собрались за ужином и принялись обсуждать находки. Я только помню, что была потрясена хрупкой красотой этой статуи, а когда картограф принёс и включил мощную гальванический светильник, она засияла, как огромный драгоценный камень, как аметистовая друза необыкновенной формы…
- Чаша была у фигуры в ладони? – перебил её Бурхардт.
- Да. Поначалу мне показалось, что га составляет с кистью руки одно целое, но как раз в этот момент мсье Семёнов вынул чашу из руки, и я поняла, что ошиблась. И заметила, что чаша полна крошечными тёмными зёрнышками, похожими на высохшие, сморщенные ягоды.
- Вот такие?
Виктор выложил на столешницу одну «бусинку». Берта наклонилась и принялась рассматривать её, не делая попытки прикоснуться.
- Да, очень похоже. Только их было много, наверное, не меньше сотни. А во второй руке статуя держала нечто вроде пластины, усеянной крошечными дырочками. Но самое поразительное случилось не в этот день, а неделей позже, когда рабочие экспедиции завершили раскопки и готовились вытащить статую из холма, чтобы подготовить к транспортировке…
Новая пауза, новый глоток воды. Слушатели терпеливо ждали, и только МакГрегор сердито зыркал на «докладчицу» из-под нависших бровей.
- Начальник экспедиции все эти дни не оставлял попыток понять, какой цели служат чаша и пластина в руках статуи. Зёрнышки он давно пересыпал в крошечный кожаный мешочек и всё время носил при себе, с чашей же непрерывно экспериментировал. Я уже говорила, что изначально она  как бы стояла на выставленных пальцах – и вот однажды мсье Семёнов попробовал вложить её между пальцами несколько иным способом. К его удивлению, она угнездилась там, словно и была для того предназначена…
Ещё глоток воды, ещё пауза – на этот раз крошечная.
-  ..я присутствовала при том, как он продолжил свои эксперименты. Мсье Семёнов взял фонарь, провернул в нём что-то, от чего свет сделался таким ярким, что причинял боль глазам, и принялся подсвечивать статую и чашу с разных сторон узким, чрезвычайно мощным лучом. Поначалу ничего не происходило, лишь в глубине прозрачной фиолетовой массы, из которой состояла статуя, вспыхивали и гасли световые сполохи необыкновенной красоты. Но когда он случайно поместил лампу позади чаши, так, что луч, проходя сквозь неё, падал на пластину, произошло нечто поистине поразительное: свет вырвался из отверстий пластины снопом крошечных ярких иголок и образовал шагах в трёх позади статуи нечто вроде светового полотна. Мы пригляделись, пытаясь уловить контуры возникающих в нём светящихся узоров. Потом мсье Семёнов что-то с делал со своей лампой, и изображение стало отчётливым, превратившись в поразительной красоты двойную спираль, словно сотканную из мириадов световых точек. Позже он объяснил, что это – ни что иное, как объёмное изображение Галактики, грандиозного звёздного скопления, в котором находится и наше солнце вместе с кружащими вокруг него планетами – но тогда я пропустила его слова мимо ушей, захваченная фантастической красотой того, что открылось моему взору…
- Голограмма! – изумлённо выдохнул Виктор. – Ну конечно! Чаша – это линза, особым образом поляризующая падающий на неё свет;  проходя через фильтр, образованный комбинацией отверстий пластины, он порождает множественные дифракционные пучки - и они, накладываясь друг на друга, и создают объёмное изображение! Надо полагать, разные комбинации отверстий пластины и вкладыша могут создавать различные голограммы. Да там может быть... решительно что угодно!
Он обернулся к англичанину.
- Мистер Уэскотт, вы, кажется, упомянули, что статую тетрадигитуса  планировалось доставить сюда, в Монсегюр? Так вот, я заклинаю вас – ускорьте этот процесс, как только сможете!  Пока мы не получим её в свои руки, мы не сдвинемся с места!
Англичанин откашлялся – похоже, он не ожидал от молодого человека такого энтузиазма.
