VII
- Всё же вы решили вооружить аппараты торпедами, а не бомбами? - спросил Никонов. В особой минной дивизии давно уже использовали это слово для обозначения самодвижущихся мин Уайтхеда.
- Да, Сергей Алексеевич, торпедами. Я проанализировал сведения, полученные от наших друзей – получается, что при некотором везении можно будет сохранить наш визит в тайне. В смысле – сделать так, чтобы англичане не сразу поняли, кто именно к ним наведался. Самодвижущиеся мину ведь можно выпустить и с катера, а вот про бомбы этого никак не скажешь, сразу станет ясно, что сбросили с неба…
- Что ж, Георгий Александрович, за эту часть операции отвечаете вы. – согласился Никонов. Будучи превосходным, лучшим в России специалистом по якорным минам, он не слишком хорошо разбирался в аспектах применения оружия с воздуха, целиком полагаясь в этом вопросе на цесаревича. – Берёте по две штуки на аппарат?
- Да. Торпеды подвешиваются под гондолой, в бугельных захватах. Это новейшая 356-миллиметровая модель МкV, английская – правда, серьёзно доработанная в мастерских Д.О.П.а. Вес в снаряженном состоянии около девятисот фунтов, боевая часть – семьдесят фунтов.
- Пироксилин?
А вот и нет, тротил, продукция опытной химической лабораотории. К сожалению, объём выпуска пока очень мал, что модифицированных торпед, что новой взрывчатки, но для нас хватило.
Никонов провёл пальцами по сигарообразному корпусу торпеды. В отличие от английских моделей она была тупоносой и не имела плавников-стабилизаторов в носовой части.
- Дальность хода тоже нарастили?
- Да, до тысячи ярдов, это более, чем в полтора раза. На скорости в двадцать шесть узлов.
- У исходной модели, если мне память не изменяет, было двадцать четыре.
- Да, к сожалению скорость осталась практически на том же уровне. Работаем…
Трое матросов, повинуясь команде механика, облепили тележку, на ложементе которой покоилась начинённая смертью сигара и споро подкатили её к «Кронштадту». Орудуя рычагами домкратов, подняли торпеду на три фута, после чего механик закрепил серповидные клешни бугелей.
- С какой высоты рассчитываете выполнить сброс? – спросил Никонов.
- На учениях в финском заливе мы бросали с сорока футов на скорости в пятьдесят и тридцать узлов. – ответил Георгий. – из трёх опытных пусков один оказался неудачным, торпеда развалилась при ударе о воду. Из двух других в цель попала одна.
- С боевым зарядом, или с песком?
- С боевым, конечно. Правда, вместо тротила был пироксилин, но барже, выполнявшей роль мишени, хватило с лихвой.
- Броненосец – это всё же не баржа… - покачал головой Никонов. – Боюсь «Адмиралу» одной торпеды не хватить.
Цесаревич пожал плечами.
- Это уж как повезёт. Учтите, атака состоится ночью, англичане ничего не ждут и большая часть команды находится на берегу. Оставшейся стояночной вахты вряд ли хватит для борьбы за живучесть, тем более, что с защитой отсеков от поступления воду у них дела обстоят не лучше, чем на наших «Русалке» и «Гангуте».
Георгий имел в виду катастрофы, ещё не случившиеся на Балтийском флоте, о которых поведали «потомки» – и не просто поведали, а подкрепили свои слова детальнейшими описаниями этих трагедий. Согласно им, в сентябре 1893 года пошёл на дно броненосец береговой обороны «Русалка», унеся с собой всю команду – двенадцать офицеров, сто шестьдесят пять гардемаринов и матросов. А летом 1897-го года в Выборгском заливе, получив пробоину в днище, затонул броненосец «Гангут»{45}, только что принятый в боевой состав флота.
Оба корабля погибли как раз из-за отсутствия полной водонепроницаемости отсеков, ограниченных переборками и палубой. На «Русалке» вода попала в машинное отделение через незакрытые люки верхней палубы и залила топки. результате верхняя палуба ушла под воду, корабль потерял остойчивость и опрокинулся. На «Гангуте» тоже были залиты котельные отделения – их изначально спроектировали сообщающимися, без сплошных переборок от нижней до верхней палубы – и попавшая в одно из котельных отделений вода быстро заполнила и три остальных, вызвав, как горько шутят моряки, «поворот оверкиль».
- Что ж, будем надеяться, что у англичан с мерами против затопления дела действительно обстоят не лучше. – согласился Никонов. В любом случае – меньше, чем черед двенадцать часов мы это выясним. Если конечно, вы, лейтенант, попадёте.
- Попадём, господин капитан первого ранга! – Георгий широко улыбнулся. – Никак невозможно будет не попасть!