- Я делаю всё, что в моих силах. Могу вас заверить – через три, самое большее пять дней статуя будет в вашем распоряжении. А пока…
Он нашёл глазами Бурхардта. Профессор, поймав взгляд англичанина, выпрямился на стуле, всем видом демонстрируя независимость.
- А пока – не попросить ли нам герра профессора рассказать, как попал к нему манускрипт, который в итоге привел русскую экспедицию в джунгли Конго? Ведь именно с него, как я понимаю, началась эта запутанная история?
- Не думаю, что нам стоит жаловаться на этот факт. – буркнул МакГрегор. - В конце концов, если бы не этот въедливый русский, мы бы не узнали о существовании артефактов. А значит, не смогли бы…
- Тогда тем более, нам следует целиком восстановить цепочку событий! – заговорил Уэскотт, и Виктору показалось, что англичанин поспешил перебить своего коллегу, пока тот не сказал что-нибудь лишнее. – Нисколько не сомневаюсь, что подробности этой истории могут пригодиться нашим учёным друзьям. И отвесил в сторону Виктора короткий полупоклон.
- Что ж… - Бурхардт пожал плечами. – если вы так настаиваете – пожалуйста. Собственно, мне и рассказывать-то особо нечего. Приняв должность хранителя собрания редкостей египетского хедива, я с головой ушёл в составление каталогов и классификацию экспонатов. Это было такое время…
И он мечтательно причмокнул, вспоминая что-то очень для себя приятное.
- Сведения об интересующем нас предмете содержались в одном из тысяч пергаментных свитков, от которых буквально ломилось собрание. Никто и никогда не делал попытки их разобрать и упорядочить, так что я буквально блуждал в потёмках. Прошло не меньше трёх лет, прежде чем я наткнулся на упомянутый манускрипт. Он был составлен неким египетским учёным в семнадцатом веке, после посещения старинного христианского монастыря в сирийской Маалюле. Он провёл в там долгих пятнадцать лет, и всё это время пядь за пядью обшаривал склоны ущелья - того самого, возникновение которого приписывалось силе молитвы святой Фёклы. И в итоге добился успеха:  нашел засыпанную обвалом пещеру и сумел, пробившись сквозь сплошные завалы, проникнуть внутрь. Надо сказать, что пещеры в тех краях не редкость, скорее наоборот - склоны по соседству с монастырём источены ими, как швейцарский сыр дырками. Что именно он там нашёл, египтянин никому не сказал, а заперся в дальней келье и не выходил из неё три года.  А когда вышел – при нём были два пергаментных свитка. Один из них он оставил монахиням, второй же забрал с собой в  Александрию, причём в монастырских хрониках отмечено, что кроме свитка он забрал с собой некий ковчежец, найденный, видимо, в той пещере. Монахини ему не препятствовали – их мало интересовали древние находки.
Несколько лет спустя до матери-настоятельницы дошли слухи, что египтянин, добравшись до Александрии, пошел в хранители библиотеки халифа  и прослужил в этом качестве почти тридцать лет – срок более, чем почтенный,  если учесть, что к моменту отъезда из Маалюли ученому было не меньше семидесяти. Позже библиотека халифа перешла во владение Ибрагима-паши, деда нынешнего египетского хедива, Тауфик-паши. Где и пребывали в забвении вместе с прочими редкостями, которые берегли три поколения хранителей собрания.
Немец мелко заперхал, сгрёб со стола свой стакан и надолго приник к нему -  в отличие от стакана Берты, в этом было разведённое водой кислое красное вино из местных виноградников. Видимо, подумал Виктор, у старика в последнее время были проблемы с собеседниками, и ему не приходилось произносить таких длинных речей.
Стакан стукнулся о столешницу – профессор, наконец, закончил утолять жажду.
- Когда я заинтересовался манускриптом и ковчежцем с металлическими книгами – то обнаружил, что кроме них египтянин оставил ещё и письмо, написанное так же на коптском языке. Если вкратце, то суть его сводилась к следующему: автор сумел разобрать письмена, оставленные древними, мудрыми обитателями нашего мира еще до Всемирного Потопа – разобрал, прочёл, а прочтя, ужаснулся. После чего потратил долгие годы, изыскивая  способ исчислить меру Добра и Зла, которые способны принести в подлунный мир знания, изложенные на металлических листах. И потерпев неудачу, уничтожил плоды своих незавершённых трудов, а вместе с ними и некий  «ключ», позволивший прочесть данный текст, поскольку ничего общего с известными языками тот не имеет, и скудный человеческий разум бессилен проникнуть его тайну….
Бурхардт сделал паузу.
- Я едва не  помешался, пытаясь проникнуть в тайну этого «ключа», но все мои усилия оказались напрасны. И тут стоит вернуться к свитку, оставленному в Маалюле. Его, разумеется, прочли - египтянин писал на классическом коптском языке, так что проблем с переводом и пониманием не возникло. Смысл прочитанного остался для монахинь тёмен, однако, они аккуратнейшее сохранили свиток в собрании монастырских рукописей – и так он и лежал том, пока в документу не проявил интерес некий итальянский путешественник, случайно оказавшийся в монастыре.
Согласно строгим монастырским правилам, доступ к документам мог получить любой желающий, но снимать копии, как и делать любые записи, было категорически запрещено. Итальянец, ознакомившись с манускриптом, так же отправился в Александрию,  видимо, намереваясь продолжить расследование. Поверьте, господа, лучше бы он этого не делал!
Бурхардт снова мелко закашлялся и зашарил по столешнице в поисках стакана. Уэскотт торопливо наполнил его вином из оплетённой тростником бутыли, добавил воды. Немец благодарно кивнул и стал пить – долго, жадно.
-…итак, принимая дела в качестве хранителя собрания редкостей хедива, я наткнулся на весьма любопытную запись.
Профессор закатил глаза к потолку.
- …В месяце Зуль-каада 1162-го года Хиджры некий романец покусился на собственность тогдашнего владельца коллекции, паши Египта, был схвачен и при большом стечении народа предан мучительной казни.  Следуя к месту экзекуции, несчастный грязно ругался и пытался проповедовать насчет рая земного, который по недомыслию своему отвергают те, кто не позволяют ему  исполнить некое «предназначение». Разумеется, это не возымело никакого действия — жизнь бедолага закончил на колу. Я же, потратив немало времени и усилий на разгадывание тайны манускрипта,  в итоге, отступился. И так бы и забыл о нём, если бы не ещё один русский учёный, доцент Московского Университета герр Евсеин – и лишь благодаря его появлению в этой истории события приняли именно тот оборот, который они, в итоге, приняли…
Бурхардт замолчал и в два глотка прикончил свой стакан.
- Но об этом, с вашего позволения, поговорим в следующий раз. – сказал он, и Виктор отметил, что голос его неожиданно стал скрипучим, каким-то надтреснутым. Простите, господа,  это всё годы, будь они неладны - я весьма утомился и хотел бы немного передохнуть.
***
Виктор проводил взглядом Бурхардта, дождался, пока за ним закрылась дверь. Вместе с профессором ушла и Берта – она категорически отказалась от комнаты, выделенной ей во временных постройках, возведённых для нужд «экспедиции», и, несмотря на бурные протесты Уэскотта и МакГрегора, устроилась внизу, в деревеньке, в том самом доме, что они снимали перед тем, как перебрались наверх. Вместе с ней там были горничная и стюард – молчаливый здоровенный тип, выполнявший, похоже, заодно и функции телохранителя.
- Если предположить, что версия профессора верна, и найденные здесь артефакты имеют то же происхождение, что и те, что были извлечены из пещеры близ Маалюли – я уверен, что ещё одной статуи четырёхпалого там не было. – заявил Виктор. – Будь это не так – легенда о чаше Грааля, доставленной из Святой Земли и скрытой в Монсегюре, вообще не возникла бы. Конечно, крестоносцы обладали буйной фантазией, да и катары мало им в этом уступали, но вообразить, что Иисус был четырёхпалым – это слишком даже для них.
МакГрегор хмуро посмотрел на молодого человека.
-  Ну почему же? Они могли счесть, например, что статуя изображает одного из ангелов Господних, а те могут иметь  совершенно любой облик. Да и количество пальцев – не более, чем условность, если посмотреть росписи готических соборов двенадцатого-тринадцатого веков, то там и не такое встречается.
Виктор ненадолго задумался, потом кивнул.
- В таком случае, возможен вариант,  что вместе с чашей они вывезли и статую, но позже она  была утрачена. Скажем – досталась после падения Монсегюра инквизиторам, а те, недолго думая, взяли её и уничтожили, как заведомое творение еретиков.
- А почему тогда записи о ней отсутствуют? – не сдавался МакГрегор. Похоже, шотландцу претило хоть в чём-то соглашаться с русским собеседником.
- Это-то как раз вполне объяснимо. – пожал плечами Уэскотт. – Инквизиторы много чего тогда уничтожили, просто чтобы по возможности, стереть с лица земли память о катарах и их ереси. Книги, предметы культа, манускрипты, предметы с изображениями священных символов – всё или испорчено, расколото, разбито вдребезги или  отправилось в огонь Статуя – не чаша, не горсть бусин, и даже не металлические книги. Спрятать предмет такого размера  оказалось посложнее, вот она и разделила участь своих временных владельцев…
Что ж, с чашей, пластинами и статуей мы разобрались. – продолжал Виктор. – Это, судя по всему, части единой  оптической системы, с способной в определенных условиях воспроизводить информацию в виде голограмм… простите, видимых объёмных изображений.  С металлическими книгами тоже всё более-менее понятно: это записи, сделанные либо самими.. хм… тетрадигитусами, либо теми, кому они оставили свои артефакты. Можно предположить, что некоторые из них содержат, к примеру, подробные описания того, что демонстрирует чаша со статуей,  или же какие-то дополнительные инструкции. А вот чёрные бусины, способные, как мы знаем, открывать «червоточины», проходы  между прошлым и будущим – что они такое?
- Уэскотт вскинул голову и внимательно посмотрел на молодого человека. Тот выдержал взгляд англичанина, не моргнув.
- У вас, надо полагать, есть предположения на этот счёт?
Виктор улыбнулся – в первый раз за этот день.
«…приятно, когда чувствуешь уверенность. Теперь-то они точно ничего ему не сделают, побоятся упустить что-нибудь важное. И правильно, пусть боятся…»
- Представьте себе, есть. Но тут я, пожалуй, соглашусь с герром Бурхардтом: голова не варит совершенно, надо отдохнуть, переварить всё услышанное. Предлагаю продолжить нашу беседу завтра, а сейчас – не прикажете ли подать обед? С утра маковой росины во рту не было. Я, с вашего позволения выйду, подышу воздухом, а вы пока распорядитесь…
Он снова улыбнулся адептам «Золотой Зари» - на этот раз не без некоторого сарказма – и вышел из комнаты во двор, не обращая внимания на раздавшееся вслед злобное шипение МакГрегора.

+4

49

VIII
Франция,
департамент Верхняя Гаронна,
Тулуза

- Лет пятнадцать назад здесь случилось грандиозное наводнение. – сообщил Яша, сплюнув в струящий между опорами поток. – Затопило весь «розовый город», человек двести потонуло. Гаронна поднялась на тридцать футов и смыла все мосты – Эмпалот, Сен-Пьер, Сен Мишель. Только вот этот, Старый Мост, и устоял.
- Сколько ему, лет триста? – осведомился Олег Иванович. Они стояли на мосту уже с четверть часа и откровенно маялись бездельем. – Умели всё же строить предки…
Двести тридцать пять, если считать с момента окончания строительства. – подумав, ответил спутник и снова сплюнул в воду. – А если с начала, то прибавьте ещё сто лет. В те времена строили неспешно. Зато  - на века. Мне вот интересно – знаменитый Бруклинский мост столько простоит?
- Насчёт трёхсот лет не поручусь, а сто пятьдесят простоит точно. Во всяком случае, когда я в последний раз был на нашей стороне, то ничего насчёт его обрушения не слыхал. Разве что в фильмах про всякий там постапокалипсис частенько его руины показывают – ну так на то оно и кино…
Следующие несколько минут спутники увлечённо обсуждали только-только нарождающийся в этом мире, синематограф. До первого публичного показа фильмов братьев Люмьер в Гранд Кафе на парижском бульваре Капуцинок, в трёх домах от здания, занимаемого сейчас модным домом «Вероника», оставалось ещё шесть  лет. Прямо сейчас Огюст и Луи Люмьеры занимались тем, что налаживали выпуск на своей фабрике в Лионе новомодных желатиновых фотопластинок с покрытием из бромида серебра. Но у них практически не оставалось шансов войти в местную историю в качестве прародителей кино – аналогичные работы шли в России уже год, а на сентябрь был запланирован первый сеанс «фильмы» в присутствии самого Государя Императора. Деятельность «гостей из грядущего»  вносило в течение событий всё больше корректив – хотя далеко не все они относились к области научного и технического прогресса.
- Может, пойдём, перекусим? – предложил Яша, когда ему совсем уж надоело плевать с моста в полноводную Гаронну и наблюдать за расходящимися кругами – пусть это занятие и свидетельствовало, по утверждению Дюма-отца, сделанного устами Портоса, о склонности к рассудительности и созерцанию.
- А что, и пойдёмте! – легко согласился Олег Иванович. – Матушка Тьерри обещала обеду виноградных улиток, тушёных в горчичном соусе и зажаренных в сметане карпов. Признаться, каплуны мне уже несколько поднадоели.
Путешественники прибыли в Тулузу три дня назад – как и договаривались, сев на вокзале в Орлеане на экспресс. За эти три дня они успели обойти весь город, навели справки в отелях и пансионах о мадемуазель Берте (надо сказать, без малейшего результата: дамочка то ли не стала задерживаться в городе, то ли вовсе объехала его стороной) и успели изрядно соскучиться. Ровно настолько, чтобы, потолкавшись к несказанному удовольствию Олега Ивановича среди букинистов на набережной,  перейти к осмотру достопримечательностей и дегустации блюд провансальской кухни. С последним проблем не было – небольшой, в старинном стиле, трактир «Саламандра», расположенный в «розовом городе», историческом центре Тулузы, где они остановились, славился рыбной кухней и огромным выбором блюд из морепродуктов. К каковым после недолгих колебаний, Олег Иванович отнёс и знаменитых виноградных улиток, которые мамаша Тернье, владелица заведения и бессменный шеф-повар, готовила двумя дюжинами разных, порой, весьма экзотических  способов.
От моста Пон-Нёф до улицы Кюжет, где располагался трактир,  было не более десяти минут пешком. И первое, что они увидели, спустившись по низким ступеням в обеденный, выдержанный в средневековом стиле, зал, был Ярослав, помахавший им рукой из дальнего угла.
Яша и Семёнов переглянулись и заторопились к столику. Похоже, отдыху и безделью пришёл конец.
***
- Это точно был Стрейкер? – спросил Олег Иванович. Вернее, переспросил, причём уже в третий раз.
- Он. – с готовностью подтвердил Ярослав. – Сам видел, и по фотке узнал. Он самый и есть.
Фотографиями ван дер Стрейкера любезно снабдил Д.О.П. беглый вожак радикалов-террористов Геннадий Войтюк. Они хранились на отобранной у него флешке, и после соответствующей обработки были переданы всем оперативникам и агентам, работающим по поиску бельгийского авантюриста.
- Сам я сфоткать его, правда, не смог. – продолжил Ярослав. – На вокзале полно народу, не хотелось рисковать, да и видел я его минуты полторы, не больше. Потом оттёрли в толпе.
- А отследить не пробовали? – хмуро осведомился Яша. – И чему вас только в вашей Академии учат…
- Пробовал, а как же… - молодой человек сокрушённо развёл руками. – Ушёл, прямо там, на Северном вокзале. Ловкий, сволочь, до чрезвычайности.
- И что же вы предприняли?
- Обыскать вокзал мы, конечно не могли, втроём-то. Я поговорил с носильщиками, и удалось раздобыть вот это. Цена вопроса – двадцать пять франков серебром.
На стол легла замызганная бумажка – бланк багажной квитанции, заполненный карандашом. В углу квитанции имел место лиловый нечитаемый штамп.
Одно место багажа, вес  четыреста восемьдесят фунтов. Габариты не указаны, но багажный кондуктор припомнил – длинный такой ящик, деревянный, обшитый парусиной, с лиловыми штампами британской и французской таможен. Когда его поставили стоймя, он оказался футов шести с половиной футов в высоту. Владелец, то есть сам Стрейкер, носился с ним, как курица с яйцом, отсыпал грузчикам пятнадцать франков серебром, только чтобы ворочали поосторожнее.
Олег Иванович жадно схватил квитанцию и чуть ли не уткнулся в неё носом.
- Она самая, статуя тетрадигитуса. – объявил он минуту спустя. – У нас, конечно, не было точных весов, но по приблизительной оценке, статуя тянула фунтов на четыреста. Если добавить вес ящика и упаковочных материалов, то всё сходится.
- Северный вокзал, говорите… - Яша в задумчивости потёр подбородок. – Значит, Стрейкер только что прибыл в Париж. Куда он отправился дальше – не выяснили?
- Пробовали. Его  вместе с багажом, видели на Лионском вокзале. Мы всего на полчаса опоздали к отправлению вечернего Марсельского почтового. Но в Марселе его не было, это установлено точно.
- То есть, сошёл где-нибудь по пути. – сделал логичный вывод Яша. – А Марсельский  вечерний следует, между прочим, и через Тулузу.
- Вы что, расписания всех вокзалов помните наизусть? – восхитился Ярослав.
- - Нет, только те, что отправляются с Лионского вокзала. Чуть помедлив, признался Яша. - Изучил вот, пока было время…
- Вовсе необязательно, что Стрейкер направлялся в Тулузу. – заметил Олег Иванович. - Может, в Монпелье, или в тот же Авиньон.
- Если верить вот этому – Яша постучал пальцем по листку с донесением, полученным из Лондона, – а у нас нет оснований не верить, то из Англии статую тетрадигитуса должны были переправить в какой-то старинный замок, то ли приобретённый, то ли арендованный  адептами «Золотой Зари». Какой именно – пока выяснить не удалось. Агенты барона работают, но сделка наверняка заключена на подставное лицо, так что быстрого результата я бы не ждал. Но есть нюанс: в информации из Лондона упоминается, что замок каким-то образом связан с историей подавления катарской ереси. А таких мест особенно много здесь, в Окситании, в Лангедоке. Один Монсегюр чего стоит!
- Вот с него бы я и начал. – согласился со спутником Олег Иванович. Все эти эзотерики-розенкрейцеры и прочие оккультисты – публика, предсказуемая до крайности. А Монсегюр для них вроде Мекки для правоверного мусульманина.
- Так и поступим.  – кивнул Яша. – в Лондон, ротмистру Нефёдову дали знать?
- Сразу, как опознали Стрейкера, по рации. – ответил Ярослав.  – Ротмистр ответил, что группы «Алеф» и «Бейт» отбыли на континент, группа «Зайн» последует за ними сутками позже. Сейчас ребята, надо полагать, уже в Париже.
Услыхав это слово, «Алеф», Олег Иванович непроизвольно дёрнулся. В состав группы вместе с Варенькой Выбеговой входил его сын Иван.
- Свяжитесь и уточните.  – распорядился Яша. – А мы с господином Семёновым прикинем пока, под каким соусом появиться в самого Монсегюре – так, чтобы не слишком светиться…
***
- От Тулузы до Монсегюра вёрст пятьдесят на юг. – говорил Яша. Поедем через городок Вильфранш-де-Лораге, там свернём на Фуа, а оттуда уже – на запад, до самого места.
Олег Иванович вздохнул и мысленно потёр пятую точку.
- Снова трястись в двуколке?
- Я уже попросил матушку Тернье нанять для нас подходящий экипаж. – Яша сделал вид, что не заметил тоски в голосе спутника. - Через час будет готова, тогда и можем отправляться. А сейчас – вот!
И предъявил  почтовый конверт со штампом почты Третьей Республики поверх налепленных марок.
- Получено сегодня утром, из Марселя -  сообщил он. – Прислано на моё имя до востребования – собственно, мы с бароном так и договаривались. Писано на борту военного корабля Российского Императорского Флота «Змей Горыныч». Полюбопытствуйте…
Олег Иванович торопливо зашуршал бумагой.
- Никонов? – радостно охнул он. – Получил-таки свой корабль? И то верно, засиделся на штабной да технической работе, надо и ценз выплавать. А что за посудина такая – «Змей Горыныч», вы, случайно, не в курсе?
Яша довольно ухмыльнулся.
- Как же-с, в курсе, и даже не случайно. Как мне объяснили – судёнышко непростое. Там много чего интересного, но главное, конечно - на «Змее Горыныче» базируется два малых дирижабля, для этого у него есть даже складная причальная мачта. А кто командует авиагруппой – нипочём не догадаетесь!
- Неужели Великий князь Георгий? – сказал Семёнов. В уголках глаз у него притаились смешинки. – Вот уж не думал, что государь отпустит наследника от себя…
- Ничем вас не проймёшь! – Яша не скрывал разочарования по поводу неудавшегося сюрприза. – Признайтесь, знали заранее?
- Да откуда? Просто, если подумать – кому ж ещё? Других пилотов дирижаблей с опытом полётов над морем в Росси сейчас нет. А чтобы ещё и с Морским Корпусом и дальними океанским походом за плечами – так и тем более.
- «Змей Горыныч» пришёл на Средиземное море в составе отряда из новейшего броненосного крейсера «Память Азова», новейшего же бронепалубного «Адмирала Корнилова» и корвета «Рында».  Официально объявленная цель – визиты в порты Франции, Италии и Австро-Венгрии с целью демонстрации Андреевского флага. Сейчас они в Марселе – зашли туда  и задержались на неделю, якобы из-за неполадок с котлами на «Корнилове».
- А на самом деле?
- А на самом деле у Никонова строжайший приказ Корфа, подтверждённый указанием из-под шпица: при необходимости оказывать нам помощь всеми имеющимися у него средствами. Заодно проведут в Марселе несколько демонстрационных полётов «Новороссии», а «Таврида» так и вообще должна выполнить рекордный перелёт по маршруту Марсель-Монпелье-Тулуза и обратно. Между прочим, через три дня должны быть здесь.
_ Ваша идея? – сощурился Семёнов. – Чего ж раньше-то не сказали?
- Барон предложил. – вздохнул Яша. – Зачем именно – я так и не понял, говорит – на всякий случай. Я так думаю – пусть летит, не помешает. А военный корабль в Марселе – это хорошо, это удачно. В крайнем случае, и ноги есть на чём унести, и подкрепление можно затребовать. У Никонова на борту проходят практическое плавание два с десятка гардемаринов выпускного курса Морского корпуса. Все с французским языком, если что, можно на них положиться.
- Ну, и то хорошо. – согласился Олег Иванович. – Кстати, там, на улице, у крыльца трактира – не обещанная ли двуколка?
Яша выглянул в окно и довольно крякнул.
-Она самая! Смотрите-ка, парой запряжена, быстро поедем… Ну что, можем собираться? Если поторопимся – заночуем в Фуа, а там уж с утра подумаем, что делать дальше.
Но далеко они не уехали. На выезде из Сент-Оренс-де-Гамвиль, крошечного городка, приткнувшегося по обе стороны шоссе  в десяти верстах к югу от Тулузы, они едва не столкнулись с повозкой, которой правила усталая, растрёпанная, очень красивая женщина – и в ней поражённый до глубины души Олег Иванович узнал Берту.

+4

50

Ромей написал(а):

оенного корабля Российского Императорского Флота «Змей Горыныч»

Название эпатажное, вообще против всех традиций.

0


Вы здесь » В ВИХРЕ ВРЕМЕН » Произведения Бориса Батыршина » Коптский Крест-7. "Загадка тетрадигитуса".